Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Мая 2012 в 19:46, курсовая работа
Целевая установка: осуществить комплексный (междисциплинарный) анализ системы социально-экономического прогнозирования развития региона (на примере Московской области).
Вопросы, подлежащие разработке (исследованию):
1. Сущность социально-экономического прогнозирования, его предмет, объекты и основные формы предвидения.
2. Методология прогнозирования социально-экономического развития регионов.
3. Анализ социально-экономического развития Московской области.
4. Прогнозирование социально-экономического развития Московской области
Введение 6
Глава 1. Теоретико-методологические основы социально-экономического прогнозирования 9
1.1. Региональное хозяйство и региональная экономика 9
1.2. Сущность социально-экономического прогнозирования, его предмет, объекты и основные формы предвидения 11
1.3. Методология прогнозирования социально-экономического развития регионов 13
1.4. Стратегическое и индикативное планирование регионального развития 18
Глава 2. Анализ социально-экономического развития Московской области 30
2.1 Краткая характеристика региона 30
2.2 Динамика основных социально-экономических показателей развития региона 33
Глава 3. Прогнозирование социально-экономического развития Московской области 52
Заключение 77
Список использованной литературы 80
Поставленные цель и задачи обусловили структуру дипломной работы, которая состоит из введения, трех глав, заключения, списка использованной литературы и приложений.
Региональное хозяйство представляет собой весь хозяйственный, экономический, производственный и социальный комплекс, который формируется независимо от состава отраслей и ведомственной подчиненности предприятий, организаций и учреждений, расположенных на территории республики, края, области, автономного округа.
Все предприятия и организации промышленного и сельскохозяйственного производства, строительства, транспорта, связи, сферы культурно-бытового обслуживания можно разделить на три большие группы подчинения:
1)федерального;
2)субъекта Федерации;
3)муниципального или местного.
Отношения между местными органами, которые являются основой системы регионального управления, с одной строны, и предприятиями и организациями – с другой (в соответствии с уровнем подчиненности), варьируются от полного подчинения (предпрития и организации муниципальной собственности) местным органам до осуществления последними отдельных функций управления.
Вне зависимости от форм управления и подчиненности все предприятия (организации), расположенные в данном регионе, подконтрольны местным органам управления в вопросах использования земли, недр, лесов и вод, охраны природы, соблюдения санитарных, противопожарных, правовых, социальных, жилищно-бытовых норм и правил. Территориальные органы управления ведут контроль за жилищным и социально-культурным строительством, строительством местных дорог, производством продовольствия и товаров народного потребления, осуществляемого всеми предприятиями, находящимися на данной территории.
Объектами регулирования на региональном уровне являются: процесс приватизации государственной собственности; налогообложение предприятий и населения; формирование местных бюджетов; социальная защита населения и др.
В последние годы в Российской Федерации проводится работа по формированию государственной региональной политики. Под региональной политикой в РФ понимается система целей и задач органов государственной власти по управлению политическим, экономическим и социальным развитием регионов страны, а также механизм их реализации.
Основными целями региональной политики в РФ являются:
1)обеспечение экономических, социальных, правовых и организационных основ федерализма в РФ, создание единого экономического пространства;
2)обеспечение единых минимальных социальных стандартов и равной социальной защиты населения независимо от экономических возможностей регионов;
3)выравнивание условий социально-экономического развития регионов;
4)предотвращение загрязнения окружающей среды, а также ликвидация последствий ее загрязнения, комплексная экологическая защита регионов;
5)приоритетное развитие регионов, имеющих особо важное стратегическое значение;
6)максимальное использование природно-климатических особенностей регионов;
7)становление и обеспечение гарантий местного самоуправления.
Под прогнозом понимается научно-обоснованное суждение о возможных состояниях объекта в будущем, об альтернативных путях и сроках его осуществления. Социально-экономическое прогнозирование – это процесс разработки экономических и социальных прогнозов, основанный на научных методах познания экономических и социальных явлениях и использования всей совокупности методов, способов и средств экономической прогностики.
Прогнозирование имеет две стороны или плоскости конкретизации: предсказательную (дескриптивную, описательную); предуказательную (предписательную). Предсказание означает описание возможных или желательных перспектив, состояний, решений проблем будущего. Предуказание означает решение этих проблем, путем использования информации о будущем в целенаправленной деятельности.
Таким образом, в прогнозировании различают два аспекта: теоретико-познавательный и управленческий.
Экономическое прогнозирование имеет своим объектом процесс конкретного расширенного воспроизводства во всем его многообразии. Предметом экономического прогнозирования является познание возможных состояний функционирующих экономических объектов в будущем, исследование закономерностей и способов разработки экономических прогнозов.
В основе экономического прогнозирования лежит предположение о том, что будущее состояние экономики в значительной мере предопределяется ее прошлым и настоящим состояниями. Будущее несет в себе и элементы неопределенности. Это объясняется следующими моментами:
- наличием не одного, а множества вариантов возможного развития;
-действие экономических законов в будущем зависит не только от прошлого и настоящего состояний экономики, но и от управленческих решений, которые еще только должны быть приняты и реализованы;
-неполнота степени познания экономических законов, дефицит и недостаточная надежность информации.
Единство определенности (детерминированности) и неопределенности будущего – решающая предпосылка экономического прогнозирования. Если бы будущее было полностью определенным, то тогда бы не было потребности в прогнозировании. При неопределенности будущего сама возможность экономического прогнозирования исключается.
Важную роль в развитии экономического прогнозирования играет прикладная научная дисциплина прогностика и ее составная часть – экономическая прогностика.
Прогнозирование следует рассматривать в комплексе с более широким понятием – предвидением, которое дает опережающее отображение действительности, основанное на познании законов природы, общества и мышления. Различают три формы научного предвидения: гипотезу, прогноз и план.
Гипотеза характеризует научное предвидение на уровне общей теории. На уровне гипотезы дается качественная характеристика исследуемых объектов, выражающая общие закономерности их поведения.
Прогноз в сравнении с гипотезой имеет значительно большую качественную и количественную определенность и отличается большей достоверностью.
План представляет собой постановку точно определенной цели и предвидение конкретных, детальных событий исследуемого объекта. Его отличительные черты: определенность, конкретность, адресность, обязательность или индикативность. Между прогнозом и планом имеются существенные различия. Прогноз носит вероятностный, а план обязательный характер. План – это однозначное решение, прогноз же по своей сущности имеет вероятное содержание. В то время как планирование направлено на принятие и практическое осуществление управленческих решений, цель прогнозирования – создать научные предпосылки для их принятия.
Таким образом, задача экономического прогнозирования состоит, с одной стороны, в том, чтобы выяснить перспективы ближайшего или более отдаленного будущего в исследуемой области, а с другой стороны, способствовать оптимизации текущего и перспективного планирования и регулирования экономики, опираясь на составленный.
В последние годы на уровне регионов (республик, краев, областей) проводилась и проводится работа по составлению краткосрочных, среднесрочных и долгосрочных прогнозов экономического и социально развития.
Долгосрочный прогноз разрабатывается один раз в пять лет на десятилетний период. Он служит основой для разработки концепции социально-экономического развития регионов на долгосрочную перспективу. В целях обеспечения преемственности проводимой экономической политики данные долгосрочного прогноза используются при разработке среднесрочных прогнозов, концепции и программ социально-экономического развития регионов.
Среднесрочный прогноз социально-экономического развития регионов разрабатывается на период от трех до пяти лет с ежегодной корректировкой данных. Он служит основой для разработки концепции развития экономики в рамках среднесрочной перспективы. В целях всеобщего ознакомления данные долго- и среднесрочных прогнозных расчетов, а также концепции социально-экономического развития публикуются в открытой печати.
Краткосрочный прогноз социально-экономического развития разрабатывается ежегодно и служит основой составления проекта государственного бюджета.
Вышеназванные документы являются составной частью пакета, представляемого Правительством России Федеральному собранию. В состав этого пакета входят:
1) данные о социально-экономическом развитии регионов за прошедший период текущего года;
2) прогноз социально-экономического развития на предстоящий год;
3) проект сводного финансового баланса на территории России;
4) перечень основных социально-экономических проблем (задач) развития, на решение которых будет направлена политика Правительства РФ;
5) перечень федеральных целевых программ, намеченных к финансированию в предстоящем году за счет средств федерального бюджета;
6) перечень и объем поставок продукции для государственных нужд по укрупненной номенклатуре;
7) проектировки развития государственного сектора экономики.
Наряду с этим Правительство России представляет проекты законов, которые оно считает необходимым принять для успешной реализации намеченных задач.
Методологическими предпосылками такого прогнозирования являются следующие положения:
1)регион представляет собой целостную подсистему общей системы общественного производства, выполняющую определенную народнохозяйственную функцию посредством производства некоторого числа продуктов или услуг, являющихся предметом его специализации;
2)ухудшение показателей экономической деятельности региона способно вызвать негативные изменения в функционировании всей системы общественного производства или социально-экономической системы общества;
3)необходимый уровень результатов функционирования региональной экономической системы к заданному моменту времени не может быть обеспечен при сложившихся инерционных тенденциях регионального развития;
4)преобразование режима функционирования региональной экономической системы в рамках существующей системы территориального управления и при данных ресурсах в заданный срок невозможно.
Исходя из этих положений определяются основные этапы и схема разработки прогноза регионального экономического развития, его содержание. Процесс разработки прогноза включает в себя три блока: аналитический, концептуальный и прогнозный.
В рамках аналитического блока необходимо исследовать внутреннюю связанность данной территории, определить существенные структурные связи, экономическое ядро региональной системы и производства, определяющие эффективность функционирования системы в целом. Это дает возможность определить те звенья регионального хозяйства, которые выполняют основную функцию региона в системе общественного разделения труда. Кроме того, необходимо рассмотреть тенденции развития региона в составе всей экономики страны. Это покажет степень зависимости всего общественного производства в данный момент и в перспективе от функционирования региональной экономики.
Основным содержанием исследований в рамках концептуального блока является выработка концепции развития региональной экономической системы с учетом стоящих перед регионом экономических и социальных целей.
При разработке концепции регионального развития можно выделить два основных этапа:
1)формирование целей и их конкретизация в виде определенных задач, направленных на решение соответствующих проблем;
2)определение приоритетов целей и задач экономического и социального развития и разработка на этой основе стратегии регионального развития.
Специфика целей, конкретных проблем и факторов развития в каждом данном регионе не позволяет унифицировать решение этой проблемы.
Вместе с тем можно назвать ряд целей и задач, присущих всем регионам. Это:
1)стабилизация производства и обеспечение экономического роста;
2)формирование развитых рыночных отношений;
3)решение комплекса социальных вопросов;
4)защита окружающей среды и т.д.
Основной задачей в рамках прогнозного блока является определение количественных параметров и показателей развития региональной экономической системы в перспективе. При этом используются три типа прогнозов: общеэкономические прогнозы развития региональной экономической системы в целом; прогнозы развития отдельных отраслей и производств регионального хозяйства; прогнозы развития отдельных административно-
Основным методом разработки указанных прогнозов является составление сценариев перспективного развития. В этих сценариях описываются вероятные ситуации будущего развития региональной экономической системы и ее структур, ее взаимосвязь с другими системами, определяются оптимальные показатели развития региональной экономики при различных сочетаниях факторов и условий регионального развития.
Информация о работе Социально-экономическое прогнозирование развития региона