Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Мая 2012 в 19:46, курсовая работа
Целевая установка: осуществить комплексный (междисциплинарный) анализ системы социально-экономического прогнозирования развития региона (на примере Московской области).
Вопросы, подлежащие разработке (исследованию):
1. Сущность социально-экономического прогнозирования, его предмет, объекты и основные формы предвидения.
2. Методология прогнозирования социально-экономического развития регионов.
3. Анализ социально-экономического развития Московской области.
4. Прогнозирование социально-экономического развития Московской области
Введение 6
Глава 1. Теоретико-методологические основы социально-экономического прогнозирования 9
1.1. Региональное хозяйство и региональная экономика 9
1.2. Сущность социально-экономического прогнозирования, его предмет, объекты и основные формы предвидения 11
1.3. Методология прогнозирования социально-экономического развития регионов 13
1.4. Стратегическое и индикативное планирование регионального развития 18
Глава 2. Анализ социально-экономического развития Московской области 30
2.1 Краткая характеристика региона 30
2.2 Динамика основных социально-экономических показателей развития региона 33
Глава 3. Прогнозирование социально-экономического развития Московской области 52
Заключение 77
Список использованной литературы 80
Объем поступлений в целом по группе неналоговых доходов составил 4863,2 млн. рублей против уровня поступлений в 2010 году 5873 млн. рублей. Без учета сальдовых результатов по доходам и возвратам субсидий и субвенций прошлых лет, доходов от оказания платных услуг бюджетными организациями, с января 2011 года учитываемых в составе доходов от приносящей доход деятельности, а также разовых платежей в результате возвратов сумм активов Московской области, объем поступлений неналоговых доходов за 2011 год увеличился на 286 млн. рублей или 7,7 % и составил 4027,2 млн. рублей против 3740,8 млн. рублей за 2010 год.
Расходы
В 2011 году расходы бюджета Московской области составили 254342,5 млн. рублей или 91,3% от плановых назначений на год (278649,7 млн. рублей). По сравнению с 2010 годом расходы бюджета увеличились на 31017,5 млн. рублей или 13,9 процента.
Основная доля расходов была сосредоточена на шести основных направлениях:
- социальная политика – 69103 млн. рублей, что составляет 27,2 % в общей сумме расходов,
- образование – 47047,9 млн. рублей (18,5 %),
- здравоохранение – 42672,8 млн. рублей (16,8 %),
- физическая культура и спорт – 5635,7 млн. рублей (2,2 %),
- культура, кинематография – 2558,1 млн. рублей (1 %),
- средства массовой информации – 1 987 млн. рублей (0,8 %).
Расходы на социально-культурную сферу (с учетом межбюджетных трансфертов муниципальным образованиям Московской области на социальные цели) в 2011 году составили 169 млрд. рублей, с ростом к уровню 2010 года на 26,2 млрд. рублей. Их удельный вес в общем объеме расходов бюджета составил 66,5 %, в 2010 году – 63,4 %.
В составе данных расходов на предоставление мер социальной поддержки по оплате жилого помещения и коммунальных услуг категориям граждан, социальная поддержка которых относится к полномочиям Российской Федерации и Московской области, было направлено 16122,6 млн. рублей, в том числе: 11677,8 млн. рублей составили средства бюджета Московской области и 4444,8 млн. рублей поступило из федерального бюджета. По сравнению с 2010 годом расходы на эти цели увеличились на 1560,2 млн. рублей или 10,7 %. В 2011 году меры социальной поддержки по оплате жилого помещения и коммунальных услуг были предоставлены 1259 651 льготнику региональных полномочий и 584243 льготникам федеральных полномочий.
328 тысячам жителей Московской области осуществлялись выплаты субсидий на оплату жилого помещения и коммунальных услуг, расходы бюджета Московской области на эти цели составили 2847,2 млн. рублей.
На предоставление мер социальной поддержки в части проезда на транспорте общего пользования было направлено 18994 млн. рублей, что на 3684,4 млн. рублей или 24,1 % больше аналогичных расходов 2010 года. В том числе расходы бюджета Московской области на возмещение затрат бюджету города Москвы, связанных с реализацией мер социальной поддержки в части транспортного обслуживания отдельных категорий граждан Московской области наземными видами транспорта общего пользования города Москвы и на Московском метрополитене, составили 7 461,3 млн. рублей, с ростом к уровню 2010 года на 1164,9 млн. рублей или 18,5 %.
В целом в 2011 году правом на бесплатный проезд, в том числе на получение ежемесячной денежной выплаты в части проезда, воспользовались более 2192 000 человек.
На дополнительное ежемесячное пенсионное обеспечение отдельных категорий граждан, оказание государственной социальной помощи малоимущим семьям и одиноко проживающим пенсионерам, ежемесячные денежные выплаты лицам, не отмеченным государственными и ведомственными наградами, имеющим трудовой стаж 50 лет и более, было направлено 2166,7 млн. рублей. На 448,1 млн. рублей осуществлены расходы на ежемесячные компенсационные выплаты отдельным категориям военнослужащих и участникам боевых действий, а также членам семей военнослужащих.
На предоставление мер социальной поддержки детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, было направлено 3543,7 млн. рублей.
Расходы на приобретение, хранение, доставку и выдачу лекарственных средств, оплату 50 % стоимости лекарств и оказание высокотехнологичной медицинской помощи гражданам, проживающим в Московской области, составили 5353,9 млн. рублей.
Бюджетам муниципальных образований Московской области перечислены субвенции:
- 24554,3 млн. рублей на обеспечение в соответствии с законодательством Российской Федерации государственных гарантий прав граждан на получение общедоступного и бесплатного дошкольного, начального общего, основного общего, среднего (полного) общего образования, а также дополнительного образования в муниципальных общеобразовательных учреждениях в Московской области в размере, необходимом для реализации основных общеобразовательных программ в части финансирования расходов на оплату труда работников общеобразовательных учреждений, расходов на учебники и учебные пособия, технические средства обучения, расходные материалы и хозяйственные нужды, (за исключением расходов на содержание зданий и коммунальных расходов, осуществляемых из местных бюджетов), расходов на ежемесячную денежную компенсацию педагогическим работникам в целях содействия их обеспечению книгоиздательской продукцией и периодическими изданиями (в 2010 году – 20699,1 млн. рублей);
- 886,6 млн. рублей на компенсацию части родительской платы за содержание ребенка в государственных и муниципальных образовательных учреждениях (в 2010 году – 767,7 млн. рублей);
- 898,3 млн. рублей на обеспечение полноценным питанием беременных женщин, кормящих матерей и детей до трех лет (в 2010 году – 876,6 млн. рублей).
На осуществление социальной поддержки безработных граждан, включая пособия по безработице, было направлено 1568,8 млн. рублей.
Финансирование долгосрочных целевых программ Московской области в 2011 году увеличилось по сравнению с 2010 годом на 17058,4 млн. рублей, составив 31721 млн. рублей. Наибольший объем средств был направлен на реализацию мероприятий программы «Дороги Подмосковья на период 2009-2011 годов» - 10902,1 млн. рублей.
За отчетный период на проведение мероприятий по улучшению жилищных условий граждан Российской Федерации, проживающих в сельской местности, и по обеспечению жильем молодых семей и молодых специалистов, проживающих и работающих в сельской местности, в соответствии с долгосрочной целевой программой Московской области «Развитие сельского хозяйства Московской области на период 2009-2012 годов» бюджетам муниципальных образований Московской области предоставлены субсидии в сумме 105,4 млн. рублей.
В рамках реализации долгосрочной целевой программы Московской области «Жилище» на 2009-2012 годы» бюджетам муниципальных образований Московской области предоставлены субсидии:
- 2 106,8 млн. рублей на капитальные вложения в объекты социальной инфраструктуры на земельных участках, на которых осуществляется строительство жилья для военнослужащих;
- 1994,8 млн. рублей на капитальные вложения в объекты общественной инфраструктуры;
- 2097,8 млн. рублей на капитальные вложения в объекты инженерной инфраструктуры;
- 181,5 млн. рублей на обеспечение жильем молодых семей.
Дотации и прочие межбюджетные трансферты общего характера из бюджета Московской области перечислены в сумме 9238,5 млн. рублей, что составило 98,7 % к плановым назначениям на год (9362,6 млн. рублей).
На 01.01.2012 года бюджет Московской области исполнен с профицитом в сумме 25518,5 млн. рублей.
Государственный долг Московской области
На 01.01.2012 года государственный долг Московской области составил 106133,8 млн. рублей и по видам долговых обязательств распределился следующим образом:
- государственные ценные бумаги – 41527,9 млн. рублей (39,1% от объема общего долга);
- бюджетные кредиты – 41966 млн. рублей (39,6 %);
- кредиты, привлеченные в коммерческих банках – 22000 млн. рублей (20,7 %);
- долговые обязательства, гарантированные Московской областью – 639,9 млн. рублей (0,6%).
Государственный долг Московской области по состоянию на 01.01.2012 года по отношению к 01.01.2011 года снизился на 40713,1 млн. рублей. В структуре долговых обязательств снижение долга произошло:
- по государственным ценным бумагам – на 23100 млн. рублей;
- по коммерческим кредитам – на 8900 млн. рублей;
- по бюджетным кредитам – на 8200 млн. рублей;
- по обязательствам, гарантированным Московской областью – на 513,1 млн. рублей.
Снижение государственного долга Московской области за указанный период произошло в результате погашения, в том числе досрочного, за счет средств бюджета Московской области кредитов кредитных организаций, обязательств по бюджетным кредитам, облигаций Московских областных внутренних облигационных займов, а также за счет погашения принципалами долговых обязательств, гарантированных Московской областью.
Кроме того, проведена реструктуризация долговых обязательств Московской области путем замещения коммерческих кредитов с высокой процентной ставкой на кредиты с более низкой процентной ставкой.
В результате проделанной работы средневзвешенная процентная ставка по привлеченным заемным средствам с начала 2011 года снизилась на 0,79 процентных пункта (с 7,79 % по состоянию на 01.01.2011 года до 7% по состоянию на 01.01.2012 года).
Досрочное погашение кредитов коммерческих банков, бюджетных кредитов, погашение облигаций Московских областных внутренних облигационных займов за счет средств бюджета Московской области, а также проведение реструктуризации долговых обязательств Московской области позволили сократить первоначально запланированные расходы на обслуживание государственного долга Московской области на 2011 год на 4249,9 млн. рублей.
Снижение долговой нагрузки отмечено Международным рейтинговым агентством Moody’s Investors Service, которое 24 ноября 2011 года повысило рейтинги Московской области по международной шкале в иностранной и национальной валютах с уровня В1 до уровня Ва3. Прогноз по рейтингу был изменен со «стабильного» на «позитивный».
В январе-декабре 2011 года на развитие экономики и социальной сферы области было направлено 245 млрд. рублей инвестиций в основной капитал, что на 1,3 процента меньше, чем за соответствующий период 2010 года в сопоставимых ценах.
Основным источником инвестиций в основной капитал в отчетном периоде были привлеченные средства организаций, которые составили 57,6% общего объема инвестиций. В их структуре наибольшую долю занимали кредиты банков, заемные средства других организаций, бюджетные средства.
За январь-декабрь 2011 года крупными и средними организациями области было использовано 196,2 млрд. рублей инвестиций в основной капитал. Структура данного вида инвестиций представлена на рис.3.
В январе-декабре 2011 года в экономику области поступило иностранных инвестиций на сумму 4,6 млрд. долларов США, что на 10,2% больше, чем в январе-декабре 2010 года.
Рис.3. – Структура инвестиций в основной капитал по основным видам деятельности крупных и средних организаций в январе-декабре 2011 года.
Наибольшая доля иностранных инвестиций в обрабатывающих производствах приходилась на производство пищевых продуктов, включая напитки, и табака – 28,4%; производство машин и оборудования – 22,4%; производство резиновых и пластмассовых изделий – 22,2%; производство прочих неметаллических минеральных продуктов – 3,2%; химическое производство – 2,5%.
В I полугодии 2011 года в экономику Московской области иностранные инвестиции поступили из 52 стран мира, среди которых наиболее активными инвесторами были Кипр, Ирландия, Германия, Нидерланды, Швеция, Франция, Республика Корея, Бельгия, Турция, Виргинские острова и Австрия (рис.4).
Рис.4. – Объем иностранных инвестиций по странам в 2011 году, млн. долларов США
Иностранные инвестиции поступили в 56 муниципальных образований. Основная их часть была направлена в Солнечногорский, Ленинский, Истринский, Егорьевский, Ступинский, Раменский, Наро-Фоминский, Мытищинский, Одинцовский и Рузский муниципальные районы, а также в городские округа Химки, Дубна, Балашиха, Домодедово и Котельники.
Показатели прогноза разработаны на базе статистических данных за 2007–2010 годы, а также итогов социально-экономического развития экономики и социальной сферы Московской области в январе-декабре 2011 года.
Анализ тенденций социально-экономического развития Московской области в 2011 году свидетельствует о стабилизации ситуации в экономике и социальной сфере, которая продолжится до конца года, и положительной динамике основных параметров прогноза в среднесрочной перспективе.
По сравнению с январем-декабрем 2010 года в экономике Московской области отмечен рост значений основных экономических показателей.
Оборот организаций в фактических ценах увеличился на 18,3 процента.
Индекс промышленного производства составил 109,5 процента, что превысило рост промышленного производства в Российской Федерации (104,7 процента). Объем отгруженных товаров собственного производства, выполненных работ и услуг собственными силами по виду экономической деятельности «обрабатывающие производства» увеличился на 10,5 %, «производство и распределение электроэнергии, газа и воды» - на 10,6 %.
Грузооборот автомобильного транспорта вырос на 12,4 %.
Средняя заработная плата в декабре 2011 года достигла 31531 рублей, увеличившись по сравнению с декабрем 2010 года на 12,4 %.
Рост оборота розничной торговли в Московской области составил 108,8 %. Сохраняется тенденция к сокращению численности официально зарегистрированных безработных лиц с 34,7 тыс. человек на конец января 2011 года до 30,7 тыс. человек на конец июня 2011 года.
В то же время в жилищном строительстве сохраняется отрицательная динамика. С начала 2011 года было введено в действие 1,9 млн. кв. метров общей площади жилых домов, что на 26,2 % меньше, чем в январе-июне 2010 года.
Разработка основных параметров развития экономики Московской области проведена по двум вариантам:
первый вариант (консервативный) отражает сложившуюся тенденцию развития экономики Московской области;
Информация о работе Социально-экономическое прогнозирование развития региона