Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Мая 2012 в 19:46, курсовая работа
Целевая установка: осуществить комплексный (междисциплинарный) анализ системы социально-экономического прогнозирования развития региона (на примере Московской области).
Вопросы, подлежащие разработке (исследованию):
1. Сущность социально-экономического прогнозирования, его предмет, объекты и основные формы предвидения.
2. Методология прогнозирования социально-экономического развития регионов.
3. Анализ социально-экономического развития Московской области.
4. Прогнозирование социально-экономического развития Московской области
Введение 6
Глава 1. Теоретико-методологические основы социально-экономического прогнозирования 9
1.1. Региональное хозяйство и региональная экономика 9
1.2. Сущность социально-экономического прогнозирования, его предмет, объекты и основные формы предвидения 11
1.3. Методология прогнозирования социально-экономического развития регионов 13
1.4. Стратегическое и индикативное планирование регионального развития 18
Глава 2. Анализ социально-экономического развития Московской области 30
2.1 Краткая характеристика региона 30
2.2 Динамика основных социально-экономических показателей развития региона 33
Глава 3. Прогнозирование социально-экономического развития Московской области 52
Заключение 77
Список использованной литературы 80
В 2012 году развитию малого предпринимательства в Московской области будет способствовать реализация мероприятий долгосрочной целевой программы Московской области «Развитие субъектов малого и среднего предпринимательства в Московской области на 2009-2012 годы», утвержденной постановлением Правительства Московской области от 29.01.2009 № 71/2 «Об утверждении долгосрочной целевой программы Московской области «Развитие субъектов малого и среднего предпринимательства в Московской области на 2009-2012 годы».
Приоритетными направлениями развития малого и среднего предпринимательства в Московской области в прогнозируемом периоде будут являться: научно-техническая и инновационная деятельность; производство, в том числе импортозамещающей и экспортно-ориентированной продукции; технологическое оснащение и переоснащение производства; развитие малого и среднего предпринимательства в жилищной сфере, в сферах коммунального хозяйства и предоставления бытовых услуг; создание и развитие инфраструктуры поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства.
Положительная динамика роста числа малых предприятий и доли среднесписочной численности работников малых предприятий по Московской области обусловлена мероприятиями, проводимыми в Московской области по развитию малого и среднего предпринимательства, которые включают финансовую и имущественную поддержку, организацию подготовки и переподготовки кадров для малого и среднего предпринимательства, другие виды поддержки.
Инвестиции
Инвестиции в основной капитал являются одним из определяющих факторов устойчивого экономического роста в Московской области.
Основной вклад в поддержание инвестиционной активности будет обеспечиваться за счет концентрации капиталовложений в обрабатывающие производства, производство и распределение электроэнергии, операции с недвижимым имуществом, а также транспортный комплекс.
В прогнозируемом периоде на инвестиционную активность будет оказывать влияние складывающаяся ситуация в экономике и финансовой сфере Московской области, динамика внутреннего потребительского спроса.
В 2012 году предусматривается оживление инвестиционной активности по сравнению с 2011 годом. Прогнозируемый объем инвестиций в основной капитал за счет всех источников финансирования в 2012 году в условиях второго варианта расчетов составит 422,3 млрд. рублей (индекс физического объема по отношению к уровню 2011 года составит 107%).
В 2013-2014 годы прогнозируется дальнейший рост объема инвестиций в основной капитал и в 2014 году в условиях второго варианта расчетов индекс физического объема составит 109% по сравнению с уровнем 2013 года.
В последние годы строительная отрасль в Московской области в значительной мере развивалась за счет привлечения средств кредитных организаций.
В структуре источников инвестиций в основной капитал отмечается тенденция к увеличению доли привлеченных средств с 50,8 процента в 2010 году до 53,9% в 2012 году (по второму варианту расчетов).
В 2013 и 2014 годах прогнозируется рост доли привлеченных средств до 55,5 и 57,9 % (по второму варианту расчетов) соответственно в связи с предполагаемым улучшением ситуации в кредитно-банковской сфере.
В 2012 году по прогнозу произойдет рост объема иностранных инвестиций по сравнению с оценкой 2011 года на 5,5 и 15,8 % соответственно по первому и второму вариантам расчетов.
В последующие годы также прогнозируется рост инвестиционной активности и улучшение общей экономической ситуации в Московской области. В 2013 году прогнозируемый объем иностранных инвестиций составит по первому варианту расчета 8,5 млрд. долларов США, по второму – 9 млрд. долларов США.
В 2014 году прогнозируется увеличение объема иностранных инвестиций до 9,5 по первому и до 10,1 млрд. долларов США по второму варианту расчетов, что выше уровня предыдущего года на 11,1 и 12,1 % соответственно.
В настоящее время на территории Московской области реализуются 46 крупных инвестиционных проектов за счет внебюджетных средств. Создаются промышленные округа, а также модернизируется и развивается транспортно - логистическая система.
Основные фонды
В 2012-2014 годах прогнозируется тенденция роста указанных показателей за счет роста инвестиционной активности.
В 2014 году ввод в действие новых основных фондов составит 479,5 млрд. рублей, коэффициент обновления основных фондов – 6,6 % (по второму варианту расчетов).
Строительство
По прогнозу в 2012 году ожидается рост к уровню 2011 года объема работ и услуг, выполненных собственными силами организаций по виду деятельности «Строительство»: по первому варианту расчетов – 103 % (319,4 млрд. рублей), по второму – 110 % (341,1 млрд. рублей). К 2014 году прогнозируется рост указанного показателя в условиях второго варианта расчетов на 8 % (466,6 млрд. рублей).
Финансы
В соответствии с прогнозом в 2012 году ожидается некоторое улучшение ситуации в финансовой сфере, вследствие этого прогнозируется рост прибыли организаций, осуществляющих деятельность на территории Московской области, в условиях первого варианта расчетов на 9,3 % по отношению к оценке 2011 года и на 11,3 % в условиях второго варианта расчетов.
В целом по Московской области величина прибыли по прогнозу на 2012 год определена по двум вариантам расчетов в размере 423,9 и 431,8 млрд. рублей соответственно.
В 2012 году наиболее значительный объем прибыли в условиях второго варианта расчетов прогнозируется в Мытищинском (41,3 млрд. рублей), Ленинском (29,3 млрд. рублей), Ступинском (18,2 млрд. рублей), Одинцовском (14,1 млрд. рублей), Красногорском (10,5 млрд. рублей) и Наро-Фоминском (9,6 млрд. рублей) муниципальных районах Московской области, а также в городских округах Московской области: Химки (92,5 млрд. рублей), Подольск (36,5 млрд. рублей), Домодедово (16,4 млрд. рублей), Долгопрудный (12,4 млрд. рублей) и Королёв (11,4 млрд. рублей).
Общий объем финансовых ресурсов Московской области без учета средств, перечисляемых и получаемых из федерального бюджета и организаций федерального уровня, по прогнозу в 2012 году составит по двум вариантам расчетов 1208,6 и 1226,7 млрд. рублей. Рост по сравнению с оценкой 2011 года составит по двум вариантам расчетов 107,9 и 109,6 % соответственно.
Значительную долю (21,5 % по второму варианту расчетов) в доходной части сводного финансового баланса Московской области в 2012 году будут занимать налоги на прибыль, доходы, включающие в себя налог на прибыль организаций и налог на доходы физических лиц. Удельный вес каждого из них в общей сумме доходов в 2012 году по второму варианту расчетов составит 10,4 и 11 % соответственно.
В 2012 году ожидается рост налога на прибыль организаций по второму варианту расчетов на 26,7 % по сравнению с предыдущим годом, 2013 году – на 19,4 %, в 2014 году – на 20,6 %.
Рост величины налога на доходы физических лиц в 2012 году по второму варианту расчетов прогнозируется в размере 111,7 % к предыдущему году, в 2013 году – 112,4 %, в 2014 году – 113,2 %.
Налоги на товары (работы, услуги), реализуемые на территории Российской Федерации, включающие налог на добавленную стоимость, являющийся источником доходов федерального бюджета, и акцизы также занимают существенную долю в общей сумме доходов сводного финансового баланса Московской области. По прогнозу в 2012 году их доля может достичь 14,5 процента по второму варианту расчета.
В 2013-2014 годах налог на добавленную стоимость прогнозируется в размере 172,4 – 193,8 млрд. рублей по первому варианту расчетов и 173 – 194,7 млрд. рублей по второму варианту расчетов соответственно.
Акцизы, удельный вес которых в доходах по двум вариантам расчетов будет равен 1,9 %, вырастут в 2012 году по сравнению с оценкой 2011 года на 10,8 – 14,1 % соответственно.
Амортизационные отчисления в 2012 году по двум вариантам расчетов прогнозируются в размере 113,5 млрд. рублей с ростом их значений к оценке 2011 года на 8,2 %.
По прогнозу на 2012 год сальдо финансовых взаимоотношений с федеральным уровнем власти составит по двум вариантам расчетов -51,7 млрд. рублей и -52 млрд. рублей.
Доходы Московской области с учетом взаимоотношений с федеральным уровнем власти в 2012 году ожидаются по двум вариантам расчетов в размере 1157 и 1174,6 млрд. рублей, что на 5,9 и 7,5 % их выше оценочного значения в 2011 году.
Расходы Московской области в 2012 году прогнозируется по двум вариантам расчетов в размере 1122,6 и 1132,7 млрд. рублей.
По прогнозу 2012 года превышение расходов над доходами (профицит) составит по двум вариантам расчетов 34,3 и 41,9 млрд. рублей.
Прогноз показателей финансового баланса Московской области на 2012-2014 годы учитывает развитие положительных тенденций в экономике Московской области. Ожидается рост налогового потенциала Московской области как за счет расширения и модернизации действующих производственных и торговых мощностей, так и за счет строительства новых объектов.
Труд и заработная плата
Тенденция увеличения численности занятых в экономике сохранится в 2012-2014 годах. В 2012 году, по второму варианту расчетов, указанный показатель может увеличиться по сравнению с 2011 годом на 17,1 тыс. человек, в 2013 году на 8,5 тыс. человек по сравнению с предыдущим годом, в 2014 году – на 12,5 тыс. человек.
Рост занятости будет обеспечиваться за счет сохранения инвестиционной привлекательности Московской области, создания новых высокотехнологичных производств, эффективных рабочих мест с заработной платой на современном уровне, расширения сферы услуг, дальнейшего развития инновационных направлений деятельности.
Численность официально зарегистрированных безработных в 2012 году, по прогнозу, снизится до 30,3 и 28,3 тыс. человек по двум вариантам расчетов.
Позитивные тенденции социально-экономического развития Московской области, создание новых рабочих мест оказывают влияние на дальнейшее снижение численности безработных граждан.
В последующие годы, в связи с наметившимися положительными тенденциями в экономике Московской области, прогнозируется постепенное снижение уровня официально зарегистрированной безработицы. В 2014 году численность безработных, состоящих на регистрационном учете в органах службы занятости населения Московской области, составит 24,2 и 22,2 тыс. человек (по двум вариантам расчетов), уровень зарегистрированной безработицы снизится до 0,63 – 0,58 %.
Денежные доходы и расходы населения
Денежные доходы населения Московской области по прогнозу на 2012-2014 годы имеют тенденцию к росту. По оценке в 2011 году величина денежных доходов населения увеличится на 12,5 % и составит 2125 млрд. рублей. При этом оплата труда увеличится на 10 %. Доля этого показателя в общей сумме доходов по двум вариантам расчетов в 2012 году составит 35,7 процента.
Рост доходов населения Московской области будет обеспечиваться, прежде всего, ростом доходов от занятости. Основной составляющей оплаты труда является фонд заработной платы, который в 2012 году прогнозируется с ростом к оценочным значениям данного показателя в 2011 году по двум вариантам расчетов в 1,09 и 1,11 раза. В 2013-2014 годы темпы роста фонда заработной платы несколько увеличатся и составят соответственно по двум вариантам расчетов: в 2013 году – 110 и 112,4 %, в 2014 году – 110,9 и 113,1 %.
Значительный рост фонда заработной платы в 2012 году по отношению к оценочному значению фонда заработной платы 2011 года прогнозируется в рамках второго варианта расчетов в организациях Мытищинского (118,6 %), Щёлковского (118,1 %), Люберецкого (117,4 %), Подольского (115,6 %), Красногорского (114,8 %), Солнечногорского (113,5 %), Наро-Фоминского (113,2 %) муниципальных районов Московской области, городских округов Московской области: Котельники (120,6 %), Серпухов (120 %), Юбилейный (119,1 %), Железнодорожный (117,5 %), Щербинка (115,3 %), Химки (114,7 %), Лосино-Петровский (114,5 %), Электросталь (113,7 %) и Дзержинский (113,6 %).
Ежегодные темпы прироста среднемесячной начисленной заработной платы работников в 2012 – 2014 годах прогнозируются от 9,1 до 10,7 % (по двум вариантам расчетов).
Общая сумма денежных расходов населения в 2012 году по первому варианту расчетов достигнет 2316,6 млрд. рублей (что на 13,1 % выше оценочных значений этого показателя в 2011 году) и 2336,5 млрд. рублей по второму варианту расчета (на 14 % выше, чем в 2011 году). При этом наибольшую долю (75,6 и 75,4 % по двум вариантам расчетов) в сумме расходов будут занимать, как и прежде, затраты на покупку товаров и оплату услуг.
Денежные доходы населения Московской области в 2012-2014 годах будут увеличиваться ежегодно на 13 и 14,1 % по двум вариантам расчетов.
Прогнозируемый рост денежных доходов населения будет обусловлен увеличением оплаты труда в 2014 году по сравнению с 2010 годом в 1,5 раза по двум вариантам расчетов.
Ожидается, что в 2014 году по сравнению с 2010 годом социальные трансферты по второму варианту расчетов увеличатся в 2,3 раза.
Общая величина расходов населения по прогнозу на 2013 год составит по первому варианту расчетов 2638,1 млрд. рублей, что в 1,45 раза выше предварительных данных за 2010 год, по второму варианту расчетов – 2684,8 млрд. рублей (что выше в 1,48 раза). В структуре расходов наибольший удельный вес (75,9 и 75,5 % по двум вариантам расчетов) будут занимать потребительские расходы.
В среднесрочной перспективе ежегодный прирост денежных расходов населения Московской области составит 13,9 и 15 % (по двум вариантам расчетов). В структуре расходов по-прежнему наибольший удельный вес будут занимать потребительские расходы.
Информация о работе Социально-экономическое прогнозирование развития региона