Система безналичных расчетов в Российской Федерации и направления ее совершенствования

Автор: Пользователь скрыл имя, 29 Февраля 2012 в 02:03, реферат

Краткое описание

Целью настоящей работы является характеристика и краткий анализ существующего механизма безналичных расчетов, используемого коммерческими банками, а также определение возможных направлений его совершенствования с целью повышения прибыльности банковских операций, ускорения расчетов, сокращению издержек обращения.

Оглавление

Глава 1 Основы организации безналичных расчетов в РФ
(1.1)1.1. Понятие безналичных расчетов.
1.2. Сущность и принципы организации безналичных расчетов
Глава 2. Формы безналичных расчетов
2.1. Расчеты платежными поручениями.
2.2. Расчеты платежными требованиями-поручениями
2.3. Чековая форма расчетов
2.4. Расчет аккредитивами
2.5. Вексельная форма расчетов
Глава 3. Направления совершенствования системы безналичных расчетов в Российской Федерации
3.1. Направления совершенствования системы безналичных расчетов на примере «ИМПЭКСБАНКа»
3.2. Проблемы системы безналичных расчетов в современных условиях и пути их решения.
Заключение
Список литературы
Приложения

Файлы: 1 файл

Документ Microsoft Word (9).doc

— 349.00 Кб (Скачать)

 

Счет финансирования кап. Вложений             

Предприятиям заказчикам             

Зачисление средств для расчетов с подрядчиками, строительно-монтажными организациями, поставщиками и т.д.             

 

Валютные счета             

Банкам - агентам валютного регулирования и контроля:

 

резидентам

 

нерезидентам

 

счета типа «Т», «С» и «И»             

Текущие валютные счета - зачисление валютной выручки, перечисление на транзитные счета для конвертации в рубли, осуществление расчетов.             

 

 

 

Каждое предприятие, организация могут иметь в банке, только один основной счет -- расчетный или текущий.

 

РАСЧЕТНЫЕ СЧЕТА открываются всем предпри-ятиям независимо от формы собственности, работа-ющим на принципах коммерческого расчета и име-ющим статус юридического лица. Владелец расчетного счета имеет право распоряжаться средствами на счете. Он имеет свой отдельный баланс, выступает самосто-ятельным плательщиком всех причитающихся с него платежей в бюджет, самостоятельно вступает в кре-дитные взаимоотношения с банками. Таким образом. владелец расчетного счета имеет полную экономичес-кую и юридическую независимость.

 

ТЕКУЩИЕ СЧЕТА в настоящее время открывают-ся организациям и учреждениям, не занимающимся коммерческой деятельностью и не имеющим статус юридического лица'. Традиционно такие счета откры-ваются общественным организациям, учреждениям и организациям, состоящим на федеральном, респуб-ликанском или местном бюджете. Самостоятельность владельца текущего счета существенно ограничена по сравнению с владельцем расчетного счета. Так, владе-лец текущего счета может распоряжаться средствами на счете строго в соответствии со сметой, утвержден-ной вышестоящей организацией. Перечень операций по текущим счетам регламентируется. Это делается в момент открытия счета. Хозорганы, имеющие в бан-ке расчетные счета, могут совершать любые операции, связанные с производственной и инвестиционной деятельностью, без установления какого-либо переч-ня, лишь бы эти операции не противоречили законода-тельству.

 

Для открытия расчетного счета в учреждения ком-мерческого банка представляются следующие доку-менты:

 

- заявление об открытии расчетного счета по устано-вленной форме;

 

- документ о государственной регистрации предпри-ятия (предварительно заверенный соответствующим органом исполнительной власти);

 

- копия учредительного договора о создании пред-приятия (заверенная нотариально);

 

- копия устава (нотариально удостоверенная); документ о подтверждении полномочий директора предприятия (протокол собрания учредителей или кон-тракт);

 

- документ о подтверждении полномочий главного бухгалтера предприятия (приказ о приеме на работу или контракт);

 

- две карточки с образцами подписей первых должностных лиц предприятия с оттиском его печати (нотариально заверенные);

 

- справка от налоговой инспекции о постановке пред-приятия на учет для взимания налогов;

 

- справка о постановке предприятия на учет в пенси-онном фонде; - регистрационная карточка статистических органов.

 

Все перечисленные документы сдаются либо глав-ному юрисконсульту, либо главному бухгалтеру бан-ка. После соответствующей экспертизы документов банк открывает предприятию расчетный счет (на со-ответствующем балансовом счете банка) с присвое-нием номера. Открытие расчетного счета в банке сопровождается заключением между предприятием и банком ДОГОВОРА О РАСЧЕТНО-КАССОВОМ ОБСЛУЖИВАНИИ.

 

Совершение операций по счету начинается с момента получения банком уведомления из налогового органа о получении извещения об открытии счета налогоплательщику-предприятию.

 

В соответствии с названным договором банк берет на себя обязанности по своевременному комплексному расчетно-кассовому обслуживанию в соответствии с действующими нормативными документами (про-ведение расчетов, выдача денежных и расчетных че-ковых книжек, а также выписок из лицевых счетов, осуществление почтовых и телеграфных услуг и т. п., оказание консультационных услуг по вопросам ведения счетов и т. п.); по обеспечению сохранности всех денежных средств, поступивших на счет клиента, и возврата их по первому требованию клиента, по конфиденциальности информации о хозяйственной де-ятельности клиента; по сохранению коммерческой тай-ны по операциям клиента. Клиент соответственно обязуется: соблюдать требования действующих нор-мативных актов, регулирующих порядок осущест-вления расчетных и кассовых операций; хранить все свои денежные средства только на счете в банке; представлять в банк в установленные сроки бухгал-терскую и статистическую отчетность, отвечающую требованиям Положения о бухгалтерском учете и от-четности, и другие документы, необходимые для ор-ганизации расчетно-кассового обслуживания; предва-рительно в письменной форме уведомить банк о за-крытии счета, а также об изменении организационно-правовой формы (с представлением в последующем соответствующих нотариально удостоверенных учре-дительных документов).

 

В договоре на расчетно-кассовое обслуживание предусматривается ответственность обеих сторон за невыполнение взятых на себя обязательств. Например, банк несет ответственность за несвоевременное или неправильное списание средств со счета клиента или зачисление банком сумм, причитающихся клиенту. Клиент несет ответственность за достоверность доку-ментов, представляемых для открытия счета и ведения операций по нему; за несвоевременное предоставление кассового прогноза на предстоящий квартал; за нару-шение сроков оплаты услуг, оказываемых банком; за неполучение наличных денег, забронированных бан-ком для него в день, указанный в заявке, и т. п.

 

В договоре фиксируются размеры штрафов за каж-дое из перечисленных нарушений как с одной, так и с другой стороны. В договоре предусматриваются порядок разрешения споров, срок его действия и осо-бые или дополнительные условия.

 

При государственной поддержке, привлекая средства коммерческих банков, ЦБР должен создать высокоэф-фективную общегосударственную систему межбан-ковских расчетов, отвечающую мировым достижени-ям. Дело упирается в техническую оснащенность дан-ной системы. На первое место выступает организация электронных платежей, освобождающая банки от пе-ресылки друг другу первичных документов. В качестве дополнения к системе межбанковских расчетов через ЦБР могут существовать различного рода клиринго-вые структуры, а также прямые расчеты между ком-мерческими банками.

 

Что касается расчетов с иностранными банками, то наши коммерческие банки ориентируются в основном на международную межбанковскую систему СВИФТ с центром обработки информации в Голландии. В на-стоящее время в данную систему входит несколько десятков отечественных банков. Экономической базой безналичных расчетов явля-ется материальное производство. Вследствие этого преобладающая часть платежного оборота (примерно три четверти) приходится на расчеты по товарным операциям, т. е. на платежи за товары отгруженные, выполненные работы, оказанные услуги.

 

Остальная часть платежного оборота (примерно одна четверть) -- это расчеты по нетоварным операци-ям, т. е. расчеты предприятий и организаций с бюдже-том, .органами государственного и социального стра-хования, кредитными учреждениями, органами управ-ления, судом, арбитражем и т. д.

 

По признаку территориального расположения предприятий и обслуживающих их банков различают расчеты иногородние и одногородние. Расчеты между предприятиями и организациями, обслуживаемыми одним или разными учреждениями банков, находящи-мися в одном населенном пункте, называются одногородними или местными расчетами. Расчеты между предприятиями и организациями, обслуживаемыми учреждениями банков, находящимися в разных насе-ленных пунктах, называются иногородними.

 

Безналичные расчеты за товары и услуги, а также в связи с финансовыми обязательствами осуществля-ются в различных формах, каждая из которых имеет специфические особенности в характере и движении расчетных документов. Форма расчетов представляет собой совокупность взаимосвязанных элементов, к чи-слу которых относятся способ платежа и соответст-вующий ему документооборот. Документооборот -- это система оформления, использования и движения расчетных документов и денежных средств, куда вхо-дят: выписка грузоотправителем счета-фактуры и пе-редача его другим участникам расчетов; содержание расчетного документа и его реквизиты; сроки составле-ния расчетного документа и порядок предъявления его в банк, а также другим участникам расчетов; движение расчетного документа между учреждениями банков; порядок и сроки оплаты расчетного документа, пере-вода и получения денежных средств; порядок исполь-зования расчетного документа для взаимного конт-роля участников расчета и осуществления мер эконо-мического воздействия.

 

РАСЧЕТНЫЕ ДОКУМЕНТЫ, используемые при действующих формах расчетов, принимаются банком к исполнению только при их соответствии стандар-тизированным требованиям и, следовательно, обяза-тельно должны содержать следующие данные:

 

наименование расчетного документа; номер расчетного документа, число, месяц, год его выписки;

 

наименование плательщика, номер его счета в бан-ке, наименование и номер банка плательщика;

 

наименование получателя средств, номер его счета в банке, наименование и номер банка получателя средств; назначение платежа (в чеке не указывается); сумма платежа (цифрами и прописью). Первый экземпляр расчетного документа должен быть обязательно подписан должностными лицами, имеющими право распоряжаться счетом в банке и иметь оттиск печати. Списание средств со счета плательщика производится только на основании пер-вого экземпляра -расчетного документа.

 

Расчетные документы (кроме чеков) выписываются как правило, с использованием технических средств в один прием под копирку. Чеки выписываются от руки чернилами или шариковыми ручками.

 

Глава 2. Формы безналичных расчетов

 

 

2.1. Расчеты платежными поручениями.

 

ПЛАТЕЖНОЕ ПОРУЧЕНИЕ представляет собой письменное распоряжение владельца счета банку о пе-речислении определенной денежной суммы с его счета (расчетного, текущего, бюджетного, ссудного) на счет другого предприятия -- получателя средств в том же или другом одногороднем или иногороднем учрежде-нии банка.

 

Возможности применения в расчетах платёжных поручений многообразны. С их помощью совершают-ся расчеты в хозяйстве как по товарным, так и по нетоварным операциям. При этом все нетоварные пла-тежи совершаются исключительно платежными пору-чениями.

 

В расчетах за товары и услуги платежные поруче-ния используются в следующих случаях:

 

за полученные товары и оказанные услуги (т. е. путем прямого акцепта товара) при условии ссылки в поручении на номер и дату товарно-транспортного документа, подтверждающего получение товаров или услуг плательщиком;

 

для платежей в порядке предварительной оплаты и услуг (при условии ссылки в поручении на номер договора, соглашения, контракта, в которых предус-мотрена предварительная оплата);

 

для погашения кредиторской задолженности по то-варным операциям;

 

при расчетах за товары и услуги по решениям суда и арбитража;

 

по арендной плате за помещения; платежи транспортным, коммунальным, бытовым предприятиям за эксплуатационное обслуживание и др.

 

В расчетах по нетоварным операциям платежные поручения используются для:

 

платежей в бюджет;

 

погашения банковских ссуд и процентов по ссудам; перечисления средств органам государственного и социального страхования;

 

взносов средств в уставные фонды при учреждении АО, товариществ и т. п.;

 

приобретения акций, облигаций, депозитных сер-тификатов, банковских векселей; уплаты пени, штрафов, неустоек и т. д.

 

Платежное поручение выписывается плательщиком на бланке установленной формы, содержащем все необ-ходимые реквизиты для совершения платежа (перечень необходимых реквизитов представлен в приложении 1), и пред-ставляется в банк, как правило, в 4 экземплярах, каж-дый из которых имеет свое определенное назначение:

 

1-й экземпляр используется в банке плательщика для списания средств со счета плательщика и остается в документах для банка;

 

4-й экземпляр возвращается плательщику со штам-пом банка в качестве расписки о приеме платежного поручения к исполнению;

 

2-й и 3-й экземпляры платежного поручения отсыла-ются в банк получателя платежа; при этом 2-й экземпляр служит основанием для зачисления средств на счет по-лучателя и остается в документах для этого банка, а 3-й экземпляр прилагается к выписке со счета получателя как основание для подтверждения банковской проводки.

 

Платежное поручение принимается банком к испол-нению только при наличии достаточных средств на счете плательщика. Для совершения платежа может использоваться также ссуда банка при наличии у хозоргана права на ее получение.

 

При постоянных и равномерных поставках товаров и оказании услуг покупатели могут рассчитываться с поставщиками ПЛАТЕЖНЫМИ ПОРУЧЕНИЯМИ в порядке плановых платежей. В этом случае расчеты осуществляются не по каждой отдельной отгрузке или услуге, а путем периодического перечисления средств со счета покупателя на счет поставщика в кон-кретные сроки и в определенной сумме на основе плана отпуска товаров и услуг на предстоящий месяц, квартал. Таким путем могут производиться расчеты между торговыми организациями и их поставщиками (мясокомбинатами, хлебозаводами, молокозаводами), между торфопредприятиями и электростанциями, про-изводственными предприятиями за уголь, газ, эле-ктроэнергию, металл и т. д.

 

Расчеты плановыми платежами -- прогрессивная форма перечисления платежей, так как в своей осно-ве имеет встречное движение денег и товаров. Это ведет к ускорению расчетов, снижению взаимной де-биторско-кредиторской задолженности, упрощает технику расчетов, дает возможность предприятиям и организациям заранее планировать свой платежный оборот.

 

На каждый плановый платеж банку представляется отдельное платежное поручение, в котором в графе «Вид платежа» покупатель указывает плановый пла-теж по сроку (число, месяц) в соответствии с вышеназ-ванным Указом.

 

После проверки банком правильности оформления поручения производится списание средств со счета пла-тельщика. При отсутствии средств на счете покупателя в день наступления срока планового платежа платеж-ное поручение принимается банком в картотеку неоп-лаченных расчетных документов с оприходованием по внебалансовому счету № 90902 «Расчетные документы, не оплаченные в срок». Оплата его производится по мере поступления средств на счет плательщика после первоочередных платежей в бюджет, Пенсионный фонд, Фонд занятости населения и Фонд обязатель-ного медицинского страхования.

Информация о работе Система безналичных расчетов в Российской Федерации и направления ее совершенствования