Автор: Пользователь скрыл имя, 26 Февраля 2012 в 14:21, шпаргалка
Работа содержит ответы на вопросы по курсу "Внешнеэкономическая деятельность предприятия".
Организационная структура управления — упорядоченная совокупность взаимосвязанных звеньев, обеспечивающая деятельность предприятия как единого целого; состав органов управления, их соподчиненность, функции, права и обязанности.
Подходы к формированию структуры ВЭД:
1. Создание на предприятии звеньев (подразделений) управления ВЭД.
2. Осуществление организации управления ВЭД предприятия при помощи национальных специализированных и государственных посредников.
Уровни:
1. Высший — в виде центральных служб стратегического управления внешнеэкономической деятельностью.
2. Низовой — в виде оперативных отделов.
Формы организации управления ВЭД на предприятии:
1. Совмещение функций специалиста по ВЭД с другими функциями (сбыт, закупки).
2. Специалист по ВЭД.
3. «Встроенный» отдел ВЭД в другой отдел (экономики, продаж, маркетинга).
4. Отдел ВЭД.
5. Управление или департамент ВЭД.
6. Внешнеторговая фирма.
Например, в группе компаний «Золотая птичка» специалист по закупкам внутри страны совмещает свою деятельность с импортными поставками из-за рубежа, поскольку объемы этих поставок не велики.
У ОАО «КНААПО» имеется отдел ВЭД, который занимается текущими вопросами по продаже, обслуживанию, ремонту, техническим переводам и пр. по целому ряду стран, данные отделов ВЭД членов холдинга ОАО «Сухой» консолидируются в Департаменте ВЭД в г. Москве.
При выходе НПО «Интеграл» на внешний рынок, была создана ВЭФ «Интеграл Импорт». Фирма осуществляет валютные, экспортно-импортные операции, а также экономическое и научно-техническое сотрудничество с зарубежными организациями и фирмами. Она состоит из 5 отделов. Например, отдел экспорта осуществляет экспортные операции по продаже изделий электронной техники, комплектующих, оборудования, запасных частей и другой продукции предприятия, а также осуществляет экономическое и научно-техническое сотрудничество с зарубежными организациями и фирмами в объеме экспортных операций. Данный отдел включает в себя: бюро экспорта Североамериканского региона; бюро экспорта в регион Юго-Восточной Азии; бюро экспорта в регион Европы; бюро экспорта в регион Малайзии и Индии; группа управления базой данных.
14. ФАКТОРЫ, ОПРЕДЕЛЯЮЩИЕ ВЫБОР ФОРМЫ ОРГАНИЗАЦИИ УПРАВЛЕНИЯ ВНЕШНЕЭКОНОМИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬЮ ПРЕДПРИЯТИЯ
Факторы, влияющие на выбор организационной структуры:
Вид экономической деятельности (отраслевая специфика);
Мотивы, побуждающие к внешнеэкономической деятельности;
Степень интернационализации и способ выхода на внешний рынок;
Методы реализации или закупок продукции;
Характер производимой продукции на экспорт или закупаемой продукции;
Динамичность обновления номенклатуры продукции;
Масштаб предприятия и объем фактической и потенциальной ВЭД;
Характер внешнеэкономических операций (осуществление их на постоянной основе или периодически).
Примеры:
На предприятии осуществляются единичные внешнеторговые операции с разовой или периодической поставкой — форма организации специалист по ВЭД;
При постоянном характере внешнеэкономических операций, нацеленных на их расширение — форма организации отдел ВЭД;
На крупных предприятиях, ориентированных на внешнеэкономические операции, носящие постоянный, устойчивый характер, как правило, на долгосрочных условиях — форма организации управление, департамент ВЭД;
Крупные объединения с масштабными внешнеэкономическими операциями — внешнеторговые фирмы (как правило существующие в форме торговых домов).
15. ВИДЫ ОРГАНИЗАЦИОННЫХ СТРУКТУР УПРАВЛЕНИЯ ВЭДП
Принципы построения оперативных внешнеэкономических служб на предприятии:
1. Функциональный (по видам и функциям ВЭД).
Используется для небольших по размеру предприятий, работающих с узким товарным ассортиментом на небольшом числе зарубежных рынков и их сегментов, отличающихся определенной однородностью, стабильностью, незначительной ёмкостью. Подходит для предприятий, производящих стандартные товары, не требующие значительной модификации в зависимости от особенностей спроса на различных зарубежных рынках, а также не являющиеся объектом активного воздействия НТП.
Недостатки: отсутствие специальных подразделений по видам товаров, что затрудняет управление процессом разработки новых товаров, замедляет инновации; отсутствие специальных подразделений по зарубежным рынкам, что ведет к замедлению реакции на изменение спроса на отдельных рынках; усложнение решения вопросов финансирования ВЭД и отдельных проектов.
2. Товарно-отраслевой
Такая структура целесообразна для предприятий, выпускающих и экспортирующих продукцию широкой товарной номенклатуры с различной технологией изготовления, коротким жизненным циклом, со значительной степенью инноваций и предприятий, специализирующихся на небольшом числе динамично развивающихся зарубежных рынков однородного характера.
Недостатки: чрезмерная технологическая ориентация при поставке товаров за рубеж; трудности поиска и выхода на новые рынки сбыта; сложность проведения комплексной региональной политики; утяжеление организационной структуры за счёт многочисленных товарных отделов, ослабление координационных связей по функциям, их дублирование и неоправданное дробление; усложнение общего стратегического управления.
3. Территориальный (географический)
Позволяет координировать и дифференцировать рыночную стратегию предприятия, добиваться быстрого реагирования на изменение среды и характера спроса на зарубежных рынках и своевременно адаптировать поставляемые на них товары. Подходит для предприятий, экспортирующих однородные товары с однородными требованиями со стороны потребителей на зарубежных рынках. Товары не должны быть подвержены резким колебаниям спроса и предложения, должны продаваться через широкую сбытовую сеть посредников.
Недостатки: децентрализация и дублирование ряда функций в управлении ВЭД; снижает координацию ВЭД по товарам и функциям; не обеспечивает эффективность ВЭД с наукоёмкими товарами и широтой номенклатуры товаров.
4. Рыночный (по группам потребителей или по рыночным сегментам)
Плюсы: позволяет удовлетворять требования индивидуализированных групп потребителей, повышая степень их обслуживания, обеспечивает долговременность связей с партнёрами, улучшает ориентацию клиента, усиливает лояльность клиентов, обеспечивает лучший тип информации от клиентов, оптимизирует прибыль.
Недостатки: высокие издержки, особенно на обучение персонала; увеличение расходов рыночной поддержки в том числе на поощрение, бесплатные услуги; необходимость отличного знания товаров, чтобы успешно продавать его в каждом сегменте рынка.
5. Клиентоориентированная (по масштабности счёта клиента)
Плюсы: возможность гибкого приспособления товаров и услуг к требованиям клиентуры, уделяется максимальное внимание отдельным важным клиентам, даёте возможность всем структурам предприятия учитывать важность клиента, обеспечивается точная информация о клиенте, что даёт возможность прогноза сравнения и учёта перспективного развития клиентов, более эффективная работа с дебиторской задолженностью, облегчается принятие решений по обслуживанию небольшие счетов.
Недостатки: излишне возрастает роль менеджеров, возникает опасность увода крупных клиентов за собой при уходе с предприятия; высоким потенциалом, чрезмерная ориентация на небольшое количество крупных заказов, возможность демотивации персонала по отношению к менее привлекательным клиентам, высокие расходы на получение информации о клиентах, очень высокая стоимость обслуживания особо важных клиентов.
6. По содержанию ВЭД (специализация подразделений или сотрудников по этапам процесса ВЭД)
Плюсы: каждый этап работы с клиентом выполняется более профессионально, повышается скорость работы с клиентами, для выполнения некоторых операций; можно использовать менее квалифицированный или временный персонал или привлечённый персонал.
Недостатки: дополнительные затраты на персонал, сложно определить объективные критерии завершения этапа и оплаты результатов, исполнители, занятые на первых этапах могут быть не ориентированы на достижение результатов всего процесса ВЭД; необходимость координации работы подразделений.
16. ФУНКЦИОНАЛЬНЫЙ И ТОВАРНО-ОТРАСЛЕВОЙ ПРИНЦИПЫ ПОСТРОЕНИЯ ОРГАНИЗАЦИОННЫХ СТРУКТУР ОПЕРАТИВНЫХ ВНЕШНЕЭКОНОМИЧЕСКИХ СЛУЖБ НА ПРЕДПРИЯТИЯ
1. Функциональный (по видам и функциям ВЭД).
Используется для небольших по размеру предприятий, работающих с узким товарным ассортиментом на небольшом числе зарубежных рынков и их сегментов, отличающихся определенной однородностью, стабильностью, незначительной ёмкостью. Подходит для предприятий, производящих стандартные товары, не требующие значительной модификации в зависимости от особенностей спроса на различных зарубежных рынках, а также не являющиеся объектом активного воздействия НТП.
Недостатки: отсутствие специальных подразделений по видам товаров, что затрудняет управление процессом разработки новых товаров, замедляет инновации; отсутствие специальных подразделений по зарубежным рынкам, что ведет к замедлению реакции на изменение спроса на отдельных рынках; усложнение решения вопросов финансирования ВЭД и отдельных проектов.
2. Товарно-отраслевой
Такая структура целесообразна для предприятий, выпускающих и экспортирующих продукцию широкой товарной номенклатуры с различной технологией изготовления, коротким жизненным циклом, со значительной степенью инноваций и предприятий, специализирующихся на небольшом числе динамично развивающихся зарубежных рынков однородного характера.
Недостатки: чрезмерная технологическая ориентация при поставке товаров за рубеж; трудности поиска и выхода на новые рынки сбыта; сложность проведения комплексной региональной политики; утяжеление организационной структуры за счёт многочисленных товарных отделов, ослабление координационных связей по функциям, их дублирование и неоправданное дробление; усложнение общего стратегического управления.
17. ТЕРРИТОРИАЛЬНЫЙ (ГЕОГРАФИЧЕСКИЙ) И РЫНОЧНОЙ ПРИНЦИПЫ ПОСТРОЕНИЯ ОРГАНИЗАЦИОННЫХ СТРУКТУР ОПЕРАТИВНЫХ ВНЕШНЕЭКОНОМИЧЕСКИХ СЛУЖБ НА ПРЕДПРИЯТИЯ
3. Территориальный (географический)
Позволяет координировать и дифференцировать рыночную стратегию предприятия, добиваться быстрого реагирования на изменение среды и характера спроса на зарубежных рынках и своевременно адаптировать поставляемые на них товары. Подходит для предприятий, экспортирующих однородные товары с однородными требованиями со стороны потребителей на зарубежных рынках. Товары не должны быть подвержены резким колебаниям спроса и предложения, должны продаваться через широкую сбытовую сеть посредников.
Недостатки: децентрализация и дублирование ряда функций в управлении ВЭД; снижает координацию ВЭД по товарам и функциям; не обеспечивает эффективность ВЭД с наукоёмкими товарами и широтой номенклатуры товаров.
4. Рыночный (по группам потребителей или по рыночным сегментам)
Плюсы: позволяет удовлетворять требования индивидуализированных групп потребителей, повышая степень их обслуживания, обеспечивает долговременность связей с партнёрами, улучшает ориентацию клиента, усиливает лояльность клиентов, обеспечивает лучший тип информации от клиентов, оптимизирует прибыль.
Информация о работе Шпаргалка по "Внешнеэкономической деятельности предприятия"