Шпаргалка по "Теории экономического анализа"

Автор: Пользователь скрыл имя, 07 Февраля 2013 в 18:33, шпаргалка

Краткое описание

1.Понятие и значение теории экономического анализа. Роль анализа в управлении организацией.
Анализ (от греч. «разделяю, расчленяю»)- способ познания предметов и явлений окр. среды, основанный на разделении целого на составные части и изучении их во всем многообразии связей и зависимостей. Анализ бывает математическим, физ-м, хим-м, статистическим, эк-м и т.п.

Файлы: 1 файл

ТЭА - готово!.docx

— 997.75 Кб (Скачать)

 

    Приведённые принципы экономического анализа составляют, таким образом, основу аналитической работы, эффективность которой обеспечивается комплексностью их использования на любом уровне управления.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

22. Метод  экономического анализа  и его характерные черты

Методом экономического анализа  является метод материалистической диалектики с её принципами:

- каждое отдельно взятое  явление следует изучать во  взаимосвязи и единстве с другими,  участвующими в едином процессе (это одна из методологических  черт анализа);

- все явления должны  рассматриваться в движении (развитии) (из этого вытекает другая черта  АХД – необходимость постоянных  сравнений);

- количественный анализ  должен сочетаться с качественным, что обусловлено их диалектическим  единством (это является третьей  чертой АХД);

- каждый процесс, каждое  явление (в том числе и экономические)  надо рассматривать как систему,  как совокупность многих элементов,  связанных между собой, Из этого  вытекает необходимость системного  подхода к изучению объектов  анализа;

- учет действия закона  перехода количества к качество;

- учет действия закона  единства и борьбы противоположностей;

- учет действия закона  «отрицания и отрицания» (новое  отрицает старое и так без  конца).

Итак, метод экономического анализа, как общий подход к изучению хозяйственных процессов, базируется на материалистической диалектике с  её принципами из которых вытекает ряд особенностей метода экономического анализа:

а) использование системы  показателей и факторов для исследования экономических явлений. Показатели производственно-хозяйственной характеризуются  как содержанием (выражающим экономическую  сущность изучаемого явления), так и  числовым выражением (формой отражения  явления).Поскольку экономические  явления и процессы взаимосвязаны, то и показатели используются в экономическом  анализе в системе, во взаимной связи  и обусловленности;

б) выбор измерителей для  оценки анализируемых явлений и  процессов в зависимости от их содержания [денежные (стоимостные) измерители – главные в рыночной экономике; физические измерители (натуральные, условно-натуральные, трудовые единицы)];

в) выявление и измерение  факторов, их взаимосвязи и влияния  на анализируемый (результирующий) показатель.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

23. Методика экономического анализа

В отличии от метода экономического анализа как общего подхода к  исследованию явлений, выделяют методику экономического анализа как совокупность методов, специальных приемов (способов), применяемых для обработки экономической информации и работе хозяйствующий субъектов.

Методику экономического анализа подразделяют на общую и  частные методики.

Общая методика представляет собой совокупность приемов аналитической работы в любой отрасли национальной экономики.

Частные методики конкретизируют общую методику применительно к хозяйственным процессам происходящим в определенной отрасли, к конкретному объекту исследования.

Существуют различные  классификации методов и приемов  экономического анализа, в основе которых  лежат разные признаки. Многие экономисты-теоретики (Ковалев В.В., Волкова О.Н., Савицкая Г.В., Романова Л.Е. и др.) делят методы и приемы по степени их формализуемости, т.е. по тому, возможно ли и в какой  степени описать данный метод  с помощью неких формализованных (в первую очередь математических) процедур.

Следуя  этой логике все аналитические методы подразделяют на:

1) неформализованные методы;

2) формализованные методы.

Неформализованные методы основаны на описании аналитических процедур на логическом уровне, а не на строгих аналитических зависимостях. Применение этих методов характеризуется определенным субъективизмом, большое значение имеют интуиция, опыт и знания аналитика.

К неформализованным методам  относят:

- разработку системы показателей;

- метод сравнений;

- построение аналитических  таблиц;

- прием детализации;

- метод экспертных оценок (дельфийский метод, морфологический  анализ);

- методы ситуационного  анализа и прогнозирования (метод  сценариев, имитационное моделирование).

К формализованным (математическим)методам относят методы, в основе которых лежат достаточно строгие формализованные аналитические зависимости.

К формализованным методам  относят:

- классические методы  экономического анализа (балансовый  метод, методы детерминированного  факторного анализа, прогнозирование  на основе пропорциональных зависимостей);

- традиционные методы  экономической статистики (метод  средних величин, метод группировок,  элементарные данные обработки  расчетных данных);

- математико-статистические  методы изучения связей (корреляционный  анализ, регрессионный анализ, дисперсионный  анализ, кластерный анализ);

- методы финансовых вычислений;

- методы теории принятия  решения (метод построения дерева  решений, линейное программирование, анализ чувствительности).

Любая методика содержит ряд  элементов, основными из которых  являются:

3) способы обработки экономической  информации;

4) рабочие этапы экономического  анализа;

5) последовательности проведения  анализа.

Способы (технические приемы) обработки информации – это инструментарий анализа. Каждому методу экономического анализа присущи свои способы, название которых зачастую совпадает с названием методов.

Среди способов (технических  приёмов) экономического анализа выделяют:

1) традиционные способы  обработки информации (сравнение,  относительных и средних величин,  графический, группировки, балансовый);

2) способы детерминированного  факторного анализа (цепных подстановок,  абсолютных и относительных разниц, индексный метод, интегральный, пропорционального  деления, логарифмирование);

3) способы стохастического  факторного анализа (корреляционный  анализ, дисперсионный анализ, компонентный  анализ, многомерный факторный анализ);

4) способы оптимизации  показателей (экономико-математические  методы, программирование, теория массового  обслуживания, теория игр, исследование  операций).

Применение тех или  иных способов зависит от цели и  глубины анализа, объекта исследования, технических возможностей, предпочтений аналитика.

Рабочими  этапами экономического анализа  могут быть:

- составление рабочей  программы проведения анализа  отобранных явлений и процессов  (объектов) в соответствии с поставленной  целью и намеченными задачами;

- определение исполнителей  и сроков проведения анализа;

- отбор и проверка необходимой  экономической информации;

- выбор системы показателей  и разработка рабочих методик  их расчета;

- аналитическая обработка  и сравнение показателей, выявление  факторов (причин), обусловивших результативные  показатели;

- обобщение результатов  анализа, выявление резервов и  определение практических мероприятий  по их реализации;

- оформление результатов  анализа, установление круга лиц-пользователей  материалами анализа, определение  места, времени и участников  обсуждения итогов анализа;

- обеспечение гласности  результатов анализа и определение  форм контроля за реализацией  рекомендаций, вытекающих из результатов  анализа;

- принятие управленческих  решений по обеспечению нормальной  работы изучаемого объекта.

Последовательность  проведения анализа зависит от вида анализа.

Последовательность  проведения финансового анализа включает:

1) предварительный обзор  экономического и финансового  состояния субъекта хозяйствования  в основном по данным бухгалтерского  учета и отчетности;

2) оценка имущественного  положения предприятия по данным  бухгалтерского баланса;

3) общая оценка финансового  состояния предприятия и его  изменения за отчетный период;

4) оценка финансовой устойчивости  предприятия;

5) оценка платежеспособности  предприятия;

6) диагностика вероятности  возможного банкротства предприятия;

7) оценка и анализ финансовых  результатов деятельности предприятия  (прибыли, рентабельности);

8) анализ деловой и  рыночной активности предприятия.

Последовательность  проведения управленческого анализа может включать:

1) анализ системы учета  хозяйствующего субъекта;

2) анализ системы управления  хозяйствующего субъекта;

3) анализ системы производства  и реализации продукции

хозяйствующего субъекта, в т.ч.:

а) анализ маркетинговой  деятельности предприятия;

б) анализ производства и  реализации продукции;

в) анализ использования  трудовых ресурсов;

г) анализ использования  основных средств;

д) анализ использования  материальных ресурсов предприятия;

е) анализ себестоимости  продукции;

ж) анализ финансовых результатов  деятельности предприятия

и его финансового состояния.

З) анализ безубыточности и  т.д.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

24. Краткая характеристика технических  приёмов (способов) анализа  

Сравнение – важнейший, наиболее часто используемый способ экономического анализа. Это – прием, посредством которого устанавливаются сходство и различие явлений объективной действительности. Сравнение применяется практически при анализе любого экономического объекта (процесса, явления).

Основные виды сравнений:

- сравнение анализируемых  (отчетных) показателей с плановыми;

- сравнение анализируемых  показателей с показателями предшествующих  периодов (изучение динамики показателей);

- сравнение данными предприятий-конкурентов  (межхозяйственные сравнения);

- сравнение со среднеотраслевыми  данными;

- сравнение показателей  предприятия со средними показателями  рыночной экономики, в основном  в форме финансовых коэффициентов.

Использование приема сравнения  предполагает сопоставимость сравниваемых показателей: единство оценки, сравнимость  календарных сроков, устранение влияния  различий в объеме и ассортименте, сезонных особенностей и территориальных  различий, различий в методике расчета  показателей и т.д.

Абсолютные  и относительные величины.

Абсолютные величины являются исходной, первичной формой выражения аналитических показателей. Они характеризуют абсолютные размеры анализируемых экономических процессов и явлений: их стоимости, объема, уровня и т.п. Абсолютные величины всегда являются именованными числами. В зависимости от экономической сущности явления, процесса, их физических свойств они выражаются в натуральных

единицах измерения (тонны, килограммы, унции, квадратные, кубические или простые метры, литры, штуки  и т.д.), стоимостных единицах измерения (имеют наибольшее применение в современном  экономическом анализе), трудовых единицах измерения (человеко-дни, человеко-часы).

Относительные величины представляют собой результат деления одного абсолютного показателя на другой, производны от абсолютных показателей. Без относительных показателей невозможно измерить интенсивность развития изучаемого явления во времени, оценить уровень развития изучаемого явления на фоне других взаимосвязанных с ним явлений. Они нивелируют воздействие на изучаемые экономические объекты инфляции, показывают соотношение актива с эффектом от его применения и т.д. Соотношение двух абсолютных величин в экономическом анализе, как правило, называют финансовыми коэффициентами. Относительные показатели могут выражаться процентами, промилле (сотая доля процента) или быть именованными числами (разами). Процента, как правило, используются в тех случаях, когда сравниваемый абсолютный показатель превосходит базисный не более чем в 2-3 раза. Проценты же свыше 200-300 обычно заменяются кратным отношением, Так, вместо 460% говорят, что сравниваемый показатель превосходит базисный в 4,6 раза.

Информация о работе Шпаргалка по "Теории экономического анализа"