Автор: Пользователь скрыл имя, 07 Февраля 2013 в 18:33, шпаргалка
1.Понятие и значение теории экономического анализа. Роль анализа в управлении организацией.
Анализ (от греч. «разделяю, расчленяю»)- способ познания предметов и явлений окр. среды, основанный на разделении целого на составные части и изучении их во всем многообразии связей и зависимостей. Анализ бывает математическим, физ-м, хим-м, статистическим, эк-м и т.п.
Приведённые принципы экономического анализа составляют, таким образом, основу аналитической работы, эффективность которой обеспечивается комплексностью их использования на любом уровне управления.
22. Метод экономического анализа и его характерные черты
Методом экономического анализа является метод материалистической диалектики с её принципами:
- каждое отдельно взятое
явление следует изучать во
взаимосвязи и единстве с
- все явления должны
рассматриваться в движении (развитии)
(из этого вытекает другая
- количественный анализ
должен сочетаться с
- каждый процесс, каждое
явление (в том числе и
- учет действия закона
перехода количества к
- учет действия закона
единства и борьбы
- учет действия закона «отрицания и отрицания» (новое отрицает старое и так без конца).
Итак, метод экономического анализа, как общий подход к изучению хозяйственных процессов, базируется на материалистической диалектике с её принципами из которых вытекает ряд особенностей метода экономического анализа:
а) использование системы
показателей и факторов для исследования
экономических явлений. Показатели
производственно-хозяйственной
б) выбор измерителей для оценки анализируемых явлений и процессов в зависимости от их содержания [денежные (стоимостные) измерители – главные в рыночной экономике; физические измерители (натуральные, условно-натуральные, трудовые единицы)];
в) выявление и измерение факторов, их взаимосвязи и влияния на анализируемый (результирующий) показатель.
23.
Методика экономического
В отличии от метода экономического анализа как общего подхода к исследованию явлений, выделяют методику экономического анализа как совокупность методов, специальных приемов (способов), применяемых для обработки экономической информации и работе хозяйствующий субъектов.
Методику экономического анализа подразделяют на общую и частные методики.
Общая методика представляет собой совокупность приемов аналитической работы в любой отрасли национальной экономики.
Частные методики конкретизируют общую методику применительно к хозяйственным процессам происходящим в определенной отрасли, к конкретному объекту исследования.
Существуют различные
классификации методов и
Следуя этой логике все аналитические методы подразделяют на:
1) неформализованные методы;
2) формализованные методы.
Неформализованные методы основаны на описании аналитических процедур на логическом уровне, а не на строгих аналитических зависимостях. Применение этих методов характеризуется определенным субъективизмом, большое значение имеют интуиция, опыт и знания аналитика.
К неформализованным методам относят:
- разработку системы
- метод сравнений;
- построение аналитических таблиц;
- прием детализации;
- метод экспертных оценок
(дельфийский метод,
- методы ситуационного
анализа и прогнозирования (
К формализованным (математическим)методам относят методы, в основе которых лежат достаточно строгие формализованные аналитические зависимости.
К формализованным методам относят:
- классические методы
экономического анализа (
- традиционные методы
экономической статистики (метод
средних величин, метод
- математико-статистические методы изучения связей (корреляционный анализ, регрессионный анализ, дисперсионный анализ, кластерный анализ);
- методы финансовых вычислений;
- методы теории принятия
решения (метод построения
Любая методика содержит ряд элементов, основными из которых являются:
3) способы обработки
4) рабочие этапы экономического анализа;
5) последовательности проведения анализа.
Способы (технические приемы) обработки информации – это инструментарий анализа. Каждому методу экономического анализа присущи свои способы, название которых зачастую совпадает с названием методов.
Среди способов (технических приёмов) экономического анализа выделяют:
1) традиционные способы
обработки информации (сравнение,
относительных и средних
2) способы детерминированного
факторного анализа (цепных
3) способы стохастического
факторного анализа (
4) способы оптимизации
показателей (экономико-
Применение тех или иных способов зависит от цели и глубины анализа, объекта исследования, технических возможностей, предпочтений аналитика.
Рабочими этапами экономического анализа могут быть:
- составление рабочей
программы проведения анализа
отобранных явлений и
- определение исполнителей и сроков проведения анализа;
- отбор и проверка необходимой экономической информации;
- выбор системы показателей и разработка рабочих методик их расчета;
- аналитическая обработка
и сравнение показателей,
- обобщение результатов
анализа, выявление резервов и
определение практических
- оформление результатов
анализа, установление круга
- обеспечение гласности
результатов анализа и
- принятие управленческих
решений по обеспечению
Последовательность проведения анализа зависит от вида анализа.
Последовательность проведения финансового анализа включает:
1) предварительный обзор
экономического и финансового
состояния субъекта
2) оценка имущественного
положения предприятия по
3) общая оценка финансового состояния предприятия и его изменения за отчетный период;
4) оценка финансовой
5) оценка платежеспособности предприятия;
6) диагностика вероятности
возможного банкротства
7) оценка и анализ финансовых
результатов деятельности
8) анализ деловой и
рыночной активности
Последовательность проведения управленческого анализа может включать:
1) анализ системы учета хозяйствующего субъекта;
2) анализ системы управления хозяйствующего субъекта;
3) анализ системы производства и реализации продукции
хозяйствующего субъекта, в т.ч.:
а) анализ маркетинговой деятельности предприятия;
б) анализ производства и реализации продукции;
в) анализ использования трудовых ресурсов;
г) анализ использования основных средств;
д) анализ использования материальных ресурсов предприятия;
е) анализ себестоимости продукции;
ж) анализ финансовых результатов деятельности предприятия
и его финансового состояния.
З) анализ безубыточности и т.д.
24.
Краткая характеристика
Сравнение – важнейший, наиболее часто используемый способ экономического анализа. Это – прием, посредством которого устанавливаются сходство и различие явлений объективной действительности. Сравнение применяется практически при анализе любого экономического объекта (процесса, явления).
Основные виды сравнений:
- сравнение анализируемых (отчетных) показателей с плановыми;
- сравнение анализируемых
показателей с показателями
- сравнение данными предприятий-
- сравнение со
- сравнение показателей
предприятия со средними
Использование приема сравнения предполагает сопоставимость сравниваемых показателей: единство оценки, сравнимость календарных сроков, устранение влияния различий в объеме и ассортименте, сезонных особенностей и территориальных различий, различий в методике расчета показателей и т.д.
Абсолютные и относительные величины.
Абсолютные величины являются исходной, первичной формой выражения аналитических показателей. Они характеризуют абсолютные размеры анализируемых экономических процессов и явлений: их стоимости, объема, уровня и т.п. Абсолютные величины всегда являются именованными числами. В зависимости от экономической сущности явления, процесса, их физических свойств они выражаются в натуральных
единицах измерения (тонны, килограммы, унции, квадратные, кубические или простые метры, литры, штуки и т.д.), стоимостных единицах измерения (имеют наибольшее применение в современном экономическом анализе), трудовых единицах измерения (человеко-дни, человеко-часы).
Относительные величины представляют собой результат деления одного абсолютного показателя на другой, производны от абсолютных показателей. Без относительных показателей невозможно измерить интенсивность развития изучаемого явления во времени, оценить уровень развития изучаемого явления на фоне других взаимосвязанных с ним явлений. Они нивелируют воздействие на изучаемые экономические объекты инфляции, показывают соотношение актива с эффектом от его применения и т.д. Соотношение двух абсолютных величин в экономическом анализе, как правило, называют финансовыми коэффициентами. Относительные показатели могут выражаться процентами, промилле (сотая доля процента) или быть именованными числами (разами). Процента, как правило, используются в тех случаях, когда сравниваемый абсолютный показатель превосходит базисный не более чем в 2-3 раза. Проценты же свыше 200-300 обычно заменяются кратным отношением, Так, вместо 460% говорят, что сравниваемый показатель превосходит базисный в 4,6 раза.
Информация о работе Шпаргалка по "Теории экономического анализа"