Шпаргалка по "Теории экономического анализа"

Автор: Пользователь скрыл имя, 07 Февраля 2013 в 18:33, шпаргалка

Краткое описание

1.Понятие и значение теории экономического анализа. Роль анализа в управлении организацией.
Анализ (от греч. «разделяю, расчленяю»)- способ познания предметов и явлений окр. среды, основанный на разделении целого на составные части и изучении их во всем многообразии связей и зависимостей. Анализ бывает математическим, физ-м, хим-м, статистическим, эк-м и т.п.

Файлы: 1 файл

ТЭА - готово!.docx

— 997.75 Кб (Скачать)

 

Метод долевого участия основан на пропорциональном делении факторов повлиявших на результативный показатель. Симплексный метод позволяет за конечное число шагов либо найти оптимальное решение, либо установить, что оптимальное решение отсутствует. Наряду с вышеизложенными экономико-математическими методами в анализе хозяйственной деятельности находят применение также матричные методы. Эти методы базируются на линейной и векторно-матричной алгебре. Кроме рассмотренных методов, используется также экстраполяционный анализ. Он включает в себя рассмотрение изменений состояния анализируемой системы и экстраполяцию, то есть продление имеющихся характеристик этой системы на будущие периоды. В экономическом анализе используется также метод главных компонент. Они применяется в целях сравнительного анализа отдельных составных частей, то есть параметров проведенного анализа деятельности организации. Главные компоненты представляют собой важнейшие характеристики линейных комбинаций составных частей, то есть параметров проведенного анализа, которые имеют самые значительные величины дисперсии, а именно, наибольшие абсолютные отклонения от средних величин. Методы элементарной математики используются в обычных традиционных экономических расчетах при обосновании потребностей в ресурсах, учете затрат на производство, разработке планов, проектов, балансовых расчетах и т. д. Эконометрические методы  строятся на синтезе трех областей знаний: экономики, математики и статистики. Эвристические методы — это неформализованные методы решения экономических задач, связанных со сложившейся хозяйственной ситуацией, на основе интуиции, прошлого опыта, экспертных оценок специалистов и т. д.

 

 

7. Понятие маржинального анализа.  Методика маржинального анализа

Маржинальный анализ - это  метод оценки и обоснования эффективности  управленческих решений в бизнесе  на основе изучения причинно-следственной взаимосвязи объема продаж, себестоимости  и прибыли и деления затрат на постоянные и переменные. Сущность маржинального анализа заключается  в анализе соотношения объема продаж (выпуска продукции), себестоимости  и прибыли на основе прогнозирования  уровня этих величин при заданных ограничениях. В его основе лежит  деление затрат на переменные и постоянные. На практике набор критериев отнесения  статьи к переменной или постоянной части зависит от специфики организации, принятой учетной политики, целей  анализа и от профессионализма соответствующего специалиста. Деление затрат на постоянные и переменные, исчисление маржинального  дохода позволяют определить влияние  объема производства и сбыта на величину прибыли от реализации продукции, работ, услуг и тот объем продаж, начиная  с которого предприятие получает прибыль. Делается это на основе анализа  модели безубыточности (системы «затраты—объем производства—прибыль»). Основные достоинства и возможности маржинального анализа состоят в определении:

  • безубыточного объема продаж (порога рентабельности, окупаемости издержек) при заданных соотношениях цены, постоянных и переменных затрат;
  • зоны безопасности (безубыточности) предприятия;
  • необходимого объема продаж для получения заданной величины прибыли;
  • критического уровня постоянных затрат при заданном уровне маржинального дохода;
  • критической цены реализации при заданном объеме продаж и уровне переменных и постоянных затрат.

Маржинальный анализ позволяет  точнее измерить влияние факторов на изменение уровня себестоимости  продукции, прибыли и рентабельности и на этой основе вырабатывать более эффективную политику управления затратами и финансовыми результатами. По методике анализа издержек производства, которая традиционно применяется на отечественных предприятиях, общая сумма затрат на производство и реализацию продукции рассматривается как функция изменения общего объема выпуска продукции, ее структуры и уровня себестоимости изделий. Здесь допускается, что все затраты — и постоянные и переменные изменяются прямо пропорционально объему производства продукции. По данной модели на фактический объем производства пересчитывается не вся сумма затрат прошлого периода или плана отчетного периода, а только переменная ее часть, что позволяет более точно исчислить влияние факторов на изменение обшей суммы затрат и всех производных от нее показателей (затратоемкости, себестоимости отдельных изделий, рентабельности). Затратоемкость (ЗЕ) определяется отношением обшей суммы затрат на производство и реализацию продукции к стоимости произведенной продукции в текущих ценах. Аналогичные преимущества имеет методика маржинального анализа себестоимости отдельных видов продукции. Влияние факторов первого порядка на изменение уровня себестоимости единицы продукции по традиционной методике изучают с помощью факторной модели. При расчете влияния факторов по данной модели предполагается, что объем выпуска продукции и затраты изменяются сами по себе, независимо друг от друга, и что все затраты на единицу продукции находятся в обратно пропорциональной зависимости с объемом производства продукции. В действительности же, с увеличением (уменьшением) объема производства изменяются только постоянные затраты на единицу продукции, переменные затраты при этом остаются на том же уровне. Большой интерес представляет методика маржинального анализа прибыли и рентабельности. В отличие от традиционной методики анализа прибыли она позволяет полнее изучить взаимосвязи между показателями и точнее измерить влияние факторов. Данная модель позволяет определить изменение суммы прибыли за счет количества реализованной продукции, цены, уровня удельных переменных и суммы постоянных затрат. Здесь учитывается не только прямое влияние объема продаж на прибыль, но и косвенное — посредством влияния данного фактора на себестоимость изделия, что дает возможность более правильно исчислить влияние факторов на изменение суммы прибыли.

8. Модели маржинального анализа.  Понятие безубыточности и зоны  безопасности

Модель прибыли в традиционном факторном анализе

П=VP (p - c), где П – прибыль,  VP – объем продаж, p – цена единицы продукции, с – себестоимость единицы продукции

Совокупные затраты с  учетом деления их на постоянные и  переменные  определяются:

  • У = А + в VP, где У – затраты на основное производство, А - сумма постоянных расходов за анализируемый период, в – ставка переменных расходов на единицу продукции, VP – объем продаж

Модель прибыли  с учетом деления затрат на постоянные и переменные

П=VP p – (А + вVP) = VP(р - в)-А,       где П – прибыль, VP – объем продаж, p – цена единицы продукции, с – себестоимость единицы продукции, А – сумма постоянных затрат

Маржинальный  доход на единицу продукции (р - в) представляет собой разницу между ценой и ставкой переменных расходов

Маржинальный  доход организации в целом определяется,  как сумма постоянных затрат и прибыли (А+П), или как выручка минус переменные затраты (VPp – VPв)

  • Безубыточный (критический) объем продаж –  объем продаж при котором обеспечивается равенство доходов и расходов организации (финансовый результат равен нулю).

В точке безубыточности прибыль равна нулю

П= VP(р - в)-А,

VPб (р - в) - А =0

VPб  = А:(р - в)

VPб – объем продаж, обеспечивающий безубыточность

p – цена единицы продукции

в – ставка переменных расходов на  единицу продукции

А – сумма постоянных затрат

Точкой безопасности можно  управлять.

Сдвинуть точку безубыточности в сторону меньших объемов  продаж и расширить область прибыли  можно  путем:

  • снижения переменных затрат,
  • роста цен,
  • сокращения постоянных затрат.

Процесс изменения этих показателей  называется управлением прибылью

Объем продаж, соответствующий  точке безубыточности, можно снизить уменьшением общих постоянных затрат, ставки переменных затрат, ростом цены единицы продукции.

Этот процесс характеризуется  эластичностью постоянных, переменных затрат и цен по точке безубыточности


 

Зб – зона безубыточности

U –максимально возможный объем продаж

Х – точка безубыточности

Характеризует возможности  сокращения объемов производства в  промежутке между максимальным и  безубыточным объемом продаж

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

9. Понятие, принципы, задачи функционально-стоимостного  анализа. Основные этапы функционально-стоимостного  анализа.

ФСА – это метод поиска резервов сокращения затрат на производство. ФСА представляет собой эффективный  способ выявления резервов сокращения затрат, которые основывается на поиске более дешевых способов выполнения главных функций (путем организационных, технических, технологических и  др. изменений производства) при  одновременном исключении лишних функций. Для достижения конечной цели ФСА  решаются следующие задачи:

  • общая характеристика объекта исследования;
  • детализация объекта на функции;
  • группировка выделенных функций на главные, вспомогательные и ненужные;
  • определение и группировка затрат;
  • исчисление суммы затрат на изготовление изделия;
  • разработка предложений по технологическому и организационному усовершенствованию производства.

Главные принципы ФСА: Ранняя диагностика, Приоритетность, Последовательность, Выделение,  Оптимальная Детализация  ведущего звена. Последовательность проведения ФСА:

I этап  -  Подготовительный

II этап  - Информационный

III этап - Аналитический

IV этап - Творческий

V этап  – Исследовательский

VI этап – Рекомендательный

VII этап -Внедрение

10. Классификация видов экономического анализа. Оценочный (ретроспективный) экономический анализ. Оперативный экономический анализ. Перспективный экономический анализ

Экономический анализ является предварительным этапом перед процедурой прогнозирования, планирования, управления экономическими объектами и протекающими в них процессами.

Экономический анализ помогает обосновывать с научных позиций решения и действия в области экономики, социально-экономическую политику, способствовать выбору лучших вариантов действий.

Выделяют два вида экономического анализа: макроэкономический (глобально) и микроэкономический (малый объект, предприятие).

Макроэкономический анализ: он охватывает экономику страны или лаже мировую экономику, целые отрасли хозяйства и социальную сферу.

Микроэкономический анализ: он распространяется на отдельные объекты и процессы, часто применяется к финансово-хозяйственной деятельности предприятий, фирм, включая анализ объемов производства, издержек, прибыльности.

Также выделяют: ретроспективный (прошлое) и перспективный (будущее).

Ретроспективный анализ осуществляется после совершения хозяйственных  актов. Он необходим для изучения тенденций развития, контроля за выполнением  оперативных планов, объективной  оценки и диагностики результатов  деятельности предприятия и уровня предпринимательских рисков. 
Ретроспективный анализ в свою очередь делится на оперативный и итоговый. Оперативный анализ проводится сразу после совершения хозяйственных операций или изменения ситуации за короткие отрезки времени (смену, сутки, декаду и т.д.). Итоговый анализ изучает результаты работы за отчетный период времени (месяц, квартал, год).

Оперативный и итоговый анализы  взаимосвязаны и дополняют друг друга. Они дают возможность руководству  предприятия не только оперативно ликвидировать  недостатки в процессе производства, но и комплексно обобщать достижения, результаты деятельности за соответствующие  периоды времени, разрабатывать  мероприятия, направленные на рост эффективности  бизнеса.

Перспективный анализ проводится до осуществления хозяйственных  операций. Он необходим для обоснования  управленческих решений и планов-прогнозов, предупреждения нежелательных результатов. 
Перспективный анализ в зависимости от длины временного горизонта делится на краткосрочный и долгосрочный (стратегический). Краткосрочный анализ охватывает период до одного года, а долгосрочный — свыше года. Краткосрочный прогнозный анализ используется для выработки тактической, а долгосрочный — стратегической политики предприятия в области бизнеса. Второй вид менее детализирован, чем первый, но его роль значительно выше. Если выбрана правильная стратегия развития предприятия, то тогда легче принимать тактические решения. В условиях рыночной конкуренции стратегический анализ становится неотъемлемой частью управленческой деятельности.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

11. Особенности организации и методики  анализа деятельности предприятия,  внутрихозяйственного и отраслевого  экономического анализа

Завод, фабрика, производственное объединение, стройка, совхоз, колхоз, учреждение, организация  и другие предприятия являются объектами  анализа, выполняемого как вышестоящими органами, так и службами самого предприятия.

Информация о работе Шпаргалка по "Теории экономического анализа"