Шпаргалка по "Теории экономического анализа"

Автор: Пользователь скрыл имя, 07 Февраля 2013 в 18:33, шпаргалка

Краткое описание

1.Понятие и значение теории экономического анализа. Роль анализа в управлении организацией.
Анализ (от греч. «разделяю, расчленяю»)- способ познания предметов и явлений окр. среды, основанный на разделении целого на составные части и изучении их во всем многообразии связей и зависимостей. Анализ бывает математическим, физ-м, хим-м, статистическим, эк-м и т.п.

Файлы: 1 файл

ТЭА - готово!.docx

— 997.75 Кб (Скачать)

Особенности анализа определяются задачами того органа, который осуществляет анализ работы предприятия; они проявляются  в последовательности изучения экономики, в тематике анализа, в формах аналитической  работы. Информационное обеспечение  анализа — это, как правило, сводная  отчетность основного звена хозяйствования, экономические показатели хозяйственной  деятельности предприятия в целом, без детализации по подразделениям.

Внутрихозяйственный анализ. В отличие  от анализа деятельности предприятия (ассоциации) как объекта управления главная особенность внутрихозяйственного анализа заключается в его  детализации по отдельным подразделениям, в оценке их вклада в достижения всего коллектива.

Внутрихозяйственный анализ охватывает все ступени управленческой иерархии основного звена народного хозяйства  — от подразделений первого порядка  до рабочего места.

Внутрихозяйственный анализ деятельности отдельных подразделений производственного  объединения в промышленности и  других отраслях охватывает производственные единицы, научноисследовательские  институты и лаборатории, управленческие отделы, обслуживающие хозяйства  и другие подразделения первого  порядка.

При внутрихозяйственном анализе  деятельности производственных объединений (акционерные общества, товарищества и другие ассоциации) необходимо учитывать  особенности их структуры, которая  предопределяет потоки экономической  информации.

Отраслевой анализ. Этот вид анализа  в широком смысле охватывает все  уровни управления отраслью — от основного  звена предприятия до высшего  звена, охватывающего, как правило, отрасль народного хозяйства. Чистая отрасль народного хозяйства (т. е. специфическая группа продукции, например, станки), как правило, выходит  за рамки одного ведомства. Анализ экономических  показателей чистой отрасли затруднен  изза отсутствия единой системы информации. Отраслевой анализ в узком смысле охватывает отраслевые объединения. При  проведении экономического анализа  деятельности отраслевых объединений  используется сводная бухМетодика  внутризаводского экономического анализа

Общая методика анализа деятельности цехов основного и вспомогательного производств

Методика особенностей анализа  деятельности основного производства

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

12. Виды  экономического анализа 
Классификация видов экономического анализа имеет значение для правильного понимания его цели, задач, содержания, способов проведения. В основе классификации лежат различные признаки в зависимости от подхода к анализу, объектов анализа, задач, целей и т.д. 
I. По отраслевому признаку различают:

1.Межотраслевой  анализ – теория экономического анализа, являющаяся теоретической и методологической основой АХД во всех отраслях национальной экономики;

2.Отраслевой экономический анализ – экономический анализ в отраслях (промышленности, сельском хозяйстве, строительстве, транспорте, торговле и т.д.), методика которого учитывает специфику отраслей. Объективная необходимость отраслевого анализа хозяйственной деятельности обусловлена спецификой разных отраслей производства. Однако все отрасли общественного производства тесно связаны между собой и имеют много общего. Это и вызвало объективную необходимость наличия межотраслевого анализа (теории экономического анализа). 
Теория экономического анализа раскрывает наиболее общие методологические черты и особенности анализа хозяйственной деятельности. 
^ II. По функциональному признаку, роли и задачам которые экономический анализ выполняет выделяют:

1.Финансовый анализ – это внутрихозяйственный и внешний анализ, проводимый с целью оценки финансового состояния предприятия и финансовых результатов его деятельности на основе как конфиденциальной информации (в основном данных бухгалтерского учета и отчетности), так и открытой информации (в основном данных публичной бухгалтерской отчетности.

На уровне предприятия  его проводят финансовые службы. Внешний  финансовый анализ проводится банками, поставщиками ресурсов, покупателями продукции, аудиторами, инвесторами, налоговыми органами и т.д.

2.Управленческий анализ – это внутрихозяйственный производственный и внутрихозяйственный финансовый анализ, проводимый всеми службами предприятия на основе внутренней (конфиденциальной, закрытой) информации, с целью предоставления руководству данных, необходимых для планирования, контроля и принятия оптимальных управленческих решений, выработки стратегии и тактики, маркетинговой деятельности, совершенствования техники, технологии и организации производства. Он носит оперативный характер, результаты его являются коммерческой тайной.

3.Технико-экономический анализ – это составная часть управленческого анализа, его проводят технические службы предприятия (главного инженера, главного технолога и др.) в целях изучения взаимосвязи и взаимодействия технических и экономических и установления их влияния на экономические результаты деятельности предприятия.

4.Аудиторский анализ – это, как правило, финансовый анализ, проводимый аудиторскими фирмами, это экспертиза, диагностика финансового здоровья предприятия (его финансового состояния).

5.Социально-экономический анализ заключается в изучении взаимосвязи социальных и экономических процессов, их влияния друг на друга и на экономические результаты хозяйственной деятельности. Его проводят экономические службы управления, статистические органы, социологические лаборатории и др.

6.Экономико-правовой анализ – проводят юридические службы предприятий и объединений.

7.Экономико-статистический анализ проводят статистические органы для изучения массовых общественных явлений на разных уровнях управления: предприятия, отрасли, региона.

8.Экономико-экологический анализ проводят органы охраны окружающей среды, экономические службы предприятия с целью исследования взаимодействия экологических и экономических процессов, связанных с сохранением и улучшением окружающей среды и затратами на экологию.

9.Маркетинговый анализ проводят службы маркетинга предприятий или объединений для изучения внешней среды функционирования предприятия, рынков сырья и сбыта готовой продукции, её конкурентноспособности, спроса и предложения, коммерческого риска, ценовой политики, разработки стратегии и тактики маркетинговой деятельности.

10.Инвестиционный анализ проводится для оценки инвестиционной привлекательности инвестиционного проекта, оценки эффективности инвестиционной деятельности субъекта хозяйствования.

11.Функционально-стоимостной анализ исследует функции, которые выполняет объект, и методы их реализации. Его основное назначение в том, чтобы выявить ненужные функции объекта и предупредить лишние затраты за счет ликвидации ненужных узлов, деталей, упрощения конструкции изделия, замены материалов и т.д.

II.По признаку  времени различают:

1.Перспективный (предварительный) анализ проводимый до осуществления хозяйственных операций с прогнозными целями.

2.Ретроспективный (последующий, исторический) анализ проводимый после совершения хозяйственных операций.

Эти два вида анализа тесно  связаны между собой. Без ретроспективного анализа невозможно сделать перспективный. Умение видеть перспективу дает именно ретроспективный анализ. Он является основой перспективного анализа. 
^ Важнейшими задачами предварительного анализа являются: прогнозирование хозяйственной деятельности; научное обоснование перспективных планов; оценка ожидаемого выполнения планов. 
^ Наиболее типичные случаи прогнозного анализа: 
а) анализ проводят перед составлением плана в интересах подготовки исходной информации для планирования; 
б) анализ проводят одновременно с разработкой плана для проведения вариантных расчетов; 
в) проведение анализа после разработки плана, чтобы определить вероятность его выполнения, соответствие его реальным условиям и возможностям предприятия. 
 
Перспективный анализ в зависимости от длины временного горизонта делится на:

-Краткосрочный прогнозный  анализ (охватывает период до  одного года);

-Долгосрочный прогнозный  анализ (охватывает период свыше  одного года).

Краткосрочный прогнозный анализ используется для выработки тактической, а долгосрочный - стратегической политики предприятия в области бизнеса. Второй подвид анализа менее детализирован, чем первый, но его роль значительно  выше. 
Ретроспективный анализ используется для контроля за ходом хозяйственной деятельности предприятия, выполнением планов, для выявления неиспользованных резервов, для объективной оценки результатов деятельности предприятия. 
 
^ Ретроспективный анализ в свою очередь делится на:

Оперативный (ситуационный) анализ, проводимый сразу после совершения хозяйственных операций или изменения ситуации за короткие отрезки времени (час, смену, сутки, декаду) с целью оперативного выявления недостатков и воздействия на хозяйственные процессы. Рыночная экономика характеризуется динамичность ситуаций в производственной, коммерческой и финансовой деятельности предприятия, во внешней среде. Поэтому в условиях рынка значение оперативного анализа повышается.

Итоговый (заключительный) анализ проводимый за отчетный период времени (месяц, квартал, год) для всестороннего изучения хозяйственной деятельности предприятия.

III. По пространственному  признаку выделяют:

1.Внутрифирменный анализ изучает деятельность только исследуемого предприятия и его подразделений;

2.Межфирменный анализ изучает деятельность ряда предприятий (двух и более), что позволяет дать более обоснованную оценку их работе.

IY.По методике  изучения объектов анализа различают:

1.Количественный анализ – основан на количественных сопоставлениях и исследовании степени чувствительности экономических явлений к изменению различных фактов в количественном измерении (денежном, натуральном, относительном);

2.Качественный анализ - основан на качественных сравнительных характеристиках и экспертных оценках исследуемых процессов и явлений;

3.Факторный (причинный) анализ - это анализ направленный на измерение воздействия факторов на величину результативного показателя.

4.Сравнительный анализ – это анализ основанный на сравнении анализируемых (отчетных, прогнозных) экономических показателей с соответствующими показателями плана, донными прошлых периодов, конкурентов, передовых предприятий, средними данными в отрасли. В его рамках выделяют горизонтальный, вертикальный, трендовый анализы.

5.Диагностический анализ (экспресс-анализ) – основан на установлении характера нарушения нормального хода работы экономического механизма по типичным признакам характерным для данного нарушения.

К примеру, если коэффициент  текущей ликвидности значительно  больше двух, то это говорит о  низкой инвестиционной активности предприятия; или если темпы роста объема выпуска  товарной продукции выше темпов роста  объема реализованной продукции, то это признак затоваривания (работы на склад). 
Знание признака позволяет быстро и довольно точно установить характер происходящих процессов , не производя дорогостоящих фундаментальных исследований.

6.Фундаментальный анализ представляет собой углубленное, комплексное исследование сущности изучаемых явление и процессов с использованием математического аппарата и другого сложного инструментария.

7.Маржинальный анализ (анализ безубыточности) – это метод оценки и обоснования эффективности управленческих решений в бизнесе на основании исследования причинно-следственной взаимосвязи объема продаж (производства), себестоимости и прибыли и деления затрат на постоянные и переменные.

Y. По субъектам  (пользователям анализа различают:

1.Внутренний анализ проводится непосредственно на хозяйствующем субъекте для нужд оперативного, краткосрочного и долгосрочного управления;

2.Внешний анализ проводится на основании финансовой (бухгалтерской) и статистической отчетности органами хозяйственного управления, банками, контрагентами предприятия, инвесторами, акционерами, финансовыми органами.

YI. По степени  охвата изучаемых объектов анализ  делится на:

1.Сплошной анализ заключающийся в исследовании всех без исключения объектов;

2.Выборочный анализ заключающийся в исследовании только части объектов, что ускоряет аналитический процесс и выработку управленческих решений по результатам анализа.

YII.По содержанию  программ анализ может быть:

1.Комплексным анализом – анализом объединенным единой целью, при котором деятельность предприятия изучается всесторонне;

2.Локальным анализом – при котором изучается деятельность отдельных подразделений предприятия;

3.Тематическим анализом – при котором анализируются отдельные стороны деятельности предприятия

YIII. По периодичности  проведения анализ делится на:

1.Периодический анализ (годовой, квартальный, месячный, декадный, каждодневный;

2.Непериодический анализ.

Информация о работе Шпаргалка по "Теории экономического анализа"