Шпаргалки по "Экономической теории"

Автор: Пользователь скрыл имя, 28 Февраля 2013 в 21:56, шпаргалка

Краткое описание

Экономическая теория — дисциплина экономической науки. Представляет собой теоретическое и философское основание экономической науки. Состоит из множества школ и направлений. Экономическая теория не стоит на месте и её развитием в исторической перспективе занимается история экономических учений.

Файлы: 1 файл

gotovye_ekonomicheskaya-teoriya_1.doc

— 2.13 Мб (Скачать)

Готовые

 

1. Предмет и функции  экономической теории. Структура  экономической теории.

 

Экономическая теория — дисциплина экономической науки. Представляет собой теоретическое и философское основание экономической науки. Состоит из множества школ и направлений. Экономическая теория не стоит на месте и её развитием в исторической перспективе занимается история экономических учений.

Предмет экономической  теории - это исследование отношений между людьми по поводу производства, обмена, распределения, потребления материальных благ и услуг в результате эффективного использования редких ресурсов для удовлетворения безграничных потребностей.

Основная задача экономической  теории — дать объяснения происходящих событий в экономической жизни  с помощью моделей действительности, отразить в себе реальную экономику.

Экономическая теория состоит из ряда разделов: методологии экономической  науки, микроэкономики, макроэкономики, международной экономики, эконометрики, теории игр.

Структура ЭТ

Микроэкономика — наука, изучающая функционирование экономических агентов в ходе их производственной, распределительной, потребительской и обменной деятельности.

Макроэкономика — наука, изучающая функционирование экономики в целом, работу экономических агентов и рынков; совокупность экономических явлений. Основателем современной макроэкономической теории считается Джон Мейнард Кейнс, после того, как в 1936 году он выпустил свою книгу «Общая теория занятости, процента и денег».

Мировая экономика – экономические отношения между странами.

Функции экономической теории:

  1. Познавательная — позволяет анализировать отдельные процессы экономики, устанавливает взаимосвязи между этими явлениями, определяет свойства субъектов экономики (финансово-кредитные учреждения, предприятия, государство, население).
  2. Методологическая — позволяет определять экономическую теорию как основу для развития целого ряда других экономических дисциплин (маркетинг, статистика, менеджмент, ценообразование).
  3. Образовательная — позволяет формировать у граждан экономическую культуру, логику основные понятия о рынке.
  4. Практическая — рекомендации по совершенствованию текущей экономической ситуации, снижению уровня инфляции, увеличению валового национального продукта и т. д., разработка конкретных принципов и способов рационального хозяйства;
  5. Прогностическая — на основе анализа экономических явлений и процессов разрабатывать направления перспективного развития.

В современной экономической  теории можно выделить ряд научных  школ и направлений: неокейнсианство, монетаризм, новую институциональную экономическую теорию, нейроэкономику, австрийскую школу, новую политическую экономию, экономику и право.

 

 

2. Общенаучные и частные  методы экономической теории. Нормативный  и позитивный анализ. Экономическая  теория и экономическая практика

 

При изучении экономической теории применяют общенаучные и частные методы.

Общенаучные методы - это  методы, которые используются при  изучении любой науки: математики, физики, химии, биологии, психологии, социологии, экономической теории и т.д.

Диалектический метод. В нём каждое явление рассматривается в своём развитии, в постоянном движении. Но существуют и другие общенаучные методы. Например, если основу изменений общественных явлений экономисты видят в материальном производстве, то в экономическом анализе используется материалистический метод. В соединении с диалектикой образуется метод диалектического материализма. Он широко применяется учёными марксистского толка.

Частные методы - это методы, которые используются данной конкретной наукой - экономической теорией, но не только: они могут применяться и другими гуманитарными науками.

К частным относятся  методы абстракции, дедукции и индукции, допущения «при прочих равных условиях», анализа и синтеза, метод единства логического и исторического, критический  метод, макро-, медиум- и микроуровень экономического анализа, математический и статистический анализ, графическое изображение и т.д.

  1. Метод анализа и синтеза — анализ предполагает разделение рассматриваемого объекта или явления на отдельные части и определение свойств отдельного элемента. С помощью синтеза получают полную картину явления в целом.
  2. Метод индукции и дедукции — при методе индукции происходит исследование отдельных фактов, принципов и формирование общих теоретических концепций на основе получения результатов (от частного к общему). Метод дедукции предполагает исследование от общих принципов, законов, когда положения теории распределяются на отдельные явления.
  3. Метод системного подхода — рассматривает отдельное явление или процесс как систему, состоящую из определенного количества взаимосвязанных между собой элементов, которые взаимодействуют и оказывают влияние на эффективность всей системы в целом.
  4. Метод математического моделирования — предполагает построение графических, формализованных моделей, которые в упрощенном виде характеризуют отдельные экономические явления или процессы.
  5. Метод научной абстракции — позволяет исключать из рассмотрения отдельные несущественные взаимоотношения между субъектами экономики и концентрировать внимание на рассмотрении нескольких субъектов.

В самом общем смысле существует два типа утверждений  об окружающем нас мире.Позитивные утверждения носят описательный характер, рисуют нам мир как таковой. Второй тип утверждений является нормативным.Нормативные утверждения несут рекомендательный характер, говорят о том, каким должен быть мир.

Главная проблема ЭТ и практики состоит в разрешении противоречия между желанием людей удовлетворить свои безграничные потребности и ограниченностью (редкостью) ресурсов, находящихся в их распоряжении и используемых для данной цели. Свести только к этому современную ЭТ нельзя. Однако это противоречие образует ту ось, вокруг которой вращается хозяйственная жизнь.

 

 

 

3. Появление и развитие  экономической теории. Меркантилизм, физиократы, классическаяшкола, марксизм. Основные современные направления экономической мысли.

 

Экономическая теория —  дисциплина экономической науки. Представляет собой теоретическое и философское  основание экономической науки. Состоит из множества школ и направлений. Экономическая теория не стоит на месте и её развитием в исторической перспективе занимается история экономических учений.

Первой школой политической экономии был меркантилизм. Отражает экономическую политику раннего капитализма. Богатство общества отождествляется с золотыми деньгами. Страна и граждане богатеют, когда больше золота ввозится в страну, чем вывозится за ее пределы. Поэтому главной отраслью экономики является внешняя торговля, а государство должно способствовать превышению вывоза товаров над ввозом (поскольку это обеспечивает приток золота в страну), проводить политику активного протекционизма (защиты своего торгового капитала и промышленности).

Следующей школой политической экономии являются физиократы (власть природы). Наиболее ярким представителем данного экономического течения является Кэне. Физиократы утверждали, что богатство общества не золото, а продукт, созданный в сельском хозяйстве. Только земля создает ценности, и лишь земледельцы являются производительным классом. Все остальные только перерабатывают ранее созданный продукт (промышленность, торговля), либо просто потребляют его (дворянство, армия и т.п.). Отсюда следовали рекомендации по освобождению земледельцев от излишних налогов. Физиократы причину богатства, его прироста увидели в сельскохозяйственном производстве, а не в сфере обращения, как меркантилисты.

Дальнейшее развитие экономической мысли представлено английскойполитической экономией. Ее представители – Смит и Рикардо создали трудовую теорию стоимости, в соответствии которой богатство общества создается производительным трудом во всех отраслях экономики. Рост богатства происходит на основе повышения производительности труда в обществе. Главную роль в этом процессе играет разделение и кооперация труда. Позитивная роль разделения труда проявляется не сама собой, а благодаря деятельности предпринимателей. Поэтому необходимо содействовать проявлению их инициативы. В этом стоит «либеральный» подход к функционированию экономики, исключающий любые формы государственного вмешательства.

Марксизм последовательно развил трудовую теорию стоимости, рассматривал капиталистический строй с классовых позиций, доказывал преходящий характер капитализма.

Во второй половине XIX века складываются предпосылки для системы общего представления о предмете изучения экономической науки. Капитализм прочно утверждается в развитых странах. Разработка общих принципов политической экономии заменяется исследованием различных проблем экономической практики, качественный анализ заменяется количественным. Экономисты все чаще стремятся оптимизировать ограниченные ресурсы, применяя для этого теорию предельных величин.

Основные современные  направления экономической мысли: неоклассический синтез, неокейнсианство, неолиберализм, институционализм и др.

 

 

4. Производство и потребности.  Классификация потребностей. Потребности и блага.

 

Потребность можно определить как состояние неудовлетворённости, испытываемое человеком в чём-либо и выражающее противоречие между имеющимся и необходимым и побуждающее его к действию.

Для того чтобы ответить на вопрос «что производить?» экономическая наука применяет различные критерии, описывающие потребности.

  1. В зависимости от роли в воспроизводстве рабочей силы различают:
  • материальные (товары, услуги, доставляющие полезность);
  • духовные;
  • социальные.
  1. В зависимости от социальной структуры:
  • потребности в обществе в целом;
  • потребности классов, социальных групп;
  • потребности отдельных людей.

При этом между этими  потребностями могут возникнуть противоречия.

  1. По очерёдности удовлетворения выделяют:
  • первичные (необходимые) незаменяемые (пища, одежда …);
  • вторичные (избыточные) заменяемые (культура, развлечения), могут быть заменены одна другой.
  1. По отношению к характеру их изменения:
  • эластичные;
  • неэластичные.
  1. По участию в воспроизводственном процессе:
  • производственные;
  • непроизводственные.
  1. По происхождению:
  • экономические, для удовлетворения которых необходимо производство;
  • неэкономические, удовлетворяемые без производства.

Различные виды потребностей взаимодействуют друг с другом, и  до тех пор, пока основные потребности  в достаточной мере не удовлетворены, они определяют желания человека.

Потребности растут в  количественном, но еще больше в  и качественном отношении. Данная закономерность, подтверждаемая многолетней историей развития человечества, раскрывает содержание закона возвышения потребностей.

Благо – продукт произв-ва и природы, кот использ для удовлетвор потребн-й людей. Блага делятся :

  1. Материальные – все то, что мы видим, осязаем, ощущаем: дары природы, земля, воздух,здания и т.д.
  2. Нематериал:

- внутрен ( способн-ти  чел-ка)

- внешние ( репутация  и делов кач-ва)

     3) экономич  – блага, созд трудом чел-ка  и кол-во кот ограничено по  сравнению с потребн-ми в них.

      4) неэкономич  –блага, кот не явл продуктом  деят-ти людей и кот не обменив. ( воздух, вода)

      5) долговремен – блага, кот, удовлетв одну и ту же потребн-ть несколько раз (оборуд-е, одежда).

      6) недолговремен  – блага, кот удовл потреб-ти  только 1 раз (пицца).

      7) взаимозаменяем ( субституты) – блага, кот могут  быть заменены др благами при  удовлетв одной и той же потребн-ти ( чай, кофе).

      8) взазаимодополн (комплименты) – кот не могут  быть использованы друг без  друга (фотоаппар и пленка).

      9) настоящие  – блага, кот имеются в наличии.

     10) будущие  – блага, кот будут обладать  в будущем.

     11) прямые – кот непосредственно удовлетв потребн-ти человека.

     12) косвенные  – кот использ для произв-ва  др благ.(ср-ва произв-ва)

Произв-во – процесс  созд различн благ и услуг для  удовлетв опред потреб-й. Для  осуществления  любого произв-ва необходимо определ ресурсы или факторы произв-ва.

Потребность – это  желание индивида в обладании  либо использов-и определен предмета, это нужда, получившая предметное выражение.

 

 

 

 

 

5. Производство и ресурсы.  Виды экономических ресурсов. Факторы  производства.

 

Любое производство, независимо от того, в какой экономической системе оно совершается, состоит в потреблении производственных, экономических ресурсов.

Ресурсы – это  совокупность материальных, финансовых, природных, социальных и духовных сил, которые могут быть использованы в процессе создания товаров, услуг и иных ценностей.

Информация о работе Шпаргалки по "Экономической теории"