Шпаргалки по "Экономической теории"

Автор: Пользователь скрыл имя, 28 Февраля 2013 в 21:56, шпаргалка

Краткое описание

Экономическая теория — дисциплина экономической науки. Представляет собой теоретическое и философское основание экономической науки. Состоит из множества школ и направлений. Экономическая теория не стоит на месте и её развитием в исторической перспективе занимается история экономических учений.

Файлы: 1 файл

gotovye_ekonomicheskaya-teoriya_1.doc

— 2.13 Мб (Скачать)

Олигополия  — тип  рыночной структуры несовершенной конкуренции, в которой доминирует крайне малое количество фирм. Примерами олигополий можно назвать производителей пассажирских самолетов, таких как «Боинг» или «Эйрбас», компьютерных технологий, например, «Microsoft» и «Apple», производителей автомобилей, таких как «Мерседес», «БМВ» и др.

Свойства олигополии

  • Доминирование на рынке небольшого количества продавцов-олигополистов
  • Очень высокие барьеры для вступления в отрасль
  • Чтобы выжить в долгосрочном периоде, фирме-олигополисту не обязательно производить дифференцированную продукцию
  • Решение каждой фирмы влияет на ситуацию на рынке, и одновременно зависит от решений других фирм: принимая решение, фирма-олигополист учитывает возможную реакцию других участников рынка. По этой причине на олигополистическом рынке весьма велика возможность сговора
  • Небольшое количество товаров-заменителей продукции олигополистов
  • Олигополист может быть как прайс-мейкером, так и прайс-тейкером на рынке
  • В качестве количественного описания этой формы, может быть использовано следующее соотношение — доля четырех фирм-лидеров отрасли должна быть больше 40 %.

Чистая монополия —  положение на рынке товаров и  услуг, характеризующееся наличием только одного продавца данного вида товара или услуги.Характерными чертами  данной ситуации являются: уникальность продукта, владение основными видами сырья, низкие средние затраты, патентные права, особые привилегии (лицензии). Чистые монополии возникают обычно там, где отсутствуют альтернативы данному товару или услуге, отсутствуют близкие заменители.Для чистой монополии характерен высокий уровень цен, дальнейший рост которых сдерживается только риском снижения спроса.

 

 

14. Спрос. Закон спроса. Кривая спроса. Изменение спроса  и величины спроса.Индивидуальный  и рыночный спрос.

 

Спрос, англ. demand (D) – это представленная на рынке потребность в товарах, определяемая количеством тех или иных товаров, которые потребители хотят и могут купить при сложившихся ценах и денежных доходах.

И практические наблюдения и тщательные научные исследования показывают, что количество товаров, которые люди покупают, зависит от их цен. ЗАКОН СПРОСА Чем выше цена товара, тем, при прочих равных условиях, меньшее его количество захотят купить потребители. И наоборот, чем ниже цена, тем большее количество будет куплено.

Кривая  спроса (demandcurve) – кривая, показывающая какое количество экономического блага готовы приобрести покупатели по разным ценам в данный момент времени. Кривая имеет отрицательный наклон, что свидетельствует о желании потребителей приобрести большее количество товара при меньшей цене.

Движение вдоль кривой спроса показывает изменение величины спроса в зависимости от изменения цены и отражает действие закона спроса.

Обратная  зависимость между ценой и  величиной спроса называется законом  спроса.

Различают индивидуальный и совокупный спрос.

Индивидуальный  спрос – это спрос отдельного покупателя.

Совокупный  спрос – отражает объем и структуру общественных потребностей относительно каждого товара, услуги или ко всем товарам и услугам.

 

 

15. Предложение. Закон предложения. Кривая предложения. Изменение предложения иизменение объема предложения. Индивидуальное и рыночное предложение.

 

Обычно с помощью  предложения рынок сообщает о  тех условиях, при которых предприятия  производят и продают свою продукцию. Если мы рассмотрим ситуацию, складывающуюся на рынке со стороны предложения, то заметим, что зависимость величины предложения от цены является прямой, то есть чем выше цена, тем большее количество блага (при прочих равных условиях) нам, потребителям готовы предложить продавцы.

Движение вдоль кривой предложения отражает изменение величины предложения в зависимости от изменения цены. Чем выше цена, тем выше (при прочих равных условиях) величина предложения. И наоборот, чем ниже цена, тем ниже величина предложения.

 

Различают индивидуальное и рыночное предложение.

Индивидуальное предложение – это предложение отдельного производителя.

Рыночное  предложение – отражает объем и структуру совокупного предложения всех производителейтовара, услуги.

 

 

16. Взаимодействие спроса и предложения. Рыночное равновесие. Равновесная цена иравновесный объем. Механизм рыночного ценообразования.

 

В условиях рыночной экономики  конкурентные силы способствуют синхронизации  цен спроса и цен предложения, что приводит к равенству объемов спроса и объемов предложения.

Равновесная цена – это единственная цена, при  которой интересы производителя  и потребителей приведены в соответствие, при которой планы производителей по изготовлению товара полностью совпадают  с планами потребителей по его покупке.

Равновесие  – ситуация баланса, при которой  нет тенденции движения в сторону  другого соотношения величин.

Равновесная цена остается неизменной до тех пор, пока кривые спроса и предложения не будут  меняться. Если одна из кривых сдвинется, то новое равновесие переместится в другую точку.

Под влиянием неценовых  факторов на рынке происходит нарушение  равновесия. Рассмотрим этот процесс  более подробно

При пересечении кривой спроса Dt и кривой предложения St устанавлива-ется рыночное равновесие в точке Еtпри равновесной цене Pt. Тем самым, равновесный объем равен Pt*Qt, при соблюдении следующего равенства:

St=Dt=Pt*Qt

Причиной нарушения  равновесия может быть любой из факторов, влияющих на изменение спроса. Допустим, это наши предпочтения приводят к  изменению спроса, то:

на 1 этапе кривая спроса изменяет свое положение с Dt ↑ до Dr . Уравновешивающую функцию на рынке выполняет цена, которая стимулирует рост предложения при дефиците товаров и разгружает рынок от излишков, сдерживая предложение. Если спрос растет, то это приводит к нарушению равновесия и изменению цены Pt ↑ до Pr ;

на 2 этапеограниченная величина дохода потребителей несколько снижает цену на данный товар с Pr ↓ до Pr1, на рынкевременно устанавливается равновесие в точке Er, и количество проданной на рынке продукции по цене Pr1 увеличивается с Qt ↑ до Qr;

на 3 этапепроизводители реагируют на рост цен на рынке и увеличивают производство продукции, это приводит к смещению кривой предложения из положения St в положение Sr, одновременно происходит снижение цены Pr1 ↓ до Pt, а равновесие устанавливается в токе Et1, увеличивается объем продаж на рынке Qt ↑ до Qr1. Новое равновесие может быть описано следующим равенством:

Sr=De=Pt*Qr

 

 

 

 

 

 

 

 

 
17. Выигрыш от обмена: излишки потребителя и производителя.

 

В условиях совершенной  конкуренции происходит быстрое  взаимное приспособление цен спроса и цен предложения, объема спроса и объема предложения. В результате установления равновесия выигрывают и  потребители и производители. Поскольку  цена равновесия обычно ниже максимальной цены, которую потребитель готов заплатить за товар, то образуется излишек, который на рисунке 6.4 описывается площадью РmaxEPE.

Потребительский излишек – это разница между  максимумом цены, который потребитель  готов заплатить за единицу товара и той ценой, которую он заплатил, т.е. равновесной ценой, сложившейся на рынке.

В свою очередь, равновесная  цена, как правило, выше минимальной  цены, которую могли бы предложить фирмы с наиболее совершенными методами производства. Тем самым, излишек производителя графически представлен на рис. площадью Pmin PEЕ.

Излишек производителя – это разность между тем, что производители  фактически получают за единицу товара и тем минимумом цены, который  они готовы за него получить.

Рынки существуют до тех пор, пока участие в рыночных отношениях добровольно. Действие рынков приводит к тому, что каждый, кто на них продает или покупает, становится богаче, чем был бы, не участвуя в обмене.

Общие выгоды от торговли при этом равны  сумме излишка потребителя и  излишка производителя.

Концепция излишка потребителя  и производителя объясняет распределение  налогового бремени. Введенный налог  частично оплачивается потребителем, за счет потребительского излишка, который  мог бы быть получен при цене без  включенного налога. Частично налог оплачивается и производителем за счет того излишка, который они могли бы получить при цене без включенного налога.

 

 

18. Эластичность спроса по цене: Дуговая и точечная эластичность.

 

Степень влияния различных  факторов на изменение спроса и предложения определяется на основе концепции эластичности.

Эластичность  – это чувствительность одной  переменной к изменению другой.

Эластичность  спроса относительно цены показывает, на сколько процентов меняется объем спроса на товар в результате изменения цены на один процент.

 

EpD =

∆Q/Q

=

изменение Q в %

 

∆P/P

изменение Р в %

где:

EpD

--  эластичность спроса  по цене;

 

∆Q/Q

-- относительное изменение  спроса;

 

∆P/P

-- относительное изменение  цены.


 

Спрос является эластичным, когда EРD > 1 и это означает, что спрос растет или падает быстрее цены.

Спрос является неэластичным, когда EРD< 1, то есть спрос изменяется, растет или падает медленнее.

Если изменение цены не вызывает никакого изменения спроса, то EРD= 0, если бесконечно малое изменение цены вызывает бесконечное расширение спроса, то Е = ∞

Дуговая эластичность – показатель средней  реакции спроса на изменение цены товара, выраженной кривой спроса на некотором  отрезке D1D2.

Дуговая эластичность может  быть рассчитана по формуле:

EРD=

-∆Q

x

Р

=

-(Q2-Q1)

x

21)/2

=

-(Q2-Q1)

x

21)

∆Р

Q

21)

-(Q2+Q1)/2

21)

(Q2+Q1)


 

 

19. Перекрестная эластичность спроса. Эластичность спроса по доходу и факторы ееопределяющие.

 

Спрос на товар реагирует  и на изменение цен на другие товары.

Эластичность спроса на одно благо относительно цен на другое благо называется перекрестной эластичностью

Показатель перекрестной эластичности определяется по формуле:

 

 

 

Ex,yD =

∆Qx/Qx

=

∆Qx

x

Py

 

∆Py/Py

∆Py

Qx


Знак коэффициента перекрестной эластичности зависит от того, являются ли товары взаимозаменяемыми, взаимодополняемыми или нейтральными друг к другу. Если Ex,D>0, то это взаимозаменяемые блага (субституты), если Ex,D<0, то взаимозаменыемые, если Ex,D=0, то товары нейтральны.

Эластичность  спроса по доходу - это процентное изменение величины спроса, вызванное увеличением дохода.

 

 

На элатичность  влияет ряд факторов:

1. Заменяемость  товаров – ЧЕМ БОЛЬШЕ У ТОВАРОВ ЗАМЕНИТЕЛЕЙ (СУБСТИТУТОВ) тем эластичнее спрос.

2. фактор времени –  с течением времени спрос становиться более эластичным.

3. степень доступности  товаров – чем больше степень  дефицита тем выше эластичность  спроса на данный товар.

4. удельный вес товара  в доходе покупателя – чем  он больше тем выше эластичность  спроса на данный товар.

 

 

20. Эластичность спроса и выручка предприятия.

 

Существует определенная зависимость между эластичностью  спроса по цене и размером совокупной выручки.

Совокупная выручка  равна произведению количества проданной  продукции на ее цену:

TR =P * Q,

где:       TR – совокупная (общая) выручка (доход);

    Р – цена;

   Q – количество.

 

 

  1. Если спрос по цене эластичный (EРD > 1), то снижение цены вызывает рост совокупной выручки. И наоборот, если спрос по цене неэластичен, то рост цены приведет к снижению совокупной выручки. Эласт-ть спрос ( при E Д > 1), когда величина  изм-ся на больший %, чем уровень цены. Он характерен для большинства т-в длит пользов-я.
  2. неэласт-е спрос ( при E Д < 1), когда величина  изм-ся на меньший %, чем уровень цены. Он наблюд-ся на т-ры 1-ой необходим-ти.(эти т-ры слабо реагируют на изменение цены). Сумма выручки продавцов изменяется в том же направлении что и цена товара.
  3. Абсолютно неэласт-й спрос ( при E Д = 0),спрос, величина кот постоянна, независимо от изменения цены. Он наблюд на землю и на эксклюз т-ры.
  4. Абсолютно эласт-й спрос ( при E Д →∞ ), наблюд тогда, когда цена ед-цы продукции устан-ся на таком уровне, выше кот ни одна ед-ца т-ра продана не будет, а ниже него может быть реализовано бесконечн множество продукции. Такой спрос наблюд-ся на продукцию, кот выпуск небольшими партиями мелкими фирмами.
  5. Спрос с единичн-й эласт-ю ( при E Д = 1), сумма выручки не изменяется при изменении цены и обьема продаж.

Информация о работе Шпаргалки по "Экономической теории"