Шпаргалка по "Экономической теории"

Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Января 2012 в 11:37, шпаргалка

Краткое описание

Работа содержит ответы на 19 вопросов по дисциплине "Экономическая теория".

Файлы: 1 файл

ответы к гос экзаменту экон теория.doc

— 172.00 Кб (Скачать)
  1. Экономические агенты рыночные и  нерыночные.

Экономические агенты представляют собой субъекты, участвующие в экономических отношениях, являющиеся непосредственными участниками процесса производства, распределения и обмена, а также в потреблении созданных экономических благ для удовлетворения собственных потребностей.

В основном рассматривают  три вида экономических агентов:

1) государство;

2) фирмы (предприятия);

3) домохозяйства  (индивидуальные хозяйства). Полное  удовлетворение формирующихся в  обществе потребностей экономических агентов может быть достигнуто несколькими способами. Для данных способов основанием служат прежде всего три механизма обмена, которые возникли в эволюционном процессе, иначе говоря, способы, координирующие действие экономических процессов.

К данному механизму обмена относятся следующие формы:

1) форма обмена, имеющая властно—принудительный характер, т. е. согласно условиям командной экономики должна осуществляться поставка продукции, выпущенной в отрасли промышленности;

2) форма обмена, основанная на взаимном и социальном уровне обмена, т. е. обменные отношения в кругу семьи, различные подарки и т. д.;

3) форма обмена, осуществляющаяся на товарных рынках, т. е. продажа и приобретение продуктов на рынке в определенной местности.

Каждому отдельному обменному механизму присущ определенный координирующий способ в хозяйственных процессах, представленный в виде планового, традиционного и рыночного способов.

Субъекты, участвующие  в хозяйственном процессе с целью  удовлетворения собственных потребностей, по своему усмотрению применяют одну их трех форм обменного механизма. В зависимости от данного выбора выделяют:

1) рыночные продукты;

2) нерыночные  продукты.

Товары, производящиеся и распределяющиеся между экономическими агентами с применением действия рыночного механизма, образуют продукты рыночного вида.

Блага, осуществление  продаж которых невозможно, что объясняется  отсутствием для них специальных  рынков торговли, а также продукты, цель реализации которых не достигает  эффективного уровня за пределами зоны ограничений, т. к. их количество или весовая категория связаны с дорогой транспортировкой и продажей за пределами данной зоны, принято называть нерыночными продуктами, или благами.

Нерыночные продукты (блага) являются участниками определенно  установленного взаимного и социального обмена, а также механизма обмена властно—принудительного характера. Функционирование обмена в рыночном механизме осуществляется на основе рыночных продуктов или благ. Действие хозяйственного процесса предусматривает вступление экономических агентов в производственные отношения, процесс распределения, обмена и потребления по поводу рыночных и нерыночных продуктов (благ). Следовательно, экономические субъекты, удовлетворяющие собственные потребности с применением рыночного механизма обмена, а также рыночных продуктов (благ), являются рыночными агентами. Удовлетворение собственных потребностей экономическими субъектами посредством обмена взаимного, социального и принудительного в обязательном порядке властями называют нерыночными агентами.

  1. Конкуренция и её виды.
 

Повышение экономической  эффективности рыночной системы  стимулируется существованием конкуренции  между различными предприятиями  и организациями, а также предпринимателями. Это один из важнейших факторов постоянного  возбуждения деятельности экономических субъектов. Желание и упорство обойти соперника, конкурента образовывает мощный толчок экономического прогресса, конкуренцию принято характеризовать цивилизованной формой борьбы за экономическое существование.

Конкуренция представляет собой столкновение интересов, соперничество за наилучшие условия производственной деятельности, покупки и продажи товаров, возникающее между участниками на рынке. Иначе говоря, соперничество за право лучшего использования экономических ресурсов, которые имеются в наличии, за получение эффективного хозяйствования и получения максимального дохода, образуют конкурирующие отношения между теми, кто продает, теми, то приобретает.

Виды  конкуренции зависят от следующей классификации критериев.

1. Экономическое поведение производителя (продавца):

1) олигополистическая  конкуренция, т. е. соперничество  с несколькими конкурентами одновременно;

2) полиполическая  конкуренция, т. е. соперничество  между всеми участниками на  рынке.

2. Степень свободы нахождения конкуренции в каждой отдельной отрасли:

1) открытая;

2) закрытая конкуренция.

3. Степень дифференциации продукции:

1) без дифференциации  продукции: однородная, или гомогенная, конкуренция;

2) с дифференциацией  продукции: разнородная, или гетерогенная, конкуренция.

4. Степень использующихся действий:

1) ценовая конкуренция;

2) неценовая  конкуренция;

3) эффективная  конкуренция.

Выделяют два  вида конкуренции:

1) совершенную;

2) несовершенную.

Совершенная конкуренция осуществляется на рынке, где большое количество предприятий реализует стандартную продукцию. Отдельно каждое предприятие поставляет на рынок совершенной конкуренции небольшую долю предложения продукции из совокупного общего объема, таким способом, оно не имеет возможности воздействовать на уровень стоимости данной продукции. При совершенной конкуренции наблюдается свободный вход для новых предприятий в любую отрасль, а также и свободный выход из нее. Иначе говоря, исключаются законодательные и технологические преграды с целью свободного вращения капитала. Для данной конкуренции не характерно применение методов неценовой конкуренции. На рынке, где действуют конкурентные отношения, товары покупаются многими самостоятельными, независимыми покупателями, данное обстоятельство характеризует то, что объем продукции, который необходим, приобретатель должен покупать по стоимости, утвердившейся на рынке, и тем самым он не может воздействовать на определение уровня стоимости товара.

На рынке, на котором отсутствует соблюдение характерных черт совершенной конкуренции, возникает несовершенная конкуренция. Одним из видов этой конкуренции является чистая монополия. Существование чистой, или абсолютной, монополии определяется функционированием одного крупнейшего предприятия, которое считается единственным производителем товара, не имеющего аналога, т. е. предприятие полностью представляет какую—либо отрасль производства. Монополист, определяющий стоимость, контролирует ее, у него отсутствуют соперники, т. к. их появлению препятствуют экономические и технические преграды, т. е. свободный вход в отрасль других предприятий закрыт. Монополист не имеет возможности определить любую цену на свой товар, т. к. с целью большей продажи товара ему необходимо снижать стоимость. Регулируя соотношение стоимость – объем реализации, он получит максимальный доход. 

  1. Экономические блага и их классификация.
 
 

Благо - это все то, что заключает в себе определенный положительный смысл: предмет, явление, продукт труда, удовлетворяющий определенную человеческую потребность и отвечающий интересам, целям, устремлениям людей.

В экономической  литературе есть и другие определения  блага. А.Маршалл, например, под благом понимал все желаемые нами вещи или вещи, удовлетворяющие человеческие потребности. В этом определении блага ограничиваются лишь вещами, предметами.

Иногда  блага рассматриваются как воплощенная  полезность, которой могут быть не только продукты труда, но и плоды  природы.

Для понимания  благ большое значение имеет их классификация.

Существует  множество критериев, на основе которых  выделяют различные группы (виды) благ. Наиболее распространенным является подразделение благ на материальные и нематериальные.

    1. Материальные блага включают:

      a. естественные дары природы (земля, воздух, климат);

      b. продукты производства (продукты питания, здания, сооружения, машины, инструменты и т.д.). Иногда к материальным благам относят (например, А.Маршалл) и отношения по присвоению материальных благ (патенты, авторские права, закладные). Тем самым в одну группу объединяют различные по своему характеру блага, одни из которых суть полезности, другие - форма присвоения полезности;

      c. внутренние - блага, данные человеку природой, которые он развивает в себе по собственной воле (голос - пение, декламация; музыкальный слух - музицирование; способность к научной работе и т.д.);

      d. внешние - это то, что дает внешний мир для удовлетворения потребностей (репутация, деловые связи, протекция и т.д.).

    2. Нематериальные блага - это блага, воздействующие на развитие способностей человека, они создаются в непроизводственной сфере: здравоохранение, образование, искусство, кино, театр, музеи и т.д.

Кроме отмеченных групп благ рассматриваются  также блага настоящие и будущие, прямые и косвенные, долговременные и краткосрочные и т.д.

Особое  значение имеет подразделение благ на экономические и неэкономические.

Экономические блага – те, которые являются объектом или результатом экономической деятельности, т.е. которые можно получить в количестве, ограниченном по сравнению с удовлетворяемыми потребностями. Отметим, что с экономическим благом связана проблема редкости благ, обуславливающая соответствующее поведение человека (хозяйственная, производственная деятельность) в условиях ограниченности (редкости) ресурсов, благ.

Экономические блага делят на долговременные, предполагающие многоразовое использование (автомобиль, книга, электроприборы, и т.д.), и недолговременные, исчезающие в процессе разового потребления (спички, хлеб, мясо, и т.д.)

Неэкономические блага (даровые блага) предоставляются природой без приложения человеком усилий. Эти блага существуют в природе "свободно", в количестве, достаточном для полного и постоянного удовлетворения определенных потребностей человека (воздух, вода, свет и т.д.).

Среди благ выделяют:

Взаимозаменяемые (субституты). К субститутам относятся не только многие потребительские товары и производственные ресурсы, но и услуги транспорта (поезд — самолет — автомобиль), сферы досуга (кино — театр — цирк) и т. д.

Взаимодополняемые (комплементарные). Примерами комплементарных товаров являются стол и стул, автомобиль и бензин, ручка и бумага.

Экономические блага могут быть разделены на настоящие и будущие, прямые (потребительские) и косвенные (производственные).

Стоимость (ценность) экономического блага определяется затратами общественно необходимого труда, а также зависит от их редкости, интенсивности их потребления, количества благ. При этом предполагают, что любая потребность может быль удовлетворена несколькими благами, а любое экономическое благо можно использовать для удовлетворения нескольких потребностей.

Информация о работе Шпаргалка по "Экономической теории"