Шпаргалка по "Экономической теории"

Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Января 2012 в 11:37, шпаргалка

Краткое описание

Работа содержит ответы на 19 вопросов по дисциплине "Экономическая теория".

Файлы: 1 файл

ответы к гос экзаменту экон теория.doc

— 172.00 Кб (Скачать)

Понятия излишка  потребителя и излишка производителя  применяются при анализе государственной политики в процессе ценообразования. Если государство устанавливает цену на тот или иной товар ниже равновесной, то это приводит к дефициту на рынке, связанному с ростом спроса и резким падением объемов производства. Потребители приобретают продукт по низкой цене, потребительский излишек растет, и они оказываются в выигрыше. Те покупатели, которые не могут приобрести товар вследствие его ограниченности на рынке, теряют свой потребительский излишек.

Что касается производителей, то они теряют прибыль и терпят убытки. Избыток теряется в результате снижения цены на продукцию и общего сокращения масштаба производства. Таким образом, потери производителей превышают излишек потребителей, что свидетельствует о снижении общественного благосостояния и крайней неэффективности государственного ценового регулирования.

14. Теории поведения  потребителя и  производителя  

Целью потребителя  является максимизация удовлетворения от потребляемых благ (максимизация совокупной полезности) при ограниченном уровне дохода. Теория поведения потребителя выражает его способность выбрать из общего набора товаров те, в которых действительно нуждается и которые готов приобрести на данный момент времени. При своем выборе покупатель ориентируется на рыночную ситуацию и действует под влиянием таких факторов, как:

1) предпочтение  – потребитель всегда действует  в соответствии со своими желаниями  и потребностями;

2) рациональность  выбора – покупатель стремится  максимизировать полезность приобретаемого  им товара, получить наибольшее  удовлетворение от его потребления;

3) бюджетные  ограничения – каждый потребитель  имеет свой уровень дохода  и осуществляет покупки в пределах  этой суммы. Другими словами,  количество средств ограничено, и покупатель вынужден ограничивать  свои желания и потребности;

4) относительность  цен – на рынке совершенной  конкуренции устанавливаются цены  на товары и услуги. Это непременное  условие получения предпринимателем  его прибыли. Цены регулируют  спрос на рынке и определяют  выбор потребителя. При одинаковом  качестве товара он выберет более дешевый, при одинаковой цене более качественный.

Все товары можно  ранжировать по степени их полезности. При комбинации двух товаров, дающих потребителю одинаковый уровень  полезности, получается кривая безразличия. Получается, что отказ от некоторого количества одного товара компенсируется получением другого товара в большем количестве и потребителю все равно, какую комбинацию товаров он получит. Все кривые безразличия, наложенные на одну плоскость, показывают ранжирование возможных благ от менее до более предпочтительных.

Покупатель при  заданном уровне дохода может приобрести строго определенное количество благ, которые могут быть представлены в виде различных комбинаций на бюджетной  линии. Если наложить бюджетную линию  на карту кривых безразличия, то точка их касания является оптимальной и выражает равновесие потребителя. Равновесие потребителя – это ситуация, при которой покупатель получает максимальную полезность от заданного набора благ при определенном уровне дохода и рыночной цены.

При определении поведения потребителя применяется правило максимизации полезности. Это означает, что последний рубль, затраченный на мясо, должен представлять ту же ценность, что и рубль, затраченный на хлеб или другой продукт. Это правило вытекает из закона убывающей предельной полезности (первый закон Госсена): при непрерывном потреблении полезность каждой последующей единицы потребляемого блага убывает.

В процессе жизнедеятельности  каждый человек сталкивается с проблемой  обеспеченности, т. е. возможности приобрести необходимые ему товары. Потребители имеют систему предпочтений и вкусов, которые и определяют состав потребительской корзины. Таким образом, поведение потребителя – это довольно сложный процесс систематизации возможных потребностей и привычек, формирующих спрос на рынке товаров и услуг. Заметим, что потребитель осуществляет свой выбор рационально и ориентируется на уровень относительных цен. Это означает, что он стремится к минимальным затратам при полном удовлетворении потребностей, т. е. между товарами одинакового качества выбирает более дешевый.

Ограниченность  дохода при практически неограниченных потребностях (первый экономический  закон) – это основной фактор, определяющий возможность покупателя приобрести тот или иной товар. Кроме того, количество потребляемых благ формируется с учетом их полезности.

Полезность блага  – это степень его важности для экономического субъекта. Соответственно, товары, отвечающие первичным потребностям, имеют наибольшую полезность. Но при  постоянном употреблении одного и того же блага степень удовлетворения начинает понижаться. Это легко объясняется законом убывающей предельной полезности (первый закон Госсена): в непрерывном процессе потребления полезность каждой дополнительно используемой единицы товара сокращается и исчезает по мере насыщения. Например, потребляя 1 булочку, мы получаем максимальное удовлетворение, но при потреблении последующих единиц этого продукта оно снижается, поскольку пропадает острая необходимость в данном благе.

Таким образом, потребительское поведение определено рядом факторов, на основании чего мы можем составить его общую модель:

1) действия потребителя  носят рациональный характер, т.  е. он ставит перед собой  цель и для ее достижения  руководствуется принципом максимизации  удовольствия;

2) каждый экономический субъект осуществляет свой выбор, руководствуясь собственными предпочтениями и желаниями;

3) существует  наличие бюджетных ограничений.  Покупатель приобретает товары  и услуги в пределах имеющихся  у него в наличии денежных  средств, величина которых препятствует беспорядочному потреблению и ограничивает потребительские возможности;

4) при осуществлении  покупки потребитель ориентируется  на стоимость нужных ему товаров.  Стремление минимизации затрат  заставляет его выбирать дешевые  (но не низкого качества) товары;

5) покупательные  операции основаны на действии  закона убывающей предельной  полезности, т. е. потребитель  расширяет объем закупок до  тех пор, пока их общая полезность  и полезность каждой отдельной  единицы будут приносить ему  удовлетворение.

15. Олигополия, монополистическая  конкуренция, барьеры  входа и выхода

Олигополия –  это ситуация на рынке несовершенной  конкуренции, при которой производством  продукта занимается небольшое число  фирм. Данный вид рыночной структуры  является промежуточным между монополией и рынком совершенной конкуренции с той разницей, что олигополист имеет ограниченное другими производителями влияние на формирование уровня цен. Количество участников олигополистичес-кого рынка, как правило, не менее трех. В развитых рыночных странах преобладает именно этот тип производства.

Особенности олигополистической формы рыночной власти заключены  в следующем.

1. Товар, произведенный  в данных условиях, может быть  как однородным, так и дифференцированным. Однородный товар отличается  от дифференцированного полным безразличием со стороны покупателя, когда ему все равно, у кого приобрести данный товар.

2. Неценовая  конкуренция. Производители создают  спрос на свою продукцию не  путем игр с ценами, а повышая  качество продукции и уровень  обслуживания. Очень выигрышны в этом плане различные рекламные компании.

3. Количество  производителей значительно ограничено. Это связано прежде всего с  издержками производства.

4. Вход на  рынок другим фирмам практически  закрыт. Олигополисты, поделившие рынок  между собой, могут объединить свои силы и начать операцию по «уничтожению противника». Это объясняется нежеланием олигополистов нарушать сложившийся порядок и объем производства.

5. Взаимозависимость  участников рынка. При организации  производства каждый производитель ориентируется на поведение конкурента и уровень цен. Если фирма выпустит слишком малый объем продукции, то цены на него превысят оптимальную рыночную цену. При перепроизводстве фирма сталкивается с проблемой сбыта, и в этом случае стоимость единицы товара снижается, что вызывает недовольство других участников рынка. Ведь для поддержания конкурентоспособности они будут вынуждены подстраиваться под новый уровень цен, тем самым увеличивая издержки производства.

Иногда фирмы-олигополисты образуют картели, что позволяет им максимизировать прибыль. Они по соглашению производят однородный товар и выравнивают цены на него. Общий объем продукции, поставленной на рынок, в этом случае невысок, а ее стоимость в связи с дефицитом высока. Но такие объединения, как правило, недолговечны. Этому способствуют 2 объективные причины:

1) олигополистам  крайне трудно договориться о  цене и объеме выпуска, поскольку  у них разные предельные издержки;

2) каждый участник  стремится максимизировать собственную  прибыль и поэтому нарушает условия договора.

Монополистическая конкуренция – это ситуация, когда  фирмы в борьбе за лучшие условия  производства создают неоднородную продукцию. На таком рынке действует  множество производителей, и они  изготавливают дифференцированный товар. Посредством этого предприниматель уменьшает ценовую эластичность спроса, делая его менее гибким и зависимым от рыночных цен. Это дает возможность повысить цену без ущерба производству и боязни потерять клиентов.

Монополистическая конкуренция может быть охарактеризована следующим образом.

1. Дифференциация  продукта. Производители поставляют  на рынок по сути одинаковый  товар, но немного отличающийся  по составу и технологии создания. Например, на рынке колбасных  изделий конкурирует несколько  известных фирм: «Дубки», «Фамильные колбасы» ит.д. Все они изготавливают одноименный продукт, различный лишь по вкусу. В этом случае спрос на рынке определяется предпочтениями покупателей, а не уровнем цен. Потребитель готов заплатить любую цену за понравившийся ему продукт. Очень часто покупатель руководствуется принципом известности предприятия и выбирает продукт известной марки. Особенность такого вида рынка состоит в том, что производитель, повышая цены, сужает рынок, сохраняя при этом спрос на свою продукцию.

2. Контроль над ценой существует, но он значительно ограничен по сравнению с рынком абсолютной монополии. Таким образом, предприниматели самостоятельно устанавливают уровень цен, не ориентируясь на конкурентов. Если одна фирма решит сделать скидку на товар, то это никоим образом не отразится на прибыли других. Ведь это не значит, что все покупатели начнут предъявлять спрос именно на данный продукт, потому что опять-таки существует постоянство выбора и вкуса.

3. Вход на  рынок и выход с него значительно  свободный. Созданы определенные условия для образования новой фирмы-конкурента. Но тем не менее ситуация складывается не так, как на рынке совершенной конкуренции, поскольку существует определенная доля риска. Новой фирме будет тяжело прижиться среди устоявшихся конкурентов, чья продукция уже известна и имеет сравнительные преимущества на рынке.

4. Значителен  вес неценовой конкуренции. Фирмы  готовы затрачивать огромные  средства на улучшение качества  продукта, его до– и послепродажного  обслуживания, на рекламу. Эти  условия активизируют спрос и создают основы для его регулирования.

Монополистическая конкуренция – это нечто среднее  между монополией и совершенной  конкуренцией, и ее главное преимущество заключается в относительной  гибкости цен, что определяет высокую  степень соперничества на рынке.

Барьеры входа и выхода (в отрасли). 

17. Производственная функция. 

ВНП зависит  от 2-х параметров: факторов производства и производственной функции.

Основными факторами  производства являются труд (L) и капитал (K). Для простоты анализа предположим, что экономика располагает фиксированным капиталом и фиксированным трудом, факторы производства используются полностью.

Существующая  производственная технология определяет, какой объем продукции производится при данных количествах капитала и труда. Математически экономисты выражают существующую технологию, используя производственную функцию, показывающую, каким образом факторы производства определяют объем выпускаемой продукции.

Y = F (K, L),

где Y – объем  выпускаемой продукции.

Объем выпускаемой продукции является функцией количества капитала и количества труда. Изменения в технологии приведут к изменению производственной функции.

Информация о работе Шпаргалка по "Экономической теории"