Шпаргалка по "Экономической теории"

Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Января 2012 в 11:37, шпаргалка

Краткое описание

Работа содержит ответы на 19 вопросов по дисциплине "Экономическая теория".

Файлы: 1 файл

ответы к гос экзаменту экон теория.doc

— 172.00 Кб (Скачать)

Продукция, которая  находится за пределами границы производственных возможностей, оказывается более потребляемой и востребованной, чем любая другая продукция, находящаяся на самой границе. Данное обстоятельство объясняется тем, что за пределами границ могут возникнуть крупные производственные объемы продукции, что в результате благоприятным, выгодным образом сложится для населения. Однако достижение данных производственных направлений при таком объеме ресурсов, которые имеются в наличии, а также при использовании данной производственной технологии невозможно.

В случае нахождения продукции в пределах границы  производственных возможностей наблюдается  вероятность возникновения таких  направлений. Однако выпуск продукции  в таком количестве будет нерационален и неэффективен, а также при  этом производственные ресурсы не будут использованы в полном объеме, т. е. исключится возможность использования обществом данных ресурсов на данный период времени, возникнет неэффективность их применения. Таким образом, общественное производство продукции будет сокращено, а значит, снизится уровень удовлетворения потребностей населения, что не будет соответствовать целям производства.

Ценностью является любое принятое экономическое решение, например, если принимается решение  об увеличении производства одной продукции, что возможно только при уменьшении количества выпуска другой продукции, наблюдается эффективное и полное использование всех имеющихся производственных ресурсов.

Увеличение уровня границы производственных возможностей может быть осуществлено путем открытия новых современных технологических возможностей, нахождения новых источников полезных ископаемых, развития различных научных знаний в любых отраслевых областях.

Иначе говоря, переход  с низкого уровня границы производственных возможностей на более высокий возможен в результате развития научно—технического прогресса. Следовательно, данным переходом можно отразить рост уровня экономики в целом, который, в свою очередь, характеризует увеличение количества производства продукции и услуг в экономическом процессе.

  1. ВНЕШНИЕ ЭФФЕКТЫ (ЭКСТЕРНАЛИИ)
 
 

Внешние эффекты, или экстерналии, представляют собой перемещение определенной части издержек или выгод к не принимавшим участия лицам в условиях осуществления рыночных сделок.

Сделки на рынке  могут осуществляться под влиянием на лиц, которые не принимают в них участия. Допустим, если производство связано с загрязнением атмосферы, это оказывает влияние на все население, проживающее в данной местности. В результате данное обстоятельство ведет к увеличению количества заболеваний людей и, следовательно, к росту затрат с целью лечения и поддержания здоровья. В случае если какой—то человек старается заботиться о своем здоровье, осуществляет профилактические действия от инфекционных заболеваний, то не только он остается в выигрышном положении, а также и все окружающие его люди, т. к. они не производят траты средств на вакцинацию.

Таким образом, внешние эффекты – это издержки или выгоды от побочных воздействий, которые образуются в результате осуществления рыночных операций и находят свое отражение в рыночной стоимости.

Внешние эффекты  определяются разницей между затратами  рыночных операций и полными затратами, которые исключают негативные результаты внешних воздействий.

Выделяют частные, внешние, общественные издержки, а также выгоды.

Частные издержки выражаются в виде затрат участников операций, проводимых на рынке, и участвуют в производстве различных благ, а также они включены в их рыночную стоимость. Им свойственен внутренний характер обращения.

Внешние издержки представляют собой издержки, которые необходимы для производства и потребления данных благ, т. е. это затраты тех лиц, которые не участвуют в данной сделке.

Общественные  издержки – это общая совокупность затрат лиц, которые принимают участие в рыночных сделках, а также третьих лиц.

Действие внешних  эффектов может проявляться как  положительно, так и негативно. Внешние  эффекты в зависимости от результата последствий разделяются на положительные и отрицательные эффекты.

Возникновение положительных экстерналий связано  с проявлением позитивных результатов влияния участников операций рынка на третьих лиц. Выигрыш, который образовался, остается не в собственности владельца ресурсов, который способствовал возникновению эффекта, а на бесплатной основе присваивается третьими лицами. Таким образом, положительный внешний эффект представляет собой полезность, котоая была получена дополнительно, образовалась в итоге использования блага, а также не была включена в рыночную стоимость.

Отрицательные экстерналии возникли в результате деятельности экономических агентов, которые могут нанести ущерб третьим лицам. Данное обстоятельство приведет к несению дополнительных издержек. Данные издержки могут быть представлены в виде недополученной прибыли или прироста издержек третьих лиц.

Регулирующая функция внешних эффектов принадлежит государству, осуществление которой происходит с помощью административных, выражающихся в ограничении производства, и экономических мер в виде применения налогов и субсидий.

Для устранения негативного внешнего эффекта применяются стандарты, представленные в виде установленных государством различных ограничителей на определенные виды и объемы загрязнений атмосферы промышленными отбросами.

При применении налогов как платежей за нанесенный ущерб его величина устанавливается соотношением производственных благ и отбросов. Результаты данного налога зависят от применяемых предприятием способов сокращения издержек. Однако при подсчете внешнего эффекта затруднительным оказывается установление зависимости между количеством выпуска отбросов и уровнем загрязнения атмосферы. 

    16.Сравнительное  преимущество 
     

Сравнительное преимущество представляет собой преимущество, принадлежащее участнику, т. е. агенту экономической деятельности в обменном процессе, при условии, что он имеет возможность произвести данную продукцию с наиболее меньшим объемом затрат по сравнению с другими агентами. На международном уровне обмена субъект экономической деятельности представлен отдельной страной.

Учеными—экономистами  классической политической экономии, а именно Д. Риккардо, была разработана теория сравнительных преимуществ. Данный представитель в своей работе «Принципы политической экономии и налогообложения» дал ответ на возникший следующий вопрос, по каким причинам образуется возможность осуществления торговли между двумя государствами при условии, что один из них не обладает основным преимуществом, иначе говоря, всю продукцию выпускает с более высоким уровнем затрат. Однако каждое государство имеет продукцию, на производство которой затрачивается наименьший объем затрат по сравнению с иными продуктами.

Согласно взгляду  Д. Риккардо государство должно специализироваться на производстве именно такой продукции  и осуществлять их экспорт в различные  страны. Этот ученый рассмотрел модель упрощенного типа, которая состоит ее пары индивидов либо стран и двух видов продукции.

Данная модель дает возможность описать принцип  специализации, а также отразить начальные условия выигрыша на рынке, основываясь на принципе сравнительного преимущества.

Например, на двух предприятиях Р и С при использовании определенных возможностей технологии производства за единицу времени может быть изготовлено:

1) на предприятии  Р – 45 единиц продукции У  либо 30 единиц произведенной продукции  И;

2) на предприятии  С – 30 единиц продукции У либо 45 единиц продукции И.

На каждом предприятии 8–часовой рабочий день.

Таким образом, норма предела трансформации  продукции И в продукцию У  для предприятия Р будет равна  следующему соотношению: ΔИ / ΔУ = -1/2, а  для предприятия С, соответственно, равно Δ2.

Следовательно, вывод заключается в том, что  при ограничении определенных данных предприятие Р обладает сравнительным  преимуществом при производстве продукции У и предприятие  С имеет данное преимущество при  выпуске продукции И.

С точки зрения экономической теории сущность сравнительного преимущества сводится к существованию возможности извлекать выгоду из осуществления деятельности в обменном процессе.

При условии  учета сравнительного преимущества пары участников обменной ситуации образуется объединенное множество возможностей производства. При существовании двух различных способов производства продукции объединенное множество имеет один—единственный вариант выигрыша от принятия участия в обмене.

При существовании  нескольких различных осуществляемых способов производственной деятельности пределы производственных возможностей будут иметь однородные типовые варианты участия в обменном процессе.

10. метод сравнительной  статики показатели  эластичности 
 
 

    11.Закон  предложения 
     

Предложение означает желание производителей произвести и продать определенные товары и услуги за определенную цену. 
 
Фирмы будут производить только те товары и услуги, доход от которых будет не только покрывать расходы, но и приносить прибыль. Никто не будет производить товары и услуги только потому, что люди в них нуждаются. Собственников капитала это волнует мало. 
 
Величина предложения ? количество товара, которое предъявляется к продаже по какой-либо определенной цене в течение определенного времени. 
 
Например, мы можем сказать, что величина предложения товара X по цене Y составляет 1000 ед. данного товара (продукта) в неделю. 
 
Закон предложения гласит: между ценой и величиной предложения существует прямая связь. 
 
Закон предложения показывает, что производители хотят изготовить и предложить к продаже большее количество своего продукта по высокой цене, чем они хотели бы это делать по низкой цене.

Как и  в отношении закона спроса, представим закон предложения в графическом  изображении (рис. 5.1). Техника построения графика такая же, как и описанная выше, но, разумеется, количественные данные и возникающие между ними связи иные. 
 
Форма кривой предложения S определяется стремлением фирм к максимальной прибыли. Это допущение помогает понять, почему кривая предложения направлена вверх слева направо, т. е. фирмы готовы предложить больше продукта при более высоких ценах.

  

Рис. 5.1. Кривая предложения  любого товара 
 
Исходя из анализа рис. 5.1 видим, что кривая предложения S ? восходящая. Это означает, что между ценой и величиной предложения ? прямая связь.

Кривая  предложения S показывает, какое количество товара и по какой цене производители  могут продать на рынке. Кривая поднимается  вверх, потому что, чем выше цена, тем  большее число фирм имеет возможность  производить и продавать товар. Более высокая цена дает возможность существующим фирмам расширить объем производства в короткий промежуток времени за счет привлечения дополнительного капитала, рабочей силы или сверхурочных работ, а в длительный промежуток времени ? за счет самого производства. Более высокая цена может также привлечь на рынок новые фирмы, у которых высоки издержки производства и продукция которых при низких ценах является нерентабельной.

12. Равновесие. Рынок.  Равновесная цена.

13. Излишки потребителя  и производителя

Анализ теории предельной полезности позволяет определить такую важнейшую экономическую  категорию, как излишек потребителя. Суть ее состоит в том, что покупатель одинаково оплачивает каждую единицу  товара. Их цена равняется предельной полезности последней, наименее ценной для него единицы.

Пусть потребитель  решает приобрести одну единицу продукции  и готов заплатить за нее 100 долларов. Стоимость второй он уже оценивает  в 80 долларов, третьей – в 60 долларов. Причем рыночная цена в этом случае устанавливается на уровне предельной третьей и составит 60 долларов. Таким образом, индивидуальная оценка полезности всех покупаемых единиц равняется соответственно 100, 80 и 60 долларов, а их сумма 240 долларов. Но потребитель заплатит всего 180 долларов. в соответствии суровнем рыночной цены. Получается, что излишек потребителя – это разница между суммой денег, реально затраченных на покупку, и той суммой, которую он фактически готов был уплатить.

По аналогии, излишек производителя – это  разница между предельными затратами фирмы на производство товара и его рыночной стоимостью. Фирма при организации производства учитывает величину издержек на единицу продукта, и в целях получения прибыли она стремится минимизировать их. Это значит, что устанавливается строго определенная величина издержек, в пределах которой фирма готова производить дополнительную единицу товара и поставлять ее на рынок. Эта величина находится в прямой зависимости от рыночной цены, по которой продукт будет реализован. В любом случае для эффективного функционирования фирмы продажная цена должна превышать предельные издержки производства. В противном случае цель максимизации прибыли не будет достигнута, и фирма разорится.

Информация о работе Шпаргалка по "Экономической теории"