Шпаргалка по "Экономической теории"

Автор: Пользователь скрыл имя, 09 Января 2012 в 01:49, шпаргалка

Краткое описание

Работа содержит ответы на вопросы по дисциплине "Экономическая теория".

Файлы: 1 файл

Документ Microsoft Office Word 97 - 2003.doc

— 146.50 Кб (Скачать)

1. Чи́стая монопо́лия — положение на рынке товаров и услуг, характеризующееся наличием только одного продавца данного вида товара или услуги.

Причины возникновения:а)барьеры обусловлены  масштабами производства, размерами  фирмы.Напр: в отрасли 1 крупн фирма располаг современными технологиями,высокой производительностью труда и низкими средними общими издержками, поэтому маленьк-фирма входящ на данный рынок не имея большого капитала не может успешно конкурировать с опытной крупной фирмой. Даже крупн фирма располаг больш капиталом должна иметь более соверш технологии, боле высокое качество продукции.б)барьеры вхожд в отрасль могут быть (правовыми)это означ что крупн фирма приобретает новые технологии матер и это выгодно фирме, потребителю и государству т.к. товар пользуется спросом и от продажи товаров гос-ву поступают налоги. Гос-во поощряет всех, выдавая патент(документ на право занятия торговлей или промыслом) и патент дает право фирме изготавл данный товар а др фирмы лишаются такого права, они могут купить патент т.о. фирма изобр новый товар получ патент и она станов монополией. Правовые барьеры созд правительством через выдачу фирмам лицензий на право деятельности т.е. прав-во выдает лицензии одной фирме котор работает на опред территор и фирмы становятся монополией это маршрутное такси. Прав-во может выдавать лицензии не только частным компаниям но и госуд, котор работают на опред территории.в)барьеры созд в отраслях по добыче сырья, когда компания добыв на той или иной территор основн долю сырья и такая компания станов почти монополия.г)чистая монополия связана с образов с действием естеств монополией. Естеств монополия-ситуация, когда есть выпуск прод-ции отрасли(услуг) то сосредоточен в руках собств одной компании, позволяющ минимизировать затраты. Создание чистой монополии часто связано с объединением фирм и в этой связи на рынке ЧМ функционирует картели соглашения об квоте(кол-ве) выпуск прод-ции. Это объединение компаний совместного быта. Трест-объед фирмы и их собств и производство и сбыт прод-ции осуществл согласованно, сообща.Концерн- монополия с единым финансов центром всех входящих в нее фирм разн отраслей но с общей технологией.Конгломерат- объед основанное на проникновении крупн корпораций в отрасли, не имеющие производств связи с деят-ю головной фирмы. 

2.а)в отрасли единств продавец, единств фирма.б)фирма выпускает уникальный товар которому нет замены или есть заменитель, но не эффективный, поэтому покупатель вынужден приобретать товар по любой цене, диктуемой фирмой или отказаться от покупки.в)реклама не обязательна.г)цена на рынке жестко контролируется фирмой и фирма в своих интересах изменяет объем производства и уровень цен.д)вхождение на рынок других фирм-конкурентов заблокировано. 

3. В условиях свободной конкуренции происходит образование средней нормы прибыли. Однако в эпоху монополистического капитализма свободной конкуренции не существует, господствующее положение в экономике и бизнесе принадлежит монополиям. Монополии сосредотачивают в своих руках огромную экономическую мощь. Это позволяет получать им такие прибыли, уровень которых значительно превышает среднюю норму прибыли. Высокие прибыли монополий включают в себя следующие элементы:1) среднюю прибыль. Ее участники монополий присваивают не потому, что они монополисты, а просто потому, что они предприниматели;2) сверхприбыль как разницу между общественной и индивидуальной стоимостью товаров. Положительной эта разность складывается на лучших предприятиях. Монополии, обладая значительными капиталами, имеют более широкие возможности использовать лучшую технику, технологию и менеджмент;

3) монополистическую  сверхприбыль, связанную с установлением  монопольных цен выше стоимости  товаров. Монополистическая сверхприбыль  есть специфическая экономическая  форма, в которой реализуется  господство монополий.Под монопольной прибылью понимается вся прибыль, присваиваемая монополиями и входящая в цены продаваемых ими товаров. Монопольно высокие прибыли имеют следующие главные источники:1) прибавочная стоимость, создаваемая наемными рабочими, а также частично и стоимость рабочей силы. На монополизированных предприятиях является очень высокой интенсивность труда, применяются различные потогонные системы труда. Монополии эксплуатируют не только собственных рабочих, но и рабочих немонополизированных предприятий через механизм продажи им товаров выше стоимости. Подъем монополиями цен на предметы потребления ведет к падению реальной заработной платы ниже стоимости рабочей силы. В итоге монополии эксплуатируют наемных рабочих как путем присвоения их прибавочного труда, так и путем присвоения части их необходимого труда;2) стоимость, созданная трудом мелких товаропроизводителей в развитых странах. Монополии эксплуатируют не только наемных рабочих, но и мелких производителей деревни (крестьян) и города (ремесленников). Эта эксплуатация осуществляется через механизм установления монополиями высоких цен на товары монополизированных предприятий и низких цен на товары, которые они покупают у мелких производителей;3) стоимость, созданная трудящимися в экономически слаборазвитых странах. Монополии получают свои прибыли не только внутри страны, но и извне за счет эксплуатации народов экономически слаборазвитых стран. Достаточно указать на неэквивалентный обмен, заключающийся в том, что монополии продают свои товары на рынках развивающихся стран по ценам выше стоимости, а покупают товары этих стран по ценам ниже стоимости;4) перераспределенная прибавочная стоимость между предпринимателями в пользу монополистов. Когда монополисты продают свои товары выше их стоимости немонополизированным предпринимателям, а последние не могут ответить тем же, то происходит перераспределение части прибавочной стоимости от немонополистической к монополистической буржуазии. Здесь источником монопольной прибыли служит тоже прибавочная стоимость, но прибавочная стоимость, созданная рабочими на немонополизированных предприятиях. 

4. Чистый монопсонист - это единственная на рынке фирма, которая является покупателем ресурса или его услуг, предлагаемых на этом рынке, причем возможностей альтернативного сбыта либо мало либо нет совсем. Монопсонист обладает властью, достаточной для влияния на цену услуг ресурса, которые закупает. Чистая монопсония - такая же редкость, как и чистая монополия. Предположительно она может существовать в небольших городах, в которых, например, единственная фирма нанимает всех трудоспособных жителей. Единственная шахта, на которой работают все шахтеры, находящаяся в отдаленном приграничном городе, может служить примером чистой монопсонии. Правительство США как единственный покупатель многих материалов оборонного значения, таких, как ядерное оружие, является чистым монопсонистом для этих товаров. Оно закупает все их рыночное предложение, а продажа этих товаров другим покупателям запрещена.

Несмотря  на редкую возможность существования  рынка единственного работодателя, часто бывает, что фирма закупает очень значительную часть всего доступного рыночного предложения определенного ресурса. Например, предположим, что университет обеспечивает рабочими местами 70 % рабочей силы в небольшом городке. Если бы ему понадобилось увеличить найм, скорее всего ему пришлось бы повысить заработную плату, чтобы привлечь работников из других городов или тех местных работников, которые в настоящее время не трудятся. Аналогично, если фирма-производитель самолетов приняла на работу 90% работников в городе, снижение ее активности, сворачивание производства приведет к резкому понижению заработной платы в этой местности, так как в ней, в целом, понизится спрос на рабочую силу. Подобные фирмы должны считаться с тем, что уровень их спроса на труд прямо отражается на заработной плате, которую они должны устанавливать своим работникам. 

5. 

6. Есть ещё две отрицательные стороны у монополии. Первая – это завышение цен. Действительно, они, как правило, выше конкурентных, однако следует помнить, что монополист стремится к максимизации совокупной прибыли, а не прибыли на единицу продукции. И главное, рост цен не беспределен, он оганичивается ценовой эластичностьюспроса на продукцию данной фирмы. Вторая отрицательная сторона – ограничение монополистом выпуска продукции. На выпуск действуют издержки, которые в свою очередь зависят от двух факторов: понижающего и повышающего. Фактор, понижающий издержки, - это положительный результат масштаба производства. Но не исключено доминирование первого фактора, тогда издержки сократятся, а объем продукции увеличится. Это будет уже положительная сторона монополистического рынка для общества. Чтобы привести пример, довольно припомнить все те же метрополитен и муниципальные коммунальные службы. Еще один плюс монополии – ценовая дискриминация. Более невысокие стоимость на продукты питания для инвалидов, недорогой или более того бесплатный проезд в автобусах для пенсионеров, скидки для студентов на турбилеты и многое другое есть примеры ценовой дискриминации. Ценовая дискриминация – продажа товаров и услуг разным группам населения по разным ценам. Здесь следует оговориться товары и услуги должны быть такими, чтобы человек, купивший их по более низкой цене, не смог бы их продать по более высокой.Положительные черты:1) Одному продавцу противостоит большое количество покупателей.2)Отсутствие совершенных заменителей товара. Монополист выступает единственным производителем уникальной продукции, у которого нет сколько-нибудь близких товаров-субститутов, что вынуждает покупателей приобретать товар только у него.3)Отсутствие свободы входа на рынок. Монополия существует тогда, когда другим фирмам представляется невыгодным или невозможным войти в отрасль. Входные барьеры многочисленны и разнообразны: наличие патентов, правительственных лицензий, квот, высоких пошлин на импорт товаров; контроль над источниками поступления сырья и других специфических ресурсов; высокие транспортные расходы, способствующие формированию изолированных локальных рынков; наличие положительного эффекта масштаба.4)Монополия может быть оправдана с точки зрения экономической эффективности, когда экономия от масштаба производства настолько велика, что единственная фирма может обеспечить продукцией весь рынок при меньших издержках, чем несколько открыто конкурирующих фирм. Отрасли, в которых такая ситуация имеет место, называются «естественными монополиями». Благоприятность рыночных условий для естественной монополии требует их государственного регулирования. 

9. С одной стороны, действуют

факторы, способствующие повышению динамической эффективности:- наличие значительных материальных, финансовых и трудовых ресурсов для осуществления нововведений;- наличие существенных (непреодолимых) входных барьеров в отрасль, позволяющее  длительное время пользоваться результатами нововведений и получать дополнительную прибыль;- возможность применения современных эффективных технологий, обеспечивающих массовый выпуск качественной продукции,низкие средние издержки и доступные цены;- высокая прогнозируемость рынка, что снижает риски при осуществлении хозяйственной деятельности и создает условия для осуществления долгосрочных проектов, в наибольшей степени способствующих росту экономического потенциала хозяйственной системы;- возможность государства, выражающего общественные интересы, осуществлять контроль и регулирование деятельности предпри-

ятия (отрасли);- ограниченные затраты на рекламу  и продвижение продукции.С другой стороны, имеются факторы, препятствующие повышению динамической эффективности:- отсутствие или недостаточное количество конкурентов, что ограничивает стимулы к снижению издержек производства и совершенствованию производства;- моральное устаревание капитала при осуществлении нововведений, что требует значительных расходов на замену капитала;- доминирование на рынке ведет к неэффективному формированию импульсов от потребления к производству, что оказывает негативное влияние на ассортиментную и товарную политику монополиста;- постепенное формирование консерватизма потребностей из-за отсутствия выбора у потребителей;- трудности управления крупномасштабным производством,связанные с проблемами обмена информацией, координации решений,бюрократизации управления.В результате взаимодействия вышеуказанных факторов динамическая эффективность в условиях чистой монополии может быть выше, а, следовательно, средние издержки ниже и ассортимент продукции разнообразнее, чем в условиях совершенной конкуренции, единственной рыночной структуры, где достигается экономическая эффективность. Следовательно, чистая монополия для определенного рынка может оказаться боле эффективной рыночной структурой, чем совершенная конкуренция.

Социальные  потери общества:1)ЧМ назнач высокую  цену котор выше предельн издержек, поэтому потребитель несет дополнительн расходы и он вынужден отказыв от др полезн покупок(расходы на отдых, лечение,образов,и др ценности) так монополист обогащается а покупатель недоупотр особенно малообеспеч, бедные.Это и есть соц издержки(потери).2)ЧМ назнач высокую цену ограничивая про-во т.е. на рынке создается ситуация когда спрос больше проедлож и поэтому недоиспольз матер, технич, людские ресурсы образ безработица.3)потеря об-ва заключается в том,что высокие цены ведут к сокращению объема продаж(покупок)в рез-те сокращается налоговое поступление в казну гос-ва(фед бюджет,регион бюджет)возник дефицит бюджета,сокращ расходы на образов. 

     10. Олигополия - это рыночная структура, при которой в реализации какого-либо товара доминируют очень немного продавцов, а появление новых продавцов затруднено или невозможно. Основные причины возникновения олигополии следующие: 1) эффект масштаба, который требует, чтобы производственная мощность каждой фирмы занимала большую долю совокупного рынка; 2) другие барьеры — владение патентами и контроль над сырьем, которые важны в электронике, химии, огромные расходы на рекламу, которые присущи табачной промышленности; 3) побуждение к слиянию, обусловленное стремлением существенно увеличить рыночную долю для использования эффекта масштаба, усиления рыночной власти, получения преимуществ крупного покупателя, позволяющих добиваться низких цен у поставщиков ресурсов.Отличия. 1Если в модели модели монополистической конкуренции  неоднородность, или дифференциация продукции является определяющим допущением, то в случае олигополии продукция может быть как однородной, так и неоднородной. 2. Немногочисленность продавцов, которым противостоит множество мелких покупателей. Это значит, что покупатели на рынке олигополии являются ценополучателями, поведение отдельного индивида не влияет на рыночные цены. С другой стороны, сами олигополисты являются ценоискателями, поведение каждого из них оказывает ощутимое влияние на цены, которые могут получить за свою продукцию соперники. 3. Возможности входа в отрасль (на рынок) варьируют в широких пределах: от полностью блокированного входа (как в модели монополии) до

     относительно  свободного. Возможность регулировать вход, равно как и необходимость  учитывать при принятии решений  возможную реакцию соперников, формирует  стратегическое поведение олигополистов. Ну, исходя из самих слов, Олиго-несколько, моно-один. Олигополия – это такая рыночная структрура, при которой существует несколько продавцов, доля каждого из которых настолько велика в общих продажах на рынке, что изменение в количестве предлагаемой продукции каждого из продавцов ведет к изменению цены. А в монополии, следовательно, право производста принадлежит кому-то определенному, человеку или группе. 

     13.Индекс Херфиндаля или Индекс Херфиндаля—Хиршмана используется для оценки степени монополизации отрасли, вычисляется как сумма квадратов долей продаж каждой фирмы в отрасли. о степени концентрации рынка дает представление индекс Херфиндаля. где S1,S2 — выраженные в процентах доли продаж фирм в отрасли, определяемые как отношение объёма продаж фирмы к объёму всех продаж отрасли. Чем больше значение индекса, тем более концентрированным является рынок и тем большей рыночной властью обладает отдельный производитель. Коэффициент Херфиндаля — Хиршмана показывает, какое место, долю на данном рынке занимают продавцы, владеющие малыми долями. По значениям коэффициентов концентрации и индексов Херфиндаля — Хиршмана выделяются три типа рынка:I тип – высококонцентрированные рынки: при 70% < CR < 100% ; 2000 < HHI < 10000;II тип – умеренноконцентрированные рынки: при 45% < СR < 70% ; 1000 < HHI < 2000;III тип – низкоконцентрированные рынки: при CR < 45% ; HHI < 1000; ИНДЕКС ЛЕРНЕРА — предложен для измерения степени монопольной власти в экономической теории.L = (P — MC)/P,L — индекс, показывающий степень монопольной власти;P — цена;MC — предельные издержки.Чем больше разрыв между P и MC, тем больше степень монопольной власти. Величина L находится в интервале между 0 и 1. При совершенной конкуренции, когда P = MC, индекс Лернера будет равен 0.Измерение индекса власти на рынке олигополии:Индекс власти равен сумме квадратов рыночн доли четырех фирм в отрасли. Если 4 фирмы кажд доля 25%, то индекс-Херфиндаля равен…Он показыв чем больш долю 4 фирмы созд прод-ции на том или ином рынке тем больше их благ. Примеры:рынок стиральн машин.4 фирмы выпуск 93% индекс 2855 хлопья 84% индекс 2207 турбины 80% индекс 2162 самолет 72% индекс 1686. 

Информация о работе Шпаргалка по "Экономической теории"