Шпаргалка по "Экономической теории"

Автор: Пользователь скрыл имя, 09 Января 2012 в 01:49, шпаргалка

Краткое описание

Работа содержит ответы на вопросы по дисциплине "Экономическая теория".

Файлы: 1 файл

Документ Microsoft Office Word 97 - 2003.doc

— 146.50 Кб (Скачать)

     Маркс предлагает два возможных варианта повышения цены земли: цена земли может повыситься, хотя рента не повышается; именно: просто вследствие понижения ставки процента, благодаря чему рента продается дороже, а потому капитализированная рента, цена земли возрастет; потому, что вырастает процент на капитал, присоединенный к земле.

     Цена  земли может повыситься потому, что  увеличивается рента.

     Маркс считает, что из повышения цены земли  нельзя непосредственно делать вывода, что рента повысилась, и из повышения  ренты, которая всегда влечет за собой  повышение цены земли, нельзя непосредственно делать вывода, что продукт земли увеличился.

При продаже  земли ее собственник заботится  о том, чтобы не потерять получаемый им рентный доход. Он, по-видимому, стремится  получить за участок, по крайней мере, такую сумму денег, которая, будучи помещена в банк, принесла бы ему годовую величину процента, равную ренте. В свою очередь, покупатель земли, прежде чем стать ее собственником, сравнивает приносимую землей сумму ренты с процентом, который он может получить, если положит свои деньги в банк. Стало быть, цена земли есть капитализированная (превращенная в денежный капитал) рента. Цена земли (Цз) прямо пропорциональна величине ренты (Рз) и обратно пропорциональна ставке депозитного процента.При неизменном рентном доходе цены на землю могут возрастать, когда снижается ставка процента В процессе определения цены на землю также необходимо учитывать абсолютную неэластичность ее предложения. Т. е. любой собственник земли, который заинтересован в максимизации доходов, будет предлагать землю за любую цену, иначе он рискует лишиться ренты вообще. Дж. Риккардо вывел следующие следствия из абсолютной неэластичности предложения земли на рынке: 

1. Неверно  мнение, что цены на продукцию,  выращенную на земле (зерно), высокие,  так как землевладельцы устанавливают высокую ренту. Здесь действует обратная связь: цена земли потому высокая, что устанавливаются высокие цены на продукцию, выращиваемую на ней. 

2. Рост  налогов на доходы собственников  земли не вызывает повышения  цен на продовольствие, а только уменьшает размер их ренты. 

3. Стоимость  земли целиком определяется стоимостью  продукции, которая на ней выращивается, а не наоборот. 

Земля представляет собой особый объект рыночных отношений. Земельный рынок позиционирует  землю в качестве особой ценности, обладающей многообразным набором свойств, которые необходимо эффективно использовать. Земля классифицируется по категориям согласно ее целевому назначению, что дает возможность применять дифференцированный подход к рыночным сделкам 

58. Тем самым с точки зрения перспектив и механизмов привлечения частного сектора базово выделяются два типа рынков:

потенциально  конкурентные рынки, на которых борьба многих производителей продукции (поставщиков  услуг) за долю рынка способна привести к повышению эффективности и качества, степени удовлетворенности потребителей;

естественно-монопольные  рынки, где наличие нескольких производителей продукции (поставщиков услуг) является экономически неоправданным.

Конкурентные (потенциально конкурентные) рынки  также могут быть двух типов:

потенциально  конкурентные рынки с низкими  «барьерами входа»;

потенциально  конкурентные рынки с высокими «барьерами входа». Под «барьерами входа на рынок» — в соответствии с общеупотребительным использованием данного термина — подразумеваются препятствия, осложняющие вхождение потенциальных производителей на рынок. Подобные препятствия могут носить как объективный, так и субъективный характер. К объективным «барьерам входа» относятся, например, необходимость использования дорогостоящего высокоспециализированного оборудования либо осуществления других крупных вложений для проникновения на рынок; наличие особых требований к производству, транспортировке либо хранению продукции; существование дополнительных рисков при реализации контрактов и т. п. Субъективные «барьеры входа» носят преимущественно административный характер и формируются решениями органов власти и управления либо наличием неформальных механизмов, вызывающих высокие административные издержки проникновения на рынок.

В данном случае классификация рынков исходит из объективных «барьеров входа». О необходимости снижения субъективных (административных) «барьеров входа на рынки» для обеспечения предпосылок конкуренции было сказано выше. 

57. Провал рынка - это неспособность рынка обеспечить эффективное распределение ограниченных ресурсов. Из многих возможных причин провала рынка три заслуживают особого внимания: внешние эффекты, общественные блага и недостаточная конкуренция Внешние эффекты. Одним из типов провала рынка является неспособность рынка обеспечить передачу информации о редкости в форме цен. Для того, чтобы рынки эффективно функционировали, цены должны отражать альтернативную стоимость производства тех или иных товаров и услуг. Производители товара и услуги в нормальной ситуации должны получить цену, по крайней мере равную альтернативной стоимости; в противном случае они просто не захотят осуществлять предложение этого товара на рынке. Однако возникают ситуации, при которых действие производителей (и потребителей) оказывают воздействие на третьих лиц, то есть на людей, не являющихся в данной сделке ни продавцами ни покупателями. Эти эффекты, направленные на третьих лиц и никак не отражающиеся в ценах, известны под названием внешние эффекты. Классическим примером внешнего эффекта является загрязнение окружающей среды. В соответствии с теорией провалов рынка главная экономическая роль правительства заключается в том, чтобы вмешиваться там, где рынки оказываются неспособными эффективно и справедливо распределять ресурсы. Каждый тип провала рынка предполагает определенный тип правительственного вмешательства. В случаях, когда рынки неспособны обеспечить предложение общественных благ, правительство просто становится производителем общественного блага, Для предупреждения провалов рынка, происходящих вследствие недостаточности конкуренции, используются самые разнообразные виды целенаправленных правительственных мероприятий:

принятие  антимонопольного законодательства

требование  опубликования цен

отмена  дискриминационных цен для предпочтительных групп клиентов

обеспечение отдельных публикуемых счетов в  отношении:

сетей (телефонных линий, электрических кабелей, газопроводов)

добавленной стоимости (прибыли, извлеченные из телефонных разговоров, электричества, газа)

поставка  аппаратуры (телефонные аппараты, телевизоры, духовки)

регулирование ценообразования (см. выше)

разделение  процесса продажи продукции и  ее доставки и их регулирование по отдельности (проблема взаимодействия) 

Информация о работе Шпаргалка по "Экономической теории"