Шпаргалка по "Экономической теории"

Автор: Пользователь скрыл имя, 04 Июня 2011 в 11:59, шпаргалка

Краткое описание

Работа содержит ответы на вопросы по дисциплине "Экономическая теория".

Файлы: 1 файл

Эконом теория (гос).doc

— 176.00 Кб (Скачать)

1. Производство, его  исторические типы, уровни и стадии

Произв-во - есть процесс воздейств на факторы про-ва с целью создания материал-х благ и услуг, необход-х для развит общества. Различают материал-ое и немат про-во: мат-ое включ в себя отрасли по про-ву мат благ и услуг (промышл-сть, с/х, строит-во); немат про-во связанное с оказанием  немат услуг и созданием духовных ценностей (образов, медицина). Они взаимосвязаны. Доиндустр-ое – преобладает с/х и ручной труд. Индустр-ое – про-во основанное на крупном механизир машинном про-ве. Постиндустр-ое – преобладает сфера услуг, наука, информац-ые технологии, образование. К. Маркс выделяет другие виды про-ва: первобытное, рабовладельческое, феодальное, капиталистич, коммунистич. Различают также натуральное и товарное производство. Натурал форма про-ва: форма хозяйства в кот про-во мат благ и услуг осущ-ся для собств потребл; характерна для слабо развитого обществ-го раздел-ия труда; имеет замкнутый локальный характер (первобыт община). Товар форма про-ва: основана на про-ве товаров и их обмене, обеспеч-ет взаимодействие м/у производит-ми и потребит-ми посредством рынка; про-во связано с обществ-ым раздел труда; продукты про-ся отдельными обособл производит; наличие частной собств-ти. 

2. Ресурсы и факторы  производства. Линия производственных возможностей

Ресурсы - производственные блага, созд. природой или людьми. Ресурсы необх. для создания потребит. благ, или конеч. 41 и услуг.

Ресурсы: 1. природные – компоненты природы, примен в про-ве; (вода, солн.эн, сила ветра). 2. материальные – все средства про-ва, кот. сами явл результ-ми про-ва (средства и предметы труда). 3. трудовые – население в трудоспособ возрасте. – 4. фин ресурсы – ден. ср-ва - информ. – данные необходим для функ-я про-ва. Факторы: 1. Земля – ресурсы данные природой, прим в про-ве (земля, леса, полез ископ.). 2. Капитал – совок. благ использ-х в произ-ве товаров и услуг (оборуд, инструм-ты, склад-ие помещ.). Кап. может быть в натурал-веществ-ой и денежной форме. 3. Труд – это совокуп умств и физиче способностей чел-а, которые он принимает в про-ве 4. Предприним. деят-ть -  это умение применять эффектив решений, внедр нов технолог, уметь рисковать, применять на себя ответств-ть. 5. Информация и время.

Кривая ПВ эк. модель, харак. альтернатив. воз-ти общества в про-ве различных видов продукции при заданном наборе ресурсов.

Закон вмененных  издержек (ВИ):

ВИ каждой дополнит-ой ед. вырастают.

ВИ – это то кол-во товара, кот. надо пожертв, чтобы получить дополнит ед. др. товара.

При абс. исп. всех рес. т.е. в эконом. полной занятости все точки возмож. комбин. про-ва пушек и масла нах. на КПВ.  Линия про-ых возможн: (ОY- кол-во пушек ОХ - масла)

 
 

3. Понятие экономической  системы. Модели  экономических систем

Эконом система (ЭС) – это упорядоченная система связи м/у производителями и потребит-ми. Модели: 1. Традиционная - традиции, перед. от поколения к поколению, опред. какие 41 и усл, как и для кого производить. 2. Командная, доминирует гос-ая собственность. - ЭС, основ. на гос собств-ти, централизованных методах управления хоз деят. 3. Рыночная, хар-ся частной собс-тью на ресурсы. – ЭС, основ. на частной собст и саморегулир. эк. процессов, функционир на основе гибких цен, конкуренции, спроса и предлож. 4. Смешанная, где гос-во и частный сектор играют важную роль в произ-ве.

эк. сист, основ. на различ формах собственности, в кот. Рыноч саморегулир дополняется гос регулированием. Соврем. рыноч сист являет собой сочетание форм предпринимат. деят. и роли гос-ва. Смеш. эк. диктует наиболее эфектив исп рес, способствует разработке и исп. соверш. технологий. Предпринимат. и рабочие перемешаются из отрасли в отрасль по собст. реш., а не по правит. директивам. 

4. Спрос, факторы,  влияющие на спрос. Эластичность спроса

Спрос - то кол-во продукта которое потребители в данный период времени могут по заданной цене купить на р. Факторы влияя-е на спрос: потребительские вкусы, численность покупателей (увеличение числа покуп-ей связано с ростом спроса на прод-ю и наоборот), рост дох-в населения, цены на сопряженные тов-ы, повышенные цены на одну из разнов-ей то-а неизбежно повлечет за собой снижение спроса на него но повысит спрос на др вид то-а, потребительские ожидания относит-о буд-х цен и дох-в, цена на то-р. Эластичность - реак-я потребителей на покупку в зав-ти от степени изм-я рын-ой цены и от хар-а продукта. К-т Эл-ти спроса = %-е изменение кол-ва спрашиваемой прод-и / %-е изменение цены. 5 вар-ов Эл-ти спроса: 1. спрос эластичен - когда при незнач-х понижениях цены V продаж существенно возрастает; 2. спрос имеет единичную эласти-ть - когда 1% изм-е цены выз-т 1% изм-е продаж; 3. спрос неэла-н-если при весьма сущес-х сниж-х цены V продаж изм-я незнач-о; 4. спрос бесконечно элас-н - когда имеется только одна цена по кот-ой потре-ли пок-т товар; 5. спрос совер-но неэла-н - когда потре-ли приобр фиксиров-ое кол-о тов-в незав-мо от их цены. 

5. Предложение, факторы,  влияющие на предложение. Эластичность предложения

Предложение - то кол-о продукта которое произ-ль желает и может произвести и поставить на р. при данном уровне цен на эту прод-ю в теч-и опре-го периода времени. Факторы вли-е на предл-е: цена, цены на ресурсы, технология прои-а, налоги, ожидание изм-я цен, число продавцов на р. Предлож-е счи-ся эласт-м  если произв-ли чувствит-ны к изм-м цен, а нормально функцион-е прои-во реагирует на ценовые изменения. Элла-ть предл-я хар-т относит-ое измен-е цен то-в и их продоваемого кол-а. Виды: 1 в случае элас-го предл-я 1% увелич-я цены способен вызвать увел-е кол-а предлогаемого к продаже тов-а больше чем на 1%; 2 при единичной эла-ти предл-я 1% уве-я цены тов-в выз-т 1% уве-е их предло-я; 3 при неэласти-м предл-и - увел-е цены не оказ-т  никакого влия-я на уве-е кол-а предлог-х к продаже тов-в. 

6. Рыночное равновесие, его типы в зависимости от временного фактора

Рыночное равновесие - спрос и предложение совпадают так, что при данной цене величина предложения = величине спроса.

Равновесие –  это точка в которой предложение = спросу и складывается равновесная  рыночная цена. Равновесная рыночная цена – цена при которой количество товара, который хотят произвести = количеству товаров, кот. желают купить.

На рынке любого т-ра происходит постоянная подстройка предложения. Время от времени пред-ие полностью находит свой спрос  и рынок приходит в сбалансированное сост-е. Но при изм-ии конъюнк-ры снова возникает дисбаланс м/д спросом и пред-ем. 
 
 
 
 
 
 

Р

Q

Пусть первонач-ое равновесие устан.в точке Е при  V т-ра Q1 и цене Р1, при повышении цены Р1 V спроса сократится, а V прелож-ия станет выше равновесного, что хар-но для рынка покупателей. Избавляясь от товар.излиш., конкуренты будут снижать цены. Под давлением избыточного предложения цена на т-р сниз-ся. В ответ величина спроса на т-р начнет возр-ть. Процесс уторговывания будет идти до тех пор пока произ-ли не нащупают такой V который совпадает с V спроса. Если цена окажется ниже равновесной Р2, то V спроса превыш-ет V предлож-я, что хар-ет рынок прод-ца: т-р временно окажется в дефиците. Избыточный спрос будет давить на цену т-ра в сторону >. В ответ произ-ли станут расширять предлож-ие до тех пор пока спрос не будет польностью насыщен. 

7. Понятие денег,  эволюция форм  стоимости. Этапы  развития денег.  Классификация денег. Закон стоимости

Деньги –  это особый вид товара, который  служит всеобщим эквивалентом для всех остальных товаров.

Функции: мера стоимости; ср-во обращения (Т-Д-Т); ср-во платежа; ср-во накопления; мировые деньги; обеспечение власти (чем больше денег, тем больше влияние на людей).

Эволюция форм собственности:

1. простая (обмен) 2. полная (один товар обладает большей ликвидностью)

3. всеобщий эквивалент 4. денежный

Этапы: 1. Полноценных денег (скот, меха, соль, зерно, золото, серебро).

2. Неполноценных денег (бумажные деньги, банкнота), т.е. собственная стоимость не соответствует номиналу.

Классификация: 1. Наличные: банкнота, монеты, казначейский билет.

2. Безналичные:  чеки, ц.б., депозит, средства на счетах, векселя, кредитные карточки, пластиковые карточки. Закон стоимости: все товары производятся и обмениваются в соответствии с количеством затраченного общественно необходимого труда. 

8. Сущность конкуренции, рынок совершенной конкуренции

Конкуренция - борьба м/д товаровлад за более выгодные усл. про-ва и купли-продажи 41 на рынке. Рынок совершенной конкур. - тип рынка, для кот. хар. боль. число независ продавцов однород продук и покупат, свобод вход и выход с рынка, отсут.контроля над ценой. Если предлож какого либо 41 боль чем спрос на него то усилив конкурент борьба м/д продавцами. Каждый из них чтобы продать свой 41 зачастую вынужден снижать цену что как правило влечет за собой сокращ. про-ва данного 41.Если спрос боль чем предлож то конкурировать др. с др. вынуждены уже покупатели. Конкур. яв. необх. элементом рыноч. механизма. Наиболее эф. рыноч. механизм действует в усл. свободной или совершенной конкур. т.е.когда ситуация на рынке харак: множеством покупат и продавцов; выс. мобильностью факторов про-ва; отсут. барьеров на пути вступления на рынок или выхода изнего; однородностью продав. продукции; равным доступом всех уч. рыноч. отнош. к инфор. При совер. конкур. доля каж. уч. в продажах или покупках незначит., поэтому ни один из продавцов или покупат. сам по себе не в сост. воздейст. на рын цену.  

9. Монополия, сущность,  виды. Монополистические  объединения. Антимонопольное  регулирование

Монополия- пред-ие или группа пред-ий, занимающая доминирующее положение на р., что позволяет ему контролировать и определять цены.

Виды  монополии: 1. естественная – моно-ия обусловленна тем, что за длительное время средние издержки в отрасли будут min, если в ней дей-ет одна, а не несколько конкурир фирм; 2. Искусственная (случайная) возникает в рез-те временного превышения спроса над предложением данного прод-та. 3. Экономическая. 4. Административная

Объеденения: 1) Синдикат-согл м/д произ-ми однород прод-ции о торгов квотах и ценах, о совмест сбыте пр-ции и закупках сырья; 2) Трест – соглаш об объед-ии различ п/п под единым управлением (аэрофлот); 3) Картель - тайный сговор, кот. не подписыв-ся, лид-во в ценах ведущей в одной отрасли фирма конт-ет не менее 50% пр-ва и устан-ет нуж-ый ур-нь цен, а ост. молча след-ет за ней (опек); 4) Концерн - объед-ие капитала п/п различ. отраслей пром-ти, торг-ли, тр-та, банков, либо на основе соглашен. либо под един. фин. контролем головных компаний, Владеющим контр-ым пакетом акций, уч-ов конц-на, что поз-ет ей уст. конт-ль над ценами; 5) Консорциум - времен.соглашение об объд-ии пром-ых, банков. и др. комп-ий для осущ-ия круп. проектов (стр-во м/д космич.станции, науч.исслед-ия). Антимоноп-е регулиров-ие - в РФ этим зан-ся комитет по антимон-му регулиров-ю. В РФ слабо развит мех-м антимоно-го регулиров-я. Демпинг-это массирован.выброс т-ра на рынок или ц/б по заниж ценам не обеспеч. Фирме прод-цу получение сверх прибыли. Можно выделить 2 основ направл: демонополизацию и регулир деят-ти предпринимат-их монополий. Цели антимон деят - насыщение рынка товар и услугами, ликвидация дефицита: 

10. Олигополия и монополистическая конкуренция

Олигополия - это тип рынка не совершен конкуренции, харак присутствием на рынке 41 неск. производителей. Т.о. в олигополистич отрасли произв-ся боль чем в услов монополии, но значит мень чем в усл совер конкур. Важной чертой олигополии яв. взаимозавис. фирм в отрасли. Олигополисты - не только конкуренты, но и одновр. негласные партнеры - олигополисту необх планир свою стратегию с учетом поведения осталь уч рынка.

Для прогнозир. монополистич. поведения фирм в отрасли расчит. индекс Герфиндаля. -> показ. степень концентрации рынка (сумиров рыноч долей каждой фирмы в отрасли).

В случае олигополии конкур носит преимущ неценовой характер т.е. основана на привлеч. потребит. не с пом. сниж. цены, а за счет др. факторов: улучшения кач-ва 41, рекламы.

Монополистич  конкуренция с дифференциацией продукта - это тип рынка несовер конкур. В отлич. от олигополии этот вид рынка хар множ конкурентов в отрасли а это не дает воз-ти исп. эфекта масштаба, на кот. основана олигоп, а так же взаимозависим. поведения фирм в отрасли. Это сниж. барьеры вступления в отрасль и усилив конкур, существенно ослабляя монополистич. власть над ценой. Повышая цену, моноп конкур не лиш-ся всех потребит как это было при совер конкур. Рынок сузится но ост те кто устойчиво предпочитает продук только данного производ-ля. В отлич от олигополии, моноп конкур хар относит невыс барьерами вступ в отрасль и множествен производит -> выс степень сопернич м/д моноп конкур, ослабляя их власть над ценой. Цены в усл моноп конкур. несут в себе более точную рыноч инфор: они подвижны и незавыш а при ологополии цены имеют тенденцию к устойчивой фиксации и изменяются не так часто. 

Информация о работе Шпаргалка по "Экономической теории"