Автор: Пользователь скрыл имя, 04 Июня 2011 в 11:59, шпаргалка
Работа содержит ответы на вопросы по дисциплине "Экономическая теория".
Денеж
масса это сов-ть наличных и безнал покупат
и платеж сре-в, обеспеч-ие обращение и
услуги в эк-ке, кот-ми располагают частные
лица, собственники и гос-во. В стр-ре ДМ
выдел активная часть (ден ср, реально
обслужив хоз оборот) пассивная часть
(ден. накопления, ост на сч, кот могут служить
расчет сре-ми). Денеж агрегаты - М0 (налич.деньги
в обращении). М1 (налич д-ги и д-ги на тек
счетах), М2=М1+д-ги на срочных и сберегат
сч комер банков М3 = М2+ депозит. сертификатов
банков, облиг. Спрос
и предлож денег Спрос на Д. (MD) формир
из: спроса на Д как сре-во обращ; спрос
на Д как ср-во сохранения сто-ти. Общий
спрос на Д зависит от уровня номин объема
ВНП и % ст. Чем больше доход в обществе,
чем боль совер сделок, чем выше Ур цен,
тем боль потреб Д для совер эк-х сделок
в рамках национ эк-ки. Спрос на Д.как сре-во
сохранения сто-ти зависит от велич.номин.ставки
%. При ув предл Д возникает их кратковременный
избыток. Люди стремятся уменьш кол-во
своих ден запасов путем покупки др фин
активов (облиг) Спрос на них растет цены
соот ув % ст падает.
21. Экономический рост, типы, факторы, методы измерения. Последствия
Эк рост - скорость
изменения V реального ВВП (или ВНП) за
опред период времени. Темпы ЭР вычисл
в Тпр реального ВВП или ВНП в % выраж. и
обычно подсчит. за год. Под Тпр. ВВП поним.
отнош. разницы м/д реаль ВВП в расмат и
в предыд периодах к реаль ВВП в предыд
пер-де. ЭР яв динамич совокупным показат
и харак состояние эк-ки страны в целом
во временном аспекте. Для межд сопостав
ЭР применяют такой показ как среднедушевой
доход т.е.кол-во реаль. ВВП на 1 жителя
страны. Различают след типы
ЭР: экстенсивное увел про-ва, 41 и услуг,
достиг за счет привлеч допол факторов
про-ва. При этом качест и технологич уровни
про-ва неизменны. Интенсивный – это такой
при, кот. про-во 41 и услуг происходит не
за счет привлеч доп рес-в, а за счет совер
техники и технологии. Факторы: весь
созданный в эк-ке продукт появ в рез опред
взаимодействия произ факторов труда,
капитала, земельных и др прир рес - абсолют
факторы ЭР. Относит показат: Пт, Пткапитала,
Птземель (прир) рес. Очень важным внеш
фактором, стимулир ЭР яв технич прогресс
(ТП), кот реализ в ЭР интенсив типа. Влияние
ТП на ЭР происходит ч/з изменение количест
и качест произ-х факторов ЭР. Внедрение
более совершенных технологий дает воз-ть
исп меньший V труда, капитала и прир рес
при положит темпах ЭР. Причиной этого
стан повыш. производительности рес, улучшение
их качества. Т.о. интенсив ЭР выраж в расширении
фактич и потенциального ВВП за счет повыш
произ-ти факторов, достиг в резте ТП.
Последствия: ухуд экология, урбанизация
городов, растет дифференциация доходов,
страдает психика людей.
22. Безработица, её сущность и виды. Кривая Филипса
Б временная не занятость эк активного населения. Когда говорят о полной занятости имеют ввиду наличие естественного уровня безработицы. 3 катег населения старше 16 лет: 1. занятые или работ. 2. безработные (не имеющие р-ты но активно занятые ее поиском) 3. лица не вкл в состав раб силы (студенты, учащ, домохоз.) В ∑ лица относ к 1 и 2 катег пред собой раб силу страны.
Уровень Б расчит как отнош кол-ва Б к кол лиц представ раб силу, и выр в %.
Виды: 1) структурная - вызванная изме-ем технологии или спроса на продукцию тех или иных предпр-й. 2) фрикционная - вызванная переходом работающих с одного пред-я на другое. 3) сезонная - обусл-на сезонными колеб-ми в объеме произ-а опре-х отраслей: с\х, строительство в которых в течении года происх-т резкие изменения спроса на труд. 4) циклическая - выз-я фазой эк-го цикла кризисом. Она делится: региональная - явл рез-ом несоотв-я м\д спросом и предл-ем раб силы в данном регионе; технологи-я - возн-т в рез-е внедрения новых технол-й что влечет к замене людей машинами.
Наличие структур
и фрикц Б и отсутствие циклич образуют
естест уровень Б. Когда говорят о полной
занятости имеют ввиду наличие естест
ур-ня Б. Кривая Филипса: Показатели
безраб высоки при низких Тр номинальной
з/п и понижаются по мере возрастания з/п.
Но здесь не принимаются в расчет факторы
неравномерности инфляционного процесса
или роста производительности труда.
23. Кредитно-денежная система, кредитно-денежная политика. Кредит, сущность и формы
КДС - комплекс валютно-фин учрежд, активно исп госуд в целях регулир эк-ки. В соврем КС выд 3 звена: ЦБ, коммер банки (КБ), специализиров кредитно-фин институты.
Функции ЦБ: эмиссия банкнот; хранение гос золото-валют резервов; денежно кредит регулир эк-ки; поддер обменного курса нац валюты; кредит-е КБ; провед. расчетов и переводных опер; контроль за деят кредит учрежд. КБ - учреж заним привлеч ден ср и размещ их от своего имени на усл возвратности, платности и срочности. Функции КБ: аккумуляция временно свободных ден ср, сбережений и накоплений; обеспеч расчетно платеж механизма; кредитование физ и юр лиц; хранение фин и матер ценностей; учет векселей и опер с ними; доверит управ имуществом клиента. Спец кредитно фин инст: ПФ, страховые комп, инвестиц банки, ипотеч банки.
Банки выпол 2 вида опер: пассивные (активные) – привлеч (размещение) ден ср вкладчиков; КДП - комплекс взаимосвязанных мероприятий, предприним ЦБ в целях регул деловой актив путем планируемого воздействия на состояние кредита и ден обращения. Инструменты КДП ЦБ: опер на откр рынке; учетно % политика. Разновидности КДП: мягкая КДП полит деш денег – направ на ув ден массы в обращ. Жесткая КДП – пол дорогих денег – направ на сокр ден массы в обращ)
Кредит – движ
ссудного кап осущ на началах срочности,
возвратности и платности. Формы
К: Комер К – форма кредит отнош
м/д товаропроиз. в виде отсрочки платежа
за 41, отданный подреализ. Банк
К - К предост банками, фондами, ассоциациями
любым хоз суб. Меж
хоз ден К предост хоз суб др др путем
выпуска предпр и орг акций, облиг. Потребит
К предост частным лицам на срок до 3
лет при покупке, потребит 41 длит поль-я.
Ипотеч К предост в виде долг ссуд под
залог недвижимости (земли,зданий). Госуд
К - система кредитных отнош, в кот гос
выступает заемщиком кредитных отнош,
а население и частный бизнес - кредиторами
ден ср. Межд К - движение ссудного
капит в сфере межд эк отнош.
24. Финансовая система, финансовая политика
ФС - это система форм и методов образов-я, распред-я и использ-я фондов ден средств гос-ва и хозяйств-х субъек-в. С точки зре-я соц-но-эк-х отнош-й она склад-ся из: 1) Централизов-е финансы - это гос-я бюд-я система, гос-й кредит, спец-е внебюд-е фонды, фонды имущее-го и личного страх-я; 2) Децентрализов-е фин-ы - фин-ы фирмы и пред-й различных форм собст-ти. Это фин-е отнош-я м\д юр лицами и гос-ом, юр и физ лицами; 3) Фин-ы дом хоз-а - личные финансы т.е. фин-е отнош-я м\д физ. лицами совместно проживающими и ведущими общее хоз-о. Каждый элемент фин. си-ы особым образом влияет на произ-о, имеет свои функ-и. С помощью цент-х фин-ов мобилизуются ресурсы в осн-ой цент-й фонд го-а и прои-т из распр-е и перерас-е м\д отраслями нац-го хоз-а, эк-ми регионами. Фин-ы домох-а явл мат-ой основой их жизни т.е. предпол-т контроль за предстоящими дох-и и расх-и в рамках отд-ой эк-ой ячейки общества. Таким образом каждое звено фин сис-ы пр собой опре-ю сферу фин-х отнош-й.
ФП - это совокупность
гос мероприятий, направл на мобилизацию
фин ресурсов, их распред-ие и использ-ие
для выполнения гос-ом его функций. Глав
задача - обеспеч соответств-ми фин ресурсами
реализации той или иной гос проги эконом
и соц развития. ФП решает задачу обеспеч-я
сохран-я и упрочнения существ-ей в данном
гос-ве системы обществ отношений. В ФП
выделяют две главные линии: бюджетную
и фискальную (фискальная политика - испол-е
возм-ей правите-а взимать налоги и расходовать
сре-а гос-о бюджета для регу-я уровня дел-ой
активности, решение раз-х соц. задач) политику.
25. Фискальная политика. Налоги. Кривая Лаффера
Фиск-я пол-а-пред-т
исполь-е возм-ей правит-а взимать
налоги и расход-ть сре-а гос-о
бюджета для рег-я уровня деловой
активности, решения разл-х соц-х
задач. Осн-е рычаги фиск-ой политики:
измен-е налог-х ставок, видов налогов,
их кол-а и размеров гос-х расх-в или их
направ-й в соот-и с конкр-и целями общ-а.
Налоги - платежи в обяз-ом порядке уплач-е
физ-и и юр.лицами в доход гос-а. Налоги
сос-т из элементов: субъект налога
- это тот кто должен платить налоги, носитель
налога - тот кто непосред-но платит налоги,
объект налога - тот с чего взывается налог,
ставка налога. Ставки налогов бывают:
твердые - установ-е в абсо-й величине на
ед. обложения незав-о от размеров дох-а;
пропорцион-я - одинак-й % объекта налога
(подох-й налог); прогрессивная ставка-возраст-е
велечины ставки налога по мере роста
дох-а; регрессивные - снижение ставки
налога по мере роста дох-а. Функции:
фискальная - связ-я с форм-ем дох-ой части
бюдж-а; эконом-я - свя-я с возд-ем налогов
на обществ-ое воспроиз-о. Роли этой функции:
стимулирующая, контролир-я - зак-ся в устан-и
повыш-х ставок налога на сверх прибыль;
ограничите-я - с увели-ем ставки налога
на прибыль, сниж-е V прои-а; соц-я- свя-а
с выравнив-ем дох-в граждан ч\з прогрессивное
н\о. 2 группы налогов: прямые н.на прибыль,
НДФЛ, ЕСН; косвенные - НДС, там-е пошлины,
акцизы. Принцыпы н\о: уровень нал ставки
должен устан-ся с учетом возмож-ей налогопл-ка
т.е. уровня дох-а; обязательность уплаты
налога; необ-о прилагать все усилия чтобы
н\о дох-в носило однокра-й хар-р.
Кривая Лаффера - графич отображение
завис-ти м/у V нал поступл в гос бюдж и
средним уровнем нал ставок в стране.
26. Бюджетная система РФ. Государственный долг
БС - это совокуп-ть Б-ов нац - администр-территориал образований гос-ва, а также Б-ов самостоят-ых в фин деят-ти гос учреждений, основанная на экономич отношен и правовых нормах. Функции БС: 1)фискал ф - создание фин базы функционирования гос-ва в условиях фактич-го отсутствия у него собств доходов. 2)ф эконом регулир-ия - это использ-ие гос-ом налогов. 3) соц ф предполагает использ-ие госбюджета для перераспред нац дохода. Принцип построения: 1)принцип единства означ обеспеч-е всей БС едиными правовыми правилами 2) самостоят-ть Б-ов -собств источник в виде доходов и право его использ. Б-ый процесс делится на 4 стадии: составл проекта Б-а, рассмотрение и утверждение, исполнение, составлен отчета об использ Б-а и его утвержд.
Гос
долг - это ∑ задолжен гос-ва по
ещё непогаш внутр и внеш займам. Внутр
долг это то, что гос-во взяло взаймы для
финансир дефиц ГБ внутри страны - долг
перед резидентами. Внешний долг- долг
перед нерезидент. Рефинансирование долга
- это выпуск новых серий гос. ц.б., выручка
от кот идет на выплату % по предыд. сериям.
Послед. гос.долга: увел неравенства
доходов; повыш.ставок налога; передача
части созд. ВНП за рубеж (в погаш долга);
рост неплатежей в экономике; недофинансир
госсектор; сниж межд авторитета страны;
психологич эффект (усилив неувер населения
страны в завтр дне).
27. Бюджетный дефицит. Государственный долг
Расходы гос Б-а и его дох не всегда совпадают. Если расх больше дох то правит-во стакивается с БД. Превышение дох. над. расх. наз. бюд. профицитом. Различают первичный дефицит – общий деф. ГБ, умень. на ∑ % выплат по гос долгу. 1) Фактич деф это отрицат раз-ца м/д фактич дох и расх правительства. 2) Структур деф - раз-ть м/д дох и расх гос бюд, расчит для уровня национ дох. 3) Циклич дефицит - разница м/у фактич и структурным дефиц ГБ. проблемы деф-ти ГБ: 1) сокращ расходов б-а, 2) увелич доход б-а. за счет более продуманного и гибкого нал-облож-я. 3) денежная эмиссия. - наиболее легкий способ балансир б-а. но увелич инфляц 4) госзаймы (внутр и внеш).
Гос долг - это ∑ задолжен гос-ва по ещё непогаш внутр и внеш займам. Внутр долг это то, что гос-во взяло взаймы для финансир дефиц ГБ внутри страны - долг перед резидентами. Внешний долг- долг перед нерезидент. Рефинансирование долга - это выпуск новых серий гос. ц.б., выручка от кот идет на выплату % по предыд. сериям. Послед. гос.долга: увел неравенства доходов; повыш.ставок налога; передача части созд. ВНП за рубеж (в погаш долга); рост неплатежей в экономике; недофинансир госсектор; сниж межд авторитета страны; психологич эффект (усилив неувер населения страны в завтр дне).
28. Социальная политика государства
СП - комплекс мер предприним гос-ом по поддерж эк-ой и соц-ой стабильности в обществе, повыш-ю уровня жизни насел-я, обеспеч-ю правовой защиты, созд-ю соц-х гарантий в общ-е. В широком смысле СПГ - одно из направлений макроэкономич. регулирования, призванное создать, насколько это воз. одинаковые «стартовые условия» для граждан страны. Принципы: обесп-е ресурсного потенциала для провед-я соц пол-и; всеобщность соц пол-и; гибкость сис-ы соц-х гарантий. Функции: форм-е рации-ой струк-ы дох-в и потреб-ей общ-а; стиму-е мотивационных принц-в активизации труд-ой дея-ти раб-ов; обес-е соц-й защищенности всех членов общ-а; соглосование личных, коллек-х и общ-х интересов; учет доли каждого раб-а в созд-и и распре-и общ-х благ.
Принято различать
функцион. и персональное распред. дох.
Функц. распр. озн. распред. национ. дох.
м/д собственниками различных факторов
про-ва (труда, капитала, земли). Персональ
распред это распр нац дох м/д гражданами
страны, независимо от того владель каких
факторов про-ва они яв. Особая роль в прогах
«гос-ва благосостояния» (широкие мер
соц защиты для бедных) отводится трансфертам.
Трансферт безвоз. передача части
дох. или имущества индивида или орг. в
распоряж. др. лиц.
29. Государство в переходной экономике
Перех эк-ка - этап
развития эк-ки, связ с перех от одной эк
системы к др и харак усилением неустойчивости
эк динамики. Среди многочисл измен происх.
в перих период, некот. носят необх неизбеж
характер и поэтому могут расм как закономер:
утрата госуд функций единоличного распоряжения
эк.ресур; бюджетный кризис; трансформационный
спад. Концепции: Градуализм - эк
концепция, кот предпол проведение медленных
последоват реформ и отводит гос-ву главную
роль в формир рынка. Шоковая
терапия - эк концеп кот считает инструментом
формиров рынка одномоментную либерализ
цен, резкое сокр гос расх и достиж бездифицит
бюджета. Либерализ
эк-ки – система мер, направ на созд
усл для свободного движения цен, 41 и услуг,
свободы предпринимат и внешнеэк отнош.
Приватизация - переход хоз объектов
из гос собст в частную. Национализ - наоборот.
Демонополиз и созд
конкур среды - система мер, направ на
созд равных возмож и усл деловой активности
для всех эк агентов, поощерение малого
бизнеса.
30. Международные валютные отношения
Валютный рынок - сфера эк отнош где осущ опер по покупке, продаже и обмену иностр валюты и платежных докум в иностр валюте. Золотой стандарт - сист валют отнош при кот каж страна выражала сто-ть своей валюты в опред кол золота, при этом золото покупалось и продавалось по фиксиров цене. Валют курс - цена ден ед одной страны, выр в ден ед др. Обменный курс - пропорции в кот валюта одной страны обменив на валюту др. Девальвация – пониж фиксиров курса отечест валюты. Ревальвация - повыш фиксир курса отечест валюты. Плав вал курс - курс валюты, уст в ходе ее свободной купли - продажи на валют рынке соотнош сил спроса и предлож, безгос вмешат. Фиксир вал курс - курс вал, уст и поддер. ЦБ. Паритет валют - соотн покупат способ валют различ стран, расчит на основе сопостав ∑ денег, необх для приобрет в этих странах одинак набора 41. Валют интервенция – опер ЦБ по покупке или продаже иностр валюты с целью регулир вал курса. Конвертир вал - воз-ть свободного беспрепятственного обмена валюты на валютных рынках различ стран.