Шпаргалка по "Экономической теории"

Автор: Пользователь скрыл имя, 04 Июня 2011 в 11:59, шпаргалка

Краткое описание

Работа содержит ответы на вопросы по дисциплине "Экономическая теория".

Файлы: 1 файл

Эконом теория (гос).doc

— 176.00 Кб (Скачать)

Денеж масса это сов-ть наличных и безнал покупат и платеж сре-в, обеспеч-ие обращение и услуги в эк-ке, кот-ми располагают частные лица, собственники и гос-во. В стр-ре ДМ выдел активная часть (ден ср, реально обслужив хоз оборот) пассивная часть (ден. накопления, ост на сч, кот могут служить расчет сре-ми). Денеж агрегаты - М0 (налич.деньги в обращении). М1 (налич д-ги и д-ги на тек счетах), М2=М1+д-ги на срочных и сберегат сч комер банков М3 = М2+ депозит. сертификатов банков, облиг. Спрос и предлож денег Спрос на Д. (MD) формир из: спроса на Д как сре-во обращ; спрос на Д как ср-во сохранения сто-ти. Общий спрос на Д зависит от уровня номин объема ВНП и % ст. Чем больше доход в обществе, чем боль совер сделок, чем выше Ур цен, тем боль потреб Д для совер эк-х сделок в рамках национ эк-ки. Спрос на Д.как сре-во сохранения сто-ти зависит от велич.номин.ставки %. При ув предл Д возникает их кратковременный избыток. Люди стремятся уменьш кол-во своих ден запасов путем покупки др фин активов (облиг) Спрос на них растет цены соот ув % ст падает.  

21. Экономический рост, типы, факторы, методы измерения. Последствия

Эк рост - скорость изменения V реального ВВП (или ВНП) за опред период времени. Темпы ЭР вычисл в Тпр реального ВВП или ВНП в % выраж. и обычно подсчит. за год. Под Тпр. ВВП поним. отнош. разницы м/д реаль ВВП в расмат и в предыд периодах к реаль ВВП в предыд пер-де. ЭР яв динамич совокупным показат и харак состояние эк-ки страны в целом во временном аспекте. Для межд сопостав ЭР применяют такой показ как среднедушевой доход т.е.кол-во реаль. ВВП на 1 жителя страны. Различают след типы ЭР: экстенсивное увел про-ва, 41 и услуг, достиг за счет привлеч допол факторов про-ва. При этом качест и технологич уровни про-ва неизменны. Интенсивный – это такой при, кот. про-во 41 и услуг происходит не за счет привлеч доп рес-в, а за счет совер техники и технологии. Факторы: весь созданный в эк-ке продукт появ в рез опред взаимодействия произ факторов труда, капитала, земельных и др прир рес - абсолют факторы ЭР. Относит показат: Пт, Пткапитала, Птземель (прир) рес. Очень важным внеш фактором, стимулир ЭР яв технич прогресс (ТП), кот реализ в ЭР интенсив типа. Влияние ТП на ЭР происходит ч/з изменение количест и качест произ-х факторов ЭР. Внедрение более совершенных технологий дает воз-ть исп меньший V труда, капитала и прир рес при положит темпах ЭР. Причиной этого стан повыш. производительности рес, улучшение их качества. Т.о. интенсив ЭР выраж в расширении фактич и потенциального ВВП за счет повыш произ-ти факторов, достиг в резте ТП. Последствия: ухуд экология, урбанизация городов, растет дифференциация доходов, страдает психика людей. 

22. Безработица, её  сущность и виды. Кривая Филипса

Б временная не занятость эк активного населения. Когда говорят о полной занятости имеют ввиду наличие естественного уровня безработицы. 3 катег населения старше 16 лет: 1. занятые или работ. 2. безработные (не имеющие р-ты но активно занятые ее поиском) 3. лица не вкл в состав раб силы (студенты, учащ, домохоз.) В лица относ к 1 и 2 катег пред собой раб силу страны.

Уровень Б расчит как отнош кол-ва Б к кол лиц представ раб силу, и выр в %.

Виды: 1) структурная - вызванная изме-ем технологии или спроса на продукцию тех или иных предпр-й. 2) фрикционная - вызванная переходом работающих с одного пред-я на другое. 3) сезонная - обусл-на сезонными колеб-ми в объеме произ-а опре-х отраслей: с\х, строительство в которых в течении года происх-т резкие изменения спроса на труд. 4) циклическая - выз-я фазой эк-го цикла кризисом. Она делится: региональная - явл рез-ом несоотв-я м\д спросом и предл-ем раб силы в данном регионе; технологи-я - возн-т в рез-е внедрения новых технол-й что влечет к замене людей машинами.

Наличие структур и фрикц Б и отсутствие циклич образуют естест уровень Б. Когда говорят о полной занятости имеют ввиду наличие естест ур-ня Б. Кривая Филипса: Показатели безраб высоки при низких Тр номинальной з/п и понижаются по мере возрастания з/п. Но здесь не принимаются в расчет факторы неравномерности инфляционного процесса или роста производительности труда. 

23. Кредитно-денежная  система, кредитно-денежная политика. Кредит, сущность и формы

КДС - комплекс валютно-фин  учрежд, активно исп госуд в целях регулир эк-ки. В соврем КС выд 3 звена: ЦБ, коммер банки (КБ), специализиров кредитно-фин институты.

Функции ЦБ: эмиссия банкнот; хранение гос золото-валют резервов; денежно кредит регулир эк-ки; поддер обменного курса нац валюты; кредит-е КБ; провед. расчетов и переводных опер; контроль за деят кредит учрежд. КБ - учреж заним привлеч ден ср и размещ их от своего имени на усл возвратности, платности и срочности. Функции КБ: аккумуляция временно свободных ден ср, сбережений и накоплений; обеспеч расчетно платеж механизма; кредитование физ и юр лиц; хранение фин и матер ценностей; учет векселей и опер с ними; доверит управ имуществом клиента. Спец кредитно фин инст: ПФ, страховые комп, инвестиц банки, ипотеч банки.

Банки выпол 2 вида опер: пассивные (активные) – привлеч (размещение) ден ср вкладчиков; КДП - комплекс взаимосвязанных мероприятий, предприним ЦБ в целях регул деловой актив путем планируемого воздействия на состояние кредита и ден обращения. Инструменты КДП ЦБ: опер на откр рынке; учетно % политика. Разновидности КДП: мягкая КДП полит деш денег – направ на ув ден массы в обращ. Жесткая КДП – пол дорогих денег – направ на сокр ден массы в обращ)

Кредит – движ ссудного кап осущ на началах срочности, возвратности и платности. Формы К: Комер К – форма кредит отнош м/д товаропроиз. в виде отсрочки платежа за 41, отданный подреализ. Банк К - К предост банками, фондами, ассоциациями любым хоз суб. Меж хоз ден К предост хоз суб др др путем выпуска предпр и орг акций, облиг. Потребит К предост частным лицам на срок до 3 лет при покупке, потребит 41 длит поль-я. Ипотеч К предост в виде долг ссуд под залог недвижимости (земли,зданий). Госуд К - система кредитных отнош, в кот гос выступает заемщиком кредитных отнош, а население и частный бизнес - кредиторами ден ср. Межд К - движение ссудного капит в сфере межд эк отнош. 

24. Финансовая система, финансовая политика

ФС - это система форм и методов образов-я, распред-я и использ-я фондов ден средств гос-ва и хозяйств-х субъек-в. С точки зре-я соц-но-эк-х отнош-й она склад-ся из: 1) Централизов-е финансы - это гос-я бюд-я система, гос-й кредит, спец-е внебюд-е фонды, фонды имущее-го и личного страх-я; 2) Децентрализов-е фин-ы - фин-ы фирмы и пред-й различных форм собст-ти. Это фин-е отнош-я м\д юр лицами и гос-ом, юр и физ лицами; 3) Фин-ы дом хоз-а - личные финансы т.е. фин-е отнош-я м\д физ. лицами совместно проживающими и ведущими общее хоз-о. Каждый элемент фин. си-ы особым образом влияет на произ-о, имеет свои функ-и. С помощью цент-х фин-ов мобилизуются ресурсы в осн-ой цент-й фонд го-а и прои-т из распр-е и перерас-е м\д отраслями нац-го хоз-а, эк-ми регионами. Фин-ы домох-а явл мат-ой основой их жизни т.е. предпол-т контроль за предстоящими дох-и и расх-и в рамках отд-ой эк-ой ячейки общества. Таким образом каждое звено фин сис-ы пр собой опре-ю сферу фин-х отнош-й.

ФП - это совокупность гос мероприятий, направл на мобилизацию фин ресурсов, их распред-ие и использ-ие для выполнения гос-ом его функций. Глав задача - обеспеч соответств-ми фин ресурсами реализации той или иной гос проги эконом и соц развития. ФП решает задачу обеспеч-я сохран-я и упрочнения существ-ей в данном гос-ве системы обществ отношений. В ФП выделяют две главные линии: бюджетную и фискальную (фискальная политика - испол-е возм-ей правите-а взимать налоги и расходовать сре-а гос-о бюджета для регу-я уровня дел-ой активности, решение раз-х соц. задач) политику.  

25. Фискальная политика. Налоги. Кривая Лаффера

Фиск-я пол-а-пред-т  исполь-е возм-ей правит-а взимать  налоги и расход-ть сре-а гос-о  бюджета для рег-я уровня деловой  активности, решения разл-х соц-х  задач. Осн-е рычаги фиск-ой политики: измен-е налог-х ставок, видов налогов, их кол-а и размеров гос-х расх-в или их направ-й в соот-и с конкр-и целями общ-а. Налоги - платежи в обяз-ом порядке уплач-е физ-и и юр.лицами в доход гос-а. Налоги сос-т из элементов: субъект налога - это тот кто должен платить налоги, носитель налога - тот кто непосред-но платит налоги, объект налога - тот с чего взывается налог, ставка налога. Ставки налогов бывают: твердые - установ-е в абсо-й величине на ед. обложения незав-о от размеров дох-а; пропорцион-я - одинак-й % объекта налога (подох-й налог); прогрессивная ставка-возраст-е велечины ставки налога по мере роста дох-а; регрессивные - снижение ставки налога по мере роста дох-а. Функции: фискальная - связ-я с форм-ем дох-ой части бюдж-а; эконом-я - свя-я с возд-ем налогов на обществ-ое воспроиз-о. Роли этой функции: стимулирующая, контролир-я - зак-ся в устан-и повыш-х ставок налога на сверх прибыль; ограничите-я - с увели-ем ставки налога на прибыль, сниж-е V прои-а; соц-я- свя-а с выравнив-ем дох-в граждан ч\з прогрессивное н\о. 2 группы налогов: прямые н.на прибыль, НДФЛ, ЕСН; косвенные - НДС, там-е пошлины, акцизы. Принцыпы н\о: уровень нал ставки должен устан-ся с учетом возмож-ей налогопл-ка т.е. уровня дох-а; обязательность уплаты налога; необ-о прилагать все усилия чтобы н\о дох-в носило однокра-й хар-р. Кривая Лаффера - графич отображение завис-ти м/у V нал поступл в гос бюдж и средним уровнем нал ставок в стране. 

26. Бюджетная система РФ. Государственный долг

БС - это совокуп-ть Б-ов нац - администр-территориал образований гос-ва, а также Б-ов самостоят-ых в фин деят-ти гос учреждений, основанная на экономич отношен и правовых нормах. Функции БС: 1)фискал ф - создание фин базы функционирования гос-ва в условиях фактич-го отсутствия у него собств доходов. 2)ф эконом регулир-ия - это использ-ие гос-ом налогов. 3) соц ф предполагает использ-ие госбюджета для перераспред нац дохода. Принцип построения: 1)принцип единства означ обеспеч-е всей БС едиными правовыми правилами 2) самостоят-ть Б-ов -собств источник в виде доходов и право его использ. Б-ый процесс делится на 4 стадии: составл проекта Б-а, рассмотрение и утверждение, исполнение, составлен отчета об использ Б-а и его утвержд.

Гос долг - это задолжен гос-ва по ещё непогаш внутр и внеш займам. Внутр долг это то, что гос-во взяло взаймы для финансир дефиц ГБ внутри страны - долг перед резидентами. Внешний долг- долг перед нерезидент. Рефинансирование долга - это выпуск новых серий гос. ц.б., выручка от кот идет на выплату % по предыд. сериям. Послед. гос.долга: увел неравенства доходов; повыш.ставок налога; передача части созд. ВНП за рубеж (в погаш долга); рост неплатежей в экономике; недофинансир госсектор; сниж межд авторитета страны; психологич эффект (усилив неувер населения страны в завтр дне). 

27. Бюджетный дефицит.  Государственный долг

Расходы гос  Б-а и его дох не всегда совпадают. Если расх больше дох то правит-во стакивается с БД. Превышение дох. над. расх. наз. бюд. профицитом. Различают первичный дефицит – общий деф. ГБ, умень. на % выплат по гос долгу. 1) Фактич деф это отрицат раз-ца м/д фактич дох и расх правительства. 2) Структур деф - раз-ть м/д дох и расх гос бюд, расчит для уровня национ дох. 3) Циклич дефицит - разница м/у фактич и структурным дефиц ГБ. проблемы деф-ти ГБ: 1) сокращ расходов б-а, 2) увелич доход б-а. за счет более продуманного и гибкого нал-облож-я. 3) денежная эмиссия. - наиболее легкий способ балансир б-а. но увелич инфляц 4) госзаймы (внутр и внеш).

Гос долг - это задолжен гос-ва по ещё непогаш внутр и внеш займам. Внутр долг это то, что гос-во взяло взаймы для финансир дефиц ГБ внутри страны - долг перед резидентами. Внешний долг- долг перед нерезидент. Рефинансирование долга - это выпуск новых серий гос. ц.б., выручка от кот идет на выплату % по предыд. сериям. Послед. гос.долга: увел неравенства доходов; повыш.ставок налога; передача части созд. ВНП за рубеж (в погаш долга); рост неплатежей в экономике; недофинансир госсектор; сниж межд авторитета страны; психологич эффект (усилив неувер населения страны в завтр дне).

 

28. Социальная политика государства

СП - комплекс мер предприним гос-ом по поддерж эк-ой и соц-ой стабильности в обществе, повыш-ю уровня жизни насел-я, обеспеч-ю правовой защиты, созд-ю соц-х гарантий в общ-е. В широком смысле СПГ - одно из направлений макроэкономич. регулирования, призванное создать, насколько это воз. одинаковые «стартовые условия» для граждан страны. Принципы: обесп-е ресурсного потенциала для провед-я соц пол-и; всеобщность соц пол-и; гибкость сис-ы соц-х гарантий. Функции: форм-е рации-ой струк-ы дох-в и потреб-ей общ-а; стиму-е мотивационных принц-в активизации труд-ой дея-ти раб-ов; обес-е соц-й защищенности всех членов общ-а; соглосование личных, коллек-х и общ-х интересов; учет доли каждого раб-а в созд-и и распре-и общ-х благ.

Принято различать  функцион. и персональное распред. дох. Функц. распр. озн. распред. национ. дох. м/д собственниками различных факторов про-ва (труда, капитала, земли). Персональ распред это распр нац дох м/д гражданами страны, независимо от того владель каких факторов про-ва они яв. Особая роль в прогах «гос-ва благосостояния» (широкие мер соц защиты для бедных) отводится трансфертам. Трансферт безвоз. передача части дох. или имущества индивида или орг. в распоряж. др. лиц. 

29. Государство в переходной экономике

Перех эк-ка - этап развития эк-ки, связ с перех от одной эк системы к др и харак усилением неустойчивости эк динамики. Среди многочисл измен происх. в перих период, некот. носят необх неизбеж характер и поэтому могут расм как закономер: утрата госуд функций единоличного распоряжения эк.ресур; бюджетный кризис; трансформационный спад. Концепции: Градуализм - эк концепция, кот предпол проведение медленных последоват реформ и отводит гос-ву главную роль в формир рынка. Шоковая терапия - эк концеп кот считает инструментом формиров рынка одномоментную либерализ цен, резкое сокр гос расх и достиж бездифицит бюджета. Либерализ эк-ки – система мер, направ на созд усл для свободного движения цен, 41 и услуг, свободы предпринимат и внешнеэк отнош. Приватизация - переход хоз объектов из гос собст в частную. Национализ - наоборот. Демонополиз и созд конкур среды - система мер, направ на созд равных возмож и усл деловой активности для всех эк агентов, поощерение малого бизнеса.  

30. Международные валютные отношения

Валютный рынок - сфера эк отнош где осущ опер по покупке, продаже и обмену иностр валюты и платежных докум в иностр валюте. Золотой стандарт - сист валют отнош при кот каж страна выражала сто-ть своей валюты в опред кол золота, при этом золото покупалось и продавалось по фиксиров цене. Валют курс - цена ден ед одной страны, выр в ден ед др. Обменный курс - пропорции в кот валюта одной страны обменив на валюту др. Девальвация – пониж фиксиров курса отечест валюты. Ревальвация - повыш фиксир курса отечест валюты. Плав вал курс - курс валюты, уст в ходе ее свободной купли - продажи на валют рынке соотнош сил спроса и предлож, безгос вмешат. Фиксир вал курс - курс вал, уст и поддер. ЦБ. Паритет валют - соотн покупат способ валют различ стран, расчит на основе сопостав денег, необх для приобрет в этих странах одинак набора 41. Валют интервенция – опер ЦБ по покупке или продаже иностр валюты с целью регулир вал курса. Конвертир вал - воз-ть свободного беспрепятственного обмена валюты на валютных рынках различ стран.

Информация о работе Шпаргалка по "Экономической теории"