Автор: Пользователь скрыл имя, 26 Февраля 2013 в 16:46, шпаргалка
Работа содержит ответы на вопросы для экзамена (или зачета) по дисциплине "Экономическая теория"
1.Предмет и функции ЭТ
Экономическая теория вкл:
1)Микроэкономика (изучает поведение отдельно хозяйствующих субъектов (потребители, фирмы, инвесторы));
2)Макроэкономика (изучает законы и закономерности поведения экономики в целом, которая описывается с помощью основные макроэкономических показателей (ВВП, инфляция, безработица, % ставка, госдолг)).
Экономический закон: постоянно повторяющуюся существенную взаимосвязь между эконом. явлениями.
Разделы ЭТ:
1)Основные закономерности функционирования;
2)Основы макроэкономики;
3)Основы микроэкономики;
4)Основы мировой экономики.
2.Методы экономического исследования
Экономический метод – это совокупность приемов и способов познания.
Экономические методы:
1) Общенаучные:
а) Диалектический метод - предполагает рассмотрение экономических явлений в развитии движений изменений;
б) Метод анализа и синтеза
Анализ – это расчленение целого на составные части;
Синтез – это соединение, т.е. между расчлененного целого восстанавливаются определенные связи, оценивается взаимосвязь.
в) Метод индукции и дедукции
Метод индукции закл. в анализе экономических процессов от простого к сложному.
Метод дедукции предполагает движение линии от общего к частному.
г) Абстракция (отвлечение) – при анализе мы отключаем или не принимаем в расчет субъективные факторы, которые не сильно влияют на экономику.
д) Метод эксперимента закл. в том, что выбирается какой-то эталон, т.е. к чему нужно стремиться и проводится искусственный опыт.
2)Частные:
а) Опрос
б) Моделирование (метод связан с абстракцией, в ситуации, когда при построении эконом. модели делаются допущения, вводятся функции);
в) Экономико-психологический метод Кейнса закл. В том, что сначала описываются психолого-экономические мотивы поведения субъектов экономики, затем оценивается степень их влияния на экономику.
г) Метод единства исторического и логического.
3.Рыночный спрос и его факторы. Изменения в спросе и изменения в величине спроса
Спрос можно определить, как желание потребителей приобрести товар в соответствии имеющихся у них денежных средств.
Спрос характеризуется – объемом (величиной) спроса.
Объем спроса – это кол-во товара, которое покупатели желают и могут приобрести за некоторый период времени по определенным ценам.
Закон спроса гласит, что при прочих равных условиях(если не меняется доход, вкусы, ожидания, цены на взаимозаменяемые товары) , цена на товары растет, а объем спроса уменьшается и наоборот.
Кривая спроса – это график зависимости между ценой товара и объемом спроса на товар.
Причины убывающего характера кривой спроса:
1)Закон спроса;
2)Убывающая предельной полезности
Предельная полезность – это полезность от употребления последней единицы товара;
3)Эффект дохода и замещения.
Изменение в величине спроса – это изменение цены товара и движение по кривой спроса.
Изменение в спросе – это изменение не ценовых факторов и сдвиг кривой спроса.
Неценовые факторы:
1) Доход (уменьшение дохода ведет к сокращению расходов)
Когда при снижении доходов потребителей спрос на товар уменьшается, такой товар называют худшим. Когда наоборот товар называют нормальным товаром.
2)Цены на взаимозаменяемые товары.
Взаимозаменяемые товары – это 2 товара для которых увеличение в цены одного приводит к увеличению спроса на другой.
Существует 2 вида ожиданий в микроэкономике:
1) ожидание по поводу изменения цен
2)ожидания связанные с будущим изменением доходов.
4.Рыночное предложение и его факторы. Изменения в предложении и изменения в величине предложения
Предложение представляет собой кол-во товаров находящихся на рынке, а так же товаров, которые могут быть представлены на рынок в данный момент времени.
Объем предложения – это кол-во любых товаров или услуг, которые продавцы желают и имеют возможность продать.
Закон предложения: при прочих равных условиях объем предложения товара возрастает при увеличении его цены.
Кривая предложения – это кривая отражающая зависимость между ценой и объемом предложения.
Кривая предложения направлена вверх , согласно законам предложения.
Рыночное предложение – это сумма всех индивидуальных предложений.
Изменение в величине предложения – это изменение цены товара и движение по кривой предложения.
Изменение в предложении – это движение кривой в результате воздействия на предложение неценовых факторов.
Неценовые факторы:
1)цены на ресурсы
(когда цена одного или
2)технология превращения ресурсов в готовую продукцию;
5.Равновесие спроса и предложения
Поведение покупателей и продавцов движут рынок к равновесию спроса и предложения.
1)Когда цена выше равновесного уровня
Предположим, рыночная цена установлена выше равновесной, в данном случае предложение товара превышает имеющийся на рынке спрос. Излишек товара на рынке не позволяет производителям продать всю имеющуюся у них продукцию. Отсутствие возможности продать всю продукцию вынуждает производителей понижать цену для того что бы реализовать излишки готовой продукции. Снижение цен происходит до тех пор пока рынок не приходит в состояние равновесия.
2)Когда цена ниже равновесного уровня
Предположим, что установленная на рынке цена ниже цены равновесия, в данном случае спрос на товар превышает предложение. Возникает дефицит товаров, который приводит к длинным очередям и к черному рынку. Большое кол-во покупателей гоняются за ограниченным кол-вом товаров. Продавцы реагируют на это повышение цены при неизменности предложения. Цена повышается до уровня равновесия.
Ситуация равновесия – это когда потребности как покупателя так и продавцов удовлетворены и ни у кого из экономических субъектов нет стимула изменять свое поведение.
Закон спроса и предложения – это феномен стремления цены к равновесному уровню.
Закон спроса и предложения утверждает, что цена любого товара изменяется, что бы привести спрос и предложение товара в состоянии равновесия.
6.Эластичность спроса и предложения и их факторы
Эластичность – это мера чувствительности одной переменной к другой, точнее это число, которое показывает %-ое изменение одной переменной в результате изменения другой переменной на 1% .
Эластичность спроса по цене показывает, на сколько %-ов изменится спрос при увеличении цены товара на 1%.
%∆D Q2-Q1/Q1
Ер = %∆P = P2-P1/P1 , эластичность спроса по цене.
Величина эластичности спроса по цене, является отрицательным числом, т.к. в соответствии с законом спроса увеличение цены вызывает уменьшение объема спроса.
Абсолютно неэластичный спрос – это ситуация, когда изменение цены никак не влияет на изменение объема спроса.
Абсолютно эластичный спрос – это ситуация, когда при достижении определенной цены спрос фактически не насыщаем и движется в бесконечность.
Когда эластичность спроса по цене <1, увеличение цены приводит к росту совокупной выручки, а уменьшение цены к обратному эффекту. Когда эластичность спроса >1, увеличение цены приводит сокращению совокупной выручки наоборот. Когда ценовая эластичность =1 изменение цены не влияет на совокупную выручку.
Спрос на большинство товаров растет, когда растет совокупный доход.
Эластичность спроса по доходу показывает %-ое изменение объема спроса в результате роста дохода на 1%.
%∆D Q2-Q1/Q1
Ei= %∆I = I2-I1/I1
Если Ei>0, то это нормальный товар, т.е. спрос по мере роста доходов увеличивается. Если Ei<0, то это товары низшей категории или низкие товары. Если Ei=0, то потребитель считает это товар нейтральным и не изменяет свой спрос при изменении дохода, т.е. это товар, который покупатель всегда покупает в некотором фиксированном кол-ве.
Факторы, влияющие на эластичность спроса по цене:
1)товары первой необходимости и предметы роскоши;
2)наличие товаров субститов;
3)доля расходов на
данный товар в бюджете
4)временный горизонт.
Эластичность предложения по цене отражает степень изменения объема предложения, при изменении цены. Показывает, как изменится объем предложения в результате изменение цены товара на 1%
%∆S S2-S1/S1
Esp= %∆P = P2-P1/P1
У производителя в процессе производства выделяют 3 периода:
1) Мгновенный – реализации
2) Краткосрочный – производитель
в состоянии отреагировать на
изменение рыночной цены, но только
путем изменения оборотного
3) Долгосрочный – производитель может построить новые мощности + в отрасль могут быть приняты новые производители
7.Ресурсы и факторы производства
Производство – это любая деятельность по использованию естественных ресурсов, включая и ресурсы человека для
Производство рассматривают как использование рабочей силы и оборудования в сочетании с природными ресурсами и материалами для изготовления товаров и выполнения услуг.
Ресурсы подразделяются:
1) Природные;
2) Материальные;
3) Трудовые;
5) Финансовые.
Природные, материальные и трудовые ресурсы используются в любом производстве, поэтому они называются базовыми.
Финансовые ресурсы называют производными, как только ресурсы вовлекаются в процесс производства.
Капитал – это все материальные ресурсы (машины, инструменты, здания, сырье).
Труд – это приложения определенных умственных и физических способностей при выполнении функций связанных с производством и управлением.
В современных условиях эффективность любого производства зависит от времени и затрат, но ее потребители от способности адаптировать инновационные идеи к реальным условиям своего производства.
Взаимосвязанные функции, выполняющиеся в процессе производства:
1)Предприниматель соеденяет ресурсы, землю и капитал в процессе производства товаров и услуг, при чем он пытается выбрать такую комбинацию ресурсов, при котором будет достигается максимум прибыли.
2) Предприниматель принимает основные решения по ведению бизнеса:
а) Прогнозирует спрос на свою продукцию;
б) Устанавливает цену;
в) Занимается рекламой и продвижением товаров на рынок;
г) Финансируют производственную деятельность и выплачивает налог;
д) Организуют и управляют производством.
Предприниматель – это новатор, который изобретает новые технологии и формы организации бизнесом.
3)Предприниматель полностью
8.Производственная функция и ее свойства
Связь между факторами производства и выпуском продукции описывается в производственной функции а микроэкономике для упрощения анализа используется 2-ух факторной производственной функций, которая имеет вид:
Q=f(L,K) ,где Q – объем производства, L – затраты труда, К – затраты капитала.
Производственная функция
Экономический смысл:
а) В нахождении такой комбинации факторов производства, которое обеспечит производителю максимальный доход на возможный капитал;
б) В определении приделов замещения ручного труда машинным, т.е. до того придела прибыль будет увеличиваться по мере использования большего кол-ва и меньшего труда.
в) Производственная функция показывает, что является технологически существенным при условии, что фирма использует каждое сочетание производственных процессов. Производственная функция обладает сл. св-ми:
- Существует придел
для увеличения выпуска
- Существует определенная
- Возможно определяется
- Построение производственной функции не допускает нерентабельных производственных процессов, т.е. она предполагает, что фирмы используют различные сочетания факторов производства с максимальной отдачей.
В производственной сетке отображаются результаты сочетания факторов производства с целью максимилизации объема выпуска.