Шпаргалка по "Экономической теории"

Автор: Пользователь скрыл имя, 26 Февраля 2013 в 16:46, шпаргалка

Краткое описание

Работа содержит ответы на вопросы для экзамена (или зачета) по дисциплине "Экономическая теория"

Файлы: 1 файл

ЭТ вопросы 1-40.doc

— 242.50 Кб (Скачать)

1.Предмет и  функции ЭТ

Экономическая теория вкл:

1)Микроэкономика (изучает поведение отдельно хозяйствующих субъектов (потребители, фирмы, инвесторы));

2)Макроэкономика (изучает законы и закономерности поведения экономики в целом, которая описывается с помощью основные макроэкономических показателей (ВВП, инфляция, безработица, % ставка, госдолг)).

Экономический закон: постоянно повторяющуюся существенную взаимосвязь между эконом. явлениями.

Разделы ЭТ:

1)Основные закономерности  функционирования;

2)Основы макроэкономики;

3)Основы микроэкономики; 
4)Основы мировой экономики.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2.Методы экономического  исследования

Экономический метод  – это совокупность приемов и  способов познания.

Экономические методы:

1) Общенаучные:

а) Диалектический метод - предполагает рассмотрение экономических явлений в развитии движений изменений;

б) Метод анализа и синтеза

Анализ – это расчленение целого на составные части;

Синтез – это соединение, т.е. между расчлененного целого восстанавливаются определенные связи, оценивается взаимосвязь.

в) Метод индукции и дедукции

Метод индукции закл. в анализе экономических процессов от простого к сложному.

Метод дедукции предполагает движение линии от общего к частному.

г) Абстракция (отвлечение) – при анализе мы отключаем или не принимаем в расчет субъективные факторы, которые не сильно влияют на экономику.

д) Метод эксперимента закл. в том, что выбирается какой-то эталон, т.е. к чему нужно стремиться и проводится искусственный опыт.

2)Частные:

а) Опрос

б) Моделирование (метод связан с абстракцией, в ситуации, когда при построении эконом. модели делаются допущения, вводятся функции);

в) Экономико-психологический метод Кейнса закл. В том, что сначала описываются психолого-экономические мотивы поведения субъектов экономики, затем оценивается степень их влияния на экономику.

г) Метод единства исторического и логического.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

3.Рыночный спрос и его факторы. Изменения в спросе и изменения в величине спроса

Спрос можно определить, как желание потребителей приобрести товар в соответствии имеющихся у них денежных средств.

Спрос характеризуется – объемом (величиной) спроса.

Объем спроса – это кол-во товара, которое покупатели желают и могут приобрести за некоторый период времени по определенным ценам.

Закон спроса гласит, что при прочих равных условиях(если не меняется доход, вкусы, ожидания, цены на взаимозаменяемые товары) , цена на товары растет, а объем спроса уменьшается и наоборот.

Кривая спроса – это  график зависимости между ценой  товара и объемом спроса на товар.

Причины убывающего характера кривой спроса:

1)Закон спроса;

2)Убывающая предельной  полезности

Предельная полезность – это полезность от употребления последней единицы товара;

3)Эффект дохода и  замещения.

Изменение в величине спроса – это изменение цены товара и движение по кривой спроса.

Изменение в спросе – это изменение не ценовых факторов и сдвиг кривой спроса.

Неценовые факторы:

1) Доход (уменьшение  дохода ведет к сокращению  расходов)

Когда при снижении доходов  потребителей спрос на товар уменьшается, такой товар называют худшим. Когда наоборот товар называют нормальным товаром.

2)Цены на взаимозаменяемые  товары.

Взаимозаменяемые товары – это 2 товара для которых увеличение в цены одного приводит к увеличению спроса на другой.

Существует 2 вида ожиданий в микроэкономике: 
1) ожидание по поводу изменения цен

2)ожидания связанные  с будущим изменением доходов.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

4.Рыночное предложение  и его факторы. Изменения в  предложении и изменения в  величине предложения

Предложение представляет собой кол-во товаров находящихся на рынке, а так же товаров, которые могут быть представлены на рынок в данный момент времени.

Объем предложения – это кол-во любых товаров или услуг, которые продавцы желают и имеют возможность продать.

Закон предложения: при прочих равных условиях объем предложения товара возрастает при увеличении его цены.

Кривая предложения – это кривая отражающая зависимость между ценой и объемом предложения.

Кривая предложения  направлена вверх , согласно законам  предложения.

Рыночное предложение – это сумма всех индивидуальных предложений.

Изменение в величине предложения – это изменение цены товара и движение по кривой предложения.

Изменение в предложении – это движение кривой в результате воздействия на предложение неценовых факторов.

Неценовые факторы:

1)цены на ресурсы  (когда цена одного или нескольких  ресурсов увеличивается, таким  образом предполагаемое кол-во  товаров обратно пропорционально);

2)технология превращения  ресурсов в готовую продукцию;

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

5.Равновесие  спроса и предложения

Поведение покупателей  и продавцов  движут рынок к  равновесию спроса и предложения.

1)Когда цена выше  равновесного уровня

Предположим, рыночная цена установлена выше равновесной, в данном случае предложение товара превышает имеющийся на рынке спрос. Излишек товара на рынке не позволяет производителям продать всю имеющуюся у них продукцию. Отсутствие возможности продать всю продукцию вынуждает производителей понижать цену для того что бы реализовать излишки готовой продукции. Снижение цен происходит до тех пор пока рынок не приходит в состояние равновесия.

2)Когда цена ниже  равновесного уровня

Предположим, что установленная  на рынке цена ниже цены равновесия, в данном случае спрос на товар  превышает предложение. Возникает дефицит  товаров, который приводит к длинным очередям и к черному рынку. Большое кол-во покупателей гоняются за ограниченным кол-вом товаров. Продавцы реагируют на это повышение цены при неизменности предложения. Цена повышается до уровня равновесия.

Ситуация равновесия – это когда потребности как покупателя так и продавцов удовлетворены  и ни у кого из экономических субъектов нет стимула изменять свое поведение.

Закон спроса и предложения  – это феномен стремления цены к равновесному уровню.

Закон спроса и предложения утверждает, что цена любого товара изменяется, что бы привести спрос и предложение товара в состоянии равновесия.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

6.Эластичность спроса  и предложения и их факторы

Эластичность – это мера чувствительности одной переменной к другой, точнее это число, которое показывает %-ое изменение одной переменной в результате изменения другой переменной на 1% .

Эластичность спроса по цене показывает, на сколько %-ов изменится спрос при увеличении цены товара на 1%.

        %∆D  Q2-Q1/Q1

Ер =  %∆P  =  P2-P1/P1 , эластичность спроса по цене.

 

Величина эластичности спроса по цене, является отрицательным числом, т.к. в соответствии с законом спроса увеличение цены вызывает уменьшение объема спроса.

Абсолютно неэластичный спрос – это ситуация, когда изменение цены никак не влияет на изменение объема спроса.

Абсолютно эластичный спрос – это ситуация, когда при достижении определенной цены спрос фактически не насыщаем и движется в бесконечность.

Когда эластичность спроса по цене <1, увеличение цены приводит к росту совокупной выручки, а уменьшение цены к обратному эффекту. Когда эластичность спроса >1, увеличение цены приводит сокращению совокупной выручки наоборот. Когда ценовая эластичность =1 изменение цены не влияет на совокупную выручку.

Спрос на большинство  товаров растет, когда растет совокупный доход.

Эластичность спроса по доходу показывает %-ое изменение  объема спроса в результате роста  дохода на 1%.

       %∆D    Q2-Q1/Q1

Ei=  %∆I  =  I2-I1/I1

 

Если Ei>0, то это нормальный товар, т.е. спрос по мере роста доходов увеличивается. Если Ei<0, то это товары низшей категории или низкие товары. Если Ei=0, то потребитель считает это товар нейтральным и не изменяет свой спрос при изменении дохода, т.е. это товар, который покупатель всегда покупает в некотором фиксированном кол-ве.

Факторы, влияющие на эластичность спроса по цене:

1)товары первой необходимости  и предметы роскоши;

2)наличие товаров субститов;

3)доля расходов на  данный товар в бюджете потребителя;

4)временный горизонт.

Эластичность предложения по цене отражает степень изменения объема предложения, при изменении цены. Показывает, как изменится объем предложения в результате изменение цены товара на 1%

          %∆S      S2-S1/S1

Esp=  %∆P  =  P2-P1/P1

 

У производителя в процессе производства выделяют 3 периода:

1) Мгновенный – реализации принадлежит  произведенный товар.

2) Краткосрочный – производитель  в состоянии отреагировать на  изменение рыночной цены, но только  путем изменения оборотного капитала;

3) Долгосрочный – производитель может построить новые мощности + в отрасль могут быть приняты новые производители

 

 

 

7.Ресурсы и факторы  производства

Производство – это любая  деятельность по использованию естественных ресурсов, включая и ресурсы человека для

Производство рассматривают как использование рабочей силы и оборудования в сочетании с природными ресурсами и материалами для изготовления товаров и выполнения услуг.

Ресурсы подразделяются:

1) Природные;

2) Материальные;

3) Трудовые;

5) Финансовые.

Природные, материальные и трудовые ресурсы используются в любом производстве, поэтому они называются базовыми.

Финансовые ресурсы называют производными, как только ресурсы вовлекаются  в процесс производства.

Капитал – это все  материальные ресурсы (машины, инструменты, здания, сырье).

Труд – это приложения определенных умственных и физических способностей при выполнении функций  связанных с производством и  управлением.

В современных условиях эффективность любого производства зависит от времени и затрат, но ее потребители от способности адаптировать инновационные идеи к реальным условиям своего производства.

Взаимосвязанные функции, выполняющиеся в процессе производства:

1)Предприниматель соеденяет  ресурсы, землю и капитал в  процессе производства товаров  и услуг, при чем он пытается  выбрать такую комбинацию ресурсов, при котором будет достигается максимум прибыли.

2) Предприниматель принимает  основные решения по ведению  бизнеса:

а) Прогнозирует спрос  на свою продукцию;

б) Устанавливает цену;

в) Занимается рекламой и  продвижением товаров на рынок;

г) Финансируют производственную деятельность и выплачивает налог;

д) Организуют и управляют производством.

Предприниматель – это новатор, который изобретает новые технологии и формы организации бизнесом.

3)Предприниматель полностью берет  на себя риск связанный с возможным банкротством предприятий, т.к. в рыночной экономике прибыль далеко не гарантирована.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

8.Производственная функция  и ее свойства

Связь между факторами производства и выпуском продукции описывается  в производственной функции а микроэкономике для упрощения анализа используется 2-ух факторной производственной функций, которая имеет вид:

Q=f(L,K) ,где Q – объем производства,   L – затраты труда, К – затраты капитала.

Производственная функция показывает максимальный объем выпускаемой продукции, которую форма может воспроизвести при заданном  фактором производства, т.е, технология производства товаров различна, то и производственные функции не одинаковы, т.е. для каждой технологии строится своя производственная функция усовершенствование технологии, усовершенствует и производственную функцию.

Экономический смысл:

а) В нахождении такой комбинации факторов производства, которое обеспечит  производителю максимальный доход  на возможный капитал;

б) В определении приделов замещения ручного труда машинным, т.е. до того придела прибыль будет увеличиваться по мере использования большего кол-ва и меньшего труда.

в) Производственная функция  показывает, что является технологически существенным при условии, что фирма  использует каждое сочетание производственных процессов. Производственная функция обладает сл. св-ми:

- Существует придел  для увеличения выпуска продукции.  При увеличении затрат одного  из факторов производства при  прочих равных условиях (закон  убывающей предельной производительности).

- Существует определенная степень  взаимодополняемости факторов. Производство – это уникальное оборудования требует и квалификации рабочей силы.

- Возможно определяется взаимозаменяемость  факторов производства без уменьшения  объема выпуска.

- Построение производственной функции не допускает нерентабельных  производственных процессов, т.е. она предполагает, что фирмы используют различные сочетания факторов производства с максимальной отдачей.

В производственной сетке отображаются результаты сочетания факторов производства с целью максимилизации объема выпуска.

Информация о работе Шпаргалка по "Экономической теории"