Автор: Пользователь скрыл имя, 26 Февраля 2013 в 16:46, шпаргалка
Работа содержит ответы на вопросы для экзамена (или зачета) по дисциплине "Экономическая теория"
Производственная сетка – это
таблица описывающая
11. Понятие издержек и их виды
Издержки производства – это выраженная в стоимостной норме затраты на производство товаров и услуг.
Виды издержек:
1)альтернативные (неявные) – это то от чего необходимо отказаться, что бы получить желаемое, т.к. экономистов интересует процесс принятия фирмами решения назначения цены и объем выпуска продукции они учитывают все явные и неявные издержки ;
2)явные – это величина
денежных расходов за
3)Возвратные издержки – это издержки, которые фирма может не нести прекратив свою деятельность.
4) Безвозвратные издержки – это издержки связанные с ранее совершенными и невозвратными в момент закрытия фирмы (расходы на рекламу, вывески, открытие расчетного счета, оформление документов);
5) Трансакционные издержки
– это издержки проведения
переговоров, заключения
Издержки, которые не зависят от объема выпускаемой продукции - называются постоянными (FC)
Издержки, величина которых изменяется в зависимости от объема выпускаемой продукции - называются переменными (VC)
Совокупные издержки (TC)
TC=FC+VC
Характер совокупных издержек не позволяет ответить фирме на главный вопрос : «Как изменятся совокупные издержки в результате изменения объема производства на единицу».
Предельные издержки - издержки связанные с производством дополнительной единицы продукции.
TC TC FC VC
MC Q , ATC= Q , AFC= Q , AVC= Q .
Кривая предельных издержек сначала убывает, а потом увеличивается а связи с законом убывания предельной производства.
Кривая совокупных издержек (АТС) имеет у-образную форму, так как среднесовокупные издержки и среднепостоянных издержек.
Среднепостоянные издержки (AFC) с ростом объема выпускаемой продукции убывают, потому что постоянные издержки делятся на возрастающее число единиц выпускаемой продукции.
Среднепеременные издержки(AVC)
12. Издержки
в долгосрочном периоде.
В поведении фирмы выделяют краткосрочный и долгосрочный периоды.
Краткосрочный период – это период времени, в течении которого некоторые факторы не могут быть изменены.
Долгосрочный период – это период времени, в котором все ресурсы и издержки являются переменными, т.е. издержки являются постоянными.
Кривая издержек в долгосрочном периоде отличается от кривых в краткосрочном периоде.
Кривая среднесовокупных издержек имеет более плоскую у-образную форму.
В долгосрочном периоде совокупные издержки не изменяютя с учетом изменения объема производств имеет эффект постоянный эффект отдачи от увеличения масштаба производства.
Положительный эффект от масштаба производства объясняется рядом факторов:
1) специализация труда;
2) специализация управленческого персонала;
3) эффективное использование капитала;
4) производство побочных продуктов.
Отрицательный эффект от масштаба объясняется сл.причинами:
1)возрастание издержек
связанные с проблемами
2) эффективные системы
контроля и координации
13. Доход фирмы. Экономическая и бухгалтерская прибыль
Доход – определенная денежная сумма, получаемая фирмой в результате производства и реализации благ или услуг за определенный период времени.
TR=P*Q; AR= TR; MR= TR.
Q Q
Предельный доход показывает, как возрастет совокупный доход в результате объема выпуска на 1-ну единицу.
Экономическая прибыль = TR - явные издержки - неявные издержки - (доход на собственный труд - % на собственный капитал - аренда собственного помещения).
Бухгалтерская прибыль = TR - явные издержки.
14.Характерные
черты основных моделей рынка
(Совершенная конкуренция,
Экономисты выделяют 4 основных типа рыночных структур:
1) Совершенная конкуренция;
2) Монополия;
3) Монополистическая конкуренция;
4) Олигополия
Характерные черты рынка:
1) Условия входа (выхода) из отрасли;
2) Кол-во продавцов;
3) Тип продукции;
4) Контроль над ценой;
5) Доступность информации о технологиях производства.
15. Характеристика
рынка совершенной конкуренции
в краткосрочном и
Свойственные характеристики совершенной конкуренции:
Смотри вопрос 14 «черты совершенной конкуренции»
Цель фирмы: максимальная прибыль, которую можно получить при анализе сопоставления совокупного дохода(TR) и совокупных издержек TC
Два cлучая для рассмотрения максимизации прибыли и объеме выпуска:
1)предельный доход (MR) больше предельных издержек (MC)
2)предельный доход (MR) меньше предельных издержек (MC)
Фирма будет изменять
объем выпуска до тех пор пока
не достигнет максимального
Помимо решений об объеме производства выпуска, фирма принимает решения прекратить производство. Бывает краткосрочный и долгосрочный период.
Временная приостановка производства в связи с рыночными условиями – краткосрочный период. Выход с рынка означает решение покинуть рынок в долгосрочном периоде.
В краткосрочном периоде фирма не имеет возможности избежать постоянных издержек (аренда помещений, электроэнергия и т.д), а в долгосрочном она не несет переменных.
В долгосрочном периоде при выходе с рынка складывается рыночная ситуация:
- если на рынке фирма
получает прибыль, это
- если фирма на рынке терпит убытки, предприятия покидают рынок, уменьш. объем предложения, повышается цена и прибыль.
Процесс выбора входа в отрасль завершиться тогда, когда цена и совокупные издержки уравниваются и все фирмы на рынке получат нулевую эконом. прибыль.
Мы выяснили, что в условиях совершенной конкуренции цена равна предельным издержкам, но свободный вход и выход приводит к равенству цены и средне совокупных издержек, однако предельные издержки равны среднесовокупным издержкам, только, когда фирма производит объем продукции при котором среднесовокупняе издержки минимальны.
Долгосрочное равновесие на рынке совершенной конкуренции приводит к тому, что фирмы выбирают наиболее эффективную технологию и масштаб производства.
16. Модель рынка монополии. Виды монополии.
Виды монополии:
1)Открытая – незащищенная какими-либо барьерами и заключатся в том, что ключевым ресурсом обладает единственный поставщик.
2)Естественная – связана с тем, что максимальная эффективность и минимальные совокупные издержки достигает, если фирма одна обслуживает рынок (водопровод, канализация)
3)Правовая - заключается в том, что новые товары и услуги патентуются и лицензируются соответственно др. фирмы не имеют право производить аналогичные товары и услуги, однако данные товары с успехом копируются в силу размытости понятие промышленного шпионажам.
Различие монополии
и совершенной конкуренции
Т.к. монополист является единственным поставщиком продукции кривая спроса на его товар – это кривая спроса всего рынка имеющая отрицательный наклон.
Еще одно отличие в том, что предельный доход монополиста всегда меньше цены продукции т.к. для того чтобы монополисту продать дополнительную единицу товара ему необходимо снизить цену на эту единицу и на все выпущенные ранее товары.
Монополист для того чтобы максимизировать прибыль выбирает такой объем производства при котором предельных доход равен предел. издержкам, а затем по кривой спроса находит цену на свою продукцию.
Объем выпуска монополии меньше желательного для общества, а цена превышает придельные издержки.
Государство реагирует на недостатки монополии одним из способов:
1)Пытается превратить монополизированные отрасли в более конкурентные
2)Реагируют поведение монополии
3)Превращает в некоторые частные монополии в государственные предприятия
4)Государство бездействует
17. Максимизация прибыли в краткосрочном и долгосрочном периоде в условиях монополистической конкуренции
Любая фирма монополистической конкуренции подобна монополии, т.к. товары на данном рынке отличаются друг от друга, фирма сталкивается с убывающей кривой спроса.
Монопольно-конкурентная фирма следует правилу максимизации прибыли монополистов. Она выбирает объем производства при котором предельный доход равен предельным издержкам, а затем используют кривую спроса для того чтобы найти цену соответствующим этому объему.
В краткосрочном периоде эти типы рыночных структур сходны в течении короткого периода времени на рынке монополистической конкуренции могут возникнуть 2 ситуации:
1)Если фирмы получают эконом. прибыль (это чистая прибыль, остающаяся у предприятия после вычета всех затрат, включая альтернативные издержки распределения капитала владельца), это стимулирует приток новых фирм в отрасль. Кривые спроса действующих на рынке фирм сдвигаются влево, таким образом спрос на продукцию присутствующих на рынке фирм падает и начинается снижение уровня прибыли.
2)Если убытки, подталкивают фирму выхода с рынка. Кривые спроса оставшихся на рынке фирм сдвигается вправо в результате спрос на продукцию этих фирм растет и прибыль возрастает. Процесс выхода и входа в отрасли продолжается до тех пор пока эконом прибыль не достигнет 0(нуля).
Долгосрочный период:
Если в краткосрочном периоде у фирмы может существовать как
прибыль, так и убытки, то в долгосрочном периоде ситуация меняется.
Достаточно свободный вход и выход фирм на рынке, подобно тому, как это происходит на рынке совершенной конкуренции, порождает тенденцию к усреднению получаемой фирмами прибыли на уровне нормальной прибыли.
Процесс корректировки прибыли на рынке монополистической конкуренции аналогичен тому же процессу при совершенной конкуренции.
Таким образом, в долгосрочном периоде на рынке монополистической конкуренции возникает тенденция выравнивания прибылей отдельных фирм на уровне нормальной прибыли.
18. Ценовая дискриминация и ее виды.
Ценовая дискриминация – практика бизнеса когда один и тот же товар продается разными покупателями по различным ценам.
Для того чтобы монополист имел возможность максимизировать прибыль в дискриминации ценах необходимо выполнить ряд условий:
1)Фирма, осуществляемая ценовую дискриминацию должна обладать определенной властью над рынком
2)Производитель должен иметь возможность разделения покупателей на определенные категории в соответствии с их готовности
3)Отсутствие возможности перепродажи товаров (т.е. покупки товара по низким ценам на одном рынке и перепродажи по более высоким ценам на другом рынке)
Ценовая дискриминация может быть первой, второй и третьей степени:
Ценовая дискриминация первой степени означает, что монополист продает различные единицы выпуска по разным ценам и эти цены могут быть различными для разных индивидов. Совершенная ценовая дискриминация предполагает, что монополист знает вкус каждого потребителя и каждому может предложить персональный товарный набор или комплекс услуг.
Ценовая дискриминация второй степени означает, что монополист продает различные единицы выпуска по разным ценам, но при этом каждый индивид, покупающий одинаковое количество единиц товара, платит одну и ту же цену. Таким образом, цены различаются для разных количеств товара, но не для людей. Наиболее распространенный пример этого — оптовые скидки.
Ценовая дискриминация третьей степени имеет место тогда, когда монополист продает выпуск различным людям по разным ценам, однако каждая единица выпуска, продаваемая данному индивиду, продается по одной и той же цене. Это наиболее распространенная форма ценовой дискриминации. Ее примеры включают скидки пожилым гражданам, студентам и т.д. Монополист изначально может разделить потребителей на группы, а цена единицы товара будет различаться для потребителей, принадлежащим к разным категориям, но не будет изменяться для каждого из потребителей при покупке им разного количества товара или услуги.