Шпаргалка по "Экономической теории"

Автор: Пользователь скрыл имя, 26 Февраля 2013 в 16:46, шпаргалка

Краткое описание

Работа содержит ответы на вопросы для экзамена (или зачета) по дисциплине "Экономическая теория"

Файлы: 1 файл

ЭТ вопросы 1-40.doc

— 242.50 Кб (Скачать)

Межбанковские кредит – заемщиками и кредиторами являются коммерческие банки и центральный банк.

Гос. Кредит – форма кредита, когда гос. Выступает заемщиком, а население и частный бизнес кредиторами.

Ипотечный кредит – предоставляется в виде долгосрочной ссуды под залог недвижимости.

Международный кредит – кредиторами и заемщиками являются: банки, фирмы, гос., международные и региональные организации.

В современной кредитной  системе выделяют 3 звена:

1.Центральный  банк

2.Коммерческие  банки(основная функция заключается в переводе вкладов в инвестиции )

3.Специализированные  кредитно-финансовые институты(пенсионные  фонды).

Центральные банки выполняют  функции:

1.Эмиссию банкнот

2.Хранение гос.  Золото-валютных резервов

3.Денежно кредитное  регулирование.

4.Кредитование  коммерческих банков кассовое  обслуживание гос. Учреждений

5.Контроль за  деятельностью кредитных учреждению

 

34.Спрос и  предложение на деньги? Равновесие  на денежном рынке?

Спрос на деньги определяется величиной денежных средств, которые хранят хоз. Субъекты(Кейнс – “теория ликвидности”  и ввел 3 мотива в соответствии с которыми субъекты экономики желают держать деньги в наличной форме.)

1.Транссакционный  – всегда необходимо какое-то  количество наличных денег для  совершения сделок.

2.Спекулятивный – связан с деятельностью фондового рынка. У  индивидов осуществляющих спекуляции на фондовой бирже всегда должна быть определенная сумма денег для спекуляций с ценными бумагами.

3.Предосторожности  – связан с риском потери  капитала, если индивид ожидает что процент в бедующем повысится на столько, что принесет чистый убыток от облигаций, то он будет хранить деньги в наличной форме.

Величина спроса на деньги зависит от 5 факторов:

1.От ВВП

2.Общего уровня  цен

3.Скорости обращения  денег в движении доходов

4.% ставка

5.Ожидаемый  темп инфляции

 

35.Денежно кредитная  политика гос.?

Инструменты денежно  кредитной политики бывают:

1.Прямые

1)Прямое регулирование  ставки %

2)Нормирование  кредита

2.Косвенные

1)Операции на  открытом рынке

2)Обязательные  резервные требования

3)Учетная ставка

Операции на открытом рынке предполагают: покупку , продажу  ценных бумаг(если гос. Продает акции, облигации – населению, предприятиям, банкам – предложение денег в  экономике сокращается и наоборот.

Учетная ставка – это ставка по которой центральный банк кредитует коммерческие банки, если учетная ставка сокращается коммерческие банки увеличивают объем кредитов, которые они берут у центрального банка.

Ловушка ликвидности – (Д.М.Кейнс)это ситуация когда производители и инвесторы никак не реагируют на снижение % ставки по кредитам, то есть настроение производителей и инвесторов, настолько пессимистичны, что они не реагируют на снижение стоимости кредитов.

Временные лаги:

1.Лаг распознавания  – то есть не определенный  промежуток времени пока экономисты поставят диагноз в экономике.

2.Лаг принятия  решения – проходит продолжительный  период времени поеа выберут  инструменты денежно кредитной  политики и законодательно их  утвердят.

3.Лаг действия  – инструменты денежно кредитной  политки через неопределенный промежуток времени влияют на экономику.

 

36.денежно кредитная  политика в РБ и ее особенности?

 

Хронологические этапы  становления и развития денежно  кредитной политики:

1)Май 1992-октябрь  1994 – характеризуется ростом  темпов инфляций, как результат либерализации цен и эмиссии новых денег  в экономику. В результате проведения такой монетарной политики, индекс потребительских цен в 1992 составил 170 %,в 1993 – 1190 %,в 1994 -2221 %.Последствия монетарной экспансии(предложение денег в экономику)в 1993 привели к гиперинфляции.

2)Ноябрь 1994-первое  полугодие 1996 – был внешний  курс на сокращение денежной  массы. Денежная эмиссия осуществлялась  только через покупку иностранных  валют. Курс белорусского рубля  оставался практически стабильным, девальвация – 8 %. Стабилизация обменного курса с привлекательной депозитной политикой позволили снизить инфляцию с 39 % в январе 1995 до уровня 3-4 % в среднем за месяц.

3)Вторая половина 1996-1999 – характеризовался тем,  что эмиссия денег была увеличена  в 3 раза по сравнению с запланированным уровнем. Было напечатано 87 триллионов рублей. Эти деньги, в основном, шли на убыточные проекты(с/х, промышленность, жилищное строительство). В большей степени инфляцию раскручивали льготные кредиты выдаваемые на 20 лет под 2 % годовых, при средне месячной инфляции выше 50 %.Обменный курс удешевился в 15 раз. Ситуация усугублялась еще тем, что в экономике Беларуси присутствовало большое количество гос.монополий(они начали увеличивать цены на свою продукцию).

4)1999-2010 – государство проводило жесткую кредитно-денежную политику ориентированную на сокращение денег в экономике.

 

37.Гос.бюджет?Его  структур и принципы построения?

Гос.бюджет – это совокупность денежных отношений возникающих  при образовании расходований и  использовании основного централизованного фонда денежных средств гос(он является основным фин. Планом ос.). Бюджет имеет определяющее значение при:

1.Перераспредлении  нац. Дохода

2.Особую роль  в общественном воспроизводстве

Построение бюджетного устройства отличается в разных странах мира в зависимости от:

1.Гос.устройства

2.Уровня развития  экономики

3.Территориально  административного деления

В зависимости от этих 3 пунктов выделяют 2 экономики:

1.Единая унитарная

2.Федеративная

В унитарных гос имеются 2 уровня бюджета:

1.Государственный 

2.Местный

В федеративных – 3 звена:

1.Федеральный

2.Бюджет членов  федераций

3.Местный

В РБ бюджетная система  включает:

1.Республиканский

2.Местный

Консолизированный бюджет – это статистический сводный бюджет регионов, области, города, республики в целом.

Важнейшие принципы построения бюджета:

1.Единство(предполагает  сосредоточение  в бюджете доходной  и расходной части)

2.Полнота(он  отражает сосредоточения в бюджете  всех доходов и расходов гос  власти и управления)

3.Реальность(должна  учитывать экономическую ситуацию, динамику развития производства, потребности граждан)

4.Гласность(предполагает  соблюдение и главенство права,  в том числе и прав человека  и демократических преобразований  в стране)

Бюджет состоит:

1.Расходной 

1)Инвестиционных программ

2)Экономических

3)социальных

2.Доходной части(понимают  текущие денежные и имущественные  переводы средств частного сектора  гос )

Различают доходы:

1.Налоговые

2.Не налоговые

3.Обычные

4.Черезвычайные

 

38.Виды налогов  и их функции? принципы налогооблажения? кривая Лаффера?

Налоги обеспечивают от 80-90 % доходов государства.

Налоги – это безвозмездные платежи физических и юредических лиц в пользу государства.

Налоги выполняют ряд  функций:

1.Фискальную(заключается  в аккумулировании средств в  бюджете с целью производства тех товаров которые не может поставить рынок)

2.Пере распределительную(рыночная  экономика приводит к тому, что  некоторые субъекты хозяйствования  не в состоянии пользоваться  результатами производства при  распределении доходов)

3.Регулирующую(в регулировании экономики, если рынок не в состоянии обеспечить эффективное распределении ограниченных ресурсов)

4.Стимулирующую(связана  с созданием условий для экономического  роста)

Налоговая система представляет собой совокупность налогов взимаемых гос., а также форм и методов их построения.

Принципы построения НС:

1.Справедливость

2.Простота 

3.дешевизна  налогов

в зависимости от объекта  обложения налоги делятся:

1.прямые(устанавливаются  на доход и имущество)

2.косвенные(НДС,  акцизы)

в зависимости от органов взимания:

1.государственные

2.местные налоги

по направлению выделяют налоги:

1.общие(идут  в казну гос)

2.специальные(направляются  на определенные цели)

Любой налог содержит следующие элементы:

1.субъект(налогоплательщик, физ., юр.лица)

2.объект(доход, товар, имущество)

3.источник(з/п,  прибыль ,%)

4.единица обложения(рубль,  га)

5.налоговая  ставка, оклад, льготы

различают:

1.твердые

2.долевые

3.пропорциональные

4.регрессивные

5.прогрессивные  налоговые ставки

Кривая Лаффера показывает, что при достижении определенной налоговой нагрузки на экономику, люди стремятся меньше работать, меньше сберегать или направлять свою деятельность в теневой сектор экономики. Следствием этого будет снижение налоговых поступлений в бюджет.

 

39.фискальная  политика государства?

Налоги и расходы  правительства являются основными  инструментами фискальной политики.

Фискальная политика делится на 2 вида:

1.дискриционная(понимают  сознательное манипулирование расходами  и налогами с целью увеличения  ВВП, занятости, сокращения инфляций, ускорения темпов эконом. роста)

2.автоматическую(встроенных  стабилизаторов)(пособие по безработице,  индексация налогов и з/п, прогрессивные  налоговые ставки,соц.выплаты)

различают:

1.физкальную  экспансию(когда гос.начинает стимулировать  производство путем сокращения налогов или увеличения гос.расходов)

2.физкальную  рестрикцию(когда государство повышает  налоговые ставки или сокращает  гос.расходы)

 

40.Дефицит бюджета  и способы его регулирования?

Дефицит бюджета –  это сумма на которую ежегодные  расходы бюджета превышают его доходы.

Причины:

1.осуществление  крупных субсидий в убыточные  предприятия

2.войнами и  стихийными бедствиями

3.кризисами

уровень дефицита бюджета  определяет соотношение абсолютной величины бюджета, либо к объему бюджета  по расходам, либо к объему ВВП.

Нормальный дефицит  бюджета – 2-3 % от ВВП

Варианты покрытия дефицита бюджета:

1.увеличение  налогов

2.эмиссия дополнительного  количества денег

3.выпуск ценных  бумаг

4.внешние займы

5.приватизация в условиях  продажи гос. Имущества

Существуют  3 концепции регулирования бюджета:

1.ежегодного  балансирования(каждый год должно  существовать равенство между  доходами и расходами)

2.балансирования в ходе  эконом цикла(правительство осуществляет  антициклическое воздействие и  одновременно балансирует бюджет)

3.функциональных финансов(государство  не должно заботится о балансировке  бюджета, а о макроэкономической  стабильности)

 


Информация о работе Шпаргалка по "Экономической теории"