Шпаргалка по "Экономической теории"

Автор: Пользователь скрыл имя, 04 Апреля 2013 в 18:16, шпаргалка

Краткое описание

Работа содержит 68 ответов на овпросы по дисциплине "Экономическая теория"

Файлы: 1 файл

ответы история эк уч.doc

— 728.50 Кб (Скачать)

 

      1. ЭКОНОМИЧЕСКАЯ МЫСЛЬ ДРЕВНЕЙ ГРЕЦИИ. АРИСТОТЕЛЬ.

В Древнем мире появились первые гос-ва и формы управления рабовладельческой экономикой. В трудах мыслителей, записках, трактатах содержатся рекомендации по организации, методам ведения хозяйства. Поэтому принято считать, что эк-кая наука зародилась именно на Древнем Востоке. Термин «экономика» пришел из древнегреческого языка.

Эк-кая мысль Древней Греции связана с именами Ксенофонта, Платона и Аристотеля. Объектом их исследования были такие экономические явления, как обмен, деньги, цена, торговля, прибыль, ссудный процент.

КСЕНОФОНТ (430-355 г. до н.э.). Работы «Домострой», «О доходах». «Домострой» подготовлена как руководство для ведения рабовладельческого хозяйства. Основные идеи: - естественным происхождением является разделение труда на умственный и физический, а людей – на свободных и рабов; - любой товар обладает полезными свойствами (потребительная стоимость) и способом обмениваться на другой товар (меновая стоимость); - ценность вещи ставилась в зависимость от полезности, а цена непосредственно объяснялась движением спроса и предложения. «Экономика» - слово древнегреческого происхождения, дословно означает «домоводство». Впервые встречается у Ксенофонта, являясь заглавием сочинения «Домострой».

ПЛАТОН (428-347 до н.э.) – крупный философ и общественный деятель, в то же время в его сочинениях рассматривались и эк-кие проблемы. Наиболее известна работа – «Политика или государство». Основные положения сводились к следующему: - ключевая идея идеального общественного устройства – идея справедливости; каждый занимается тем, к чему более приспособлены; - справедливость - цельная добродетель, объединяющая мудрость, мужество и просветленное состояние и представляющая их равноправие; - характеристики идеального гос-ва: уничтожение частной собственности, общность жен и детей, государственная регулируемость браков, общественное воспитание детей, которые не должны знать своих родителей. В идеальном государстве Платона свободные люди делились на три сословия: 1) философов, призванных управлять государством; 2) воинов; 3)землевладельцев, ремесленников и мелких торговцев. Рабы не включились ни в одно из этих условий, они приравнивались как говорящие орудия пр-ва. Философы и воины составляли высшую часть общества.

Наибольший вклад в развитии эк-кой мысли Древней Греции внес АРИСТОТЕЛЬ(384-322 до н.э.), он был учеником Платона, воспитателем А. Македонского. Он пытался проникнуть в сущность эк-ких явлений; положил начало эк-кому анализу. Центральное место в его эк-кой концепции занимает проблема рабства, которое он рассматривал как явление естественное и оно всегда должно быть основой пр-ва. Основная работа – «Политика», ключевые положения которой: - обязательное наличие частной собственности; - все виды д-ти разделены на 2 группы – экономию – изучение естественных явлений, связанных с пр-вом потребительских стоимостей, в т.ч. и мелкая торговля, необходимая для удовлетворения потребностей людей; и хремастику – изучение противоестественных, с точки зрения Аристотеля, явлений, связанных  с накоплением денег, крупная торговля. Хозяйственную деятельность Аристотель разделил на истинную экономику — искусство создавать блага, и ложную экономику, или «хрематистику», — искусство наживать состояние путем перепродажи и ростовщичества, особенно с целью накопления монет Им соответствует 2 вида богатства: как совокупность потребительных стоимостей и как накопление денег или как совокупность меновых стоимостей.

Первый  вид богатства – естественной, т.к. оно возникает в результате производственной д-ти, направлено на удовлетворение потребностей людей и его размеры ограничены этими потребностями. Второй – противоестественный, т.к. возникает из обращения, не состоит из предметов непосредственного потребления и размеры его ничем не ограничиваются: - деньги выступают в роли соизмерителя при обмене, и поэтому их нельзя ссужать (монета не может рождать монету). По Аристотелю, деньги на стадии «всеобщим средством обмена» в результате соглашения; - человек не может жить вне общества и государства, поэтому государство превыше семьи и личности. Граждане должны получать одинаковое воспитание, приучающее их к государственному порядку. С течением времени термин хремастика не прижился, а под экономикой стали понимать науку о богатстве, обмене и деньгах.

      1. ЭКОНОМИЧЕСКАЯ МЫСЛЬ ДРЕВНЕГО ВОСТОКА (ВАВИЛОНИЯ).

В Древнем мире появились  первые государства и формы управления рабовладельческой экономикой, началась систематизация эк-кой мысли в  эк-кую теорию. В трудах мыслителей, записках, трактатах содержатся рекомендации по организации, методам ведения хозяйства. Поэтому принято считать, что эк-кая наука зародилась именно на Древнем Востоке. Термин «экономика» пришел к нам из древнегреческого языка.

Из дошедших до нас  письменных источников цивилизаций  Древнего Востока наиболее известным является т.н. кодекс законов Вавилонии, принятый в XVIII в. до н.э. царем Хаммурапи (1792–1850 до н.э.).

В тот период в этом государстве Месопотамии, расположенном  в междуречье Тигра и Евфрата  быстрое развитие товарно-денежных отношений сопровождалось резким сокращением поступлений налогов в казну и соответственно ослаблением гос-ных структур и особенно армии. Кодекс Хаммурапи внешне был нацелен на то, чтобы «сильный не притеснял слабого». Фактически же закрепленные в нем правовые нормы жестко регламентировали натурально-хозяйственные основы.

Так, за покушение на частную  собственность мерой пресечения виновного могли стать обращение  в рабство либо смертная казнь. Попытки  увести чужого раба (который приравнивался  к имущественному богатству), также  сурово карались, т.е. вплоть до смертной казни. Своеобразные требования государство узаконило в части «снижения» тяжести кабалы и рабства за долги, а также ростовщичества. К примеру, царские воины и другие граждане по «новым» законам, впредь не лишались своих земельных наделов за долги; отдавая (или продавая) за долги в рабство свою жену, сына или дочь, отцу семейства гарантировалось «законом», что по истечении трех лет члена его семьи освободят и одновременно аннулируется долг.

Статьи законов:

1-4: защита чести и достоинства граждан. Наказание очень строгое — «Если человек обвинил (другого) человека и возвел на него обвинение в убийстве, но не уличил его, обвинитель его должен быть убит».

5: неизменность и обязательность  судебных решений, строгое наказание  судье — большой штраф и невозможность оставаться судьей за подкуп.

6-13: определены способы  установления факта кражи и  назначено наказание за неё  — смерть.

14: похищение детей.  Наказание — смерть.

15-20: статьи, защищающие  рабовладение. Наказание за пособничество бегству рабов — смерть.

21: неприкосновенность  жилища граждан. Наказание —  смерть.

22-24: возмещение урона,  нанесённого человеку грабителями  — община или староста должны  были возместить весь ущерб.

25: воровство при пожаре  — наказание: «человек должен быть брошен в этот огонь».

26: уклонение от воинской  службы. Наказание — смерть.

27-39: судьба имущества  (поле, сад, дом), выданного царем  редуму или баируму, которые  за это должны нести воинскую  службу. Наследственная передача  имущества и воинской повинности. Невозможность продажи выданной царем собственности, а также передачи его жене или дочери.

40-41: регулируются вопросы  гражданского звания путем покупки  имущества.

42-46: вопросы аренды  поля и ответственности арендатора  с указанием штрафов и наказаний за нерадивость.

47: преимущественное право  арендатора возобновить аренду.

48: защита арендатора  от стихийных бедствий — «проценты  за этот год не платить».

49-52: наёмным работникам  на поле не принадлежат результаты  их труда.

53-56: если человек был  нерадив в отношении укрепления плотины, которая находится на его земле, то в наказание он должен возместить убытки вплоть до продажи его самого в рабство.

57-58: выпас скота на  поле. Наказание — 20 гуров зерна  за каждый бур площади, если  это произошло ранней весной, или 60 гуров зерна, если летом или осенью, причём урожай с испорченного поля должен собрать сам пастух.

59: недопустимость уничтожения  садов граждан. Штраф за каждое  дерево 1/2 мины серебра.

60-66: регулирование отношений  аренды сада, найма садовника. При аренде существующего сада чётко указано, что 2/3 дохода принадлежит хозяину. При закладке нового сада на 5-й год садовник приобретает право на половину сада, но до этого не получает ничего.

67-70: не сохранились.

71: статья, посвящённая  свободной купле продаже земли, не являющейся условным держанием.

73: аренда жилища. Авансовый  платеж возвращается жильцу полностью,  если договор аренды расторгается  по инициативе хозяина жилища.

74-87: не сохранились.

88: предельная ставка  процента ростовщику: 33,5 % зерном или 20 % серебром. Нарушение курса в большую сторону освобождает должника от обязательств.

89-90: установлен курс  возврата долга, взятого серебром, если он возвращается в виде  зерна: 100 ка серебра = 1 гур зерна.

91-92: не сохранились.

93-96: ростовщики обязаны засвидетельствовать сделки перед представителем государства. Наказание ростовщику вплоть до потери права на весь долг.

97-98: не сохранились.

99: распределение прибыли  и убытков в товариществах  — поровну поделить перед богом.

100—282: пока не обобщены. Значительная часть из них относится к семейному праву.

 

 

 

      1. ЭКОНОМИЧЕСКАЯ МЫСЛЬ СРЕДНЕВЕКОВЬЯ. ВОЗЗРЕНИЯ АВГУСТИНА И Ф. АКВИНСКОГО.

На развитие эк-кой мысли классического Средневековья  большое влияние оказали представители школы канонистов, которые считали истинными факторами пр-ва землю и труд, поэтому относили к занятиям, достойным христианина, земледелие, не одобряли торговлю и ростовщичество, решающее значение отдавали классовым интересам феодалов. Представителями школы канонистов являются Августин Блаженный (353 – 430 гг.) и Фома Аквинский (1225 – 1274 гг.).

АВГУСТИН БЛАЖЕННЫЙ – представитель раннего канонизма. Главные труды: «О граде Божием» и «Исповедь». Августин усматривал 2 противоположных вида человеческой общности: «град Земной», основан «на любви к себе, доведённой до презрения к Богу» и «град Божий» – основан «на любви к Богу, доведённой до презрения к себе». Эк-кие воззрения Августина: (а) вид труда (умственный или физический) не должен влиять на положение человека в обществе, т.к. эти виды труда равноценны; (б) нетрудовое накопление золота и серебра, ростовщический % и торговая прибыль являются грехами; (в) «справедливая цена» есть цена товара, которая соответствует затратам на его пр-во. Отношение к проценту, деньгам. Экономическая мысль осуждала торговую прибыль и ростовщический % как результат неправильного обмена и присвоения чужого труда, т. е. как грех. Разделение труда. Выступали против осуждения физического труда, исключительного права на богатство отдельных лиц в ущерб большинству населения. Отношение к торговле. Торговля допускалась только в пределах удовлетворения своих потребностей. Крупная торговля, ссудные операции запрещались. Отношение к деньгам. Деньги рассматривались как неизбежное зло, при этом торговать надо было без обмана и назначать справедливую цену, т.е. такую цену, которую можно взимать, не беря греха на душу.

ФОМА АКВИНСКИЙ (1225-1274 гг.) – итальянский монах, был объявлен церковью святым. В своем произведении «Сумма теологии» он, учитывая развитие товарно-денежных отношений, рост ремесленнического пр-ва, торговых операций, пытается иначе, объяснить причины социального неравенства, охарактеризовать «греховные явления». Он выделяет 2 вида справедливости: справедливость при обмене, основанную на равенстве обмениваемых товаров, и справедливость при распределении, справедливой доли каждого члена общества в общественном продукте, соответствующей положению человека в обществе.

Аквинский придерживался следующих  ключевых догм: осуждал стремление к социальному равенству, говорил о необходимости сословного деления; защищал феодальную ренту, частную собственность, полагая, что владение собственностью стимулирует трудовую д-ть, налагает определенные обязанности; оправдывал обмен и признавал необходимость существования денег как меры стоимости и средства обращения; подразделял богатство на естественное (плоды земли, ремесла) и искусственное (золото, серебро); впервые дал понятие прибыли как вознаграждения за риск. Противоречие между моралью и экономикой снял Фома Аквинский. Он предположил такое решение проблемы: человек имеет право продать вещь дороже, чем она стоит. Тем самым он лишь компенсирует ущерб, который наносит себе, расставаясь со своей собственностью. Он также объявил допустимыми определенные отклонения номинальной стоимости денег от их внутренней стоимости. Отсюда был всего один шаг до обоснования порчи денег, хотя в целом Аквинский порицал такую политику. Он признал правомерной торговую прибыль – ведь это есть плата за труд торговца и его готовность к риску. Правомерна также и земельная рента: ее можно рассматривать как вознаграждение за труд по управлению имением. Что же касается ростовщичества, то это, конечно, зло, но - вынужденное; иногда ростовщические операции являются оправданными.

6.МЕРКАНТИЛИЗМ. ОСОБЕННОСТИ РАННЕГО И ПОЗДНЕГО МЕРКАНТИЛИЗМА.

Меркантилизм (итал. – «торговец») – направление эк-кой мысли, последователи которого видели во внешней торговле источник богатства за счёт осуществления активного торгового баланса (превышение экспорта над импортом товаров). Концепция меркантилизма отражала интересы крупных торговых монополий.

Основные принципы меркантилизма: - золото и сокровища любого рода как выражение сути богатства; - регулирование внешней торговли с целью обеспечения притока в страну золота и серебра; - поддержка пром-ти путем импорта дешевого сырья; - активный протекционизм; - поощрение экспорта, особенно готовой продукции; - поддержка экспансии торгового капитала в частности, поощрение создания монопольных торговых компаний; - развитие мореплавания и флота, захват колоний; -  резкое повышение налогового обложения.

В РАЗВИТИИ МЕРКАНТИЛИЗМА РАЗЛИЧАЮТ  ДВА ЭТАПА: РАННИЙ МЕРКАНТИЛИЗМ И  ПОЗДНИЙ МЕРКАНТИЛИЗМ.

Ранний  меркантилизм (монетаризм, система  денежного баланса). Возник до великих географических открытий и был актуален до середины 16 в. Характерные черты раннего меркантилизма: - всестороннее ограничение импорта товаров; - запрет вывоза из страны золота и серебра под знаком смертной казни; - установление высоких цен на экспортируемые товары; - система биметаллизма (фиксированное соотношение между золотыми и серебряными  монетами); - теория денежного баланса, обосновывавшая политику, направленную на увеличение денежного богатства часто законодательным путем.

Информация о работе Шпаргалка по "Экономической теории"