Шпаргалка по "Экономической теории"

Автор: Пользователь скрыл имя, 05 Апреля 2011 в 18:43, шпаргалка

Краткое описание

Работа содержит ответы на вопросы по дисциплине "Экономическая теория".

Файлы: 1 файл

Экономическая теория.doc

— 218.50 Кб (Скачать)

1. Предмет и метод  экономической теории.

Предмет ЭТ изуч-т эк-ие отнош-я. Предмет ЭТ-эк-ие отнош-я, склад-ся в общ-м развитии и вз/действии с произв-ми силами и эк.  механизм хоз-ия, учитывающий интересы всех суб-ов общ-а. МетодыЭТ:Методы – это сов-сть приемов иссл-я в науке и воспроизв-нии их в системе эк-их катег-й и зак-в.1. материалистической диалектики:- все изуч-ся в движ-и, разв-и;- процесс познания идет от пр-го к сложному, от низшего к высшему;- движ-я сила разв-я есть единство и борьба противопол-ей, внутр. противоречия того или иного явления.2. Общенаучные методы:- метод научной абстракции – это выдел-е наиболее существенных сторон изуч-го явления, отключение от несуществен-го, второстепен-го;- анализ (раздел-ие целого на составные части и изуч-ние по отдельности) и синтез (соед-ние частей целого и изучение во взаимосвязи  и взаимозавис-ти); - индукция (от частного к общему) и дедукция (от общего к частному);- системн. подход (изуч-ие эк-го объекта как системы и в то же время, как элемента еще более крупной системы);- единство исторического и логического подхода (явления и процессы изуч-ся в разв-ии, в движ-и, то есть как исторические. С др. стороны ЭТ рассм-т  эк-ие процессы освобожденные от случайностей истор-го развития, т. е. логически).3. частные методы исследования:графические; статистич-ие; моделир-е, матем-кие, сравнит-ный анализ, эк. эксперимент ( научно поставл-ный опыт в эк. области с целью проверки эфф-сти намеч-ых хоз. мероприятий). 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

 

2. Отношения собственности,  проблемы приватизации и разгосударствления РБ.

  Собственность-это система эк-их отнош-ий в угоду присвоения матер-х благ, прежде всего ср-в пр-ва. Отнош-ия собств-сти- отнош-ия м/у суб-ми собств-сти и ее объектами. Субъекты-юр. и физ. лица, а также гос-во. Объекты собств-сти - то по поводу чего склад-ся отнош-ия собств-сти. Отнош-я собств-сти охват-т процессы присвоения, распоряжения, владения, пользования и отчуждения факторов пр-ва и результата труда. Присвоение-процесс, возник-ий при соединении субъекта присвоения с его объектом Распоряжение-принятие решений владельцем или др. лицами по поводу функц-ния объекта собств-сти, возможность совершать с ним любые действия. Владение – это неполное, частичное присвоение. Пользование – это фактич. применение вещи в завис-сти от ее назнач-я, извлечение из ее полезных св-в для удовл-ния потребн-ей. Все рассм-ные черты собств-сти – это разные ступени соц. присвоения. Ему противостоит отчуждение – это процесс расход-ия собств-сти, передача ее другому физ. или юр. лицу. Собств-сть – система отнош-й м/у людьми по поводу соц. присв-я – отчуждения факторов пр-ва и в первую очередь ср-в пр-ва. Типы и формы собств-сти:-частная (трудовая, нетрудовая);-общественная (колл-ая и гос-ая). Разго-ние – передача от гос-ва юр. и физ. лицам функций прямого гос-го упр-ия, замена вертикальных связей м/у мин-вами, ведом-ми, и предп-ми на горизонтальные, т.е. между самими предпр-ми. Цель разгос-я – преодоление монополий гос-ва, процесс формир-я многоукладной, смеш-ой эк-ки. Направления: 1. сокращ-е доли гос. сектора в эк-ке путем приватизации дейст-х п-ий. 2. коммерцианализация гос. пред-я путем передачи им полной хоз-ой самост-ти. 3. ликв-ия гос-ых монополий во внешн. торговле. 4. Умень-ие доли муницип-го продукта перераспред-го ч/з гос-ый бюджет. 5. Переход от централиз-го распред-я матер-х, фин-х и труд-х рес-в к формир-ю рынков товара, труда и капитала. Приватизация – это смена собственника путем продажи или безвозмездной передачи объекта гос-ой собств-сти др. эк-им субъектам, это процесс противопол-ый национал-ии. Особенности:1. два пути (беспл., платная)2. осущ-ся медл. темпами. В РБ приватизация осущ-ся след-ми способами: 1. выкупа арендного имущества арендным предп-м 2. продажа объекта на аукционе или по конкурсу 3. продажа гос. доли акций АО преобраз-ых из гос-ых и арендных предпр-ий. 80% акций наход-ся в руках гос-ва. За 6 лет золотая акция была введена на 22 предпр-х. Зол. акция – это особое право гос-ва управл-я капиталом АО.  
 
 
 
 
 
 
 
 
 

 

3. Потребности и  экономические ресурсы.  Проблема выбора в экономике.

Потребность – это нужда, желание людей приобретать. Эк. потребности – это часть общ-х потребн-ей, удовл-ие кот. связано с функц-м общ-го пр-ва, вкл. произв. и непроизв. сферы. Классиф-я потреб-ей:1. абсолютная (мах. уровень) и действительная (на сегодняшний день);2. матер-ые, дух-е, соц-е;3. потр-сти общ-ва, потр-сти классов и соц. групп и личн. потр-сти;4. первичное (нельзя заменить на др.) и вторичные (можно).Закон возвышения потр-ей – это когда непрерывно расшир-ся и растет в кол-ом и кач-ом отношении кол-во благ товаров и услуг, в кот. испыт-ют потребность люди. Эк. ресурсы (чел-кие-труд,естествен-земля,созданные чел-капитал). Факторы пр-ва – это реально вовлеченные в процесс пр-ва эк.ресурсы.Окружающие нас матер-ые и нематер. Предметы, к-ые служат удов-ию разных потреб-тей называют благами.Все блага наход-ся в недостат.кол-ве→их называют ограниченными.В зависимости от пополнения запасов их делят на воспроизв-ые и невосп-ые. Проблема выбора в экономике: выбор возможен и необходим только в усл-х относит-ой огранич-сти рес-ов. Огранич-сть рес-в имеет две стороны: редкость (огранич-ть рес-ов относит-но друг друга) и недостаточность (огранич-сть относит-но потребности). Выбор идет м/у эк-и вариантами исполь-я рес-в, кот. проявл-ся в наилучшем соотношении затрат и результата. Суть проблемы выбора: если каждый использ-мый для удов-ия многооб-х потребн-ей фактор ограничен, то всегда сущ-т проблема альтернативности его использ-я и поиска лучшего сочетания факторов пр-ва.3 вопроса в экономике: что производить (сколько), как производить, для кого производить.

Экономия  и бережливость – главные факторы  экономической безопасности государства. Директива Президента Республики Беларусь от 14 июня 2007 г. № 3 призвана укрепить экономическую безопасность государства путем:

  • обеспечения энергетической безопасности и энергетической независимости страны;
  • принятия кардинальных мер по экономии и бережливому использованию топливно-энергетических и материальных ресурсов во всех сферах производства и в жилищно-коммунальном хозяйстве;
  • ускорения технического переоснащения и модернизации производства на основе внедрения энерго- и ресурсосберегающих технологий и техники;
  • повышения эффективности научно-технической и инновационной деятельности;
  • стимулирования экономии топливно-энергетических и материальных ресурсов;
  • пропаганды среди населения необходимости соблюдения режима повсеместной экономии и бережливости;
  • эффективного контроля за рациональным использованием топливно-энергетических и материальных ресурсов;
  • повышения ответственности руководителей государственных органов и иных организаций, граждан за неэффективное использование топливно-энергетических и материальных ресурсов, имущества.

 

4.Экон. сист. общества: понятие, структура,  типы. Особенности Белорусской модели развития.

Эк-ая система – особым образом упорядоч-я система связей м/у производит-ми и потребит-ми матер-х и нематер-х благ и услуг. Типы систем по формам собств-сти и координации упр-ия: 1. чистый капитализм, хар-ся частной собств-ю на рес-сы и использ-м системы рынков и цен для координации эк-ой деят-сти и правления ею  (США) 2. командная эк-ка, хар-ся общ-ной собств-ю на мат. рес-сы (СССР)  3. смешанная система, хар-ся наличием в эк-ке разл-х форм собствс-ти на ср-ва пр-ва и продукты труда. 4. традиционная эк-ка, хар-ся наличием традиц-ых, основанных на обычаях эк-их систем. Нац-е модели эк-ки: Америк-я – построена на системе всемирного поощрения предпр-ой активности, обогащения наиболее активной части насе-ия, японская – хар-ся отстав-м ур. жизни населе-я от роста произв-ти труда, шведская – отлич-ся сильной соц. пол-кой, направ-ой на сокращ-е имуще-го неравенства за счет перераспр-я нац. дохода в пользу наименее обеспеч-х слоев насел-я, немецкая – особым покровительством пользуются мелкие и средние предп-я, ферм. хоз-ва. Бел-я модель развития – соц. ориенти-я рын. эк-ка – это эк-ка, сочетающая преимущества высоко развитой рын. эк-ки с эффект-ой соц. защитой граждан.Черты:1. силь-я и эфф-ая гос. власть; 2. частн. сектор разв-ся наравне с гос-м;3. приват-я – не самоцель, а ср-во привлеч-я инв-ций для формир-я эфф-го собств-ка; 4. интеграц-ые процессы с РФ и стр-ми СНГ; 5. эфф-ая соц. политика гос-ва (уровень жизни, ВВП).5. сильная соц.политика гос-ва,

 

5. Рыночная экономика.  Функции и стр-ра  рынка. 

  Рынок – эк-кие взаимоотношения.Р-обмен орг-й по зак-м тов пр-ва и обр-я, сов-сть отн-ий тов обмена.Р-мех-зм взаим-я покуп-лей и прод-ов,отн-е спроса и предлож-я,Р-эк пр-с кот-й привод к обр-ю цены.Р-эк простр-во,где д-я хоз суб-в осущ-ся в соотв-и с объект эк зак-ми. Р –как место торговли.Условия возникновения рынка: 1)свобода поведения на рынке продавцов и покупателей 2)свободное колебание цен 3)ориентация на потр-еля4)обмен5)наличие конкурен-и:)6)личн интерес7)обществ раздел-е труда8)огранич-сть рес-в и безгран-сть потреб-ей9)наличие пучка прав у хоз суб-в,правила игры

Функции рынка:1)регул-ие обществ пр-ва, поддер-ние  сбаланс-сти спроса и предл-я по объему и стр-ре  2)стимулир-я –  эк-кое стимул-е эффект-ти пр-ва, т.е. цена склад-тся в рез-те спроса и  пред-3)ценообразующ 4)информац 5)конкурентообразующая6)санирующая 7)соц Стр-ра рынка: по объектам обмена: р-к тов-в, рынок услуг, капиталов, труда, ценн бумаг, инфл-и ,валют, информац, НТР разработок; в пространст разрезе: мест (локал) рк, нац, мир; по механизму функц-ия: свобод, монопол, регул-мый; в соотв-и с законод-вом: легал, нелег; по степени насыщ-сти: равновес (спрос=предложение), дефицит (спрос>предл-я), избыточ (предложение>спрос) Инфрастр-ра р-ка – с-ма учрежд-й и орг-й, обеспеч-щая свобод движ-е тов-в и услуг на р-ке. Ее хар-ет комплекс эл-в, инстр-в и видов деят-ти, создающ орго-эк-кие усл-я для функц-я рынка. Основ. элементы тов рынка: 1. ярмарка – регул рынок широко назн-я, кот. орган-ся в опред месте; 2. аукционы – предоставление продукции кот. недостаточно на рынке (получение мах цены); 3. биржа (товарная, фондовая, труда); 4. кредит система – банки, страх компании аудитор консалт фирмы; 5. гос.финансы – республиканские и местные бюджеты6).р-к труда-биржи тр, служба занятости. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

 

6. Переходная экономика: понятие, цели, задачи, инструменты эк-ой политики гос-ва.

Создание  эк-ой системы нового типа - длительный и сложный процесс, сложность  кот-го определяется:

  • Масштабностью задач по реформированию.
  • Необходимостью преодоления кризисных явлений в эк-ке.

Эк-ка переходного периода хар-ся промежуточным состоянием общества, когда прежняя сис-ма соц-эк-их отношений и институтов разрушена, а новая только формируется. Такая эк-ка представлена единством элементов современного рын-го хоз-ва и адм-командной эк-ки.

Особ-ти ее функц-вания: 1)преемственность воспроизв-го процесса; 2)неустойчивость, нестабильное развитие эк-ки; 3) интенсивное развитие новых эк форм и отношений

Задачи, решаемые в переходной эк-ке: 1)Чрезвычайного хар-ра – связано с кризисными явлениями в эк-ке и необходимостью их преодоления. 2)Перехода от плановой системы хоз-ния к рыночной 3)Перспективные стратегии развития , направленные на создание социально-ориентированной рыночной эк-ки

Пути  решения проблем  экономики перех-го периода включают:

  • Разгосударствление эк-ки и приватизация
  • Структурную перестройку эк-ки,Финансовую стабилизацию эк-ки, Демонополизацию эк-ки, Либерализацию цен, Функционирование и развитие рынка информации
  • Создание эфф-ной системы соц-ой защиты
 
 

 

7. Конкуренция: сущность, виды, совр. особенности.

К-это  борьба между участниками рыночных отношений за получение максимального  эффекта, за выгодную сделку, т.е. это  соперничество м/у людьми, фирмами, организациями территориями, заинтересованными в достижении одной и той же цели.

Предмет К- товар, посредством которого соперники стремятся завоевать потребителя и его деньги.

Объект  конкуренции - это потребитель и покупатель, за расположение которого борются на рынке противоположные стороны.

К - форма  общ-го столкновения м/у субъектами рынка за лучшие условия пр-ва и реализации товаров.

К может  сущ-ть м/у: покупателями, продавцами (межотраслевая  и внутриотраслевая)

Межотраслевая - К м/у произв-ми, а также продавцами продукции, занятых в различных отраслях производ-ой или торг-ой деят-ти.

Роль: механизм межотраслевой К обеспечивает распределение новых и перераспределение задействованных капиталов м-ду отраслями и сферами хоз. деят-ти, формируя пропорции обществ пр-ва (из менее прибыльных в более прибыльные отрасли).

Внутриотраслевая - соперничество м-ду субъектами, занятыми пр-вом и реализ-ей одинаковой или взаимодополняемой продукции. Исп-ся следующие методы конкурентной борьбы: 1) ценовые (покупатели привлекаются низкими ценами), 2) неценовые (кач-во, посреднические услуги, реклама)

Роль:1) ведет к установлению рыночных цен, 2) стимулирует развитие НТП, 3) имущественная дифференциация товаропроизводителей (прибыль или убыток).0

Совершенная К- ситуация на рынке при к-ой множ-во продавцов и пок-лей торгует однород.товарами, при этом доля каждого в общем V продаж  или покупок очень мала.

Несовершен.К- возникает в условиях когда продавцы и (или) покупатели способны оказывать влияние на цену товара. Виды: монополия(один продавец), монопсония(1покупатель), двухсторонняя монополия(1продовец и 1покупатель), монополистическая К(ее виды олигополия(несколько продовцов) и олигопсония(неск-ко покупателей))

Современная К - виды: 1) совершенная - чистая монополия, олигополия, монополистическая монопсония (на рынке труда). 2)добросовестная - стимулирует развитие  пр-ва и рост доходов

Недобросовестная конкуренция носит отрицательный  эффект (ложная реклама, шпионаж). 

 

8. Деньги, их сущность  и функции. Эволюция денежного обращения.

Деньги  возникли в результате развития обмена, углубления и преодоления противоречий товарного хозяйства. Это был объективный процесс. (В результате этого из товарного мира выделился один товар, на который стали обмениваться все другие товары. Этот товар стал всеобщим эквивалентом. Когда всеобщий эквивалент срастается с одним товаром, он становится деньгами. Этот товар - золото.) Существуют наличные, безналичные деньги, денежные чеки, дорожные чеки, электронные деньги.

Деньги - это особый товар, служащий всеобщим эквивалентом.

Деньги  абсолютно ликвидное ср-во обмена. Сущность денег порявл-ся в их фун-ях: Функции денег:

МЕРА  СТОИМОСТИ. Ст-ть товаров находит всеобщее выражение в деньгах, т.е. величина их ст-ти опред-ся посредством приравнивания их к определенному кол-ву денег. Цена - денежное выражение стоимости товара.

Информация о работе Шпаргалка по "Экономической теории"