Автор: Пользователь скрыл имя, 05 Апреля 2011 в 18:43, шпаргалка
Работа содержит ответы на вопросы по дисциплине "Экономическая теория".
СРЕДСТВО ОБРАЩЕНИЯ. В процессе товарного обращения, Т-Д-Т, деньги играют роль посредника в обмене товаров и выполняют функцию средства обращения.
По сравнению с обменом товара на товар, товарное обращение с использованием денег не требует:
-взаимного соответствия потребностей двух обменивающихся товаровладельцев;
-совпадения по времени актов продажи и купли;
-совпадения
актов купли-продажи в
С появлением денег возникает возможность разрыва между продажей и куплей.
СРЕДСТВО НАКОПЛЕНИЯ. Продажа товара без последующей покупки дает возможность накапливать богатство, воплощенное в деньгах. Деньги выступают в функции образования сокровищ, накоплений и сбережений, когда они временно извлекаются из обращения и оседают в руках товаропроизводителей.
Для выполнения функции сокровищ деньги должны быть одновременно и полноценными и реальными. Накопление денег нужно для покупки оборудования, сырья, топлива, приобретения товаров для ФЛ.
СРЕДСТВО ПЛАТЕЖА. Вследствие неодинаковой продолж-ти периодов произ-ва товаров, к моменту появления к/л товаропр-ля на рынке, потенциальные покупатели могут не иметь нал.денег. Возникает необх-ть купли-продажи в кредит. Ср-вом обращения тогда служат долговые обязательства. При исп-нии в целях погашения долговых обязательств деньги выполняют функцию средства платежа.
МИРОВЫЕ ДЕНЬГИ. Развитие м/н пол. и эк. связей (внешнеторговых, м/н кредитных отношений, т.д. обусловливает функц-ние денег на мировом рынке. Мир.деньги выступают в виде слитков золота, т.к. неполноценные деньги, имеющие обращение внутри отдельной страны, на мир.рынке теряют силу.
Мир.деньги
могут выполнять функции: м/н
платежного средства;
м/н покупательного
средства; всеобщего
воплощения общ-го богатства.
9.Теория поведения потребителя и правило максимизации полезностей.
Созданные в процессе производства товара и услуги пройдя через обмен (товарные рынки) поступают в сферу потребления.
Потребление- это процесс использования блага с целью удовлетворения потребностей.
Экономисты различают производственное и личное потребление. Производственное потребление – это использование факторов производства процессе создания товаров и услуг. Личное потребление прдставляет собой использование благ для удовлетворения потребностей человека. Оно явл-ся конечным пунктом движения произведенного продукта. Понять правила .кото-и руководстуется потребитель ,покупая на рынке те или иные блага, помогает концепция предельной полезности. Главной идеей данной теории явл-ся положение о том, что ценность(стоимость) товара или услуг определяется их полезностью для потребителя. Данный подход принципиально отличается от представлений классической школы, согласно которым стоимость товара определяет затратами общественно необходимого труда. В теории предельной полезности приоритета отдает оценке конечного результата экон-ой деятель-ти потребителей.
Одним из центральных понятий данной теории явл-ся полезности. Под полезностью понимают то удовлетворение, которое приносит благо потребителю. Полезность-это способность блага или услуги удовлетворения потребности индивида в результате потребления определенного кол-ва данного блага. Полезность блага зависит не только от потребностей и вкусов индивида, но и от интенсивности удовлетворяемой потребности. Степень интенсивности потребности не остается неизменной, а уменьшается по мере тог, как потребления данного блага.
Полезность,
которую извлекает потребитель из каждой
дополнительной единицы блага, назыв
предельной полезностью.
10.Спрос и предложение. Рыночное равновесие. Последствия госуд. вмешательства в рыночное ценообразование.
Спрос – платежеспособная потреб-сть, выдвинутая покуп-ями на рынке кокретн. т-ра. V спроса – кол-во товаров, кот. пок-ли желают приобрести за конкретн. Период и имеют возмож-ти заплат-ть за него. С. каждого отдел. пок-ля на рынке наз. индив. с. Сумма индив. с. всех потреб-лей = рын. с. Кривая с. хар-ет закон спроса– чем выше цена, тем ниже с. и наоборот. Эластичность спроса – степень изменения величины спроса при изменении цены (эластичность спроса по цене, эластичность спроса по доходу). Факторы, влияющ. на с.: доход, предпочтение, цены на сопряж. товары, кол-во пок-лей, ожид-е буд. цен и дохода. Предложение – кол-во товаров или услуг, которое предложено для реализации на рынке в определенном промежутке времени (готовность продать товар). V п. – кол-во т-ра, кот прод-цы желают продать за конкр. период и могли бы поставить его на рынок. V п. зависит от цены т-ра. Закон предложения – прямая связь между ценой и v п. т-ра. Рын. с. и п. взаимосвязаны. При низ. ценах v с.>v п. Это избыт. с. на т-р или дефицит. Будет рост цен. А наоборот, избыт п.-прод-цы снижают цену. Хотя интересы покупателей и продавцов на рынке прямо противоположны, но устанавливается некая равновесная цена (цена, при кот. Vс.=Vп., и данный V соотве-но явл. равновесн. V), удовл-щая обе стороны. ЭЛАСТ-ТЬ П.- показывает степень реакции п. на изм-е. цены.
МОДЕЛИ РЫНОЧНОГО РАВНОВЕСИЯ. Рын. равн-е-кол-во т-ра, кот. пок-ли хотят купить по дан. цене, пол-ю совпадает с кол-вом т-ра, кот. пр-цы могут предложить по этой же цене.
Модель мгновенного равновесия хар-ся значительным повышением цены. Кривая S (предложение) вертикальная линия с нулевой эластичностью, и кривая пред-я двигается по этой вертик. линии.
Модель
краевого равновесия- если т-р не имеет
сбыта, то цена с. всегда нже цены п. при
любом v пр-ва. Если т-р распред-ся бесплатно,
то Vс. будет меньше V п.
11. Эластичность спроса и предложения. Практическое значение анализа эластичности.
Эластичность - мера реакции одной переменной на значение другой. Понятие эЭ применяют для хар-ки спроса и предложения. Зависимый(результативный) показатель это спрос или предложение, влияющий(факторный) это показатель по отношению к к-му измеряется Э.Чаще всего это Э спроса по цене-относительное изменение велечины спроса на товар деленное на относительное изменение цены на товар. Оно показывает как кол-но изменится величина спроса на товар если цена товара изменится на 1%. Когда Э принимает значение(0;1)-неэл.спрос, если >1-Э спрос,=0-абсолютно неэл.по цене, →∞-абсолютно Э.
ED/P = ((D2-D1)/D1) / ((P2-P1)/P1) ,где Е-коэф-т Э спроса по цене,D1,D2-начальное и конечное значение величины спроса, Р1,Р2-нач. и кон. значение величины товара.
Факторы, влияющие на Э спроса:1)наличие товаро-заменителей 2)доля затрат на приобретение товара в общем V расходов потребителя 3)временной фактор(чем больше времени у потребителя привыкнуть к цене, тем Э спрос).
Спрос на товары изменяется под воздействием изменения цен на рынках товаров-субтитутов и товаров-комплементов. Измеряется коэф-ом прекрестной Э спроса по цене, к-ый показывает как изменяется величина спроса на товар при изменении цены другого товара. EDA/PB = (∆D/D)/ (∆P/P)
Она показывает как кол-но изменится величина спроса на товар А, если цена товара В изменится на 1%. Если коэф-т + то товары взаимозаменяемые, если – то взаимодополняющие, если =0, то независимые.
Коэф-т Э спроса по доходу показ-ет соотношение относительного изменения величины спроса на товар и относительного изменения дохода потребителя.
ED/I = (∆D/D)/ (∆I/I), где I – доход.
Если коэф-т
>1 эласт-ный спрос,<1неэл.спрос,=0-
Кол-ная мера реакции величины предложения товара в ответ на изменение цены на товар представляет собой Э предложения по цене. Коэф-т ценовой Э предложения:
Выделяют:
Э предложение(Е>1),когда
12. Предпринимательство,
его сущность и формы.
Проблемы развития в
РБ.
П-во- самост. иниц-ная д-ть, осущ-ся на свой страх и риск и под свою имущ. отв-ность, основ. на частной собств и напр на получ-е прибыли. Для орг-ции любой предпр деят-ти необх: ОФ, обор ср-ва, ден капитал, тех-гия, инф, сам человек. Основу предпр. деят-ти сос-т рын отношения, основ. на частной собств. Признаки: 1. Самостоятельность2. Комм свобода3. Личная заинт-ность в свободе выгоде. 4. Личная отв-сть за рез-ты труда.5. Добровольность, найм и увольнение раб-ов. 6. Свободн. распр-ие прибыли. Правовую форму предпр-я опр-ет его юр. статус. Она вкл. форму собств-ти, порядок формир-я УФ, комплект учред-ых док-ов, степень отв-ти по обязат-вам предприятия.
Проблемы развития предпринимательства в РБ:
13. Издержки производства; сущность, виды их изменения в краткосрочном и долгосрочном периодах. Пути снижения издержек.
Зат-ты на приоб-ние применяем. произв-х факторов наз-ся издержками пр-ва. Затраты-расходование рес-в в их физич. виде, а и-ки-стоимостная оценка произведенных затрат. Выдел-т индивид. и обществ. изд-ки.Индивид.- затраты конкр. хоз. субъекта, понесенные на пр-во прод.Общ-ые – изд-ки в масштабе всей нац. эк-ки, кот. кроме непоср-ых затрат на пр-во прод вкл-ют затраты на подготовку кадров, НИР, затраты на охрану окруж. среды. Различают изд-ки пр-ва и обращения. Произв. изд-ки-изд-ки, непоср-но связ-ые с пр-вом тов. и услуг. Изд-ки обращения-связ-ые с реал-цией произведенной прод.Изд-ки обращения: допол-ые и чистые.Допол.- расходы на доведение произ-ой прод. до потребителя (упаковка, транспортировка и т.д.), увеличивают конечную ст-ть товара. Чистые – расходы, связ. со сменой формы ст-ти в процессе купли-продажи, с превращением ее из товарной в денежную и наоборот(расходы на рекламу, оплата труда торговых работников), не образует новой ст-ти и возмещаются из прибыли. Эк. изд-ки – затраты, кот. должна нести фирма в пользу поставщика ресурсов, чтобы отвлечь их от применения в альтернативных пр-вах. Эк. изд-ки=внешние+внутр-ие. Затраты в денеж. форме за ресурсы, кот не явл-ся собственностью прдприятия наз-ся внешними(явные) . Внутр.(неявные)- изд-ки связ-ые с использованием собств. ресурсов(денеж. платежи кот могли быть получены за самост-но используемый ресурс при наилучшем варианте применения). Бухгалт. изд-ки – внешние изд-ки. Безвозвратные изд-ки – изд-ки, кот осущ-ся фирмой 1 раз и не могут быть возвращены ни при каких обстоятельствах. Изд-ки в краткоср. периоде: пост. и перем. Пост. изд-ки(FC)-величина не изменяется в зав-ти от изменения V пр-ва(затраты на оплату труда управл. пресонала, отчисл-я на амортиз-ю, рентные платежи).Перем. изд-ки (VC)- измен-ся в зав-ти от изменения V пр-ва(зтраты на оплату труда, на приобр-ние сырья, топлива, транспор. услуги). Пост + переем = общие изд-ки(TC). Средние изд-ки(AC)- изд-ки на ед-цу произв-мой прод-ции. Средние: ср. пост(AFC), ср.перем(AVC), ср. общие(ATC). Кривая средних издержек имеет U-образную форму. По мере увеличения количества занятых каждый из них приносит все меньшую отдачу («закон убывающей отдачи»), ведь они работают на тех же площадях, на ограниченном количестве станков.Предельные изд-ки(MC) – допол. изд-ки, связ. с пр-вом каждой послед-щей ед-цы прод. Кривая ATC выше кривой AVC на величину AFC. AFC по мере роста V пр-ва понижается, но всегда положит. величина. Наклон кривой AVC отражает скорость, с кот переем. изд-ки измен-ся по мере роста V пр-ва. Кривая MC пересекает кривые ATC и AVC в точках их min значений. ATC будут расти там где кривая МС проходит выше кривой ATC. МС = ATC, если Величина ATC достигает своего мин. Первоначально МС ниже средних общих и средних перем., но вследствии действия закона убывающей отдачи они превышают как те, так и другие по мере увеличения выпуска прод. В долг. ср. пер. фирма им. возм-ть комбинир-ть не только факторы пр-ва, но и изменять кол-во примен. факт-в. При хар-ке изд-к в долгоср. периоде исходят из того, что факторы пр-ва становятся переменными. Кривая долгоср. AC для множества вариантов размеров предприятия состоит из учатстков кривых краткоср. АТС, соотв-щих минимальным изд-кам для каждого данного V выпуска. Кривая долгоср. средних изд-к показывает наименьшие изд-ки пр-ва любого заданного V выпуска при условии, что фирма располагала необ-м временем для колич-го изменения всех своих произв. факторов. Динамику кривой долгоср. ср. изд-к можно объяснить эффектом масштабов.1.Если на каком-то временном интервале АС снижаются с увелич-ем V выпуска прод., то имеется место экономия, обуслов-ая ростом масштаба пр-ва(полож. эффект масштаба). Ф-ры, обусл-щие эффетк экономии: углубление специализации труда, неделимость пр-ва, применение новых технологий, диверсификация пр-ва. 2. Если на каком-то временном интервале АС при увелич-ии V пр-ва растут, то имеет место ущерб от роста масштаба пр-ва(отриц. эффект). Ф-ры: срывы поставок сырья, энергии, расширение адм-управ. персонала, потеря гибкости и оперативности в принятии упр. решений.3. Если в течении опред. времени АС никак не реагируют на изменение V выпуска, то фирма будет иметь пост. эффект от изменения масштаба пр-ва.
Пути
сниж-я из-к:- Экономия на постоянном
капитале- Совер-е ОТ (раастановка сил)-
Экономия ФОТ- Повыш-е квалификации рабочих-
Применение новых технологий- Субсидии.
14. Доход и прибыль предпринимательской фирмы. Источники экономической прибыли.
Итогом хоз. деят-ти фирмы является ее доход. Доход – это опред. денежная сумма, получаемая фирмой в рез-те про-ва и реал-ии благ или услуг за опред. период времени. Различают общий, средний и предельный доход.
Общий (ТR): ТR=P*Q, где Р – цена реал-и продукции, Q – кол- во проданной прод-и. Средний (AR) - вел-на ден. выручки, приходящейся на ед. прод-и. AR=TR/Q=(P*Q)/Q=Q. Пред. (MR) – приращение валового дохода в рез-те увел-я выпуска на 1 ед. прод-и. MR=∆TR/∆Q.
Валов. доход состоит из выручки от реал-и и внереализ. доходов. От вел-ны доходов зависит вел-на прибыли. Прибыль – в общем виде это разница между общей выручкой и издержками (Пр.=TR-TC). Разл-ют общую (общ. Доход – общ. издержки), предельную (пред. Дох-д – пред. издержки) и среднюю прибыль (ср. доход – ср. издержки).
Бухг-ая прибыль- это разность м/ду общ. доходом фирмы и бух. (явными издержками).
Эконом-ая прибыль – разность м/ду общим доходом и экономическими издержками.
Пр м/б ‘+’,’-‘ и = 0.
Возмещение издержек, означает, что предпр-ль не только возмещает потери, связанные с использованием труда, земли и капитала, на и получает доход, возмещающий минимальные затраты – нормальную (нулевую) прибыль.
Сущ-ет 3 функции Пр. 1) учетная (показатель оценки итогов произв. и коммерч. деят-ти предпр-я; 2) распределит. (источник накопления и разв-я предпр-я); 3) стимулир.
Относит. пок-ль уровня Пр. – рент-ть. Сущ-ют разл. виды рент-ти: прод-и, кап-ла, продаж и др.
Для всех предприятий обязательным условием является максимизация прибыли: прибыль максимальна, когда предельный доход равен предельным издержкам (MR=MC). Правило максимизации прибыли заключается в выборе такого объема производства и реализации товара, чтобы его цена равнялась долговременным предельным издержкам.
Источники
эк прибыли: неопределенность и риски,
неопределенность и инновации, монопольная
власть.