Автор: Пользователь скрыл имя, 05 Апреля 2011 в 18:43, шпаргалка
Работа содержит ответы на вопросы по дисциплине "Экономическая теория".
26. Налоговая система, ее структура. Принципы налогообложения, виды налогов и их функции.
Налоги предст-т собой обяз-е сборы, осущ-е на основе гос-го закон-ва. Функции: фискальная (распред-я), регулир-я и соц-я. Фиск-я обесп-т поступл-е ср-в в гос-ю казну, кот сосред-ся в бюдж-й сис-ме и внебюдж-х фондах и обеспеч-т фин-ие гос-х расходов. Регулир-я осущ-ся через систему дифференц-х налоговых льгот. Соц-я напр-на на сглаж-е нерав-ва м/д дох-ми разл. соц-х групп нас-я и реал-ся ч/з дифференц-е налогообл-е.
Сов-сть налогов, принц-в и методов постр-я, а также спос-в их взаим-я образует НС гос-ва. В завис-ти от степени раздел-я власти внутри гос-ва сущ-т 2- и трехзвенная НС. Совр-я сис-ма налогообл-я вкл. след. принципы:
1. пр
справедл-ти, нейтр-ти по отн-ю
ко всем плательщикам. Он закл.
во всеобщности облож-я и в
завис-ти уровня налог-й
2. пр определенности, простоты и дост-ти, требующий, чтобы сумма, способ и время взимания нал-в были заранее известны плат-кам;
3. пр
однократности налогообл-я,
4. пр гибкости налогообл-я, закл-ся в создании ч/з сис-му льгот предпочтит-х условий разв-я для отд-х напр-ний деят-ти в соотв-и с эк-ой политикой гос-ва;
5. пр
стаб-ти и устойч-ти
6. пр обязат-ти оплаты налогов.
Эл-ты налогообл-я: 1. субъект - плательщик налога (юр. или физ. лицо, на кот закон-но возложена обязан-ть платить налог); 2. носитель - лицо, кот факт-ки уплач-т налог; 3. объект - доход или имущ-во, с кот начисл-ся налог (прибыль, стоимость опред-х товаров, добавл-я ст-ть прод-и, работ, услуг, имущ-во юр. и физ. лиц, передача имущ-ва (дарение, наслед-е), операции с цен. бумагами и т.д.; 4. источник – доход субъекта, за счет кот уплач-ся налог(прибыль, З/Пл, %, рента).
Виды
налогов: - пропорц-й
налог, указ-т на то, что абсолютная сумма
налога пропорц-на доходу раб-ка; - регрессивный,
означ-т рост налога в % отн-нии по мере
сниж-я дохода раб-ка; - прогрессивный,
указ-т на то, что в % отн-нии налог возр-т
по мере роста дохода. С т.з. способа
взимания налоги: прямые
– выплач-ся с доходов и имущ-ва юр. и
физ. лиц (налоги на прибыль, на дох-ы, на
недвиж-ть) и косвенные – устанавл-ся
в виде надбавок к цене, увелич-я ее (НДС,
акцизы, тамож-е пошлины). По сфере
распр-ния: общегос-е
– поступ-е в гос-ый бюджет и формир-е
его на 90% (налоги на экспорт и импорт, тамож-е
пошлины, большая часть налога на прибыль
и доходы), и местные
– налоги, пост-е в местные бюджеты,
формир-е их в среднем на 70% (зем-й, налог
с владельцев строений, часть НДС, на доходы
и прибыль). С т.з. использ-я поступ-х ср-в:
общие – они идут на финас-ие кап-ых
и текущих затрат как гос-го, так и местного
бюджета, и специфические – предназн-ы
для исп-ния их в строго опред-х целях (чрезв-й
налог, отчисл-я в пенс-й фонд и др.) Кривая
Лафера: увеличение налогов целесообразно
до определённого уровня, потом экономика
уходит в тень, поэтома так важно определении
оптимальной ставки.
27. Фискальная (бюджетно-налоговая) политика: цели, виды, инструменты. Особенности фискальной политики в Республике Беларусь.
Фискальная политика – политика манипулирования государственными расходами и налогами. Выделяют: 1.стимулирующая (увеличение государственных расходов, снижение налогов), 2. Сдерживающая (наоборот). Характерезут процесс кейнсианский крест.
Под дискреционной (активной) фискальной политикой понимают сознательное изменение правительством государственных расходов и налогов. Она может осуществляться с помощью как прямых, так и косвенных инструментов. К первым относят изменение государственных закупок товаров и услуг, трансфертных платежей. Ко вторым — изменения в налогообложении (ставок налогов, налоговых льгот, базы налогообложения).
Автоматические
изменения в налоговых
В противоположность дискреционной фискальной политики предполагающей сознательное изменение государственных расходов и налогов, существует недискреционная политика, называемая также политикой встроенных стабилизаторов, автоматической фискальной политикой. Под автоматическим, или встроенным, стабилизатором подразумевается экономический механизм, который автоматически реагирует на изменения ВВП в разные периоды экономического цикла. Встроенные стабилизаторы могут увеличивать дефицит государственного бюджета (или сокращать его положительное сальдо) в период спада или уменьшать дефицит (повышать положительное сальдо) в период инфляции без специального вмешательства со стороны правительства.
К встроенным стабилизаторам относятся налоги, пособия по безработице, социальные выплаты и др. Они служат для смягчения реакции экономики на изменения выпуска товаров и услуг, уровня цен и процентных ставок.
Автоматическая фискальная политика основана на автоматическом изменении суммы налоговых поступлений и размера социальных пособий при изменениях состояния экономики. В период подъема производства повышается уровень занятости, возрастают налоговые поступления в бюджет, что означает увеличение сумм средств для поддержки безработных и социально не защищенных слоев населения. При спаде производства ситуация обратная.
28. Денежный рынок: спрос, предложение, равновесие. Особенности функционирования денежного рынка РБ.
Ден. рын. – это рын., на кот. прод. и покуп. особый товар – деньги. Осн. эго элем-ми явл. предлож. денег, спрос на деньги, цена денег (ставка ссудного %). Общее кол-во имеющихся в стране денег назыв. предлож. денег. Соврем. денеж. обращение развитых стран отлич. тем, что основ. часть денеж. операций произв-ся в безнал. форме. Роль денег вып-ют не только нал. деньги, но и вклады до востребования, срочные вклады и т.д.. поэтому для расчета кол-ва денег экономисты ввели понятие денежных агрегатов (М1, М2…) кол-во кот. в разных странах различно (есть и некоторая специфика в их определении). Стр-ра денежных агрегатов в США:
М1=налич.
деньги(монеты и бумаж. деньги), наход.
в обращении + вклады до востребования
(чековые вклады); М2=агрегат М1 + сумма
сберег. вкладов и мелких срочных вкладов(до
100 000 $); М3 = агрегат М2 + крупные срочные
вклады; М4= агрегат М3 + некот виды ценн.
бумаг, кот. счит-ся довольно ликвидными
(коммер. бум, краткоср. ценные бум. и облигации
казначейства США и т.д.) Предлож. денег
конт-тся гос-ом в лице центр. банка, как
путем эмиссии денег так и посредством
управ. ден-кред. системы страны. Централ.
банк определ. необх. кол-во денег исходя
из сост. эк-ки. Оно фиксировано на определ.
период и не зависит от уровня % ставки.
Поэтому кривая предлож. денег Sm предст-ет
вертикальную линию, перпендикул-ую оси
Х в точке соотв. кол-ву. Спрос
на деньги формир. во всех секторах эк-ки.
Он обусловлен 2 функц. денег: средство
обращения и средство накопления (сохранения)
богатства. Совок. спрос на деньги вкл:
-спрос на деньги для сделок; - спрос
на деньги как ср-во сохран. богатства
(спрос на деньги со стороны активов). Спрос
на деньги для сделок определ. тем, что
деньги необходимы эк-им субъектам для
покупок и платежей (торговых сделок).
Чем больше в обществе произв-ся товаров
и услуг тем больше покупок совер-тся и
тем больше спрос на деньги для сделок.
Он зависит от объема номин. ВНП, а также
от скорости обращения денег, чем она выше,
тем меньше нужно денег для сделок, и наоборот.
Совок. спрос на деньги можно получить
путем суммирования спроса на деньги для
сделок и спроса на деньги со стороны активов.
Спрос на деньги д.б. удовлетворен соответствующим
предлож. денег. Равновесие м/у ними достиг.
в т. пересечения кривых Sm и Dm – т.Е. Точка
Е определ. равновесную ставку % Е, т.е.
цену денег. Оптим.сост. денеж. рынка
явл. равновесие. Однако оно постоянно
наруш.. Рассмотрим как влияют на равновесие
изменения в предложении денег. Спрос
на деньги Dm будем считать постоянным.
Допустим, что предложение денег уменьшилось
с Sm до Smi. В результате денег у населения
не хватает, оно начинает продавать облигации,
чтобы получить необходимые ср-ва. Рост
предложения облигаций на рынке приведет
к понижению цен на них. Но рыночная цена
облигаций и % ставка находятся в обратной
зависимости. Докажем это утверждение
– пусть цена облигации = 100$, а доход = 10$
в год. Тогда ставка % i равна.
29. Денежно-кредитная политика: цели, виды, инструменты. Особенности в РБ.
Кред.
сис-ма – это совок-ть кредитно-фин.
учреждений, выпол-щих специфич. ф-ции
по аккумуляции и распредел. ден. ср-в.
Кред. сис-ма развитых стран сост. из центр,
ком-ких банков, специализированных кредитно-финанс-ых
учреждений. Особое место в кред. Сис-ме
заним. центр. банк. Его гл.
задача – упр-ние эмиссионной, кред.
и расчет. деят-тью. Их осн. функциями
явл.: разр-ка и реал-ция дкп; эмиссия и
изъятие из обращения денег (центр. банки
наделены монопольным правом выпуска
банкнот; хранение золото-валютных резервов
страны); выпол-е кред. и расчет. операций
для правит-ва; оказание разнообразных
услуг коммерч. банкам и др. кредитно-финанс.
учреждениям (хранение обяз. резервов,
предоставление ссуд и т.д.). Коммерч.
банки - основа кред. сис-мы. Они обесп-ют
аккумуляцию временно свобод. ср-в в стране
и передачу их бизнесу на условиях возвратности,
платности. Именно через ком. банки центр-ые
банки реал-тся дкп, кот. явл. одним из осн.
інструм. гос-го регул-ния эк-ки. ДКП–совок.
мероп-й, предпринимаемых правит-вом в
денежно-кред. сфере с целью регулир-ния
эк-ки. Выделяют осн.
конечные цели (устойчивые темпы роста
нац. пр-ва, стабильные цены, высокий уровень
занятости населения) и промежуточные
цели (V денежной массы и уровень % ставок).
Осущ-ет дкп центр. банк страны. Разд-ют
2 осн. типа дкп: 1. в усл-х инфляции
проводится п-ка «дорогих
денег» (ужесточение условий и ограничение
V кред. операций ком. банков, т.е. на сокращение
предлож-я денег), 2. в п-од спада пр-ва
для стимулир-ния деловой активности проводится
п-ка «дешевых денег» (расшир-ие масштабов
кредитования, ослабление к-ля над приростом
ден. массы, увел-ие предлож-я денег). Центр.
банк выбирает тот или иной тип дкп, исходя
из состояния эк-ки страны.
30. Социальная политика: цели, инструменты, основные направления. Особенности социальной политики в Белорусской модели развития.
Соц. пол-ка - это согласованная деят-ть эк.субъектов, направленная на обесп-е благопр-ных условий жизни и труда членов общества, рост доходов и потребления населения, повышение качества различных сторон жизнедеят-ти, соц. защита граждан страны. Осн. субъек, координирующим эту деят-ть, выступ. гос-во. Соц.пол-ка призвана содействовать разв-ю отн-ний справедливости в обществе, форм-ть сис-му соц.защиты, обесп-ть условия для роста благосостояния и проведения определен. пол-ки доходов. Зад. соц.политики:–подготовка и реализ. программ занятости;–помощь наиболее уязвимым слоям населения;–обеспечение доступности ценностей культ.;–разв-е образования, медицины, соц.страхования. Резул-т соц. Пол-ки можно оценить, сравнив уровень и кач-во жизни населения разл. стран. Уровень жизни вкл. след. компоненты: здоровье, потребление продуктов питания. образование, занятость и орг-цию труда, жизнен. удобства, соц. обеспечение, одежду. отдых, права человека, реал. доходы и расходы. эк.активность, обесп-ть жильём. Кач-во жизни вкл-т 4 блока:1 кач-во насел-я (св-ва воспр-ва, спос-ть образовывать семьи, Ур-нь образованности. Ур-нь квалиф-ции);2 ур-нь жизни;3.соц. безопасность (Ур-нь физ. и имущ. безоп-ти, кач-во морально-полит. здоровья общественных и гос. сртуктур);4. кач-во окр. среды. Бел. модель эк.разв-я – это соц. ориентированная рын. эк-ка. Она гаран-ет выс. ур-нь благосостояния добросовестно работающим членам об-ва, достойное соц. обеспечение– нетрудоспособным, престарелым. инвалидам, женщинам, нах-хся в отпусккх по уходу за детьми, эфф. охрану жизни, здоровья, прав и свобод – всем гражданам. Соц. ориент рын. эк-ка базир. на принципах конституц гарантий личных прав и свобод граждан, свободы предпр-ва и добросов. конкуренции, выбора профессии и места работы, равенства всех форм собственности. гарантии её неприкосновенности, обесп-ние увязки благосостояния работника и рез-тов его труда, соц. защита нетрудоспос. и др. соц. уязвимых слоев населения, соц партнерство между гос-вом. профсоюзами и союзами предприн-лей. Гл. целью соц. пол-ки явл. обеспечение стаб. роста ур-ня и кач-ва жизни населения и созд. условий для разв-я челов. потенциала.Осн. напр. соц. пол-ки:1.созд. условий и возможностей всем трудоспсоб. гражданам зараб-ть сред-ва для удовлетв-ния своих потребностей;2. обесп-ние рационал. занятости населения на основе сохранения раб.мест на действующих и перспективных предп-тиях, создание нов. раб мест, орг-ция работ по подготовке и переподготовке кадров;3. обесп-ние общего роста ден. доходов населения;4. повыш. роли оплаты труда как осн. источника ден. доходов населения и важнейшего стимула труд. акт-ти раб-в;5. постепенное приближение мин-ных и др. фиксированных доходов к бюджету прожит минимума на основе опережающего по с равнению с ростом цен повышения размеров мин. соц. гарантий в области доходов;6. содействие росту д-дов от самозанятости и предприн. деят-ти, формир-нию среднего класса как фактора соц. стабильности в об-ве;7 улучш. соц. обеспечения нетрудоспос.граждан на основе рефор-ния пенсионной системы и соц. страхов.;8 снижения ур-ня малообеспеч-ти и имуществ. дифференциации населения;9. повыш. степени защиты соц. уязвимых групп населения за счет адресной помощи малообеспеч гражданам, рационализации льгот.