Шпаргалка по "Экономической теории"

Автор: Пользователь скрыл имя, 05 Апреля 2011 в 18:43, шпаргалка

Краткое описание

Работа содержит ответы на вопросы по дисциплине "Экономическая теория".

Файлы: 1 файл

Экономическая теория.doc

— 218.50 Кб (Скачать)

26. Налоговая система,  ее структура.  Принципы налогообложения,  виды налогов и  их функции.

Налоги  предст-т собой обяз-е сборы, осущ-е  на основе гос-го закон-ва. Функции: фискальная (распред-я), регулир-я и соц-я. Фиск-я обесп-т поступл-е ср-в в гос-ю казну, кот сосред-ся в бюдж-й сис-ме и внебюдж-х фондах и обеспеч-т фин-ие гос-х расходов. Регулир-я осущ-ся через систему дифференц-х налоговых льгот. Соц-я напр-на на сглаж-е нерав-ва м/д дох-ми разл. соц-х групп нас-я и реал-ся ч/з дифференц-е налогообл-е.

      Сов-сть  налогов, принц-в и методов постр-я, а также спос-в их взаим-я образует НС гос-ва. В завис-ти от степени раздел-я  власти внутри гос-ва сущ-т 2- и трехзвенная  НС.      Совр-я сис-ма налогообл-я  вкл. след. принципы:

1. пр  справедл-ти, нейтр-ти по отн-ю  ко всем плательщикам. Он закл. во всеобщности облож-я и в  завис-ти уровня налог-й ставки  от ур-ня доходов и реализ-ся  через дифференц-е налог-е ставки;

2. пр  определенности, простоты и дост-ти, требующий, чтобы сумма, способ и время взимания нал-в были заранее известны плат-кам;

3. пр  однократности налогообл-я, предполаг-й  взимание разл. видов налогов  с одного ист-ка доходов как  нац-м, так и на м/днародном  ур-нях;

4. пр  гибкости налогообл-я, закл-ся  в создании ч/з сис-му льгот предпочтит-х условий разв-я для отд-х напр-ний деят-ти в соотв-и с эк-ой политикой гос-ва;

5. пр  стаб-ти и устойч-ти нормативных  ставок налог-х платежей + порядка  исчисл-я налог-х взносов в  бюджет;

6. пр  обязат-ти оплаты налогов.

  Эл-ты налогообл-я:  1. субъект - плательщик налога (юр. или физ. лицо, на кот закон-но возложена обязан-ть платить налог); 2. носитель - лицо, кот факт-ки уплач-т налог; 3. объект - доход или имущ-во, с кот начисл-ся налог (прибыль, стоимость опред-х товаров, добавл-я ст-ть прод-и, работ, услуг, имущ-во юр. и физ. лиц, передача имущ-ва (дарение, наслед-е), операции с цен. бумагами и т.д.; 4. источник – доход субъекта, за счет кот уплач-ся налог(прибыль, З/Пл, %, рента).

Виды  налогов: - пропорц-й налог, указ-т на то, что абсолютная сумма налога пропорц-на доходу раб-ка; - регрессивный, означ-т рост налога в % отн-нии по мере сниж-я дохода раб-ка; - прогрессивный, указ-т на то, что в % отн-нии налог возр-т по мере роста дохода. С т.з. способа взимания налоги: прямые – выплач-ся с доходов и имущ-ва юр. и физ. лиц (налоги на прибыль, на дох-ы, на недвиж-ть) и косвенные – устанавл-ся в виде надбавок к цене, увелич-я ее (НДС, акцизы, тамож-е пошлины). По сфере распр-ния: общегос-е – поступ-е в гос-ый бюджет и формир-е его на 90% (налоги на экспорт и импорт, тамож-е пошлины, большая часть налога на прибыль и доходы), и местные – налоги, пост-е в местные бюджеты, формир-е их в среднем на 70% (зем-й, налог с владельцев строений, часть НДС, на доходы и прибыль). С т.з. использ-я поступ-х ср-в: общие – они идут на финас-ие  кап-ых и текущих затрат как гос-го, так и местного бюджета, и специфические – предназн-ы для исп-ния их в строго опред-х целях (чрезв-й налог, отчисл-я в пенс-й фонд и др.) Кривая Лафера: увеличение налогов целесообразно до определённого уровня, потом экономика уходит в тень, поэтома так важно определении оптимальной ставки.  

 

27. Фискальная (бюджетно-налоговая) политика: цели, виды, инструменты. Особенности фискальной политики в Республике Беларусь.

Фискальная  политика – политика манипулирования государственными расходами и налогами. Выделяют: 1.стимулирующая (увеличение государственных расходов, снижение налогов), 2. Сдерживающая (наоборот). Характерезут процесс кейнсианский крест.

  Под дискреционной (активной)  фискальной политикой понимают сознательное изменение правительством государственных расходов и налогов. Она может осуществляться с помощью как прямых, так и косвенных инструментов. К первым относят изменение государственных закупок товаров и услуг, трансфертных платежей. Ко вторым — изменения в налогообложении (ставок налогов, налоговых льгот, базы налогообложения).

Автоматические  изменения в налоговых отчислениях, размерах социальных выплат

В противоположность  дискреционной фискальной политики предполагающей сознательное изменение государственных расходов и налогов, существует недискреционная политика, называемая также политикой встроенных стабилизаторов, автоматической фискальной политикой. Под автоматическим, или встроенным, стабилизатором подразумевается экономический механизм, который автоматически реагирует на изменения ВВП в разные периоды экономического цикла. Встроенные стабилизаторы могут увеличивать дефицит государственного бюджета (или сокращать его положительное сальдо) в период спада или уменьшать дефицит (повышать положительное сальдо) в период инфляции без специального вмешательства со стороны правительства.

  К встроенным стабилизаторам относятся  налоги, пособия по безработице, социальные выплаты и др. Они служат для  смягчения реакции экономики на изменения выпуска товаров и услуг, уровня цен и процентных ставок.

  Автоматическая  фискальная политика основана на автоматическом изменении суммы налоговых поступлений и размера социальных пособий при изменениях состояния экономики. В период подъема производства повышается уровень занятости, возрастают налоговые поступления в бюджет, что означает увеличение сумм средств для поддержки безработных и социально не защищенных слоев населения. При спаде производства ситуация обратная.

 

28. Денежный рынок: спрос, предложение, равновесие. Особенности функционирования денежного рынка РБ.

Ден. рын. – это рын., на кот. прод. и покуп. особый товар – деньги. Осн. эго элем-ми явл. предлож. денег, спрос на деньги, цена денег (ставка ссудного %). Общее кол-во имеющихся в стране денег назыв. предлож. денег. Соврем. денеж. обращение развитых стран отлич. тем, что основ. часть денеж. операций произв-ся в безнал. форме. Роль денег вып-ют не только нал. деньги, но и вклады до востребования, срочные вклады и т.д.. поэтому для расчета кол-ва денег экономисты ввели понятие денежных агрегатов (М1, М2…) кол-во кот. в разных странах различно (есть и некоторая специфика в их определении). Стр-ра денежных агрегатов в США:

М1=налич. деньги(монеты и бумаж. деньги), наход. в обращении + вклады до востребования (чековые вклады); М2=агрегат М1 + сумма сберег. вкладов и мелких срочных вкладов(до 100 000 $); М3 = агрегат М2 + крупные срочные вклады; М4= агрегат М3 + некот виды ценн. бумаг, кот. счит-ся довольно ликвидными (коммер. бум, краткоср. ценные бум. и облигации казначейства США и т.д.) Предлож. денег конт-тся гос-ом в лице центр. банка, как путем эмиссии денег так и посредством управ.  ден-кред. системы страны. Централ. банк определ. необх. кол-во денег исходя из сост. эк-ки. Оно фиксировано на определ. период и не зависит от уровня % ставки. Поэтому кривая предлож. денег Sm предст-ет вертикальную линию, перпендикул-ую оси Х в точке соотв. кол-ву. Спрос на деньги формир. во всех секторах эк-ки. Он обусловлен 2 функц. денег: средство обращения и средство накопления (сохранения) богатства. Совок. спрос на деньги вкл: -спрос на деньги для сделок; - спрос на деньги как ср-во сохран. богатства (спрос на деньги со стороны активов). Спрос на деньги для сделок определ. тем, что деньги необходимы эк-им субъектам для покупок и платежей (торговых сделок). Чем больше в обществе произв-ся товаров и услуг тем больше покупок совер-тся и тем больше спрос на деньги для сделок. Он зависит от объема номин. ВНП, а также от скорости обращения денег, чем она выше, тем меньше нужно денег для сделок, и наоборот. Совок. спрос на деньги можно получить путем суммирования спроса на деньги для сделок и спроса на деньги со стороны активов. Спрос на деньги д.б. удовлетворен соответствующим предлож. денег. Равновесие м/у ними достиг. в т. пересечения кривых Sm и Dm – т.Е. Точка Е определ. равновесную ставку % Е, т.е. цену денег. Оптим.сост. денеж. рынка явл. равновесие. Однако оно постоянно наруш.. Рассмотрим как влияют на равновесие изменения в предложении денег. Спрос на деньги Dm будем считать постоянным. Допустим, что предложение денег уменьшилось с Sm до Smi. В результате денег у населения не хватает, оно начинает продавать облигации, чтобы получить необходимые ср-ва. Рост предложения облигаций на рынке приведет к понижению цен на них. Но рыночная цена облигаций и % ставка находятся в обратной зависимости. Докажем это утверждение – пусть цена облигации = 100$, а доход = 10$ в год. Тогда ставка % i равна. 
 
 
 
 

29. Денежно-кредитная  политика: цели, виды, инструменты. Особенности в РБ.

Кред. сис-ма – это совок-ть кредитно-фин. учреждений, выпол-щих специфич. ф-ции по аккумуляции и распредел. ден. ср-в. Кред. сис-ма развитых стран сост. из центр, ком-ких банков, специализированных кредитно-финанс-ых учреждений. Особое место в кред. Сис-ме заним. центр. банк. Его гл. задача – упр-ние эмиссионной, кред. и расчет. деят-тью. Их осн. функциями явл.: разр-ка и реал-ция дкп; эмиссия и изъятие из обращения денег (центр. банки наделены монопольным правом выпуска банкнот; хранение золото-валютных резервов страны); выпол-е кред. и расчет. операций для правит-ва; оказание разнообразных услуг коммерч. банкам и др. кредитно-финанс. учреждениям (хранение обяз. резервов, предоставление ссуд и т.д.). Коммерч. банки - основа кред. сис-мы. Они обесп-ют аккумуляцию временно свобод. ср-в в стране и передачу их бизнесу на условиях возвратности, платности. Именно через ком. банки центр-ые банки реал-тся дкп, кот. явл. одним из осн. інструм. гос-го регул-ния эк-ки.  ДКП–совок. мероп-й, предпринимаемых правит-вом в денежно-кред. сфере с целью регулир-ния эк-ки. Выделяют осн. конечные цели (устойчивые темпы роста нац. пр-ва, стабильные цены, высокий уровень занятости населения) и промежуточные цели (V денежной массы и уровень % ставок). Осущ-ет дкп центр. банк страны.  Разд-ют 2 осн. типа дкп: 1. в усл-х инфляции проводится п-ка «дорогих денег» (ужесточение условий и ограничение V кред. операций ком. банков, т.е. на сокращение предлож-я денег), 2. в п-од спада пр-ва для стимулир-ния деловой активности проводится п-ка «дешевых денег» (расшир-ие масштабов кредитования, ослабление к-ля над приростом ден. массы, увел-ие предлож-я денег). Центр. банк выбирает тот или иной тип дкп, исходя из состояния эк-ки страны. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

 

30. Социальная политика: цели, инструменты, основные направления. Особенности социальной политики в Белорусской модели развития.

Соц. пол-ка - это согласованная деят-ть эк.субъектов, направленная на обесп-е благопр-ных условий жизни и труда членов общества, рост доходов и потребления населения, повышение качества различных сторон жизнедеят-ти, соц. защита граждан страны. Осн. субъек, координирующим эту деят-ть, выступ. гос-во. Соц.пол-ка призвана содействовать разв-ю отн-ний справедливости в обществе, форм-ть сис-му соц.защиты, обесп-ть условия для роста благосостояния и проведения определен. пол-ки доходов.  Зад. соц.политики:–подготовка и реализ. программ занятости;–помощь наиболее уязвимым слоям населения;–обеспечение доступности ценностей культ.;–разв-е образования, медицины, соц.страхования. Резул-т соц. Пол-ки можно оценить, сравнив уровень и кач-во жизни населения разл. стран. Уровень жизни вкл. след. компоненты: здоровье, потребление продуктов питания. образование, занятость и орг-цию труда, жизнен. удобства, соц. обеспечение, одежду. отдых, права человека, реал. доходы и расходы. эк.активность, обесп-ть жильём. Кач-во жизни вкл-т 4 блока:1 кач-во насел-я (св-ва воспр-ва, спос-ть образовывать семьи, Ур-нь образованности. Ур-нь квалиф-ции);2 ур-нь жизни;3.соц. безопасность (Ур-нь физ. и имущ. безоп-ти, кач-во морально-полит. здоровья общественных и гос. сртуктур);4. кач-во окр. среды. Бел. модель эк.разв-я – это соц. ориентированная рын. эк-ка. Она гаран-ет выс. ур-нь благосостояния добросовестно работающим членам об-ва, достойное соц. обеспечение– нетрудоспособным, престарелым. инвалидам, женщинам, нах-хся в отпусккх по уходу за детьми, эфф. охрану жизни, здоровья, прав и свобод – всем гражданам. Соц. ориент рын. эк-ка базир. на принципах конституц гарантий личных прав и свобод граждан, свободы предпр-ва и добросов. конкуренции, выбора профессии и места работы, равенства всех форм собственности. гарантии её неприкосновенности, обесп-ние увязки благосостояния работника и рез-тов его труда, соц. защита нетрудоспос. и др. соц. уязвимых слоев населения, соц партнерство между гос-вом. профсоюзами и союзами предприн-лей. Гл. целью соц. пол-ки явл. обеспечение стаб. роста ур-ня и кач-ва жизни населения и созд. условий для разв-я челов. потенциала.Осн. напр. соц. пол-ки:1.созд. условий и возможностей всем трудоспсоб. гражданам зараб-ть сред-ва для удовлетв-ния своих потребностей;2. обесп-ние рационал. занятости населения на основе  сохранения раб.мест на действующих и перспективных предп-тиях, создание нов. раб мест, орг-ция работ по подготовке и переподготовке кадров;3. обесп-ние общего роста ден. доходов населения;4. повыш. роли оплаты труда как осн. источника ден. доходов населения и важнейшего стимула труд. акт-ти раб-в;5. постепенное приближение мин-ных и др. фиксированных доходов к бюджету прожит минимума на основе опережающего по с равнению с ростом цен повышения размеров мин. соц. гарантий в области доходов;6. содействие росту д-дов от самозанятости и предприн. деят-ти, формир-нию среднего класса как фактора соц. стабильности в об-ве;7 улучш. соц. обеспечения нетрудоспос.граждан на основе рефор-ния пенсионной системы и соц. страхов.;8 снижения ур-ня малообеспеч-ти и имуществ. дифференциации населения;9. повыш. степени защиты соц. уязвимых групп населения за счет адресной помощи малообеспеч гражданам, рационализации льгот.

Информация о работе Шпаргалка по "Экономической теории"