Шпаргалка по "Экономической теории"

Автор: Пользователь скрыл имя, 05 Апреля 2011 в 18:43, шпаргалка

Краткое описание

Работа содержит ответы на вопросы по дисциплине "Экономическая теория".

Файлы: 1 файл

Экономическая теория.doc

— 218.50 Кб (Скачать)

Факторы, влияющие на объем инв-ций: ожидаемая норма чистой прибыли; реальная ставка ссудного %; уровень ден. ср-в в секторе дом. х-в и слож-ся там склонность к сбережениям; объем осн капитала и проводимую в стране амортизационную политику; уровень налоговой нагрузки и наличие в стране бюджета развития; эфф-ть функ-ния в стране инвест-го механизма.

Мультипликатор инв-ций (М) = обратному значению предельной склонности к сбережениям. М = 1/ (1-МРС) = 1/ МРS.Чем меньше значение МРS, тем выше значение М.

Принцип акселератора - процесс, показывающий то, что многократное возрастание спроса на инвестиции м/б вызвано первичным ростом объема потреб спроса.

Для выражения  эффекта акселератора используется коэф-т акселератора (Ак).

Ак = прирост  чистых инв-ций / прирост потреб спроса.

Коэф-нт акселератора – числовой множитель, на который каждая ден. ед. приращ-го д-да (потреб спроса) увел-т чистые инв-ции. Инвестиционная программа на 2007 год предусматривает: 1. Совершенствование правовой базы, с целью создания благоприятного инвестиционного климата. 2.ряд приаритетов инвестиционной деятельности: а) жилищное строительство, б) развитие отрасли связи, в) здравоохранение, г) промышл. аграрн. сектора. В 2007 году инвестиции составили 25 трлн. руб. (в отношении к 2006 прирост на 15%). 14 янв. 2008 г. указом №2 утверждена инвестиционная программа на 2008 г. где: гос инвестиции составят 1 трлн. 490 млрд. руб. будут направлены на строительство 568 объектов, 257 из которых будут введены в эксплуатацию в текущем году.

   
22.Экономический рост, его факторы. Цикличность экономического развития.

ЭР – долгосрочная тенденция, характерезующая развитие соц-эконом системы, подтверждаемая положительными темпами роста ВВП (ВНП).

Цикл-эк.развития.-промеж.вр.м/ду 2 одинак.сост-ми эк-й коньюнктуры: цикл Жуглера (7-12 лет-основано на  период-сти инвет-го процесса,инициируещ-е изм-е ВВП); цикл Китчина (циклы «запасов» 2-4 г. (такие колебания имеют в своей основе законмер-ти денж-го обращения )); циклы Кузнеца связаны с периодичностью обновл-я осн.фондов и жилья; циклы Кондратьева (48-55 лет).

Источники цикличности: -детерминистические (инновации), - импульсные (жизнь солнца). Циклические колебания невозможно упразднить – только подготовиться к ним.

Факторы ЭР: наличие природных ресурсов, трудовых ресурсов, объём основного капитала, основные факторы производства.

Типы: -интенсивный (качественные преобразования), - экстенсивный (дополнительное вовлечение факторов).

ГосПрогИР (2007-2010) – предполагает: -создание 100 новых предприятий, - 386 современных производств, - модернизация 609 организаци, на основе внедрения 888 высоких технологий. Приоритеты: -ресурсосбережение и энергоэффективные технологии, - производство конкурентоспособной продукции. Результат: к 2010 году доля новой продукции в общем объёме составит 19%, доля инновационно-активных предприятий сотавит 25%,  2000 производств пройдут сертификацию по международным стандартам. На выполнение программы предоставлено 5 трлн. руб.  
 
 
 
 
 

 

23. Безработица: понятие, причины, виды, последствия и особенности в РБ.

Б. – экономическое явление, опредёленная часть экономически активного населения не занята в экономике. Уровень безработицы=численность безработных/численность экномически активного населения (в РБ=1%). Виды Б: фрикционная (связана с поиском или ожиданием работы (сущ. всегда, т.к. одни раб-ки находят желаемые раб. места, др. увольняются в поисках лучшей работы), - структурная (изменения в структуре экономики, падения спроса на одни виды профессий и рост спроса на др., включая ранее не сущ-е.), В отл-е от фрикцион. потеря работы при структур. связана с необх-ю смены спец-ти, переподг-ки и т.д.. в связи с этим структур. безраб. явл. более продолж-й и серьезной, чем фрикц-я. сумма двух последних=естественный уровень безработицы (по нормативам не более 5%), - циклическая (с колебаниями экономической конъюнктуры сов-й спрос на товары и услуги ум-ся, занятость сокр-ся, а безраб. растет.).

классификация безр-цы: 1. по продолж-ти разл-т кратко и долгосрочную безраб., 2. в зав-ти от хар-ра проявления – открытую, учитыв-ся офиц-ой статистикой, и скрытую, хар-ся наличием в пр-ве изл-х раб-ков, 3. по степени охвата разл. групп населения – осн-ю безр-цу лиц трудоспос-го возраста, молодежную и остаточную, охват-ю раб-в с ограничен-ой трудосп-ю и лиц предпенс-го и пенсионного возраста, 4. по отн-ю безраб-х к занятости – действит-ю, когда безраб-ные желают и могут трудиться, и фиктивную, когда у безр-ых нет желания, а со временем и возм-ти работать.

      Политика: -активная (применяются меры по предупреждению безработицы), -пассивная (выплата пособий, компенсаций).

Закон ОУКЕНА: если факт-ий ур-нь безр-цы превышает ест-й на 1%, то отст-е объема пр-ва сост-т 2,5%.

 Уровнение кривой Филлипса показывает, что темп инфляции обратно пропорционален темпу безработицы, а точнее, разнице м/ду ее факт-м и естест-м уровнями.если первон-ое пол-ние F1, то при ↓ инфл-х ожид-ий уровень инф-ции ↓ и кривая сместится в положение F3. При неблогоприятных в F2.

     Задачи  Государственной программы: Увеличение уровня занятости населения, вовлечение в экономическую деятельность незанятых граждан

     содействие  трудоустройству граждан, особо нуждающихся в социальной поддержке, – инвалидов, молодежи, граждан, освободившихся из учреждений уголовно-исполнительной системы Министерства внутренних дел, женщин, длительно неработающих граждан

     обеспечение занятости населения в малых городах и районах с устойчиво высоким уровнем безработицы

     повышение качества трудовых ресурсов

     снижение  дисбаланса между спросом и предложением рабочей силы

обеспечение социальной защиты временно неработающих граждан

     Объемы  финансирования Государственной программы 

     на  реализацию Государственной программы  в 2007 году будут направлены средства Фонда социальной защиты населения  Министерства труда и социальной защиты), а также иные средства, не запрещенные законодательством: всего в ценах 2006 года – 170 млн. рублей

 

24. Инфляция: понятие, причины, виды, последствия  и особенности в Республике Беларусь.

Инфляция - непрерывный, устойчивый и общий рост цен, который охватывает все национальное экономическое пространство.

   Причины:

   -повышение  цен должно выглядеть как устойчивая тенденция, охватывать всю национальную экономику, распространяться на основные виды потребительских и инвестиционных благ.

   -при  повышении цен не должно иметь  место повышение качества производимых  благ.

   -при  стабильных ценах товары должны  быть доступными для покупателей.

   -форс-мажор,  война, природные катаклизмы, кризисные  явления переходной экономики.

Инфляция есть обесценение национальных денег, снижение их покупательной способности.

   Внутренняя  инфляция отражается через постоянное повышение розничных цен, а также оптовых цен на инвестиционные товары на внутреннем национальном рынке.

   Внешняя инфляция отражается через снижение покупательной способности национальных денег на внешних рынках, прежде всего через снижение обменного курса национальной валюты (девальвация).

С учетом темпов прироста цен принято выделять: умеренную (до 9% в год), галопирующую (темп прироста до 40% в год);гиперинфляция (свыше 40% в год),

   Открытая - повышение уровня цен.

   Скрытая (подавленная) - цены формально остаются неизменными. Но доступ покупателей к товарам ограничен или вообще невозможен.

   Сбалансированная - повышение цен на основные товары, но натуральные пропорции обмена между основными видами товаров не изменяются.

   Несбалансированная - в разрезе товарных групп цены изменяются непропорционально.

Прогнозируемая  или ожидаемая — это такой рост цен, который хоз-щие субъекты в состоянии учесть в своем эк-ском поведении и к которому они готовы морально.

непредсказуемая инфляция - это такая инфляция, которая является неожиданной для всех хозяйствующих субъектов.

   Инфляция  спроса: взвинчивание уровня цен под воздействием факторов совокупного спроса. Факторы сдвига совокупного спроса: рост государственных закупок; увеличение инвестиций и рост спроса на инвест-нные товары; увеличение потребительских расходов вслед за повышением располагаемых доходов в секторе домашних хозяйств; кредитная экспансия коммерческих банков.

   Цена  предложения - издержки производства. Взвинчивание уровня цен, происходящее под воздействием повышения издержек производства.Факторы повышение издержек производства: рост цен на основные виды сырья и материалов, включая импортируемые; повышение з/п, когда ставки зарплаты превышают темпы роста производительности труда (инфляция роста зарплаты); возрастание налоговой нагрузки («инфляция налогов»);  
 

25. Финансовые отношения  и финансовые институты.  Госуд. буджет. Госуд.  долг.

Фин. система  - это сов-ть фин. отн-й, связ-х с образ-м, исп-м и распред-м фондов ден-х ср-в. Фин. отн-я вкл.: отн-я м/д гос-м и П, орг-ми, фирмами; м/д самими П-ми; м/д отдельными гос-ми. Стр-ра вкл.: госбюджет, мест. бюдж, фонды соц. имущ-го и личн. страх-я, финансы П, фин-ы населения и спец. ден. фонды.

Принципы  постр-я фин. сис-мы: 1. демократический  централизм – значит-я доля фин. рес-в (более 50%) сосред-на в руках  гос-ва; 2. фискальный федерализм – сов-ть мер предпр-х правит-ми орг-ми по изм-ю госрасходов и налогообл-я для дост-я пост-х перед эк-ой  целей, четкое распред-е функций м/д разл. ур-ми фин. сис-мы. Общее рук-во осущ-ся Мин-вом фин-в, кот. проводит единую фин. политику.

Бюджет  – крупнейший центр-й ден фонд, наход-ся в распор-и прав-ва, осн-й  фин. документ гос-ва, отраж-й стр-ру доходов и расходов гос-ва. Доходы показ-т ист-к пост-ния ден. ср-в (налоги, госзаймы, пост-ния от целевых респ-х фондов, ср-ва от ускор-й аморт-и, лицензии, пошлины, % по госинвестициям, доходы от продаж природн. ресурсов, внутр. и внешн. займы). Расходы показ-т направл-е и цели бюджетных ассигнований.

Бюджетный дефицит – сумма, на кот. за год  расходы прав-ва превышают его  доходы. Если прав-во созн-но закладывает  в госбюджет прев-е расходов над  доходами, то образ-ся структ-й бюдж-й деф-т(его план-т в связи с выполн-м опред-х соц-эк-х программ). Его покр-е происходит за счет внутр-го финанс-я (кредит НБ, выпуск гос-ых ценных бумаг) и входе выполн-я Госбюджета образ-ся полож-е сальдо м/д реально наблюд-м и структурн. бюдж-ми деф-ми, то возникает циклический бюдж. деф-т (он образ-ся в рез-те падения деловой акт-ти и сокр-я налог-х пост-й). В рез-те – недопроизв-во и недопост-е в госбюджет, - – рост выплат и пособий по безр-це и др. соц. программам).

Способы устран-я дефицита – увел-е дох-в либо сокращ-е расх-в, либо одновр-но и то и др.. Для РБ– ликв-я дотаций убыточным предпр-м , либо их замена на целевое финанс-ие программ; уменьш-е незаверш. строит-ва; разв-е платных услуг; стимулир-е НТП и пр-ва товаров нар-го потр-я на конверсионных П; сокр-е управл-го аппарата; жесткая кредитная политика; сокр-е на обороны; борьба с хищениями.

Дефицит госбюджета покр-т госзаймами ( в  виде продаж госбумаг). Превыш-е госдолга над ВВП более чем в 2,5 раза счит-ся опасным для эк-ки и устойч-го ден. обращ-я. Причины возн-я госдолга: войны, кризисы, цикл-й хар-р пр-ва, сниж-е налогов, дотации убыт-м предпр-м.

В РБ главным  ист-м покр-я явл. прямые кредиты  НБ гос.бюджету. Госдолг бывает внутр – долг гос-ва насел-ю, П, и внешний – задолж-ть гражданам, гос-м др. стран. Меры покрытия: погаш-е золотом, консолидация внешнего долга (превращ-е кратк-ых и среднеср-ых кредитов в долгоср-е). Сокращ-е размера внешнего долга в долгоср-й иностр. инвестиции, обращ-е должника к междунар-му банку (банк реконстр-ии и развития и международно-валютный фонд) 
 
 
 
 

Информация о работе Шпаргалка по "Экономической теории"