Автор: Пользователь скрыл имя, 05 Апреля 2011 в 18:43, шпаргалка
Работа содержит ответы на вопросы по дисциплине "Экономическая теория".
Рынок труда (РТ) – это система соц.-эк. отн-й между собственниками раб. силы и ее покупателями по поводу ее вовлечения в про-во, функц-я, воспр-ва. Особ-ти: 1) спрос на РТ явл-ся производным от спроса на товары и услуги; 2) специфичность товара – раб .сила; 3) нельзя осущ-ть принцип «примата потреб-ля» (сущ-ет предл-е труда слабо защищенных слоев нас-я – женщины, молодежь и т.д.).
Функции РТ: 1) согласов-е эк. интересов суб-тов труд. отн-й; 2) обесп-е пропорц-ти распред-я раб. силы в соответствии со сложивш. обществ. раздел-ем труда; 3) поддержание динамич. равновесия между спросом и предл-ем раб. силы; 4) стимул-е эффект. и рац. занятости; 5) содействие формир-ю оптим. проф.-квалиф. структуры кадров.
Суб-ты РТ: 1) работники; 2) работодатели; 3) посредники м/у 1 и 2; 4) органы гос. власти; 5) профсоюзы, ассоциации.
Мех-м РТ опред-ся спросом и предл-ем, ценой раб. силы (зарплата, кот. бывает реальной (кол-во товаров и услуг, кот. можно купить) и номин. (сумма ленег)) и конкуренцией. Сущ-ют конкур. РТ и РТ с несоверш. конкур-ей. Сущ-ют профсоюзы, кот. добив-ся ↑ зарплаты, улучш-я усл-й труда, получения соц. выплат и льгот. При соверш. конк-и они либо увел-ют спрос (путем увел-я спроса на прод-ю, улучш-е кач-ва товаров, рекламы, либо уменьшают предл-е (введение лицензируемых специальностей, огран-е раб недели, женского и детского труда и т.п.).
Регулирование
РТ гос-вом в целом вкл. след. направления:
анализ рынка, разработка программы
занятости населения, информ. обеспечение,
проф. подготовка незанятого нас-я, трудоустройства,
соц. защита нас-я, фин. обеспечение.
16. Рынок земли. Рента и арендная плата. Цена земли.
Прир. ресурсы – это часть естеств. природы, кот. исп-ся или может быть использована общ-вом в целях удовл-я мат. и дух. потр-тей людей.
Важнейшим прир. ресурсов явл. земля, то есть пространство, на котором осущ-ся эк. деят-ть любого рода. Огранич-ть прир. ресурсов порождает монополию их присвоения отдельными соц. структурами: обществом, гос-ом, частными или акц. владельцами. В условиях тов.-ден. отн-ий собственник прир. ресурсов получает доход от владения данным фактором в виде ренты. Эк-ая рента представляет собой доход, получ. от исп-ия земли или любого др. прир. ресурса, кол-во которого ограничено в долгоср. периоде. Земля приносит доход ее владельцу в виде зем. ренты, не требующей от получателя предприн. деят-ти в сфере земледелия. Земля продается и покупается, то есть имеет цену. Цена земли зависит от вел-ны земельной ренты: чем больше зем. рента тем при прочих равных усл-ях выше цена данного участка земли. Его цена так же зависит от нормы ссудного % в момент купли продажи:
Р = (R/ r)*100%, где R – земельная рента, r – норма ссудного процента
Продав квадратный метр земли за цену Р и положив получ. ссуду в банк под % землевладелец будет иметь с этой суммы доход R, иначе продажа земли ему невыгодна. Поскольку конкретной формой проявления ренты служит арендная плата, которая может вкл-ть в себя еще и % на вложенный капитал, цена уч-ка земли будет определяться как: Р = (арендная плата / r) * 100%.
Зем. ренту можно рассм-ть и с др. точки зрения – как абс., дифференциальную и монопольную.
Абс. зем. рента порождается монополией частной собств-ти на землю. В силу этого арендатор уплачивает собственнику земли плату (ренту) за право ее использования. Дифф. зем. рента образуется как разница между обществ. и индив. ценой про-ва с/х товаров. Причем цена про-ва продукции с/х опр-ся по относительно худшим земельным уч-ам: худшие по плодородию (Д1 по плодородию) и местоположению (Д1 по местоположению) уч-ки. Дифф. рента, связ. с различиями в естеств. плодородии и местоположении отд. уч-ов по отн-ю к рынку, наз-ся дифф. рентой 1. Дифф. рента, связанная с добавочным вложением средств в землю, называется дифф. рентой 2.
Моноп.
зем. рента создается моноп. ценой
на редкостные товары, кот. опр-ся только
стремлением купить их и платежеспособностью
17. Рынок капитала. Физический и денежный капитал. Ссудный капитал и ссудный процент.
В усл-ях тов. пр-ва в собств-ти людей может находиться самое различ-е имущ-во: здания фабрик, заводов, оборуд-е, ж/дороги, банки, трансп. ср-ва, земельн. участки и т.д., использ-е которых приносит предпринимателю прибыль. Подобный вид капитала – это физ. кап-л, имеющий опред. натурально-веществ. форму. Но есть еще денежный капитал, который приносит прибыль посредством предоставления денег в ссуду лицам, в данный момент нуждающихся в них. Посредством этой операции ден. кап-л превращается в ссудный.
Рынок кап-ла явл-ся частью кредитного рынка. Рынок капитала включает:
1) рынок среднеср. ссудного кап-ла; 2) р. долгосрочного СК; 3) фин. рынок; 4) рынок золота.
Ссудный
капитал – это денеж. кап-л, отдаваемый
собственником денег
Источники СК: 1) ден. ср-ва, высвобожд-ся в процессе кругооборота промыш-го и торгов.капитала; 2) ден.ср-ва рантье, т.е. собственников д. ср-в, накапливающих их за счет сдачи в ссуду и получения процентов; 3) личные сбережения граждан в банках; 4) доход банка.
Отношения м/у субъектами по поводу движущихся свободных денежных средств, осуществляемые при посредстве банков, предст-т собой рынок ссудного капитала.
Ссудный процент – цена, уплачиваемая собств-ку кап-ла за пользование его ден. ср-ми. Колич. выражением ссудного процента выступает ставка процента. Разл-ют номин. и реальную ставку процента. Номин. – это процентная ставка, выраженная в денеж. ед-цах. Реальная – это проц. номин. ставка с поправкой на инфляцию. Вел-на % зависит от степени риска, срочности, размера ссуды, конк-и, налогов.
Частью
рынка ссудных капиталов
18. Преимущества и недостатки рыночной экономики. Основные направления микроэкономического регулирования.
Преимущества рынка:
Недостатки рынка:
Меры микроэкономического регулирования государства, направленные на повышение эк эфф-ти:
1- обеспечение страны общ-ными благами (гос-во выступает как орган-р произ-ва общ-х благ, собирает налоги и оплачивает эти блага(нац. Оборона и правоохр-ная система).);
2- регулирование
случаев асимметричной
3- поддержка конкуренции (антимонопольная пол-ка);
4- регулирование внешних эффектов (устранение отр-ных последствий (борьба с загр-ем ОС) и стимул-ние полож-ых(гос расходы на образование), для того чтобы привести объемы выпуска благ в таких отраслях к величинам соот-щим общ-ным потр-тям);
5- снижение трансакционных издержек (развитие инфр-ры).
Социальная эфф-ть. Выделяют 2 направления гос пол-ки:
1. Перераспределение
доходов, направлено на
2. Регу-ние стр-ры потребления населения.
19.Понятие национальной экономики, ее структура. Основные цели и методы макроэкономического регулирования.
2. Сущ. 1)технич-кий и 2)соц.-эк-ий подход:
При 1) нац.эк. представл.собой совок-сть отраслей, видов производств, их состояние, характеризуемое V-м произв-ной прод-ции/выполне-х услуг, их кач-вом, степенью выполнения договоров и т.д. В нац.эк.выдел-т след. материальное и нематер-ое пр-во. Матер-ное-воздействие чел-ка на природу,в рез-те чего создаются пред-ты потребления и средства пр-ва. Немат-ное-услуги. При 2) нац.эк. предст-т собой совок-ть произ-ных отношений, соответствующих данной стадии развития производительных сил, базис общ-ва, определ-щим эл-том к-рого явл.отношения собственности.
Н.Э.
– экономика отдельно взятой страны в
её развитии. (АвгустФонШнёмер, М.Вебер,
марксистская школа). Структура Н.Э.
– в зависимости от критериев. 1.Воспроизводственная
(по крит характеру и видам осущ-ой. ХД),
субъекты: дом. Хозяйство, предпренимат-й.
сектор, государство. Подразделение –а)производство
средств производства, б) производство
средств потребления. 2. Социальная. 3. Отраслевая
– совокупность отраслей, качественно
однородных хоз. единиц с особыми условиями
функционирования. 3.Территориальная –
делние НЭ на экономические районы (в РБ
118 районов). 4. Инфраструктура НЭ – совокупность
институтов, осуществляющие деятельность
в пределах особых рынков, и выполняющих
определённые функции. Цели
и методы:1) Рост благосостояния граждан
на основе высоких темпов производства
национального продукта (показатель –
положительная динамика ВНП (ВНП в РБ -96,05
трлн. Руб.), в том числе ВНП на душу населения).
2. Высокий уровень занятости населения
(Закон Oyken), в РБ занято 4,5 млн. человек,
безработица 1%. 3.Стабильный уровень цен
(В РБ 2007 год Индекс потребительских цен
составил 112,1%). 4. Социальная защита населения
(показатель доли населения с доходами
ниже прожиточного минимума (в РБ менее
10% - допустимый порог)). 5. Активный внешнеторговый
баланс (январь-ноябрь 2007 года: экспорт=21,8
млрд. $, импорт 25,4млрд. $). 6. Экономическая
эффективность (усреднённый показатель
рентабельности, в РБ около 13%). 7. Экологическая
безопасность.
20.Совокупный спрос и совокупное предложение. Макроэкономическое равновесие.
(Кейнс), Совокупный спрос – сумма всех расходов на конечные товары и услуги, произведённые в экономике. Y=c+i+g+x, где y – совокупный спрос (объём производства), с – потребительские расходы, i – инвестиции, g – государственные расходы, x- чистый экспорт (экспорт - импорт). Совок-й спрос-потреб-ть в товарах и усл-х, представ-я в денеж.форме, со стороны нас-я, гос-ва, предп-я, иностран-х стран.
Нисходящая форма кривой пок-ет, что при более низком ур-не цен будет реализ-тся=> и произ-тся >-й V-м национ-го про-та.
Фак-ры: Ценовые (эффект %ст-ки, эф-кт матер-х цен-стей, эф-кт импортных закупок). и неценовые (изм-я в потребит-х расходах (кач-во), благосостояния потреб-ля (зависит от фин-вых активов:акции, облигации), задолж-ть потр-лей:кердит, налоги).
Совок-е предл-е-кол-во благ и услуг, предост-ное всеми произв-лями на рынке.
Повыш-е цен стимул-ет увел-е пр-ва тов-ов, а сниж-е сопров-тся умен-м V-а их пр-ва. Горизонтальный отрезок-рабочая сила бездей-ет;
верт-й-все произ-ные мощности загружены, полная заня-ть, высокий ур-нь цен; промеж-ный-движ-е реал-го V-а пр-ва вправо и ур-ня цен вверх. Нецен-вые ф-ры: цены на рес-сы,производ-сть труда, изм-е правовых норм (налоги, субсидии).
Макроэк-е
равн-е – сотоя-е нац.эк-ки, при
к-ром достиг-ся рав-во сов.спроса и
сов.предл-я. (дост-ся мах V пр-ва, full занят-ть
и умер-й ур-нь цен). Пересеч-е кривых сов.спроса
и сов.предл-я пок-ет равновес-й ур-нь цен
и равновес-й V-м нац.пр-ва.
21. Инвестиции и их влияние на объем национального производства. Инвестиционная политика в Республике Беларусь.
Инвестиции – один из компонентов совокупных расходов, который предполагает долгосрочные вложения с целью получения доходов.(критерий: сопоставление ожидаемой нормы прибыли с реальной ставкой %.) график спроса на инвестиции имеет отрицательный наклон. Помнить! Y=c+i+g+x
Разл-т фин-вые (покупка цен-х бумаг) и реальные инв-ции (влож-я кап-ла в пром-ность, с/х, строит-во, образ-е и др., рез-том чего явл.образование new кап-ла/приращение наличного кап-ла (здания, оборудование, товаро-материальные запасы и т.д.). Фин-вые же – влож-я кап-ла в акции, облигации, иные ценные бумаги (прироста реал-ного кап-ла не происходит, происходит лишь покупка, передача титула собственности.