Шпаргалки по "Экономической теории"

Автор: Пользователь скрыл имя, 28 Февраля 2013 в 21:56, шпаргалка

Краткое описание

Экономическая теория — дисциплина экономической науки. Представляет собой теоретическое и философское основание экономической науки. Состоит из множества школ и направлений. Экономическая теория не стоит на месте и её развитием в исторической перспективе занимается история экономических учений.

Файлы: 1 файл

gotovye_ekonomicheskaya-teoriya_1.doc

— 2.13 Мб (Скачать)

 

 

 

21. Эластичность предложения по цене. Эластичность предложения в мгновенный,краткосрочный и долгосрочный периоды.

 

Эластичность предложения  показывает (измеряет) степень реакции  поставщиков товаров на изменение  цен.

Эластичность  предложения по цене показывает относительное  изменение объема предложения под  влиянием изменения цены на один процент.

Предложение эластично, когда оно изменяется в большей  степени, чем цена и наоборот.

Коэффициент эластичности предложения по цене определяется по методике аналогичной исчислению коэффициента эластичности спроса по цене.

EpS =

∆Q/Q

∆P/P


Изменение спроса и предложения  при изменении цены происходит во времени. Особенно большое значение фактор времени имеет для характеристики эластичности предложения. Различают  кратко- и долгосрочный периоды. Эластичность предложения по мере увеличения временного периода возрастает. раздел-ся 3 периода, кот влияют на него:

1)мгновенный – характер-ся тем,что  реализ-я подлежит уже произведенных  т-в, кот поступают в продажу  по установленной рын цене, поэтому  предл-е должно подстраив-ся под  спрос, и в этом случае оно будет совершенно неэластичным, т.е ES=0.

2) краткосрочн – характер-ся  тем, что произв-ль в некот  мере может отреагирвать на  изм-е цены за счет переменных  факторов пр-ва. Эл-ть предл-я в  этом случае будет положительной,  т.е ES>0.

3)долгоср-й – характ тем, что произв-ль в сост-и изменить свои произв-е мощности, обновить оборуд-е и сделать структурную перестройку произв-ва. Этого времени достаточно для того, чтобы в отрасль вошли нов производ-ли и увеличение объемов предлож-я достигнет максимальн величины, т.е E S >1.

 

 

 

 

 

22. Потребности и полезность. Закон убывающей предельной полезности Кардинализм иординализм в теории потребления. Правило максимизации полезности.

1 вариант ответа на  вопрос 

Потребн-ти явл предпосылкой произв-ва, а потребление его конечной целью. Поэтому теория потребления или теория поведения потребителя явл важной частью микроэкономики. Она объясняет формиров-е спроса, его стр-ру и взаимосвязь с ценами.

Целью любого потребления  явл полезность – cв-во экон благ удовлетворить потребн-ти, приносить удовольствие.

Теория потребления  имеет 2 направления:

  1. Количеств-й подход, или кардинализм;
  2. Порядков подход, или ординализм;

При количественном подходе  поведение потребителя рассматрив-ся с позиции общей и предельн полезн-ти.

Общая полезн-ть – полезн-ть всех составн частей блага, кот использ-ся потребителем;

Предельн полезн-ть –  полезн-ть каждой след-й ед-цы потребляемого  блага. Оценка полезн-ти явл индивид-м  процессом и связан с индивид-ми особенностями чел-ка. Однако сущ  общ черты определения полезн-ти всеми потребителями:

- потребн-ти неравнозначны,  потому кажд потреб-ль мысленно  распределяет свои потребн-ти  по значимости;

- потребн-ти облад-т  способн-ью к насыщению и по  мере этого убывают. Поэтому  кажд след ед-ца блага, потребляемая  человеком оценивается по полезн-ти ниже, чем предыдущ ед-цы этого блага.

Зависим-ть между полезн-ью и насыщением потребителей отраж-ся Законом предельн полезн-ти по мере увелич-я блага в употребл-и  общ полезн-ть возрастает, а его  предельн полезн-ть падает.

 Выбор потребителя  всегда связана с максимизацией полезн-ти потребляемых благ.

Максимизация полезн-ти сост в том, что портеб-ль будет  изменять набор потребляемых благ до тех пор, пока уровень полезн-ти, получаемый от расходования последней  ден ед-цы, не станет равным по всем покупаемым товарам.: MU1=MU2=MU3….; где U – полезность, MU – максимальная полезн-ть, 1,2,3 –блага. Это равенство означает, что предельн полезности этих благ должны быть равны. Но, в условиях рын экономики значимость имеет не только полезн-ть, но и ее соотнош с ценой т-в. Такое состояние назыв взвешенной предельной полезн-ью. Условием максимизации полезн-ти теперь будет равенство взвешенных предельных потребителей:    если взвешенные предельн полезн-ти не равны, то потребитель должен изменить кол-во благ в употреблении. Разница между ценой, кот потребитель готов заплатить за данный т-р и реальной ценой данного товара, выйгрышем потребителя.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2 вариантответа на  вопрос 

Потребительское поведение  рассматривается с позиции кардиналистской  и ординалистской концепций. Кардиналистская концепция исходит из того, что потребитель умеет измерять предельную полезность товаров и услуг, в соответствии с которой он строит свои потребительские предпочтения.

Под предельной полезностью  понимается прирост общей полезности товара при увеличении объема его потребления на одну единицу.

По мере того, как количество потребляемого товара растет, предельная полезность каждой дополнительной единицы уменьшается.

В этом заключается закон  предельной полезности, лежащий в  основе закона спроса.

Потребитель располагает  свои потребности в соответствии с собственными предпочтениями и  стремится приобрести на ограниченный доход такой набор товаров, который  позволил бы ему в максимальной степени  удовлетворить потребности. Это  достижимо лишь при соблюдении правила максимизации полезности, при котором предельные полезности приобретаемых товаров в расчете на одну денежную единицу оказываются одинаковыми.

Подход с позиций ординалистской концепции потребительского выбора предполагает использование кривых безразличия и бюджетной линии. Здесь индивидуальные предпочтения товаров строятся не на количественном измерении полезности, а на способности покупателей точно сказать, предпочитают ли они набор товаров А другому набору товаров В, либо наоборот, или оба набора потребителю безразличны. Полезность имеет в этом случае порядковую измеримость.

Кривая безразличия графически изображает наборы продуктов, обладающих одинаковой полезностью. Множество кривых безразличия составляет карту безразличия, где более высокая кривая безразличия отображает относительно большую полезность.

Кривые безразличия  имеют нисходящий характер и демонстрируют  уменьшающиеся предельные нормы замещения (МRS), в соответствии с которыми одно благо может быть замещено другим без изменения общей величины полезности для потребителя.

Если кривые безразличия  характеризуют предпочтения потребителя, то бюджетная линия определяет его возможности. Она представляет собой прямую линию с отрицательным наклоном, графически отображающую множество наборов из двух продуктов, требующих одинаковых затрат на их приобретение. Точка касания бюджетной линией самой высокой кривой безразличия определяет равновесие потребителя. В этой точке он максимизирует удовлетворение потребностей. МRS в данной точке равна обратному соотношению цен товаров.

Правило потребительского выбора в кардиналистской концепции:

 

 

Правило потребительского выбора в ординалистской концепции

В точке С находится оптимальный для потребителя набор.

 

 

23. Предпринимательство: сущность, функции, виды. Организационно-правовые формыпредпринимательства

 

Предпринимательство, бизнес — самостоятельная, осуществляемая на свой риск деятельность, направленная на систематическое получение прибыли  от пользования имуществом, продажи  товаров, выполнения работ или оказания услуг лицами, зарегистрированными в этом качестве в установленном законом порядке. Эффективность предпринимательской деятельности может оцениваться не только размерами полученной прибыли, но и изменением стоимости бизнеса (рыночной стоимости предприятия, гудвилла). Предпринимательство, бизнес — важнейший атрибут рыночной экономики, пронизывающий все её институты.

Предпринимательством  можно заниматься в разных сферах. Помимо общего предпринимательства, выделяют социальное и технологическое предпринимательство.

Формы предпринимательства

  • Индивидуальное
  • Коллективное
    • Полное товарищество
    • Товарищество на вере
    • Общество с ограниченной ответственностью
    • Общество с дополнительной ответственностью
    • Закрытое акционерное общество
    • Открытое акционерное общество
  • Государственное

В экономической литературе выделяются три основные функции предпринимательства. Первая функция — ресурсная. Для любой хозяйственной деятельности необходимы экономические ресурсы — факторы производства. К ним относятся, как отмечалось, прежде всего естественные ресурсы — земля, полезные ископаемые, леса и воды. Важными являются инвестиционные ресурсы — машины, оборудование, инструменты, транспорт, другие средства, используемые для производства товаров и услуг и доставки их потребителю, а также собственно финансовые ресурсы. Третий вид ресурсов — это человеческие трудовые ресурсы. Они определяются качественным и количественным составом рабочей силы, ее квалификацией, специализацией, уровнем занятости и т.п.

За последнее время  в теории и на практике все чаще акцент делается на значимости еще одного ресурса — предпринимательской способности. Предприниматель, берущий на себя инициативу новаторского, нетрадиционного соединения факторов производства — земли, капитала, труда, — способствует росту производства товаров и услуг, повышению эффективности экономики. Добивается он этого, осуществляя вторую функцию предпринимательства — организаторскую. Предприниматель использует свои способности, чтобы обеспечить такое соединение и комбинирование факторов производства, которое наилучшим образом приведет к достижению цели, получению высокого дохода.

Третья функция предпринимательства  — творческая, связанная с новаторством. Ее значение особенно возрастает в  условиях современного научно-технического прогресса. В связи с усилением функции, связанной с инновациями, создается новый экономический климат для предпринимательства. Растет рынок научно-технических разработок, или венчурного предпринимательства, занятого внедрением новинок техники и технологий. Развивается информационная инфраструктура предпринимательства, расширяется доступ к полезной информации, укрепляются патентно-лицензионные службы, сеть банковских информационных данных, накапливаемых с помощью электронно-вычислительной техники. В развитых странах делается ставка на информационный бизнес (Япония), на новые технологии (Германия, Франция), на наращивание интеллектуального потенциала (США).

 

 

 

24. Фирма (предприятие) как хозяйственный субъект. Цели и виды фирмы.

 

В отличие от теории потребления в теории производства рассматриваются не потребители, а субъекты производства, хозяйствования. Они ведут хозяйственную деятельность, т.е. используют ресурсы, осуществляют выпуск продукции или оказывают услуги. К ним применяются термины «предприятие», «производитель», «фирма». Следует различать, какой смысл вкладывается в термин «предприятие» в каждом конкретном случае. В узком понимании имеются в виду отдельный завод, фабрика, сельскохозяйственная организация или организация сферы услуг, имеющие законченный производственный цикл и выход на рынок. Предприятие в широком понимании – это фирма, состоящая из одного или нескольких заводов или других единиц, собственник или собственники которой являются организациями хозяйственной деятельности, самостоятельными рыночными субъектами, подчиняющимися единой цели. Отрасль представляет собой совокупность фирм или предприятий, выпускающих однотипную продукцию (машиностроение, электроника, пищевая промышленность, розничная торговля, банковское дело и др.).

Хозяйствующие субъекты делятся на коммерческие и некоммерческие. Первые работают ради прибыли, их деятельность связана с коммерческим риском и самоокупаемостью, свободой предпринимательства и частной собственностью. Вторые создаются ради удовлетворения общественных потребностей и часто являются неприбыльными, финансируемыми за счет госбюджета или каких-либо фондов.

Виды предприятий можно  классифицировать по разным признакам.

По формам собственности выделяют: частные, государственные, иностранные.

По сфере деятельностиразличают предприятия: промышленные, сельскохозяйственные, торговые, транспортные, строительные и др.

В зависимости  от размера делятся: на малые, средние и крупные. Каждый из видов предприятий имеет свои преимущества и недостатки.

По организационно-правовым формам делятся на: единоналичное владение, партнерство, корпорация, (акционерное общество).

Предприятие может осуществлять различные виды деятельности, принимать любые решения, если это не запрещено законом: самостоятельно решает проблемы масштаба производства, способы его организации, методов финансирования, выбора форм и систем заработной платы, организационной структуры управления, способов и места реализации продукции.

Предприятие выполняет  следующие функции:

  1. Производство продукции и оказание услуг, удовлетворяющих индивидуальные и общественные потребности.
  2. Максимизация прибыли – на основе поиска эффективных решений рационального сочетания факторов производства, повышения качественных характеристик выпускаемой продукции и оказанных услуг. Максимизация прибыли является долгосрочной целью предприятия.

Характерные черты  предприятия:

  1. Организационное и технико-экономическое единство, обусловленное разделением и кооперацией труда.
  2. Экономическая обособленность и самостоятельность, которые проявляются в:

а) обособленности ресурсов предприятия;

б) ответственности за результаты производства;

в) возмещении затрат по осуществлению хозяйственной деятельности за счёт собственных средств;

г) локализации цели хозяйствования.

 

 

 

25. Производственная функция в краткосрочном периоде. Закон убывающей отдачи. Общий,средний и предельный продукт: понятие, способы расчета и их взаимосвязь. Кривыепродукта и их формы.

 

Производственная функция  выражает взаимосвязь между факторами  производства и дает возможность  определить долю участия каждого из них в создании товаров и услуг.

Краткосрочным переходом  называют тот временной интервал, в течение которого невозможно изменить затраты хотя бы одного фактора производства.

Информация о работе Шпаргалки по "Экономической теории"