Шпаргалки по "Экономической теории"

Автор: Пользователь скрыл имя, 28 Февраля 2013 в 21:56, шпаргалка

Краткое описание

Экономическая теория — дисциплина экономической науки. Представляет собой теоретическое и философское основание экономической науки. Состоит из множества школ и направлений. Экономическая теория не стоит на месте и её развитием в исторической перспективе занимается история экономических учений.

Файлы: 1 файл

gotovye_ekonomicheskaya-teoriya_1.doc

— 2.13 Мб (Скачать)
  • пользование – отношение по поводу извлечения полезного эффекта блага; (это то, что экономист обозначает категорией присвоения);
  • владение – общественная форма присвоения, обеспечивающая общественное признание прав субъекта на благо; это фактическое обладание имуществом, без чего все остальные права собственности не могут быть реализованы;
  • распоряжение, обеспечивающее функционирование собственности, принятие решений по использованию и управлению объектами собственности. (Действия связанные с отчуждением имущества от его владельца – продажа, дарение, обмен, сдача в аренду, передача по наследству).

В условиях социальных взаимосвязей включение субъектами благ в свою жизнедеятельность возможно лишь путем  отчуждения от других членов общества.

Отчуждение –  отношение обратное присвоению, в  результате которого утрачиваются блага и их полезные эффекты.

Указанные права могут  перераспределяться между различными субъектами. Так, арендатор владеет  и пользуется арендованным имуществом, но не может его отчуждать. При  этом пользование может быть так  же обусловлено определенной направленностью. Так, земля сдается в аренду исключительно для ведения сельского хозяйства; договор аренды может предусматривать право арендатора сдавать арендованное имущество в субаренду, что означает предоставление арендатору определенных прав распоряжения арендованным имуществом, и т.п.

Согласно экономической  теории «прав собственности», четкое определение прав собственности  и их неукоснительное соблюдение является важнейшим условием эффективного функционирования экономической системы. В данной теории не ресурс сам по себе является собственностью, а «пучок» или «доля прав» по использованию ресурс.

В СООТВЕТСТВИЕ С КОНСТИТУЦИЕЙ Р.Б. ВЫДЕЛЯЮТ 2 ВИДА СОБСТВЕННОСТИ:

1. Государственная (а. республиканская  (собственность Р.Б.) Б. Комунальная (собств. АТЕ) 

2. Частная – является собственность  отдельных граждан и не государственных  юр.лиц  
10. Натуральное хозяйство и его основные черты. Товарное производство и его основныечерты. Условия возникновения и развития товарного производства.

 

Натуральное хозяйство — примитивный тип хозяйствования, при котором производство направлено только на удовлетворение собственных потребностей (не на продажу). Все необходимое производится внутри хозяйственной единицы, при этом не возникает потребность в рынке.

Главными чертами натурального хозяйства являются неразвитость общественного  разделения труда, изолированность  от внешнего мира; самообеспеченность средствами производства и рабочей  силой, возможность удовлетворения всех или почти всех потребностей за счет собственных ресурсов.

Развитие производительных сил общества и общественного  разделения труда объективно подготавливают условия для смены натурального хозяйства товарным, где происходит специализация производителей на изготовлении одного какого-либо товара.

В рабовладельческом  обществе и при феодализме натуральное  хозяйство оставалось господствующим, несмотря на развитие обмена и товарно-денежных отношений.

Натуральное хозяйство  до настоящего времени сохранилось  в экономически отсталых районах  земного шара (Азия, Африка, Латинская Америка), где до колонизации их европейцами господствовали родо-племенные или феодальные отношения. В странах, освободившихся от колониальной зависимости в середине XX века 50—60% населения было занято в натуральном или полунатуральном хозяйстве.

В современной Беларуси натуральное хозяйство представлено личными подсобными хозяйствами крестьян и садово-огородными участками городских жителей.

Товарное хозяйство — форма экономической организации, когда товары производятся отдельными обособленными производителями и для удовлетворения потребностей требуется обмен (торговля).

Условия возникновения: Товарное производство возникает еще в первобытной общине. С увеличением объёмов производства возникает специализация - разделение труда. Отдельный производитель уже не производит самостоятельно всё необходимое. Часть произведенного обменивается на продукты чужого труда. Постепенно обмен становится необходимой частью повседневной жизни.

Основные черты  товарного хозяйства

  • Продукция производится с целью продажи
  • Общественное разделение труда и специализация на выпуске какого-либо товара
  • Товарно-денежные отношения носят всеобщий характер
  • Связь между производством и потреблением опосредована рынком

Преимущества  развитого товарного хозяйства

  • товарное производство ориентировано на рост производительности труда, на НТР
  • появляется возможность потребления широкого спектра товаров
  • конкуренция заставляет производителей учитывать интересы потребителей

Виды товарного хозяйства:

Простое товарное хозяйство

Основной объём производства имеет натуральный характер, когда произведенное потребляется самими производителями без обмена. Основная цель обмена - получение дополнительных предметов для непосредственного удовлетворения собственных потребностей.Базируется на общественной (общинной) или частной собственности на средства производства. Применяется либо собственный труд (ремесленник, земледелец), либо подневольный (раб, крепостной).

Капиталистическое развитое товарное хозяйство

Основной объём производства носит  товарный характер, изначально предназначен для обмена. Основная цель обмена — получение прибыли.Базируется на частной собственности на средства производства. Применяется в основном наёмный труд. Рабочая сила становится товаром.

 

11. Понятие рынка, его  возникновение и развитие. Субъекты и объекты рынка

 

Рынок в экономической теории — это совокупность экономических отношений между субъектами рынка по поводу движения товаров и денег, которые основываются на взаимном согласии, эквивалентности и конкуренции.

Рынок — обязательный компонент товарного хозяйства. Без товарного производства нет рынка, без рынка нет товарного производства. Объективная необходимость рынка вызвана теми же причинами, что и товарное производство: развитием общественного разделения труда и экономическим обособлением субъектов рыночных отношений. Эти условия зарождались и развивались как единое целое, как единый процесс взаимодействия производства и сбыта продукции.

Субъекты  рынка – участники рыночных сделок (купли-продажи).

Субъектами  рынкаявляются предприятия (предпринимательские фирмы), домашние хозяйства, государство, объединенные в единую систему экономическими взаимоотношениями, выполняющими определенными функциями в общественном разделении и кооперации труда, производящие товары или услуги

Объекты рынка – это материальные и нематериальные блага, факторы и средства производства, вовлеченные в отношения купли-продажи.

Основными элементами рынка являются цены, спрос, предложение, конкуренция.

 

 

 

12. Структура и виды  рынка. Функции рынка. Инфраструктура рынка.

 

Рынок в функционирующей  экономической системе можно  рассматривать как самостоятельную  подсистему.

Если экономическую систему  представить в форме круга, то рынок, как самостоятельная подсистема будет представлен сегментом 1, сегмент 2 – государство, как подсистема хозяйствования, сегмент 3 – натуральное хозяйство, как подсистема экономической системы.

Рынок можно рассматривать  по географическому положению (местный, региональный, национальный, мировой), по характеру и объему продажи (розничная, оптовая торговля), по товарному ассортименту (рыбный, мясной, рынок одежды, обуви, жилья) и по ряду других признаков. Нас же, прежде всего, интересует деление рынков по видам или объектам производственных ресурсов:

1. Рынок средств производства 

2. Рынок рабочей силы

3. Рынок капитала и  финансов 

4. Рынок потребительских  товаров 

5. Рынок информационных  материалов и информационных  услуг 

Сущность рынка  проявляется в его функциях:

  1. Интегрирующая. На рынке происходит соединение сферы производства, сферы потребления и посредников, включение их в общий процесс обмена продуктами труда и услугами.
  2. Регулирующаядает ответ на вопросы «что производить», «для кого производить», «как производить».
  3. Стимулирующая проявляется в стремлении товаропроизводителей к созданию новой техники, способной уменьшить издержки производства и тем самым снизить цену.
  4. Контролирующая. Контроль за результатами производства, выявляет насколько продаваемая продукция соответствует нуждам потребителей как качественно, так и количественно.
  5. Информационная дает участникам рынка через постоянно меняющиеся цены информацию о спросе и предложении товаров и услуг на рынке.
  6. Экономичности предполагает сокращение издержек обращения.
  7. Реализация интересов рыночных субъектовобеспечивает взаимосвязь интересов продавцов и покупателей. У продавцов – в получении большего размера прибыли, у покупателей – удовлетворение потребности с наименьшими затратами.
  8. Санирующая–избавляет общественное производство от экономически слабых фирм.
  9. Дифференцирующая–дифференцирует товаропроизводителей по уровню доходности.

Свободный рынок характеризуется  следующими чертами:

— неограниченным числом участников рыночных отношений и  свободной конкуренцией между ними;

— свободным доступом к любым видам хозяйственной  деятельности всех членов общества;

— неограниченной свободой продвижения капитала и рабочей  силы;

— наличием у каждого  участника полной информации о рынке;

— стихийным установлением  цен в ходе свободной конкуренции;

— на свободном рынке  ни один участник не в состоянии  изменить рыночную ситуацию по своему усмотрению.

Инфраструктура  рынка – это совокупность учреждений, организаций, обеспечивающих функционирование рынка.

Инфраструктуру рынка  подразделяют на три вида:

  1. Инфраструктура товарного рынка – товарные биржи, предприятия розничной и оптовой торговли, аукционы, ярмарки, посреднические фирмы.
  2. Инфраструктура финансового рынка – валютные биржи, банковская система, страховые компании, небанковские кредитно-финансовые учреждения Сберегательные учреждения, пенсионные фонды, ломбарды).
  3. Инфраструктура рынка труда – биржа труда, служба занятости, переподготовки кадров, организации, занимающиеся переселением рабочих, межгосударственным обменом.

Кроме того, в  инфраструктуру рынка включают: службы информации, службы рекламы, консультативные службы или консалтинги, осуществляющие на коммерческой основе консультирование по вопросам хозяйственной деятельности, аудиторские компании, осуществляющие комплексную проверку финансово-хозяйственной деятельности фирм.

 

 

 

13. Совершенная конкуренция. Несовершенная конкуренция: монополия, олигополия,монополистическая конкуренция.

 

Совершенная конкуренция – рыночная структура, характеризуемая большим количеством мелких фирм, однородностью продукции, свободой входа и выхода и равным доступом информации.

Достоинства

Недостатки

  • стимулирует деятельность обособленных производителей;
  • содействует в контроле производителей друг друга;
  • приводит к снижению цен, повышению качества, расширению ассортимента, внедрению НТП;
  • уменьшает издержки.
  • обостряет противоречия между экономическими интересами;
  • усиливает экономическую дифференциацию в обществе;
  • обусловливает рост непроизводительных издержек;
  • побуждает к созданию монополий;
  • превращается в разрушительную силу для экономики без вмешательства государства.

 

Конкуренция, при которой не соблюдается хотя бы один из признаков совершенной конкуренции, называется несовершенной.

Монополистическая конкуренция — тип рыночной структуры несовершенной конкуренции. Это распространённый тип рынка, наиболее близкий к совершенной конкуренции.

Рынок с монополистической  конкуренцией характеризуется следующими особенностями:

  • Наличие множества продавцов и покупателей (рынок состоит из большого числа независимых фирм и покупателей), но не большего, чем при совершенной конкуренции.
  • Невысокие барьеры для вступления в отрасль. Это не означает, что открыть монополистическую конкурентную фирму легко. Такие сложности, как проблемы с оформлением регистраций, патентов и лицензий имеют место быть.
  • Чтобы выжить на рынке в долгосрочном периоде, монополистически конкурентной фирме необходимо производить разнородную, дифференцированную продукцию, отличающуюся от той, предлагаемой фирмами-конкурентами. Причем продукты могут отличаться один от другого по одному или ряду свойств (например по химическому составу);
  • Совершенная информированность продавцов и покупателей об условиях рынка;
  • Преимущественно неценовая конкуренция, крайне незначительно может влиять на общий уровень цен. Рекламирование продукции важно для развития.

Информация о работе Шпаргалки по "Экономической теории"