Шпаргалка по "Экономике"

Автор: Пользователь скрыл имя, 08 Февраля 2013 в 14:04, шпаргалка

Краткое описание

Работа содержит ответы на вопросы по дисциплине "Экономика"

Файлы: 1 файл

Шпоры по экономике.doc

— 488.00 Кб (Скачать)

От чего изменяется спрос ?

.изменение потребительского  вкуса 

.изменение числа покупателей 

.изменение дохода  покупателей 

.изменение цены на  сопряженные товары 

Законы падающего спроса: если цены на товары растут, то спрос падает

 

ОСНОВНЫЕ ЭЛЕМЕНТЫ РЫНОЧНОГО МЕХАНИЗМА И ИХ ВЗАИМОСВЯЗЬ

Рыночный механизм —  это механизм взаимосвязи и взаимодействия основных элементов рынка: предложения, спроса и цены.

Особенность рыночного  механизма состоит в том, что каждый его элемент теснейшим образом связан с ценой, которая служит основным инструментом, воздействующим на спрос и предложение. В частности, спрос находится в обратной зависимости от цены: с повышением цены товара спрос на него, как правило, сокращается и наоборот.

При этом спрос населения  зависит исключительно от розничных  цен на товары, а изменение оптовых  или закупочных цен не оказывает  непосредственного влияния на спрос  населения до тех пор, пока не будут  изменены розничные цены. Колебание оптовых цен воздействует на производственный спрос предприятий на средства производства.

Помимо связи через  цену, спрос и предложение влияют друг на друга и непосредственно, т.е. спрос — на предложение, а  предложение — на спрос. Например, предложение на рынке новых качественных товаров всегда стимулирует спрос на них, а рост спроса на отдельные товары в итоге вызывает необходимость в увеличении предложения этих товаров.

Изучение экономической  теории предполагает рассмотрение условий, позволяющих выявить соответствие запланированного и реально проведенного исследования целям его проведения,   которые  заключаются  в  получении  информации  о  характере причинно-следственных связей в структуре экономического явления. Причем условием данного соответствия является востребованностъ данной информации для установления взаимодействия экономического роста с интересами человека.

 

ЦЕНОВАЯ ЭЛАСТИЧНОСТЬ СПРОСА. ЭЛАСТИЧНОСТЬ ПРЕДЛОЖЕНИЯ

Эластичность -важнейшая  характеристика спроса, показывающая зависимость изменения величины спроса от изменения различных факторов ( цены, дохода и др.). Это показатель степени чувствительности (реакции) потребителей к изменениям цены товара. Спрос эластичен, если он сформировался при условии, что изменение его объема (в %) превышает процентное отношение снижения цен. К эл. Больше 1. В случае, когда степень снижения цен превышает показатель спроса на товары и услуги, спрос неэластичен. Коэф-т эластичности меньше 1. Если показатели падения цен и увеличения спроса, выраженные в процентах, равны, то-есть рост объема спроса лишь компенсирует снижение уровня цен, эластичность спроса

равна 1.

Факторы, влияющие на эластичность:

  • наличие хороших заменителей товаров
  • удельный вес в бюджете потребителя
  • размер дохода
  • качество товаров

размеры запаса

 

КАТЕГОРИЯ ПРЕДЕЛЬНОЙ ПОЛЕЗНОСТИ. ЗАКОН УБЫВАЮЩЕЙ  ПРЕДЕЛЬНОЙ ПОЛЕЗНОСТМИ

Предельная полезность (нем. Grenznutzen, англ. Marginal utility) — это  полезность, которую человек получает от использования ещё одной дополнительной единицы блага.

Другими словами, предельная полезность — это увеличение общей полезности при потреблении одной дополнительной единицы блага: MU=треуг-к TU: треуг-к Q.

где ΔTU — прирост общей  полезности, а ΔQ — увеличение количества потребляемого блага.

В условиях чистой конкуренции  определяет рыночную цену товара.

Закон убывающей предельной полезности

Закон убывающей предельной полезности утверждает, что, при постоянном потреблении определённого продукта, его предельная полезность начинает уменьшаться. Отсюда следует необходимость  понижения цены для того, чтобы побудить потребителя к увеличению покупок такого продукта. Однако, закон убывающей предельной полезности не всегда действует при малых количествах товара. Например, если человек принимает одну таблетку — он излечивается не полностью. Если две — то он излечивается полностью, и предельная полезность возрастает по сравнению с одной таблеткой. Однако дальнейшее потребление антибиотиков только вредит организму и предельная полезность становиться отрицательной.

 

ПОТРЕБИТЕЛЬСКИЙ ВЫБОР И БЮТЖЕТНЫЕ ОГРАНИЧЕНИЯ

В основе потребительского выбора покупателя лежат его предпочтения. При этом предполагается, что этот выбор представляет собой лучшую комбинацию благ (или потребительский  набор) из всех возможных комбинаций. Лучшую в том смысле, что этот потребительский набор приносит покупателю наибольшую полезность.

Правило максимизации полезности: Потребитель максимизирует полезность набора благ при данном бюджетном  ограничении, если отношение предельных полезностей благ к их ценам является одинаковым для всех благ. MU:P=MU:P

Потребитель максимизирует  полезность набора благ при данном бюджетном ограничении, если отношение  предельных полезностей двух благ равняется  отношению цен этих благ. MU:MU=P:P

Таким образом, мы ознакомились с важным разделом экономической теории, где рассматривается процесс формирования рыночного спроса. Данный процесс мы проанализировали на основе модели поведения потребителей на рынке. Анализ этой модели позволил нам сформулировать важнейшее правило потребительского поведения, правило максимизации полезности.

 

РАЦИОНАЛЬНЫЙ  ВЫБОР ПОТРЕБИТЕЛЯ

Понятия рационального  выбора и рационального поведения  потребителя играют важнейшую роль в экономической теории. Понятие  рациональности в экономической  науке употребляется в ином смысле, чем в других общественных науках, в которых оно означает «разумное», «адекватное ситуации». Рациональное поведение с экономической точки зрения подразумевает соответствие его разумным, с точки зрения экономики, интересам. Считается, что рациональный потребитель стремится максимизировать общую полезность потребляемых им благ.

Мы уже упоминали  полезность товара (или блага), как  свойство, которое характеризует  выбор потребителя. Вспомним, что  такое полезность:

Полезность блага  (utility)  - это способность экономического блага удовлетворять одну  или несколько человеческих потребностей.

Безусловно, для каждого  человека полезность отдельного продукта своя, ее непросто измерить и т.д. - у  теории полезности немало сложных и  даже противоречивых моментов, но существуют общие для всех потребителей закономерности, связанные с полезностью.

Рациональное поведение - поведение потребителя, направленное на максимизацию полезности потребляемых благ.

Рациональное поведение  иначе называют функциональным поведением, и спрос, определяемый этим поведением, также будет функциональным.

Функциональным рациональное поведение называют потому, что потребитель, увеличивая величину полезности, максимизирует, таким образом, функцию полезности, которую мы рассмотрим на этом занятии  позже.

Но мы-то с Вами знаем, что люди (а ведь потребители - прежде всего, люди) далеко не всегда ведут себя рационально.

 

ФИРМА КАК ХОЗЯЙСТВЕННЫЙ  СУБЪЕКТ. ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВО. ХОЗЯЙСТВЕННЫЕ  ОБ-ВА

Самостоятельно  хозяйствующий субъект наз.предприятием, если он создан в порядке, установленным действующим законодат-вом и осуществляет производство продукции, выполнение работ, оказание услуг в целях удовлетворения общественных потребностей и получения прибыли.

Предприятие образует юр.лицо, имеет наз-ние и печать, р/счет в банке. Юр.лицом принято считать орг-цию, представляющую в едином лице входящих в нее отдельных субъектов, имеющую в распоряжении обособлен.имущество, несущую самостоятельную имуществ. ответственность, выступ-ю в кач-ве самостоят-го субъекта права в роли истца, так и ответчика.

Предприятие м.осуществлять производств., коммерч., научно-исслед., инвестиционную и др. виды деятельности в соответ-вии с уставом предприятия, а также решать вопросы,связанные  с развитием социал.сферы (стр-во жилья для раб., содержание д/отдыха, д/лагерей, мед.учр-ний и т.д.), проводить природоохранные мероприятия, модернизацию произ-ва...

Ф-ции предприятия: организует производств.процесс, ведет  бух.учет, проводит поисковые научно-исслед.и  маркетинговые исследования, платит налоги, заключает договора с др.предприятиями и др.

 Организационно-правовые  формы предприятий (ОПФП).

ОПФП - это определенные, установленные з-ном и нормами  хоз-го права формы организации  и стр-ры упр-ния. Они дают возможность  чел-ку, гражданину, коллективу, обрести  официальный, правовой статус хозяйствующего субъекта.

Самостоятельно  хозяйствующий субъект наз.предприятием, если он создан в порядке, установленным  действующим законодат-вом и осуществляет производство продукции, выполнение работ, оказание услуг в целях удовлетворения общественных потребностей и получения прибыли.

ОПФП в целом  зависят от форм собств-сти на имущественных  комплекс предприятия. Т.обр., предприятия  делятся на гос. (муниципальные) и  частные (акционерные, кооперативные). Последние различаются в завис. от числа владельцев предпр-я, от ответственности за деят-тью предпр-я, от способов вкл. капитала в общий капитал.

ИЧП основано на личной собственности граждан (одно лицо владеет и получает весь доход  и несет всю ответственность).

Полное тов-щество основано на долевой собств-сти членов, и не является юр. лицом. Все члены несут полную ответственность. Прибыль делется пропорц-но вкладам.

Смешан. тов-щество (коммандитное) основано на долевой  собст-сти. Оно вкл.действит. членов (комплементариев), к-рые несут полную ответств-сть, и членов-вкладчиков (коммандистов), несущих ответств-сть в пределах своего вклада. Смеш тов-во - юр. лицо.

Тов-во с огр. ответ-стью (ТОО, акционерное общ-во закр.типа) - его усавной капитал  образ. только за счет вкладов учредителей. Каждый отвечает в пределах своего вклада. Прибыль распред. пропорц. вкладу. Гл. особенность - запрет на продвжу своих паев на открытом рынке.

Акционерн. общ-во открыт. типа - денежн. средста образуется путем выпуска и продажи акций. Владельцами акций могут быть юр. и физ. лица. Акционеры несут ответств-сть в пределах суммы своих акций. Направления и хар-р деят-ти АО м.б.различными, общей явл. цель - получ.прибыли.

Объединение предпр-тий  создается на основе договора (межфирм-го соглашения) в формах союза, ассоциации, концерна, межотрасл. или территор. объединений.Цель - в осуществлении дорогостоящих инвестиц. проектах, взаимном обслуживании участников ассоциации. Имщество явл. совместн. для ее членов.

Концерны - это  форма договорных крупных сверхобъединений обычно монопольного типа. Важнейший признак - единство собств-сти входящих в них фирм, предпр-тия, банков. Держателем контр.пакетов акций всех предпр-тий концерна явл. холдинговая компания. Мех-зм принятия решений в АО позволяет холдингу влиять на хоз., коммерч решения предпр-тий-членов концерна. холдинг направляет их деятельность в интересах концерна. Холдинг осуществляет централизацию и пеерераспределение фин средст участников концерна.

Консорциумы - временное  объдинение предприятий образуемые для решения конкретных задач, осуществление крупных инвестиционных, научно-технич., социал-х, экологич. проектов. Предпр-тие м.б. членом неск. консорциумов одновременно.

Хозяйств. ассоциация - объединение предпр-тия в целях  углубления специализации и развития кооперац-х связей, организация совместной деятельности. Для нее характерны менее тесные связи между предприятиями, возможность одновременно быть членом сразу неск. ассоциаций, централизация меньшего числа управленческих ф-ций, носящих сервисный хар-р.

Ассоциативные организац.стр-ры характерных для предпр-тий кап.стран:

— картель - договорное объединение предприятий, в основе лежит соглашение о квотировании объемов произ-ва, ценах реализации, условиях продажи, разграничении рынков сбыта. Каждое предприятие юридич. самостоятельно;

— синдикат - форма договорного объединения предприятий, предполагающая централизацию снабжения членов синдиката и сбыта производимого ими продукта. Т.обр., устраняется конкуренция между его участниками в обл. сбыта и закупок сырья. Коммерческая самостоятельность членов синтиката утрачивается полностью, производственная - частично. Предприятие юридич. самостоятельно. Участниками синдиката м.б. не только предприятия, но и объединения, концерны, тресты;

— тресты - форма объединения предприятий, при к-рой они полностью утрачивают свою юр., коммерч и произв. самостоятельность и подчиняются единому управлению.

Предприятие, созданное  на основе аренды и выкупа имущества  труд.коллективов. В рез-те формируется  смешанная государственно-коллективная собственность.

 

ПРОИЗВОДСТВЕННАЯ  ФУНКЦИЯ. КРАТКОСРОЧНЫЙ И ДОЛГОСРОЧНЫЙ ПРОИЗВОДСТВЕННЫЕ ПЕРИОДЫ

ПРОИЗВОДСТВЕННАЯ  ФУНКЦИЯ -  основное понятие неоклассических  моделях экономического роста: 1) с  макроэкономической точки зрения технологическая  взаимосвязь между объемом и факторами производства; 2) с микроэкономической точки зрения - техническое соотношение между количеством факторов производства и объемом полученной продукции.

 

 

ОПРЕДЕЛЕНИЕ ИЗДЕРЖЕК ПРОИЗВОДСТВА

Понятие издержек основывается на факте редкости ресурсов и возможности их альтернативного использования. Издержки со стороны фирмы - выплаты, которые фирма обязана сделать, или доходы, которые фирма должна обеспечить поставщику ресурсов для того, чтобы отвлечь эти ресурсы от использования в альтернативных производствах. Издержки бывают внутренние и внешние. Денежные доходы, которые фирма несет в пользу поставщиков сырья, топлива, энергию и др., называются внешними. Их называют также явными или бухгалтерскими издержками, потому что они отражаются в бухгалтерском учете предприятия и имеют форму денежных платежей поставщикам факторов производства и промежуточных изделий. Издержки на собственный ресурс (оборудование), называются внутренними или неявными. Статьи бухгалтерских издержек - это статьи затрат, образующих себестоимость продукции. Статьи следующие: материальные затраты, затраты на оплату труда, отчисления на социальные нужды, амортизация и прочие затраты. Издержки производства зависят от цен необходимых ресурсов, от технологии, т.е. от количества ресурсов, необходимых для производства. Экономисты считают издержками все платежи - внутренние и внешние, необходимые для изготовления продукта (услуги). Постоянные издержки производства - такие издержки, величина которых не меняется в зависимости от изменения объема производства. Постоянные издержки связаны с функционированием производственного оборудования фирмы, даже если фирма ничего не производит. К постоянным издержкам относится оплата обязательств по облигационным займам, рентные платежи, отчисления на амортизацию, страховые взносы, зарплату. Переменные издержки - такие издержки, величина которых меняется в зависимости от изменения объема производства. К ним относятся затраты на сырье, топливо, энергию, транспорт, трудовые ресурсы. Прирост суммы переменных издержек, связанных с увеличением объема производства на одну единицу, не является постоянным. Общая сумма издержек - это сумма постоянных и переменных издержек при данном объеме производства. Она будет уменьшаться при увеличении объема производства и нарастать при уменьшении предельной производительности. Переменными издержками предприниматель может управлять, постоянные - находятся вне контроля фирмы. Средние издержки - издержки в расчете на единицу продукции. Они используются для формирования цены. Средние постоянные издержки определяются путем деления суммарных постоянных издержек на количество произведенной продукции. Средние переменные издержки определяются путем деления суммарных переменных издержек на кол-во произведенной продукции. Средние общие издержки можно рассчитать путем деления суммы общих издержек на кол-во продукции. Предельные издержки - дополнительные или добавочные издержки, связанные с производством еще одной единицы продукции. Предельные издержки помогают определить предельную загруженность, выше которой производство не эффективно. С помощью предельных издержек можно определить минимальный эффективный размер предприятия.

Информация о работе Шпаргалка по "Экономике"