Автор: Пользователь скрыл имя, 08 Февраля 2013 в 14:04, шпаргалка
Работа содержит ответы на вопросы по дисциплине "Экономика"
ТИПЫ ЭКОНОМИЧЕСКИХ СИСТЕМ
. Социально-экономические системы
- это способ организации общественного производства.
Современные системы:
1.Традиционная экономика - базируется на ручном труде (слаборазвитые страны);
2.Командно-административная
система (СССР, КНДР). Присутствует
во всех странах (когда
а) государственный тип (собственность на средства производства);
б) всеобщая (роль государства);
3.Рыночная экономика:
а) частная собственность на средства производства;
б) роль государства минимальное.
Она базируется на цены, спрос, предложение, конкуренцию.
В чисто рыночной экономике проблемы что производить? как? и для кого производить?, регулирование распределения ресурсов осуществляются на основе взаимодействия производителей и потребителей, продавцов и покупателей в соответствии со спросом и предложением.
4.Смешанная экономика:
а) собственность - государственная и частная;
б) государство ограниченные рамки (автопилот), регулирующая роль государства. Рыночная экономика + плановая экономика. Рыночный механизм регулирования с государственным регулированием.
В большинстве стран смешанная экономика.
5.Социальная экономика. Защита человека, сближение жизненного уровня, снижение дифференциации в доходах.
Модели рыночной экономики:
1.Предпринимательская модель (США), 2.Социальная (Шведская модель), 3.Японская модель - приоритет общенациональных интересов.
НАТУРАЛЬНОЕ И ТОВАРНОЕ ПРОИЗВОДСТВО. ОБЩЕСТВЕННОЕ РАЗДЕЛЕНИЕ ТРУДА И ОБМЕН
Товарное хозяйство - производство продукции(услуг) для рынка, для продажи.
А)Общей основой возникновения и развития товарного производства является общественное разделение труда, специализация производителей, затем обособление производителей и появление частной собственности. Первое крупное разделение труда - разделение скотоводства и земледелия; второе - отделение ремесла от земледелия, далее появление отраслей.
Б)Обособление производителей,
появление частной
Различают простое и капиталистическое товарное производство. Простое базируется на частной собственности и личном труде товаропроизводителя. Капиталистическое - на частной собственности и использовании наемной рабочей силы.
Натуральное – товарное – капиталистическое. Товарное хозяйство имеет множество преимуществ перед натуральным. Движущие силы его развития:
1.разделение и специализация труда;
2.кооперация труда и производства;
3.заинтересованность
в повышении
4.состязательность, конкуренция;
5. использование достижений НТП.
СУЩНОСТЬ РЫНКА, ЕГО ФУНКЦИИ И УСЛОВИЯ ИХ РЕАЛИЗАЦИИ
Р - обмен товарами и услугами, организованный по законам товарного производства и обращения. Это механизм взаимодействия покупателей и продавцов, отношения спроса и предложения.
Р - совокупность сделок, актов купли-продажи товаров и услуг
Функции рынка:
Самуэльсон: "Ни одно правительство не может быть мудрее рынка".
Рынок - это есть совокупность экономических отношений производства и обмена товаров при помощи денег.
Начало учения о рыночной системе хозяйствования положил Адам Смит в работе «О природе и причине богатства народа» в 1776 г. Смит считает, что объективной причиной возникновения рынка является естественная ограниченность производственных возможностей человека.
Адам Смит называл рынок невидимой рукой. Учение Смита нашло свое дальнейшее развитие в трудах Маркса «Капитал», Ленина «По поводу так называемого вопроса о рынке» и австрийца Ф.Хайека, который определял рынок, как одну из форм спонтанного социального порядка.
Маркс и Ленин утверждали, что в основе рыночных отношений лежит общественное разделение труда.
В рыночной экономике рынок стоит непосредственно между производителями и потребителями, помогает им общаться на языке цен и решать три главных экономических вопроса:
что производить;
как производить;
для кого производить.
В командной системе
хозяйства между
В смешанной экономике между производителем и потребителем стоит рынок с элементами регулирования рыночных отношений.
Товарное производство функционирует в результате действия объективных экономических законов:
закон стоимости;
спроса и предложения;
закон о денежном обращении.
Закон стоимости требует, чтобы обмен товара осуществлялся в соответствии с качеством и количеством труда, затраченного на их производство.
Закон спроса и предложения - это объективный закон, который определяет соотношения между продавцами и покупателями.
Закон денежного обращения регулирует количество денег, которое необходимо обществу в дальнейший исторический период.
Все эти законы способствуют созданию рыночного механизма.
Рыночный механизм - это механизм формирования цен и распределения ресурсов, механизм взаимодействия продавцов и покупателей товара
РЫНОЧНАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ ХОЗЯЙСТВА: ПОТОК ТОВАРОВ И ПОТОК ДОХОДОВ. ИНФРАСТРУКТУРА РЫНОЧНЫХ ОТНОШЕНИЙ
Исходными экономическими
категориями товарного
Товар - благо (продукция,
услуги), которое удовлетворяет
Товар обладает двумя основными свойствами: потребительской стоимостью и стоимостью.
Потребительская стоимость - совокупность свойств товара, связанных непосредственно как с самим товаром, так и сопутствующими услугами, определяющих его способность удовлетворять потребности человека. Она составляет вещественное содержание богатства.
ПС относится ко всем продуктам(сырьё и т.д.)
ПС составляет вещественное содержание богатства.
Потребительская стоимость товара:
1.должна быть создана трудом;
2.должна удовлетворять потребности не ее создателя, а других людей;
3.должна обмениваться
на другой товар(механизм
Меновая стоимость - количественное соотношение, пропорция, в которой обменивается один товар на другой.
Т1 = Т2; Т1 = 2Т3
Один товар имеет множество меновых стоимостей.
Основой обмена одного товара на другой является стоимость - то общее, что свойственно всем товарам, а именно затраты труда. Труд, воплощенный или овеществленный в товаре, и представляет его стоимость. Это внутреннее свойство товара. Меновая стоимость является формой выражения этой стоимости.
Труд товаропроизводителя выступает в виде конкретного труда, затрачиваемого в виде определенной, целесообразной формы (труд слесаря, пекаря, сапожника), и абстрактного труда (общечеловеческого). Абстрактный труд создает стоимость. Разделение труда товаропроизводителя на конкретный и абстрактный труд обусловлено противоречием товарного хозяйства, выступающим в виде противоречия между частным и общественным характером труда.
Величина стоимости товара определяется не только затратами живого труда, но и овеществленного труда. Определяется общественно необходимыми затратами(существует разная квалификация призводителей) - средние условия производства, организация производства, ср. квалификация сотрудников, техническая оснащенность. Общественно необходимые затраты совпадают с индивидуальными затратами тех товаропроизводителей, которые реализуют на рынке основную долю товаров того или иного рода
ВС зависит от производительности труда.
Производительность труда - эффективность, результативность труда, измеряется:
1.затратами труда (рабочего времени) на единицу продукции;
2.количеством продукции за единицу рабочего времени.
ПТ зависит от квалификации, специализации и многих других факторов. Основным фактором повышения ПТ является использование НТП. 2 - квалификация, 3 - организация производства.
Интенсивность труда - затраты труда в единицу рабочего времени. Простой труд - не квалифицированный, сложный - квалифицированный, требует специальной подготовки.
ФУНКЦИОНИРОВАНИЕ РЫНКА. ПРЕИМУЩЕСТВА И НЕДОСТАТКИ РЫНОЧНОЙ СИСТЕМЫ
Рынок - это есть совокупность
экономических отношений
Р - обмен товарами и услугами, организованный по законам товарного производства и обращения. Это механизм взаимодействия покупателей и продавцов, отношения спроса и предложения.
Р - совокупность сделок, актов купли-продажи товаров и услуг
Классификация Р:
Рынки можно разделить по признакам: степень монополизированности(формы конкуренции), меры гос. регулирования, масштабность товарообменных процессов, региональная принадлежность, легальность, виды реализуемых товаров и услуг.
По форме конкуренции: высококонкурентный, немонополизированный, (идеальный), монополистической конкуренции с дифференциацией продукта, олигополистический, дуополистический, монополизированный(чистая монополия).
По виду товара: предметов потребления и услуг; жилой площади, зданий, недвижимости; средств производства(включая землю), имущества; инвестиций; денег и ценных бумаг; рабочей силы(труда, рабочих мест); инноваций, духовного, интеллектуального продукта.
по территориальному признаку(местные, национальные, региональные, мировой);
функциональный признак(оптовый
по потребительским
товарам(дефицитный-
Совокупность рынков одной страны наз. Национальным(внутренним) рынком. Он образует сферу обращения национальной экономики. Внутри него могут выделяться региональные рынки.
Классификация по территории: 1. Местный Региональный Национальный Межстрановых объединений Мировой.
Есть организованный, неорганизованный легальный - теневой
Бывают: - потребительский - дефицитный - перенасыщенный
Виды рынков: Рынок товаров и услуг Рынок ценных бумаг Рынок кредитных ресурсов Рынок недвижимости Рынок средств производства Рынок «ноу-хау» и другой информации Рынок труда Финансовый рынок или рынок капитала Рынок ссудного капитала Фондовые биржи
Различаются характером конкуренции: рынок свободной конкуренции чистая монополия (власть одного) монополистическая конкуренция (регулируется государством) олигополия (власть немногих)
Национальные рынки различаются валютой, налогами, национальными стандартами.
Рынок потребительских товаров - это рынок товаров широкого потребления. Он формируется в результате следующих мер:
1.путем развития
2.путем поддержания малых и средних предприятий.
3.налоговое и кредитное
стимулирование товаров
4.переход к свободному
ценообразованию на
5.постепенная отмена
дотирования убыточных
6.радикальный пересмотр
льготного перераспределения
Формирование этого рынка осуществляется на основе 2-х законов России: «О защите потребительского рынка» от 20.12.91г. «О защите потребителей» от 26.06.91г.
Инфраструктурой потребительского рынка являются магазины, сельские городские рынки, ярмарки, аукционы.
Рынок услуг включает производственные и непроизводственные услуги: транспортные, связи, ремонтные, лизинговые, аудиторские, страховые, юридические, бытовые, культурные.
Рынок потребительских товаров предназначен для продажи обширной группы товаров народного потребления, включая одежду, обувь, головные уборы, парфюмерию, бытовые товары, мебель, , лекарства, отдельные виды стройматериалов, транспортные средства личного и семейного пользования и др. товаров аналогичного назначения.
Рынок бытовых, коммунальных, информационных услуг - это платные услуги по бытовому обслуживанию населения(прачечные, химчистки, парикмахерские, транспортные услуги, услуги связи, охрана), на коммунальные услуги(водо-, тепло-, энерго-, газоснабжение жилищ, обслуживание лифтового хозяйства, поддержание нормального функционирования домов и квартир), услуги по ремонту жилья, бытовой аппаратуры и на информационные услуги(справки, реклама, размножение информации, консультирование, нотариат и т.д.) и др.
СПРОС И ПРЕДЛОЖЕНИЕ КАК ЭКОНОМИЧЕСКАЯ КАТЕГОРИЯ
формирования и распределения ресурсов, механизм взаимодействия продавцов и покупателей товаров по поводу установления цен и качества, объема производства, JJ
J структуры .Рыночное равновесие - это когда планы покупателей (спрос) и продавцов (предложение) совпадают так , что при данной цене величина предложения равна величине спроса.
Предложение - это масса товаров и услуг , которые предлагаются для реализации.
Свойства : способность к обмену , способность удовлетворить те или иные конкурентные потребности
Закон предложения : с повышением цен соответственно вырастает и величина предложения с понижением цен сокращается так - же и предложение.
Спрос - количество продукта , которое потребители готовы и в состоянии купить по некоторой цене из возможных в течение определенного периода цен