Шпаргалка по "Экономике"

Автор: Пользователь скрыл имя, 08 Февраля 2013 в 14:04, шпаргалка

Краткое описание

Работа содержит ответы на вопросы по дисциплине "Экономика"

Файлы: 1 файл

Шпоры по экономике.doc

— 488.00 Кб (Скачать)

 

ТИПЫ ЭКОНОМИЧЕСКИХ  СИСТЕМ

. Социально-экономические  системы

- это способ организации  общественного производства.

Современные системы:

1.Традиционная экономика  - базируется на ручном труде  (слаборазвитые страны);

2.Командно-административная  система (СССР, КНДР). Присутствует  во всех странах (когда управляемая  экономика):

а) государственный тип (собственность на средства производства);

б) всеобщая (роль государства);

3.Рыночная экономика:

а) частная собственность на средства производства;

б) роль государства минимальное.

Она базируется на цены, спрос, предложение, конкуренцию.

В чисто рыночной экономике  проблемы что производить? как? и  для кого производить?, регулирование  распределения ресурсов осуществляются на основе взаимодействия производителей и потребителей, продавцов и покупателей в соответствии со спросом и предложением.

4.Смешанная экономика:

а) собственность - государственная  и частная;

б) государство ограниченные рамки (автопилот), регулирующая роль государства. Рыночная экономика + плановая экономика. Рыночный механизм регулирования с государственным регулированием.

В большинстве стран  смешанная экономика.

5.Социальная экономика.  Защита человека, сближение жизненного  уровня, снижение дифференциации в доходах.

Модели рыночной экономики:

1.Предпринимательская  модель (США), 2.Социальная (Шведская  модель), 3.Японская модель - приоритет  общенациональных интересов.

 

НАТУРАЛЬНОЕ И  ТОВАРНОЕ ПРОИЗВОДСТВО. ОБЩЕСТВЕННОЕ РАЗДЕЛЕНИЕ ТРУДА И ОБМЕН

Товарное хозяйство - производство продукции(услуг) для рынка, для продажи.

А)Общей основой возникновения  и развития товарного производства является общественное разделение труда, специализация производителей, затем  обособление производителей и появление  частной собственности. Первое крупное разделение труда - разделение скотоводства и земледелия; второе - отделение ремесла от земледелия, далее появление отраслей.

Б)Обособление производителей, появление частной собственности.

Различают простое и  капиталистическое товарное производство. Простое базируется на частной собственности и личном труде товаропроизводителя. Капиталистическое - на частной собственности и использовании наемной рабочей силы.

Натуральное – товарное – капиталистическое. Товарное хозяйство  имеет множество преимуществ перед натуральным. Движущие силы его развития:

1.разделение и специализация  труда;

2.кооперация труда  и производства;

3.заинтересованность  в повышении производительности  труда;

4.состязательность, конкуренция;

5. использование достижений  НТП.

 

СУЩНОСТЬ РЫНКА, ЕГО ФУНКЦИИ И УСЛОВИЯ ИХ РЕАЛИЗАЦИИ

Р - обмен товарами и  услугами, организованный по законам  товарного производства и обращения. Это механизм взаимодействия покупателей  и продавцов, отношения спроса и  предложения.

Р - совокупность сделок, актов купли-продажи товаров и услуг

Функции рынка:

  • Ценообразующая;
  • Посредническая;
  • Информационная;
  • Регулирующая;
  • Санирующая (очистка рынка от неконкурентоспособных производителей).

Самуэльсон: "Ни одно правительство  не может быть мудрее рынка".

Рынок - это есть совокупность экономических отношений производства и обмена товаров при помощи денег.

Начало учения о рыночной системе хозяйствования положил  Адам Смит в работе «О природе и  причине богатства народа» в 1776 г. Смит считает, что объективной  причиной возникновения рынка является естественная ограниченность производственных возможностей человека.

Адам Смит называл  рынок невидимой рукой. Учение Смита  нашло свое дальнейшее развитие в  трудах Маркса «Капитал», Ленина «По  поводу так называемого вопроса  о рынке» и австрийца Ф.Хайека, который определял рынок, как одну из форм спонтанного социального порядка.

Маркс и Ленин утверждали, что в основе рыночных отношений  лежит общественное разделение труда.

В рыночной экономике  рынок стоит непосредственно  между производителями и потребителями, помогает им общаться на языке цен и решать три главных экономических вопроса:

что производить;

как производить;

для кого производить.

В командной системе  хозяйства между производителями  и потребителями создаются громоздкие необыкновенно дорогостоящие структуры с огромной численностью работников, которые пытаются решать эти три вопроса.

В смешанной экономике  между производителем и потребителем стоит рынок с элементами регулирования  рыночных отношений.

Товарное производство функционирует в результате действия объективных экономических законов:

закон стоимости;

спроса и предложения;

закон о денежном обращении.

Закон стоимости требует, чтобы обмен товара осуществлялся  в соответствии с качеством и  количеством труда, затраченного на их производство.

Закон спроса и предложения - это объективный закон, который  определяет соотношения между продавцами и покупателями.

Закон денежного обращения  регулирует количество денег, которое  необходимо обществу в дальнейший исторический период.

Все эти законы способствуют созданию рыночного механизма.

Рыночный механизм - это  механизм формирования цен и распределения  ресурсов, механизм взаимодействия продавцов  и покупателей товара

 

РЫНОЧНАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ  ХОЗЯЙСТВА: ПОТОК ТОВАРОВ И ПОТОК  ДОХОДОВ. ИНФРАСТРУКТУРА РЫНОЧНЫХ ОТНОШЕНИЙ

Исходными экономическими категориями товарного производства, а, следовательно, и рынка является товар и деньги.

Товар - благо (продукция, услуги), которое удовлетворяет потребности  человека и предназначено для  обмена, для реализации на рынке.

Товар обладает двумя  основными свойствами: потребительской  стоимостью и стоимостью.

Потребительская стоимость - совокупность свойств товара, связанных  непосредственно как с самим  товаром, так и сопутствующими услугами, определяющих его способность удовлетворять потребности человека. Она составляет вещественное содержание богатства.

ПС относится ко всем продуктам(сырьё и т.д.)

ПС составляет вещественное содержание богатства.

Потребительская стоимость  товара:

1.должна быть создана  трудом;

2.должна удовлетворять потребности не ее создателя, а других людей;

3.должна обмениваться  на другой товар(механизм купли-продажи). Товар должен обладать способностью  обмениваться на другие товары.

Меновая стоимость - количественное соотношение, пропорция, в которой  обменивается один товар на другой.

Т1 = Т2; Т1 = 2Т3

Один товар имеет  множество меновых стоимостей.

Основой обмена одного товара на другой является стоимость - то общее, что свойственно всем товарам, а  именно затраты труда. Труд, воплощенный  или овеществленный в товаре, и представляет его стоимость. Это внутреннее свойство товара. Меновая стоимость является формой выражения этой стоимости.

Труд товаропроизводителя  выступает в виде конкретного труда, затрачиваемого в виде определенной, целесообразной формы (труд слесаря, пекаря, сапожника), и абстрактного труда (общечеловеческого). Абстрактный труд создает стоимость. Разделение труда товаропроизводителя на конкретный и абстрактный труд обусловлено противоречием товарного хозяйства, выступающим в виде противоречия между частным и общественным характером труда.

Величина стоимости  товара определяется не только затратами  живого труда, но и овеществленного  труда. Определяется общественно необходимыми затратами(существует разная квалификация призводителей) - средние условия производства, организация производства, ср. квалификация сотрудников, техническая оснащенность. Общественно необходимые затраты совпадают с индивидуальными затратами тех товаропроизводителей, которые реализуют на рынке основную долю товаров того или иного рода

ВС зависит от производительности труда.

Производительность  труда - эффективность, результативность труда, измеряется:

1.затратами труда (рабочего  времени) на единицу продукции;

2.количеством продукции  за единицу рабочего времени.

ПТ зависит от квалификации, специализации и многих других факторов. Основным фактором повышения ПТ является использование НТП. 2 - квалификация, 3 - организация производства.

Интенсивность труда - затраты труда в единицу рабочего времени. Простой труд - не квалифицированный, сложный - квалифицированный, требует специальной подготовки.

 

ФУНКЦИОНИРОВАНИЕ  РЫНКА. ПРЕИМУЩЕСТВА И НЕДОСТАТКИ РЫНОЧНОЙ СИСТЕМЫ

Рынок - это есть совокупность экономических отношений производства и обмена товаров при помощи денег.

Р - обмен товарами и услугами, организованный по законам товарного производства и обращения. Это механизм взаимодействия покупателей и продавцов, отношения спроса и предложения.

Р - совокупность сделок, актов купли-продажи товаров и  услуг

Классификация Р:

Рынки можно разделить по признакам: степень монополизированности(формы конкуренции), меры гос. регулирования, масштабность товарообменных процессов, региональная принадлежность, легальность, виды реализуемых товаров и услуг.

По  форме конкуренции: высококонкурентный, немонополизированный, (идеальный), монополистической конкуренции с дифференциацией продукта, олигополистический, дуополистический, монополизированный(чистая монополия).

По  виду товара: предметов потребления и услуг; жилой площади, зданий, недвижимости; средств производства(включая землю), имущества; инвестиций; денег и ценных бумаг; рабочей силы(труда, рабочих мест); инноваций, духовного, интеллектуального продукта.

по территориальному признаку(местные, национальные, региональные, мировой);

функциональный признак(оптовый, неорганизованный);

по потребительским  товарам(дефицитный-недефицитный, национальные или импортные товары).

Совокупность рынков одной страны наз. Национальным(внутренним) рынком. Он образует сферу обращения  национальной экономики. Внутри него могут выделяться региональные рынки.

Классификация по территории: 1. Местный Региональный Национальный Межстрановых объединений Мировой.

Есть организованный, неорганизованный  легальный - теневой 

Бывают: - потребительский - дефицитный - перенасыщенный

Виды рынков: Рынок товаров и услуг Рынок ценных бумаг Рынок кредитных ресурсов Рынок недвижимости Рынок средств производства Рынок «ноу-хау» и другой информации Рынок труда Финансовый рынок или рынок капитала Рынок ссудного капитала Фондовые биржи

Различаются характером конкуренции: рынок свободной конкуренции чистая монополия (власть одного) монополистическая конкуренция (регулируется государством) олигополия (власть немногих)

Национальные рынки  различаются валютой, налогами, национальными  стандартами.

Рынок потребительских товаров - это рынок товаров широкого потребления. Он формируется в результате следующих мер:

1.путем развития предпринимательства  в сфере производства и сбыта  продовольственных и непродовольственных  товаров.

2.путем поддержания  малых и средних предприятий.

3.налоговое и кредитное  стимулирование товаров широкого  потребления.

4.переход к свободному  ценообразованию на большинство  товаров.

5.постепенная отмена  дотирования убыточных предприятий.

6.радикальный пересмотр  льготного перераспределения товаров широкого потребления.

Формирование этого  рынка осуществляется на основе 2-х  законов России: «О защите потребительского рынка» от 20.12.91г. «О защите потребителей»  от 26.06.91г.

Инфраструктурой потребительского рынка являются магазины, сельские городские рынки, ярмарки, аукционы.

Рынок услуг включает производственные и непроизводственные услуги: транспортные, связи, ремонтные, лизинговые, аудиторские, страховые, юридические, бытовые, культурные.

Рынок потребительских  товаров предназначен для продажи  обширной группы товаров народного потребления, включая одежду, обувь, головные уборы, парфюмерию, бытовые товары, мебель, , лекарства, отдельные виды стройматериалов, транспортные средства личного и семейного пользования и др. товаров аналогичного назначения.

Рынок бытовых, коммунальных, информационных услуг - это платные  услуги по бытовому обслуживанию населения(прачечные, химчистки, парикмахерские, транспортные услуги, услуги связи, охрана), на коммунальные услуги(водо-, тепло-, энерго-, газоснабжение  жилищ, обслуживание лифтового хозяйства, поддержание нормального функционирования домов и квартир), услуги по ремонту жилья, бытовой аппаратуры и на информационные услуги(справки, реклама, размножение информации, консультирование, нотариат и т.д.) и др.

 

СПРОС И ПРЕДЛОЖЕНИЕ КАК ЭКОНОМИЧЕСКАЯ КАТЕГОРИЯ

формирования и распределения  ресурсов, механизм взаимодействия продавцов  и покупателей товаров по поводу установления цен и качества, объема производства, JJ

J структуры .Рыночное  равновесие - это когда планы покупателей (спрос) и продавцов (предложение) совпадают так , что при данной цене величина предложения равна величине спроса.

Предложение - это масса  товаров и услуг , которые предлагаются для реализации.

Свойства : способность  к обмену , способность удовлетворить те или иные конкурентные потребности

Закон предложения : с  повышением цен соответственно вырастает  и величина предложения с понижением цен сокращается так - же и предложение.

Спрос - количество продукта , которое потребители готовы и  в состоянии купить по некоторой цене из возможных в течение определенного периода цен

Информация о работе Шпаргалка по "Экономике"