Себестоимость продукции и пути ее снижения на ОАО «Боруйскагромаш».

Автор: Пользователь скрыл имя, 14 Мая 2013 в 22:14, дипломная работа

Краткое описание

Цель работы: исследование себестоимости продукции промышленной организации на примере ОАО «Бобруйскагромаш» и поиск резервов ее снижения в организации. Методы исследования: сравнительного анализа, статистические, экономико-математические Исследования и разработки: изучена себестоимость продукции, ее сущность и роль на современном этапе развития экономических отношений, рассмотрены классификация издержек производства и состав себестоимости продукции; изучены источники и факторы снижения себестоимости продукции; проведен анализ себестоимости продукции ОАО «Бобруйскагромаш», предложены мероприятия по снижению себестоимости продукции на предприятии.

Оглавление

ВВЕДЕНИЕ 5
СЕБЕСТОИМОСТЬ ПРОДУКЦИИ, СУЩНОСТЬ И РОЛЬ НА СОВРЕМЕННОМ ЭТАПЕ РАЗВИТИЯ ЭКОНОМИЧЕСКИХ
ОТНОШЕНИЙ 8
1.1 Сущность себестоимости, ее виды и функции 8
1.2Состав затрат, включаемых в себестоимость продукции и их
классификация 11
Калькулирование себестоимости продукции 20
Резервы снижения себестоимости продукции 24
1.5Экономическая оценка снижения себестоимости промышленной
продукции и методы ее расчета 28
2АНАЛИЗ СЕБЕСТОИМОСТИ ПРОДУКЦИИ НА ОАО
«БОБРУЙСКАГРОМА» 33
2.1 Краткая характеристика предприятия 33
2.2 Анализ состава и структуры себестоимости продукции ОАО
«Бобруйскагрмаш» 40
Анализ себестоимости отдельных видов продукции 49
Анализ затрат на 1 рубль продукции 52
3 ПУТИ СНИЖЕНИЯ СЕБЕСТОИМОСТИ ПРОДУКЦИИ НА ОАО
«БОБРУЙСКАГРОМА» 58
3.1 Резервы снижения себестоимости продукции ОАО
«Бобру йскагромаш» 58
3.2Расчет эффективности мероприятий направленных на снижение
себестоимости продукции 61
З.ЗСовременные информационные технологии на предприятии и автоматизация работы управления себестоимостью продукции на ОАО
«Бобруйскагромаш» 68
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 76
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 80
Приложение А. Структура управления ОАО «Бобруйскагромаш» Приложение Б « Состояние и динамика развития собственной товаропроводящей сети»
Приложение В «Сравнительная характеристика по ценовым параметрам продукции ОАО "Бобруйскагромаш" и его основных конкурентов» Приложение Г «Анализ себестоимости отдельных видов продукции»

Файлы: 1 файл

Диплом 1.doc

— 1.06 Мб (Скачать)

ПРОДОЛЖЕНИЕ ПРИЛОЖЕНИЯ В

ПРОДОЛЖЕНИЕ ПРИЛОЖЕНИЯ В

РЕФЕРАТ

 

 

Дипломная работа: 83 с, 7 рис., 18 табл., 44 источников, 4 прил.

 

ЗАТРАТЫ, ИЗДЕРЖКИ, СЕБЕСТОИМОСТЬ, КАЛЬКУЛЯЦИЯ, ИСТОЧНИКИ, ФАКТОРЫ, РЕЗЕРВЫ, ЭФФЕКТИВНОСТЬ, ТЕХНОЛОГИЯ, МЕХАНИЗАЦИЯ, АВТОМАТИЗАЦИЯ

 

Объект     исследования себестоимость     продукции     ОАО

«Бобру йскагромаш».

Предмет исследования - себестоимость продукции предприятия, пути ее снижения и оптимизации на ОАО «Боруйскагромаш».

Цель работы: исследование себестоимости продукции промышленной организации на примере ОАО «Бобруйскагромаш» и поиск резервов ее снижения в организации.

Методы исследования: сравнительного анализа, статистические, 
экономико-математические. •

Исследования и разработки: изучена себестоимость продукции, ее сущность и роль на современном этапе развития экономических отношений, рассмотрены классификация издержек производства и состав себестоимости продукции; изучены источники и факторы снижения себестоимости продукции; проведен анализ себестоимости продукции ОАО «Бобруйскагромаш», предложены мероприятия по снижению себестоимости продукции на предприятии.

Область возможного практического применения: результатов дипломной работы является деятельность предприятий всех типов и форм собственности в рамках снижения себестоимости продукции.

Автор работы подтверждает, что приведенный в ней расчетно-аналитический материал правильно и объективно отражает состояние исследуемого процесса, а все заимствованные из литературных и других источников теоретические, методологические и методические положения и концепции сопровождаются ссылками на их авторов.

СОДЕРЖАНИЕ

 

ВВЕДЕНИЕ        5

СЕБЕСТОИМОСТЬ ПРОДУКЦИИ, СУЩНОСТЬ И РОЛЬ НА СОВРЕМЕННОМ       ЭТАПЕ       РАЗВИТИЯ       ЭКОНОМИЧЕСКИХ

ОТНОШЕНИЙ        8

1.1 Сущность себестоимости, ее виды и функции       8

1.2Состав затрат, включаемых в себестоимость продукции и их 
классификация       11

  1. Калькулирование себестоимости продукции    20
  2. Резервы снижения себестоимости продукции      24

1.5Экономическая   оценка   снижения   себестоимости   промышленной

продукции и методы ее расчета    28

2АНАЛИЗ       СЕБЕСТОИМОСТИ       ПРОДУКЦИИ       НА       ОАО 
«БОБРУЙСКАГРОМА»      33

2.1 Краткая характеристика предприятия    33

2.2 Анализ   состава   и   структуры   себестоимости   продукции   ОАО 
«Бобруйскагрмаш»    40

  1. Анализ себестоимости отдельных видов продукции    49
  2. Анализ затрат на 1 рубль продукции    52

3 ПУТИ СНИЖЕНИЯ СЕБЕСТОИМОСТИ  ПРОДУКЦИИ НА ОАО

«БОБРУЙСКАГРОМА»      58

3.1 Резервы        снижения        себестоимости        продукции        ОАО

«Бобру йскагромаш»    58

3.2Расчет   эффективности   мероприятий   направленных   на   снижение

себестоимости продукции     61

З.ЗСовременные информационные технологии на предприятии и автоматизация работы управления себестоимостью продукции на ОАО

«Бобруйскагромаш»    68

ЗАКЛЮЧЕНИЕ      76

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ       80

Приложение А. Структура управления ОАО «Бобруйскагромаш» Приложение Б « Состояние и динамика развития собственной товаропроводящей сети»

Приложение В «Сравнительная характеристика по ценовым параметрам продукции ОАО "Бобруйскагромаш" и его основных конкурентов» Приложение Г «Анализ себестоимости отдельных видов продукции»

 

 

ВВЕДЕНИЕ

 

 

 

Сегодня для любого гражданина Беларуси не секрет, что экономика его страны практически перешла на рыночные рельсы и функционирует исключительно по законам рынка. Каждое предприятие отвечает за свою работу само, и само принимает решения о дальнейшем развитии. А в рыночной экономике выживает тот, кто наилучшим образом использует имеющиеся у него ресурсы для получения максимального количества прибыли, решая основные проблемы экономической деятельности.

В условиях перехода к рыночной экономике предприятиям приходится осваивать новые методы хозяйствования для повышения эффективности производства: улучшения финансового состояния, увеличения прибыли, повышения конкурентоспособности предприятия и выпускаемой им продукции. Решение этих и многих других задач зависит от различных внешних и внутренних факторов.

Одним из важнейших внутренних факторов, влияющих на эффективность хозяйственной деятельности, является показатель себестоимости продукции. Он показывает величину затрат предприятия на производство продукции и влияет на размер получаемой предприятием прибыли, конкурентоспособность продукции.

Управление процессом формирования себестоимости продукции относится к числу актуальных общеэкономических проблем отечественного бухгалтерского учета. И как управляемая система она основана на информации о затратах на производство, возникающих в процессе потребления ресурсов.

Динамичные изменения внешней среды непосредственно влияют на технологию производства и структуру потребляемых ресурсов. Экономические исследования в области бухгалтерского учета недостаточно полно использовали накопленный опыт исследований теории факторов производства и затрат, ограничиваясь марксистской теорией. Однако в современных условиях становления общества, где велико влияние информационных технологий и инновационной составляющей объективно возникает противоречие в определении категории затрат в рамках учетной науки.

Заинтересованность производственных предприятий в улучшении финансовых результатов указывает на необходимость тщательного изучения себестоимости как экономической категории, анализ и оценку ее структуры, состава и динамики с целью поиска путей снижения. Актуальность темы заключается и в том, что в современных условиях снижение себестоимости -это:

  • способ увеличения прибыли, остающейся в распоряжении предприятия;
  • появление большей возможности для материального стимулирования работников;
  • в улучшении финансового состояния предприятия и снижении риска банкротства;

- возможности снижения цены реализации.

Объектом исследования в работе выступает ОАО «Бобруйскагромаш».

ОАО «Бобруйскагромаш» работает на рынке сельскохозяйственной техники тридцать пять лет. За этот период предприятие приобрело огромный опыт в сфере производства и реализации техники для аграрного комплекса, что позволило достичь высокого качества выпускаемой продукции при относительно невысокой себестоимости и завоевать свою нишу в данном сегменте рынка. ОАО «Бобруйскагромаш» специализируется на выпуске комплекса машин для транспортировки и внесения твердых и жидких органических удобрений, комплекса машин для механизированной заготовки и раздачи грубых кормов, машин для уборки льна и др. Выпускается более 40 наименований машин и агрегатов, используемых в сельскохозяйственном производстве.

За последние годы номенклатура выпускаемой продукции увеличилась более чем в 9 раз. Освоено производство комплекса машин для заготовки и раздачи кормов (20 наименований), транспортно-технологических для сельского хозяйства (8 наименований).

Также организация является учредителем ДУПТП «Спектр» -хозяйствующего субъекта с правом юридического лица.

Главным направлением работы ОАО «Бобруйскагромаш» является освоение новой техники, позволяющей обеспечить внедрение интенсивных технологий в сельскохозяйственном производстве. Это дает возможность организации постоянно наращивать объемы производства и экспортные поставки.

Основными потребителями техники производства ОАО «Бобруйскагромаш» и запасных частей к ней являются сельскохозяйственные предприятия РБ, коллективные и фермерские хозяйства РФ, агроснабы и базы материально-технического снабжения областей и регионов, дилерские центры.

Благодаря взвешенной ценовой политике и достаточно высокому качеству выпускаемой продукции, предприятие завоевало значительную долю рынка техники для кормозаготовки. Так в 2008 году на рынок РФ было поставлено порядка 1400 пресс-подборщиков. При этом по оценкам ОАО «Росагроснаб» общая потребность российского рынка составляет до 2000 пресс-подборщиков в год.

ОАО «Бобруйскагромаш» является одним из устойчиво работающих предприятий сельхозмашиностроения. Следует отметить рост на протяжении последних лет загрузки производственных мощностей.

Предметом исследования работы являются себестоимость продукции ОАО «Бобруйскагромаш», резервы ее снижения и оптимизации в условиях рыночной конкуренции.

Цель работы - исследование себестоимости продукции промышленной организации на материалах ОАО «Бобруйскагромаш» и поиск резервов ее снижения в организации.

Для реализации поставленной цели необходимо выполнить следующие

задачи:

-рассмотреть понятие, состав и виды затрат, издержек;

-рассмотреть значение и роль анализа себестоимости продукции в управлении производством и повышении его эффективности;

-изучить основные принципы анализа хозяйственной деятельности;

-изучить классификацию и структуру издержек;

-изучить калькулирование себестоимости продукции;

-рассмотреть источники и факторы снижения себестоимости выпускаемой продукции;

-проанализировать состав и структуру затрат на производство предприятия ОАО «Бобруйскагромаш»;

-проанализировать себестоимость продукции по калькуляционным статьям;

-проанализировать себестоимость отдельных видов продукции;

- проанализировать резервы снижения себестоимости на ОАО «Бобруйскагромаш»;

-разработать рекомендации по снижению себестоимости на ОАО «Бобруйскагромаш».

При написании дипломной работы были использованы метод сравнительного анализа и статистический метод анализа материала.

1 СЕБЕСТОИМОСТЬ ПРОДУКЦИИ, СУЩНОСТЬ И РОЛЬ НА СОВРЕМЕННОМ ЭТАПЕ РАЗВИТИЯ ЭКОНОМИЧЕСКИХ

ОТНОШЕНИЙ

 

 

 

1.1 Сущность себестоимости, ее виды и функции

 

В процессе хозяйственной деятельности предприятие осуществляет определенные расходы (материальные, трудовые, финансовые). Издержки предприятия состоят из всей суммы расходов на производство продукции и ее реализацию. Эти издержки, выраженные в денежной форме, называются себестоимостью и включаются в стоимость продукта.

Таким образом, себестоимость является частью цены товара, причем она отражает большую часть стоимости продукции и зависит от изменения условий производства и реализации продукции. Себестоимость входит в число особо значимых показателей эффективности хозяйственной деятельности. Она представляет собой затраты предприятия на производство и обращение, служит основой соизмерения расходов и доходов, то есть самоокупаемости. Если не известна себестоимость то, как можно определить прибыль? Или для формирования отпускной цены разве можно обойтись без себестоимости? Себестоимость показывает, во что обходится предприятию выпускаемая им продукция, сколько можно заработать на продаже продукции или какую «накрутку» сделать сверх себестоимости, то есть она является основой ценообразования. Если стоимость реализуемой продукции больше себестоимости, то имеет место расширенное производство. Если в процессе реализации продукция меньше себестоимости, то не обеспечивается даже простое воспроизводство. Без преувеличения этот показатель наиболее чутко реагирует на ситуацию, которая складывается на предприятиях, в производстве отдельных видов изделий и в целых отраслях.

В экономической литературе встречаются разные определения себестоимости, некоторые из них достаточно кратко и ясно выражают понятие себестоимости.

Так, Баканов М. И. под себестоимостью продукции, работ, услуг понимает «выраженные в денежной форме затраты всех видов ресурсов: основных средств, природного и промышленного сырья, материалов, топлива и энергии, труда,  используемых непосредственно в процессе изготовления продукции и выполнение работ, а так же для сохранения и улучшения условий производства и его совершенствования» [4, с. 15].

Кондаков Н. П. считает, что себестоимость продукции - это «выраженные в денежной форме затраты на её производство и реализацию» [8, с. 28].

Согласно основным положениям по составу затрат, включаемых в себестоимость продукции (работ, услуг), себестоимость продукции (работ, услуг) представляет собой «стоимостную оценку используемых в процессе производства продукции (работ, услуг) природных ресурсов, сырья, материалов, топлива, энергии, основных средств, трудовых ресурсов и других затрат на её производство и реализацию» [9, с. 3]. На мой взгляд, понятие себестоимости, указанное в основных положениях, является наиболее полным и понятным.

Встречающиеся в теории и на практике виды себестоимости можно классифицировать по следующим признакам:

1. По составу учитываемых расходов на предприятии — 
технологическая, цеховая, производственная, полная себестоимость.

Технологическая себестоимость представляет собой сумму затрат, связанных непосредственно с выполнением технологических операций, так как технологический процесс определяет расход сырья, материалов, топлива, энергии, трудоёмкости (основная заработная плата производственных рабочих), долю расходов, связанных с работой оборудования (в основном амортизационные отчисления). Цеховая себестоимость — это сумма затрат на изготовление продукции в данном цехе. Себестоимость цехов определяет уровень прибыли предприятия. Производственная себестоимость включает все затраты от начальной операции производственного процесса до сдачи готовой продукции на склад [15, с. 14]. Она складывается из цеховой себестоимости и общехозяйственных расходов. Полная себестоимость включает производственные и коммерческие расходы, т.е. расходы по сбыту продукции [15, с. 17].

  1. По длительности расчетного периода - месячная, квартальная, годовая, за ряд лет.
  2. По характеру данных, отражающих расчетный период, -нормативная, плановая, фактическая (отчетная), проектная (сметная), прогнозируемая.

Нормативная себестоимость — это максимально допустимые затраты на производство и сбыт продукции при научно обоснованных нормах расхода

Информация о работе Себестоимость продукции и пути ее снижения на ОАО «Боруйскагромаш».