Рынок труда и занятость населения

Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Сентября 2011 в 22:00, курсовая работа

Краткое описание

Целью данной курсовой работы является изучение рынка труда Республики Беларусь. Объектом исследования является рынок труда. Предметом исследования является рынок труда и занятость населения. Оценить ситуацию и провести анализ рынка труда является главной задачей данной курсовой работы. Работа состоит из введения, трёх глав, заключения, списка использованной литературы, приложения.

Оглавление

Введение.

1.Рынок труда и занятость населения.

1.1. История развития рынка труда………………………………………..……5

1.2. Сущность, элементы, равновесие спроса и предложения на рынке труда.8

1.3. Сущность и виды занятости населения……………………………………19

1.4. Безработица, её типы и причины возникновения………………………...23

2. Развитие рынка труда в Республике Беларусь.

2.1.Динамика и анализ структуры занятости и безработицы в РБ…………...31

2.2.Политика государства на рынке труда………………………………….….35

3. Совершенствование рынка труда и занятости населения.

3.1. Актуальные проблемы обеспечения занятости в РБ и их решение……..43

3.2. Пути преодоления безработицы в Республике Беларусь……………..….51

Заключение…………………………………………………………………..…..54

Список используемой литературы………………………………………….….57

Файлы: 1 файл

Основная часть.doc

— 255.00 Кб (Скачать)

Немаловажной  гарантией трудоустройства выпускников  высших, средних специальных и  профессионально-технических учебных  заведений является их государственное распределение: в 2008 году распределено на работу 114,5 тыс. выпускников. 

Выпускники, не подлежащие распределению и испытывающие проблемы с трудоустройством, а также  молодежь, прошедшая профобучение по направлению государственной службы занятости, получают возможность трудоустройства  на специально созданные ученические  места по программе «Молодежная практика».

Так, в 2008 году на забронированные рабочие места  принято на работу 6 820 безработных  в возрасте до 21 года, в рамках «Молодежной  практики» трудоустроено 1 492 молодых  человека.

Кроме того, учащиеся и студенты имеют возможность подработать в свободное от учебы время в лагерях труда и отдыха, а также на временных рабочих местах в школьных и межшкольных учебно-производственных мастерских. В период летних каникул значительное число студенческих строительных отрядов занято в сельскохозяйственных и ремонтно-строительных организациях республики.

В 2008 году организована временная трудовая занятость для 39,1 тыс. человек из числа студенческой и учащейся молодежи.

В Беларуси, как  и в большинстве других стран, безработица среди женщин выше, чем среди мужчин: женщины составляют 52,8% в экономически активном населении и 60,1% – в общей численности безработных.

Больше всего  безработных – представительниц слабого пола – насчитывается  в Гомельской (4,2 тыс. человек) и Брестской (4,1 тыс. человек) областях.

Поэтому в рамках реализации государственной и региональных программ содействия занятости населения  особое внимание уделяется мерам, направленным на повышение трудового потенциала и занятости женщин.

Первоочередное  право направления на профобучение получают безработные матери, которые длительное время не работали в связи с отпуском по уходу за ребенком до 3 лет.

В 2008 году обучение основам предпринимательской деятельности по направлению службы занятости  прошли более 300 женщин.

Государство поощряет женскую инициативу, связанную с организацией самозанятости и предпринимательской деятельности.  Так, в прошлом году службой занятости предоставлены субсидии и денежные средства для организации собственного дела 2 695 безработным. И каждый второй, получивший финансовую поддержку, – женщина.

Для снижения остроты  женской безработицы в республике ежегодно проводятся специализированные ярмарки вакансий с преимущественным использованием женского труда.

Активное содействие занятости женщин дает результаты: за прошедший год  их удельный вес в численности безработных сократился с 65,5% (на 1 января 2008 г.) до 60,6%.

В республике уделяется  повышенное внимание социально-психологической  и трудовой реабилитации длительно  неработающих граждан. Государственная служба занятости организует для них психологическую поддержку и обучение приемам активного поиска работы. Они получают направление на профессиональную подготовку и переобучение преимущественно по конкретным заявкам нанимателей с гарантией последующего трудоустройства. Для этой категории безработных организуются также временные оплачиваемые общественные работы. Ежегодно проводятся информационные мероприятия – «Ярмарка вакансий», «День предприятия» и др.

В 2008 году в оплачиваемых общественных работах приняли участие 52,4 тыс. безработных.

Проблемы трудоустройства  и трудовой реабилитации инвалидов  в нашей стране решаются путем  создания и бронирования для них  приспособленных рабочих мест, организации  профессионального обучения, поддержки  специализированных предприятий инвалидов.

В прошлом году оказано содействие в трудоустройстве 2,6 тыс. инвалидам, в том числе 1,2 тыс. человек устроено на забронированные  рабочие места; на профессиональное обучение направлено 463 инвалида; организована трудовая реабилитация 509 безработных из числа инвалидов. При этом государственной службой занятости компенсированы затраты за приобретенное оборудование для создания 134 рабочих мест инвалидов.

Органы по труду, занятости и социальной защите населения  предоставляют предприятиям общественных организаций инвалидов возвратные бюджетные ссуды для создания рабочих мест.[12]

Например, в Витебской  области активно сотрудничает с  государственной службой занятости  Оршанское ПЧУП «Элуиз» ОО «БелТИЗ», которому в 2006–2008 гг. выделено три бюджетные ссуды на общую сумму 70 млн. руб. с целью создания девяти рабочих мест для лиц с ограниченными возможностями.[11]

Под особым контролем  находится трудоустройство граждан, обязанных возмещать расходы, затраченные  государством на содержание детей, находящихся на государственном обеспечении.

В 2008 году трудоустроено 98,1% таких людей (в 2007 году – 84,3%).

Всего за 2007–2008 гг. обеспечено трудоустройство более 16,3 тыс. человек (99,2%).

Заинтересованными органами государственного управления, нанимателями принимается комплекс мер по трудовой, медицинской и социально-психологической реабилитации обязанных лиц. Основная цель – защитить интересы детей из неблагополучных семей, возвратить асоциальных родителей к здоровому, трудовому образу жизни, добросовестному выполнению семейных обязанностей.

Одной из существенных проблем в сфере занятости  населения является структурный  и территориальный дисбаланс  спроса и предложения рабочей  силы.

За последние  годы на национальном рынке труда  сложилась ситуация, когда спрос на работников и количество имеющихся вакансий превысили численность безработных. Но при этом почти 77% имевшихся вакансий связаны с рабочими  профессиями. Такое положение дел кардинально не меняется на протяжении ряда лет.

Для обеспечения  количественного и качественного соответствия между предложением кадров и спросом на них служба занятости совместно с органами образования, отраслевыми министерствами и  местной властью должны осуществлять постоянный мониторинг ситуации на рынке труда, прогнозировать возможные изменения потребностей в специалистах в обозримом будущем.

По прогнозам  Международного исследовательского центра The Economist Intelligence Unit (Соединенное Королевство  Великобритании и Северной Ирландии), в ближайшие 15 лет: в развитых странах будут наблюдаться дальнейшее старение населения и повышение значимости роли женского труда в экономике; более востребованными на рынке труда станут работники с развитыми творческими способностями.[7]

Среди наиболее востребованных профессий будущего называют специалистов IT-технологий, работников в сфере финансов и медицины.

В Беларуси сохраняются  определенные различия в состоянии  и возможностях региональных рынков труда. Так, на конец 2008 г. в целом  по республике на 1 безработного условно  приходилось 1,36 вакантных рабочих места, в г. Минске – 4,6, а в Витебской области – только 0,8.

Особо значимую проблему составляет присущая ряду населенных пунктов и районов неразвитость производственной и социальной инфраструктур. Наличие там лишь единичных предприятий ограничивает для местного населения возможности и сферу приложения труда.

Так, на конец 2008 г. из 118 районов и 12 городов областного подчинения в 85-ти уровень безработицы  был ниже 1%, в 37-ми – 1,1%–1,5%, в 6-ти –  1,6%–2%, в 2-х – более 2%.

Для ускорения решения проблем социально-экономического развития таких административно-территориальных единиц реализуется Государственная комплексная программа развития регионов, малых и средних городских поселений на 2007–2010 гг., утвержденная Указом Президента Республики Беларусь от 7 июня 2007 г. № 265.

Программой предусматривается  реализовать в 187 населенных пунктах  около 1 000 инвестиционных проектов. В  результате уровень безработицы  должен снизиться до 1%, приблизившись  к средним показателям по области, заметно повысится качество жизни населения.

В прошлом году в развитие малых и средних  городских поселений инвестировано 4 660 млрд. руб., там создано 31 тыс. рабочих  мест, из них 7,7 тыс. – в малых городах  с наиболее сложным положением в  сфере  занятости.

Так, в малых городах Витебской области шла реализация свыше 240 инвестиционных проектов и мероприятий, организовано 15 новых производств.

Завершено осуществление  инвестиционного проекта в филиале  ОАО «Оршанский комбинат строительных материалов».

В г. п. Копысь открыто деревообрабатывающее производство.

В акционерном  обществе «Лепельский молочно-консервный комбинат» начали выпускать мороженое, в г. п. Болбасово освоено производство гофрокартона, в г. п. Россоны –  изделий из полимерных материалов, в г. Поставы – полистирольных плит.

Как результат, за 2008 год улучшилась и стабилизировалась  ситуация с трудоустройством в 166 малых  городах республики, численность  безработных там снизилась на 2,9 тыс. человек, или на 27%.

Решению проблемы занятости в сельской местности способствует реализация Государственной программы возрождения и развития села на 2005–2010 гг., утвержденная Указом Президента Республики Беларусь от 25 марта 2005 г. № 150. Повышение уровня сельскохозяйственного производства, обустройство агрогородков оказывают позитивное влияние на занятость сельского населения.

В 2008 году за счет всех источников финансирования на селе создано более 19 тыс. рабочих мест, трудоустроено 27 тыс. безработных, оказана  финансовая поддержка в организации  собственного дела 371 безработному.

Решить проблемы занятости сельчан в немалой  степени позволяет развитие агро- и экотуризма. В прошлом году граждане, желающие заниматься этим видом бизнеса, получили льготы.

Указ Главы  государства от 27 марта 2008 г. № 185 «О некоторых вопросах осуществления деятельности в сфере агро- и экотуризма» определил упрощенный порядок регистрации объектов, который распространен на желающих принимать туристов жителей деревень, а также городских поселков и городов с численностью населения до 20 тыс. человек. Кроме того, у владельцев агроусадеб появилась возможность сотрудничать с туристическими фирмами.

Одним из направлений  политики занятости является регулирование  внутренней трудовой миграции и перераспределение  трудовых ресурсов по регионам с учетом их потребности в специалистах.

«И работу надо искать в целом по республике, а  не в конкретном населенном пункте. Нам нужны работники на сельхозпредприятия, на вновь создаваемые заводы, строители  самых разных специальностей», –  подчеркнул Глава государства в ежегодном Послании белорусскому народу и Национальному собранию Республики Беларусь 29 апреля 2008 г.

Следует отметить, что государственной службой  занятости в нашей стране уже  используется такая активная мера на рынке труда, как добровольное переселение семей безработных на новое место жительства. [12] 

3.2. Пути преодоления безработицы в Республике Беларусь.

В настоящее  время в свете трансформации  экономической системы в нашей  стране сложилась специфическая  ситуация, когда традиционные методы мало эффективны или не эффективны вообще. Для уяснения этого рассмотрим традиционные мероприятия на микроуровне:

1) Создание новых  рабочих мест параллельно с  уже существующими и не используемыми  не имеет смысла. Кроме того, у  государства и предприятий нет  средств, а серьезные иностранные инвестиции в Беларусь в ближайшие годы не предвидятся.

2) Расширение  сферы услуг. Ввиду значительного  падения уровня жизни спрос  на услуги сокращается. Растут  лишь услуги госсектора, что является  негативным явлением.

3) Дотации на создание рабочих мест, льготы при найме, помощь малому и среднему бизнесу и других мероприятия, требующие расходов из бюджета или сокращения поступлений в бюджет, сейчас тоже практически нереализуемы.

4) Переобучение  кадров. Эта мера помогает, когда одни отрасли угасают, а другие развиваются, то есть при структурной перестройке хозяйства. Сейчас же идет спад во всех отраслях, который обусловлен общественным кризисом.

5) Инвестиционные  фонды министерств и ведомств. Эти фонды, по мнению российских  аналитиков, превращаются лишь в кормушку для чиновников.

Макроэкономика. Очевидно, что финансовая стабилизация, не подкрепленная стабилизацией  производства, обречена на провал, так  как вызовет катастрофический рост безработицы. Поэтому центральным  элементом политики занятости должна стать экономическая политика, направленная на оживление деловой активности, проводимая одновременно с подавлением инфляции, сменой физически и морально устаревшего производственного аппарата и устранение причин, породивших его низкую эффективность (общественная собственность).

Информация о работе Рынок труда и занятость населения