Рынок труда и занятость населения

Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Сентября 2011 в 22:00, курсовая работа

Краткое описание

Целью данной курсовой работы является изучение рынка труда Республики Беларусь. Объектом исследования является рынок труда. Предметом исследования является рынок труда и занятость населения. Оценить ситуацию и провести анализ рынка труда является главной задачей данной курсовой работы. Работа состоит из введения, трёх глав, заключения, списка использованной литературы, приложения.

Оглавление

Введение.

1.Рынок труда и занятость населения.

1.1. История развития рынка труда………………………………………..……5

1.2. Сущность, элементы, равновесие спроса и предложения на рынке труда.8

1.3. Сущность и виды занятости населения……………………………………19

1.4. Безработица, её типы и причины возникновения………………………...23

2. Развитие рынка труда в Республике Беларусь.

2.1.Динамика и анализ структуры занятости и безработицы в РБ…………...31

2.2.Политика государства на рынке труда………………………………….….35

3. Совершенствование рынка труда и занятости населения.

3.1. Актуальные проблемы обеспечения занятости в РБ и их решение……..43

3.2. Пути преодоления безработицы в Республике Беларусь……………..….51

Заключение…………………………………………………………………..…..54

Список используемой литературы………………………………………….….57

Файлы: 1 файл

Основная часть.doc

— 255.00 Кб (Скачать)

2.2.Политика государства на рынке труда.

Государственное воздействие на занятость и безработицу является неотъемлемой частью общей системы экономической и социальной политики любого цивилизованного государства.

В молодом советском  государстве первые биржи труда, занимавшиеся трудоустройством населения  и предоставлением гражданам, потерявшим работу, гарантий социальной поддержки стали создаваться в 1918 году. В функции бирж труда входил: учет безработных, распределение безработной рабочей силы, учет потребности хозяйственных органов в рабочей силе, учет совместительства, проверка правильности приема на работу учреждениями и предпринимателями, вербовка рабочей силы. Уже в 1927 - 1928 годах биржи удовлетворяли спрос предприятий в рабочей силе на 75 процентов.

Шесть десятилетий (с 1931 по 1991 годы) органа, подобного бирже труда, в стране не было. Все вопросы найма рабочей силы были переданы непосредственно организациям. Общее количество рабочих мест в большинстве регионов страны превышало объем трудовых ресурсов. Основной проблемой в этот период был поиск резервов рабочей силы для замещения вакансий.

Начавшиеся процессы реформирования экономики привели  к появлению значительного числа  граждан, потерявших работу и заработок. Возникла необходимость создания структуры, занимающейся вопросами регулирования  трудовой занятости населения. В 1988 году в областях республики были созданы областные хозрасчетные центры по трудоустройству, переобучению и профориентации населения, аналогичные центры - в городах областного подчинения, хозрасчетные бюро по трудоустройству населения - в районах.

В 1991 году в целях  создания условий для реализации права граждан на труд, получения  ими бесплатной государственной  помощи в трудоустройстве, профориентации, подготовке и переподготовке, повышении  квалификации, а также для социальной защиты временно незанятых граждан в соответствии с постановлением Верховного Совета Белорусской ССР от 5 июня 1991 года № 845 – VII был введен в действие Закон "О занятости населения Белорусской ССР". Законом был определен порядок признания неработающего гражданина республики безработным, определены права и обязанности безработного. В этот период хозрасчетные центры и бюро были переименованы в областной, городские и районные центры занятости населения, а также образован областной фонд содействия занятости населения.

Политика на рынке труда предусматривает  стимулирование структурной перестройки  и ускорение процесса перераспределения  высвобождаемых работников, наиболее быстрое вовлечение безработных  в трудовую жизнь, предоставление работы каждому, кто желает работать и ищет работу.

Согласно Закону о занятости населения Республики Беларусь понятие занятости трактуется, как деятельность граждан Республики Беларусь, связанная с удовлетворением  личных и общественных потребностей, не противоречащая законодательству и  приносящая им заработную плату, доход, вознаграждение за выполненную работу.

Государство гарантирует  безработным:

-бесплатную  профессиональную ориентацию, психологическую  поддержку, профессиональную подготовку, переподготовку и повышение квалификации  с учетом общественных потребностей и в соответствии с имеющимися склонностями, способностями, навыками и особенностями их психофизического развития;

-выплату пособия  по безработице, стипендии в  период обучения по направлению  органов по труду, занятости  и социальной защите, оказание материальной помощи безработным и членам их семей, находящимся на их иждивении;

компенсацию в  соответствии с законодательством  материальных затрат в связи с  направлением органами по труду, занятости  и социальной защите на работу (обучение) в другую местность;

-бесплатный  медицинский осмотр при приеме  на работу и направлении на  обучение;

-возможность  участия в оплачиваемых общественных  работах;

-содействие  в организации предпринимательской  деятельности.

При создании механизмов реализации активной политики занятости и формирования рынка труда наша республика учитывала и использовала опыт других государств. В то же время, особенности формирования и использования трудовых ресурсов, особенности структуры занятости населения предопределили особенности государственного регулирования рынка труда. Новые явления в сфере занятости диктовали необходимость совершенствования государственного регулирования рынка труда.

Регулирование занятости и безработицы осуществляется с помощью комплекса методов, к которым относятся законодательные, экономические, административные, идеологические, организационные.

Законодательное регулирование осуществляется путем  принятия государственных законодательных  актов, регулирующих процесс обучения и образования, трудоустройство представителей отдельных групп населения, направленных против дискриминации некоторых из них, в частности молодежи и женщин.

Экономические методы заключаются в проведении комплекса мер по стимулированию занятости на макроуровне за счет кредитования, субсидирования, льгот и дотаций работодателям, регулирования уровня подоходного налога, государственных закупок и других мер, осуществляемых на макроуровне.

К административным методам относятся: изменение границ пенсионного возраста, установление определенной продолжительности рабочей недели, оплачиваемого отпуска, либерализация или ограничение иммиграции и эмиграции рабочей силы, регулирование некоторых вопросов трудоустройства отдельных категорий населения.

Идеологические  методы применяются для разъяснения  политики полной занятости, достижения оптимального сочетания интересов работодателей и работников.

Суть организационных  методов заключается в снижении или устранении различного рода барьеров, которые препятствуют территориальной, отраслевой, профессиональной и квалификационной мобильности трудовых ресурсов. С этой целью совершенствуется статистика занятости и безработицы, развивается автоматизированная система изучения и регулирования структуры спроса и предложения рабочей силы на рынке труда, повышается эффективность работы органов по труду, занятости и социальной защите в направлении содействия трудоустройству.

Проведение эффективной  политики на рынке труда означает:

содействие оптимальной  сбалансированности между наличием рабочих мест и количеством работающих;

создание условий  для получения гражданами необходимых  знаний и навыков для осуществления  выбранной ими трудовой деятельности;

предоставление  работы всем желающим;

удовлетворение  потребностей экономики в рабочей  силе;

обеспечение минимального дохода в случае временной нетрудоспособности.

Регулирующая  функция государства не ограничивается только содействием трудоустройству  незанятого населения, но охватывает и  сферу наемного труда, способствует развитию предпринимательской инициативы граждан и самозанятости.

Управление занятостью заключается в целенаправленном предоставлении государственных гарантий безработным, сохранении и создании рабочих мест для лиц неконкурентоспособных  на рынке труда, а также работников, находящихся под угрозой увольнения. В первую очередь, это относится к убыточным предприятиям, которые могут быть признаны банкротами.[15]

Государство должно постоянно сопоставлять и анализировать  число свободных вакансий и неработающих граждан.

В приложении 5 находится  таблица «Рынок труда наиболее массовых профессий по РБ на 01.06.2009г.»[14] Из неё видно количество свободных вакансий и численность безработных.

Например: Водителей  автомобиля требуется 1323 человека, численность  безработных водителе составляет 852 человека. Кассиров требуется 397 человек, а не трудоустроено всего 62 человека.

Из этого можно  сделать вывод, что рабочих вакансий больше чем численности безработных. По-моему мнению это происходит, потому что люди стремятся занимать более комфортабельные должности. Не каждый хочет работать простым рабочим, многие хотят относиться хотя бы к числу служащих.

Что касается служащих, то здесь ситуация совсем другая: Бухгалтеров  требуется 321 человек, количество безработных  составляет 601 человек, экономистов  требуется 133 человека, количество безработных составляет561 человек, юристов требуется 42 человека, безработных – 217 человек.

В последнее  время бухгалтер, экономист, юрист  более популярные профессии, и все  идут на них учиться, не осознавая  того, что трудоустроиться будет  очень сложно.

В сельской местности число вакантных мест превышает в 2-3 раза количество безработных. Это связано с нежеланием работать в сельской местности, низкой заработной платой и другими причинами.

Как стало известно, государство разрабатывает ряд  мер для улучшения ситуации на рынке труда. В приложении 6 «Реализация активных мер занятости населения»[14] можно увидеть показатели (период с 1995 года по 2009год) о численности обратившихся в органы по труду, занятости и социальной защите, о численности трудоустроенных, сколько людей направлено на профессиональное обучение, переобучение и повышение квалификации, сколько создано новых рабочих мест с выделением бюджетной ссуды нанимателям, сколько оказано содействие безработным в организации предпринимательской деятельности, направлено на оплачиваемые общественные работы, переселено безработных и членов их семей и т.п.

Например: Направлено на профессиональное обучение, переобучение и повышение квалификации в 2007 году 23,8 тыс.чел., а в 2008году 22,9 тыс.чел., что  на 3,78% меньше по сравнению с предыдущим периодом(22,9/23,8*100=96,22%). Создано новых рабочих мест с выделением бюджетной ссуды нанимателям в 2007 году 3258 тыс.чел., а в 2008году – 3529 тыс.чел., что на 8,3% больше по сравнению с 2007 годом(3529/3258*100=108,3%). 

Из второй главы  можно сделать выводы:

1.Несмотря на  то, что количество занятого населения  республики выросло на 0,1%  по  сравнению с предыдущим годом,  но количество безработных так  же увеличилось, на 6,03% и это  только зарегистрированных безработных  граждан. По-прежнему в стране уровень безработицы составляет 0,9% и его нужно минимизировать. Государство должно позаботиться и организовать стабильность на рынке труда и обеспечить полную занятость нашего государства.

2.Мы видим, что государство разрабатывает и реализует ряд мер по улучшению занятости населения, всячески оказывает социальную поддержку нетрудоспособному населению, примером чего является приложение 6 .[13] 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

3. Совершенствование рынка труда и занятости населения.

3.1. Актуальные проблемы обеспечения занятости в РБ и их решение.

К основным проблемам  обеспечения занятости населения  относятся:

-снижение безработицы  среди групп населения, наиболее  уязвимых на рынке труда, и  усиление мер по их государственной  поддержке; 

-создание условий для эффективной занятости жителей проблемных населенных пунктов и регионов;

-достижение  соответствия профессионально-квалификационного  состава работников потребностям  развития национальной экономики; 

-повышение территориальной  мобильности рабочей силы.

Одной из ключевых задач является содействие в трудоустройстве  граждан, не способных на равных условиях конкурировать на рынке труда  и особо нуждающихся в социальной защите: молодежи; инвалидов; лиц из числа детей-сирот; родителей в  многодетных и неполных семьях; граждан, освободившихся из учреждений уголовно-исполнительной системы МВД.

Данным категориям населения государство гарантирует  занятость путем создания дополнительных рабочих мест и специализированных организаций (включая организации  для труда инвалидов), установления брони для приема на работу, организации обучения по специальным программам.

За последние  годы при сокращении общей численности  безработных в их составе вырос  удельный вес лиц, нуждающихся в  дополнительных гарантиях занятости, который достиг 24%.

Весьма  остро  стоит проблема трудоустройства  молодежи, многие представители которой  из-за отсутствия опыта практической работы, а в ряде случаев и квалификации неконкурентоспособны на рынке труда. Лица в возрасте от 16 до 29 лет, составляя 24,1% экономически активного населения, дают 40,1% всего контингента безработных. 

С целью снижения молодежной безработицы и повышения  шансов молодых людей на рынке  труда государство предоставляет  им дополнительные гарантии занятости: обеспечение первого рабочего места безработным в возрасте до 21 года, организацию профессиональной подготовки и профессиональной ориентации.

Информация о работе Рынок труда и занятость населения