Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Сентября 2011 в 22:00, курсовая работа
Целью данной курсовой работы является изучение рынка труда Республики Беларусь. Объектом исследования является рынок труда. Предметом исследования является рынок труда и занятость населения. Оценить ситуацию и провести анализ рынка труда является главной задачей данной курсовой работы. Работа состоит из введения, трёх глав, заключения, списка использованной литературы, приложения.
Введение.
1.Рынок труда и занятость населения.
1.1. История развития рынка труда………………………………………..……5
1.2. Сущность, элементы, равновесие спроса и предложения на рынке труда.8
1.3. Сущность и виды занятости населения……………………………………19
1.4. Безработица, её типы и причины возникновения………………………...23
2. Развитие рынка труда в Республике Беларусь.
2.1.Динамика и анализ структуры занятости и безработицы в РБ…………...31
2.2.Политика государства на рынке труда………………………………….….35
3. Совершенствование рынка труда и занятости населения.
3.1. Актуальные проблемы обеспечения занятости в РБ и их решение……..43
3.2. Пути преодоления безработицы в Республике Беларусь……………..….51
Заключение…………………………………………………………………..…..54
Список используемой литературы………………………………………….….57
2.2.Политика государства на рынке труда.
Государственное воздействие на занятость и безработицу является неотъемлемой частью общей системы экономической и социальной политики любого цивилизованного государства.
В молодом советском государстве первые биржи труда, занимавшиеся трудоустройством населения и предоставлением гражданам, потерявшим работу, гарантий социальной поддержки стали создаваться в 1918 году. В функции бирж труда входил: учет безработных, распределение безработной рабочей силы, учет потребности хозяйственных органов в рабочей силе, учет совместительства, проверка правильности приема на работу учреждениями и предпринимателями, вербовка рабочей силы. Уже в 1927 - 1928 годах биржи удовлетворяли спрос предприятий в рабочей силе на 75 процентов.
Шесть десятилетий (с 1931 по 1991 годы) органа, подобного бирже труда, в стране не было. Все вопросы найма рабочей силы были переданы непосредственно организациям. Общее количество рабочих мест в большинстве регионов страны превышало объем трудовых ресурсов. Основной проблемой в этот период был поиск резервов рабочей силы для замещения вакансий.
Начавшиеся процессы
реформирования экономики привели
к появлению значительного
В 1991 году в целях создания условий для реализации права граждан на труд, получения ими бесплатной государственной помощи в трудоустройстве, профориентации, подготовке и переподготовке, повышении квалификации, а также для социальной защиты временно незанятых граждан в соответствии с постановлением Верховного Совета Белорусской ССР от 5 июня 1991 года № 845 – VII был введен в действие Закон "О занятости населения Белорусской ССР". Законом был определен порядок признания неработающего гражданина республики безработным, определены права и обязанности безработного. В этот период хозрасчетные центры и бюро были переименованы в областной, городские и районные центры занятости населения, а также образован областной фонд содействия занятости населения.
Политика на рынке труда предусматривает стимулирование структурной перестройки и ускорение процесса перераспределения высвобождаемых работников, наиболее быстрое вовлечение безработных в трудовую жизнь, предоставление работы каждому, кто желает работать и ищет работу.
Согласно Закону
о занятости населения
Государство гарантирует безработным:
-бесплатную
профессиональную ориентацию, психологическую
поддержку, профессиональную
-выплату пособия
по безработице, стипендии в
период обучения по
компенсацию в соответствии с законодательством материальных затрат в связи с направлением органами по труду, занятости и социальной защите на работу (обучение) в другую местность;
-бесплатный медицинский осмотр при приеме на работу и направлении на обучение;
-возможность
участия в оплачиваемых
-содействие
в организации
При создании механизмов реализации активной политики занятости и формирования рынка труда наша республика учитывала и использовала опыт других государств. В то же время, особенности формирования и использования трудовых ресурсов, особенности структуры занятости населения предопределили особенности государственного регулирования рынка труда. Новые явления в сфере занятости диктовали необходимость совершенствования государственного регулирования рынка труда.
Регулирование
занятости и безработицы
Законодательное
регулирование осуществляется путем
принятия государственных
Экономические методы заключаются в проведении комплекса мер по стимулированию занятости на макроуровне за счет кредитования, субсидирования, льгот и дотаций работодателям, регулирования уровня подоходного налога, государственных закупок и других мер, осуществляемых на макроуровне.
К административным методам относятся: изменение границ пенсионного возраста, установление определенной продолжительности рабочей недели, оплачиваемого отпуска, либерализация или ограничение иммиграции и эмиграции рабочей силы, регулирование некоторых вопросов трудоустройства отдельных категорий населения.
Идеологические методы применяются для разъяснения политики полной занятости, достижения оптимального сочетания интересов работодателей и работников.
Суть организационных методов заключается в снижении или устранении различного рода барьеров, которые препятствуют территориальной, отраслевой, профессиональной и квалификационной мобильности трудовых ресурсов. С этой целью совершенствуется статистика занятости и безработицы, развивается автоматизированная система изучения и регулирования структуры спроса и предложения рабочей силы на рынке труда, повышается эффективность работы органов по труду, занятости и социальной защите в направлении содействия трудоустройству.
Проведение эффективной политики на рынке труда означает:
содействие оптимальной сбалансированности между наличием рабочих мест и количеством работающих;
создание условий для получения гражданами необходимых знаний и навыков для осуществления выбранной ими трудовой деятельности;
предоставление работы всем желающим;
удовлетворение потребностей экономики в рабочей силе;
обеспечение минимального дохода в случае временной нетрудоспособности.
Регулирующая функция государства не ограничивается только содействием трудоустройству незанятого населения, но охватывает и сферу наемного труда, способствует развитию предпринимательской инициативы граждан и самозанятости.
Управление занятостью
заключается в целенаправленном
предоставлении государственных гарантий
безработным, сохранении и создании
рабочих мест для лиц неконкурентоспособных
на рынке труда, а также работников,
находящихся под угрозой
Государство должно постоянно сопоставлять и анализировать число свободных вакансий и неработающих граждан.
В приложении 5 находится таблица «Рынок труда наиболее массовых профессий по РБ на 01.06.2009г.»[14] Из неё видно количество свободных вакансий и численность безработных.
Например: Водителей автомобиля требуется 1323 человека, численность безработных водителе составляет 852 человека. Кассиров требуется 397 человек, а не трудоустроено всего 62 человека.
Из этого можно
сделать вывод, что рабочих вакансий
больше чем численности безработных.
По-моему мнению это происходит,
потому что люди стремятся занимать
более комфортабельные
Что касается служащих, то здесь ситуация совсем другая: Бухгалтеров требуется 321 человек, количество безработных составляет 601 человек, экономистов требуется 133 человека, количество безработных составляет561 человек, юристов требуется 42 человека, безработных – 217 человек.
В последнее время бухгалтер, экономист, юрист более популярные профессии, и все идут на них учиться, не осознавая того, что трудоустроиться будет очень сложно.
В сельской местности число вакантных мест превышает в 2-3 раза количество безработных. Это связано с нежеланием работать в сельской местности, низкой заработной платой и другими причинами.
Как стало известно, государство разрабатывает ряд мер для улучшения ситуации на рынке труда. В приложении 6 «Реализация активных мер занятости населения»[14] можно увидеть показатели (период с 1995 года по 2009год) о численности обратившихся в органы по труду, занятости и социальной защите, о численности трудоустроенных, сколько людей направлено на профессиональное обучение, переобучение и повышение квалификации, сколько создано новых рабочих мест с выделением бюджетной ссуды нанимателям, сколько оказано содействие безработным в организации предпринимательской деятельности, направлено на оплачиваемые общественные работы, переселено безработных и членов их семей и т.п.
Например: Направлено
на профессиональное обучение, переобучение
и повышение квалификации в 2007 году
23,8 тыс.чел., а в 2008году 22,9 тыс.чел., что
на 3,78% меньше по сравнению с предыдущим
периодом(22,9/23,8*100=96,22%)
Из второй главы можно сделать выводы:
1.Несмотря на
то, что количество занятого
2.Мы видим, что государство
разрабатывает и реализует ряд мер по
улучшению занятости населения, всячески
оказывает социальную поддержку нетрудоспособному
населению, примером чего является приложение
6 .[13]
3. Совершенствование рынка труда и занятости населения.
3.1. Актуальные проблемы обеспечения занятости в РБ и их решение.
К основным проблемам
обеспечения занятости
-снижение безработицы
среди групп населения,
-создание условий для эффективной занятости жителей проблемных населенных пунктов и регионов;
-достижение
соответствия профессионально-
-повышение территориальной мобильности рабочей силы.
Одной из ключевых
задач является содействие в трудоустройстве
граждан, не способных на равных условиях
конкурировать на рынке труда
и особо нуждающихся в
Данным категориям
населения государство
За последние годы при сокращении общей численности безработных в их составе вырос удельный вес лиц, нуждающихся в дополнительных гарантиях занятости, который достиг 24%.
Весьма остро стоит проблема трудоустройства молодежи, многие представители которой из-за отсутствия опыта практической работы, а в ряде случаев и квалификации неконкурентоспособны на рынке труда. Лица в возрасте от 16 до 29 лет, составляя 24,1% экономически активного населения, дают 40,1% всего контингента безработных.
С целью снижения
молодежной безработицы и повышения
шансов молодых людей на рынке
труда государство