Рынок труда и проблемы его функционирования в условиях экономического кризиса

Автор: Пользователь скрыл имя, 08 Апреля 2011 в 20:09, курсовая работа

Краткое описание

Задачами данной курсовой работы являются: анализ состояния рынка труда в нашей стране и странах с рыночной экономикой, пути решения проблем, возникающих в результате кризиса, методы построения планов по реализации антикризисных программ, анализ опыта зарубежных стран в реализации работ по сокращению безработицы.

Оглавление

Введение ……………..………………………………..………………….….3

1 Рынок труда: понятие и современные тенденции………………...……..5

2 Основные направления государственной политики занятости на современном этапе в зарубежных странах…………………………….….20

3 Особенности рынка труда в Республике Беларусь и проблемы его регулирования в условиях экономического кризиса…………...………...31

Заключение……….………………………………...........................................42

Список использованной литературы ...……………………….…………..44

Файлы: 1 файл

Курсовая работа Старая.docx

— 541.31 Кб (Скачать)

  Весомым источником предложения рабочей силы на рынке труда являются граждане, ранее занятые в домашнем хозяйстве и вышедшие на рынок труда в поисках работы. Численность этих людей во многом зависит от уровня жизни и постепенно уменьшается: в 2009 г. в службу занятости за содействием в трудоустройстве обратилось около 65 тыс. чел., что составило 20% от общего объёма предложения рабочей силы. Около половины из них были признаны безработными.

  Ещё одной категорией населения, формирующей предложение рабочей силы на рынке труда, являются выпускники школ и профессиональных образовательных учреждений (ПТУ, техникумов, ВУЗов). Реализация мер по трудоустройству выпускников учебных заведений позволила снизить их удельный вес в общем объёме предложения рабочей силы с 9,5% в 2005 г. до 3,6% в 2009 г. Однако, согласно принятой системе статистического учёта, в объём предложения рабочей силы на рынке труда также включается численность студентов, занимающихся поиском работы в свободное от учёбы время. В 2009 г. она составила 44,6 тыс. чел., или 13,3% общего объёма предложения рабочей силы. Таким образом, в структуре предложения рабочей силы почти каждый четвёртый – это молодой человек в возрасте 16-24 лет. Но среди безработных доля выпускников всех типов образовательных учреждений постепенно уменьшается: в 2005 г. – 14,5%, в 2009 г. – 6,9%.

  Динамика спроса на рабочую силу в 2005-2008 гг. характеризовалась устойчивой тенденцией роста. Его количественный объём, включающий, помимо создания новых рабочих мест, вакансии, заявленные предприятиями в службу занятости, увеличился с 136,3 тыс. в 2005 г. до 213,4 тыс. чел. в 2008 г., или в 1,6 раза. Стабильность ситуации на рынке труда была поставлена под угрозу из-за последствий мирового финансово-экономического кризиса, вследствие чего в 2009 г. произошло снижение спроса на рабочую силу до 202,6 тыс. чел.

   Структура его существования не изменилась. Каждая третья вакансия, т.е. 19% всех имеющихся в службе  занятости, - в промышленности; 12,6 - в строительстве; 13,1 – в сельском хозяйстве.

   Рынок труда по-прежнему ориентирован на рабочие профессии, которые в 2009 г. составили около 76% общего количества заявленных нанимателями вакансий (в 2008 г. – 78,8%). Для специалистов и служащих – чуть более 23%. В то же время среди безработных каждый третий – служащий (35%), рабочие составляют 65%. Наиболее востребованы рабочие таких профессий, как каменщик, токарь, слесарь, водитель, тракторист, спрос на них превышает предложение в 1,5 – 3 раза. Среди специалистов – врачи (спрос превышает предложение в 28 раз) и медицинские сёстры (в 8,6 раза), инженеры различных профилей (в 1,5 раза). Следовательно, одна из главных причин безработицы – профессионально-квалификационный дисбаланс структуры предлагаемых свободных рабочих мест и претендующих на них безработных граждан.

   Конъюнктура рынка труда остаётся трудоизбыточной, т.е. предложение превышает спрос на рабочую силу, но дисбаланс между ними несколько сократился (см. таблицу). На конец 2008 г. предложение превысило спрос в 1,5 раза, в то время как в 2005 г. – в 2,2 раза. В 2009 г. увольнения работников отчасти компенсировались заполнением имевшихся на предприятиях и в службе занятости вакансий. Число заявленных уменьшилось с 50,7 тыс. на начало года до 34,5 тыс. на конец декабря 2009 г., вследствие чего разрыв увеличился до 1,7 раза. Ухудшилась и конъюнктура рынка труда: если в конце 2008 г. количество вакансий в 1,6 раза превышало численность безработных, то в 2009 г. на одну заявленную претендовало 1,2 безработного.

   Минимизировать негативное влияние мирового финансово-экономического кризиса на основные индикаторы рынка труда позволила проводимая большинством белорусских предприятий политика сохранения кадрового потенциала путём перехода на режим вынужденной неполной занятости. Количество работников организаций, функционирующих в таком режиме, в январе-декабре 2009 г. увеличилась почти в 9 раз, и составило 356,2 тыс. чел., или 10,1% среднесписочной численности (против 3,9 в 2008 г.); число переведённых на режим неполной рабочей недели возросло почти в 3 раза, т.е. до 201,3 тыс., отправленных в административные отпуска – в 2 раза (до 154,9 тыс. чел., из которых 81,3 тыс. чел. – без сохранения заработной платы).

  Расширение масштабов вынужденной неполной занятости на производстве в условиях кризиса являлось альтернативой увольнению работников, что в определённой мере сдерживало процессы высвобождения рабочей силы и поступления её на рынок труда. Такая политика позволила сохранить кадровый потенциал и удерживать уровень безработицы в течение 2009 г. в пределах 0,9% экономически активного населения (рис. 2).

  Численность регистрируемых безработных неуклонно сокращалось – с 67,9 тыс. в 2005 г. до 37,3 тыс. чел. на конец декабря 2008 г., однако к концу 2009 г. она незначительно возросла – до 40,3 тыс. чел.

  Но следует учитывать, что определённая часть безработных по ряду причин (низкое пособие по безработице, необходимость участия в общественных работах и т.д.) не регистрируется в органах по труду, занятости и социальной защите. Беларусь пока не перешла на методологию МОТ по расчёту общей безработицы, однако, по оценкам специалистов, численность незарегистрированных безработных более чем в 3 раза превышает официальный показатель. Уровень общей безработицы составляет 3,7%.

  Кроме того, около 320 тыс. чел. заняты в неформальном секторе экономики или являются нелегальными трудовыми мигрантами, работающими за пределами страны. Следует отметить, что в условиях мирового финансово-экономического кризиса массового высвобождения работников из общественного производства, которые могли бы пополнить ряды неформального сектора, не произошло. Лишь незначительная часть отправленных в административные отпуска пополнила ряды вторичной неформальной занятости, оставаясь в штате организаций формального сектора. Рост масштабов неформальной занятости как основной деятельности граждан в условиях кризиса не отмечается. Для получения более достоверных данных о численности незарегистрированных безработных и неформально занятых необходимо ввести систему обследований домашних хозяйств по вопросам занятости населения на постоянной основе по методологии МОТ.

  Сегодня уровень занятости населения в Беларуси по-прежнему остаётся высоким и составляет 75,3% численности трудовых ресурсов, в то время как в целом по ЕС – 67,3%; Германии – 69,8; Великобритании – 74,3; Швеции – 71,1; Польше – 72,1; странах Балтии – 68-71%. Во многом это обусловлено реализацией целенаправленных мер государственной политики по обеспечению занятости населения, предусматривающих стимулирование создания новых рабочих мест, содействие развитию малого бизнеса и индивидуального предпринимательства, организацию оплачиваемых общественных работ, профессиональную подготовку и переподготовку незанятых граждан и др.

  Вместе с тем высокий уровень занятости населения сопровождается накоплением скрытой безработицы на производстве и содержанием излишней численности персонала, расширением масштаба неформальной занятости. Низкая доля заработной платы в издержках производства не стимулирует к экономии рабочей силы и позволяет субъектам хозяйствования содержать избыточную численность работников.

  У Беларуси своя стратегия экономических реформ в социально-трудовой сфере, предусматривающая недопущение высокого уровня официально регистрируемой безработицы путём сохранения кадрового персонала. Однако это оборачивается низкой эффективностью труда (по уровню его производительности наша страна отстаёт от развитых европейских государств в 3 раза), нерациональным использованием трудового потенциала, относительно низкой заработной платой. Возможность увеличения внутренних инвестиций для создания новых рабочих мест по-прежнему ограничена, что ведёт к замедлению процессов технологической модернизации производства, консервации неэффективной занятости, разбалансированности спроса и предложения рабочих мест, проявляющейся в нехватке квалифицированных кадров по ряду профессий, особенно рабочих и специалистов технического профиля.

  Основными свойствами современного рынка труда являются: неразвитость рыночной инфраструктуры; стихийный характер взаимодействия спроса и предложения рабочих мест; низкая территориальная мобильность рабочей силы; несоответствие профессионально-квалификационной структуры свободных рабочих мест и безработных, невысокие качественные характеристики последних, что затрудняет их трудоустройство.

  Безусловно, модернизация производства потребует сокращения неэффективных рабочих мест. Однако необходимо учитывать интересы не только предприятий, но и самих работников, которые при отсутствии сегодня достаточного числа новых рабочих мест в других сферах деятельности в случае высвобождения могут оказаться без источника дохода.

  Следует также учесть, что основная нагрузка по сохранению занятости приходится на субъекты хозяйствования и в меньшей степени – на республиканский бюджет. В случае ликвидации неэффективных рабочих мест и высвобождения избыточной численности работников неизбежно произойдет увеличение масштабов поступления рабочей силы на рынок труда и как следствие -  рост уровня безработицы. При этом основная нагрузка по социальной защите высвобождаемых работников перераспределится на республиканский бюджет, поскольку потребуются дополнительные расходы на организацию общественных работ, переподготовку высвобожденных и выплату пособий по безработице.

  Политика высвобождения избыточной рабочей силы должна сопровождаться активизацией процесса создания новых рабочих мест, прежде всего в сфере малого бизнеса, в сочетании с опережающими  мерами по профессионально переподготовке находящихся под угрозой увольнения.

  В  целях стабилизации ситуации  на рынке труда в 2009 г. правительством  страны принят ряд антикризисных  мер.  С начала текущего года  организован еженедельный мониторинг  ситуации на нем. Беларусь не  смогла обойтись без традиционных  антикризисных мер, применяемых  в большинстве стран для сохранения  рабочих мест, а именно: без сокращения  свободных рабочих мест и вакантных  должностей; уменьшения продолжительности  рабочей недели; предоставления  административных отпусков с  частичным сохранением (без сохранения) оплаты труда.

  Для нейтрализации последствий мирового кризиса и стабилизации ситуации на рынке труда республики в Программу занятости населения на 2009 год внесены коррективы, предусматривающие приоритетное направление финансовых ресурсов Фонда социальной защиты на создание временных рабочих мест в рамках организации общественных работ: опережающее профобучение и переподготовку безработных и работников,  находящихся под риском увольнения; оказание помощи безработным в открытии собственного дела.

  Так, с апреля 2009 г. осуществляется формирование временных рабочих мест в рамках общественных работ по жилищному строительству с организацией за счет средств фонда социальной защиты населения ускоренной профессиональной подготовки, направляемых  на них  временно свободных работников.

   Кроме того, в целях реализации мероприятий программы по обеспечению временной занятости работников предприятий, находящихся в вынужденных отпусках, принят Указ Главы государства от 26 июня 2009 г. №333 «О дополнительных мерах социальной защиты населения», в соответствии с которым данной категории граждан предоставлена возможность участия в оплачиваемых общественных работах наравне с безработными и выплаты им вознаграждений из средств, направляемых на мероприятия по обеспечению занятости Фондом социальной защиты населения.

  Среди мер, используемых для защиты рабочих мест, наибольшее распространение получили бюджетные ссуды, выделяемые нанимателям при организации и модернизации этих мест. Бюджетная ссуда выдается беспроцентно на возвратной основе сроком до трех лет. Более того, размер ее не ограничен, величина устанавливается исходя из разработанного бизнес-плана, в котором обосновываются затраты на создание рабочего места [7, с. 4-8].

  Согласно обзору рынка труда консалтинговой группы «Здесь и сейчас», в Беларуси количество людей, которые ищут работу, примерно на 20% превышает число предлагаемых вакансий. При этом официальная безработица в стране по-прежнему составляет 0,9% от экономически активного населения.

  По словам руководителя департамента рекрутинга консалтинговой группы Елены Дрозд, по сравнению с ноябрем 2008 года на 16% увеличилось число тех, кто ищет работу, и на 20% сократилось количество вакансий. При этом еще в ноябре спрос и предложение на рынке труда были примерно равны. Как отметила специалист «Здесь и сейчас», сложившаяся ситуация объясняется влиянием мирового финансово-экономического кризиса и девальвацией рубля. Ее можно рассматривать и как «оздоровление и взросление кадрового рынка».

  Большинство работодателей избавляются от сотрудников, которые не могут работать эффективно, «которых долгое время терпели потому, что другого нанять было нельзя». Требования к работникам ужесточаются, и наблюдается некоторое снижение заработной платы. Как считает Е.Дрозд, в ряде случаев более низкая заработная плата отражает «реальную стоимость» работника. За последние два года зарплаты значительно выросли, и в ряде отраслей этот рост не был обусловлен повышением производительности труда. По оценке Е.Дрозд, «неоправданно высокие заработные платы» получали работники IT-сектора.

  По словам представителя консалтинговой группы, за содействием в поиске работы чаще всего обращаются бухгалтеры и менеджеры по продажам. Больше всего востребованы специалисты в области оптовых и розничных продаж, главные бухгалтеры, специалисты в сфере IT, высокоэффективные руководители, которые умеют работать в ситуации неопределенности и владеют антикризисными инструментами. Меньше всего шансы найти работу у юристов, экономистов, дизайнеров, руководителей среднего звена.

Экономист Александр Потупа в интервью «Белорусским новостям» отметил, что несоответствие вакансий потребностям соискателей  существовало, и будет существовать. Работники, претендующие на определенные позиции, имеющие определенное образование часто не готовы работать на должностях, которые являются в настоящее время свободными.

Информация о работе Рынок труда и проблемы его функционирования в условиях экономического кризиса