Рынок труда и проблемы его функционирования в условиях экономического кризиса

Автор: Пользователь скрыл имя, 08 Апреля 2011 в 20:09, курсовая работа

Краткое описание

Задачами данной курсовой работы являются: анализ состояния рынка труда в нашей стране и странах с рыночной экономикой, пути решения проблем, возникающих в результате кризиса, методы построения планов по реализации антикризисных программ, анализ опыта зарубежных стран в реализации работ по сокращению безработицы.

Оглавление

Введение ……………..………………………………..………………….….3

1 Рынок труда: понятие и современные тенденции………………...……..5

2 Основные направления государственной политики занятости на современном этапе в зарубежных странах…………………………….….20

3 Особенности рынка труда в Республике Беларусь и проблемы его регулирования в условиях экономического кризиса…………...………...31

Заключение……….………………………………...........................................42

Список использованной литературы ...……………………….…………..44

Файлы: 1 файл

Курсовая работа Старая.docx

— 541.31 Кб (Скачать)

Преобладающая общность интересов “товара” рабочей  силы и ее потребителей - экономики  и государства - является важнейшей  социально - экономической чертой рыночной экономики, создающей прочную гуманистическую  основу развития народного хозяйства  и всего общества. Несомненно, что  организованный, во многом управляемый  государством и поддерживаемый предприятиями  товарной экономики, постоянно совершенствуемый по мере развития народного хозяйства  рынок рабочей силы является одним  из ключевых, жизненно важных звеньев  социально - экономической системы  любой страны.

Конечной целью  рынка труда является, во-первых, удовлетворение профессионально - трудовых и жизненных интересов экономически активного населения, включая социальную защиту, и обеспечение народного  хозяйства нужными ему кадрами; во-вторых, достижение максимально  полной и минимально прерывной занятости, с учетом потребности в частичной  рабочей неделе, скользящем графике  рабочего дня и т.п.

Одной из принципиальных особенностей современного западного  рынка труда является значительная распространенность предпринимательской  деятельности. Примерно каждый десятый  работающий в США, Франции, Великобритании, каждый седьмой в Японии, каждый пятый в Италии является предпринимателем. Почти 2/3 из них возглавляют средние  и мелкие предприятия, а каждый четвертый  ведет дело, в котором занято 20 и менее человек.

Труд в условиях частной собственности, когда она  является не враждебным и противостоящим человеку понятием, а полным или  частичным личным достоянием, формирует  особо важные качества рабочей силы, которые высоко ценятся на рынке  труда и быстрее всего закрепляются в людях, облаченных ответственностью предпринимателя. Личное владение утверждает в человеке сознание и чувство  ответственности за принадлежащую  ему частицу национального богатства, развивает в нем социальный инстинкт сбережения материальных и духовных ценностей, желание их развивать  и укреплять. Около 80 % занятых в  западных странах в той или  иной форме выступают владельцами  или совладельцами семейного  дела, мелких, средних и крупных  предприятий, обладателями акций фирм и корпораций.

Общий уровень  квалификации трудовых ресурсов сегодня  таков, что предпринимательством успешно  занимаются представители практически  всех профессий, причем рабочие в  данном отношении держат пальму первенства. В 1990 году в США 23 % предпринимателей имели рабочие профессии, 18 % - обладали опытом управленческой работы, 18 % - были связаны с торговлей, 15 % - с услугами, 16% - имели высшее или научное образование  различного профиля, 10 % - были фермерами.

независимым от государства субъектом. Такому государству  не столь важно, используется ли людской  потенциал эффективно и согласно с личными интересами человека или  нет. Для него значимо другое - иметь  человека в полном и безоговорочном подчинении для любых нужд, а личные интересы удовлетворять по минимуму, что исключает экономическую  и социальную независимость человека. Это обеспечивает хотя и малоэффективную, но почти полную управляемость людскими массами. Свободный рынок труда  в таких условиях просто не нужен, более того, он был бы серьезной  помехой, хотя его антипод - распределение  рабочей силы, обслуживающее дефицитную по своей природе, принадлежащую  государству экономику тоже называется рынком труда[4, с. 145].

  Национальный рынок труда охватывает все общественное производство - через него каждая отрасль получает необходимые ей кадры не только заданного профессионально - квалификационного состава, но и определенных культурных и этико - трудовых достоинств, адекватных требованиям экономики.

  На рынке труда реализуется возможность:

  1. свободного выбора профессии, отрасли и места деятельности, поощряемого приоритетными предложениями (уровень оплаты труда, возможности реализации творческих замыслов и т. д.);
  2. найма и увольнения при соблюдении норм трудового законодательства, защищающего интересы граждан в плане гарантий занятости, условий труда, его оплаты;
  3. независимой и вместе с тем экономически поощряемой миграции трудовых ресурсов между регионами, отраслями и профессионально - квалификационными группами, которой обычно сопутствует улучшение условий жизни и трудовой деятельности, чему способствует наличие высокоразвитых, повсеместно доступных населению рынков высококачественного жилья, потребительских товаров культурных и духовных ценностей;
  4. свободного движения заработной платы и других доходов при сохранении приоритета квалификации и образования, соблюдении установленного законом гарантированного минимума зарплаты, обеспечивающего прожиточный минимум, и регулировании верхнего предела доходов через налоговую систему, основанную на прогрессивной шкале [2, с. 134-135].

   В конкурентно - рыночных отношениях отражаются глубокие процессы, постоянно происходящие в обществе и определяющие его движение вперед. Через рынок труда проходят три взаимосвязанных эволюционных потока - развитие экономики (материально - технических элементов и структур), развитие человека (общей и профессиональной культуры, творческих возможностей, нравственных качеств), развитие общественных отношений корпораций аналогичных подразделений государственных учреждений, некоммерческих организаций и т. д. Его важными звеньями являются региональные и местные службы министерств труда, осуществляющие профессиональное обучение, трудоустройство и материальную поддержку в первую очередь лиц, нуждающихся в особой социальной опеке - безработных, инвалидов, иммигрантов, неустроенной молодежи.

Государственная политика рынка труда в западных странах исходит из того, что активная жизненная позиция, стремление к  развитию и самоутверждению, присущая корпорации, предприятию и любому трудящемуся, возникает не под влиянием директивных указаний со стороны  и не под давлением каких-то внешних  сил. Напротив, подобные устремления  зарождаются не только как следствие  внутренних побуждений и реализуются  путем самостоятельных решений  и действий. Для этого необходима конкурентная среда и наличие  для всех примерно равных возможностей достижения наилучших результатов. Задача государства состоит в  обеспечении наиболее благоприятных  экономических, в т. ч. налоговых, социальных и культурных возможностей развития страны. Эффективность подобной концепции  подтверждает опыт развития западного  общества 70-80-х годов. Государство  ни при каких обстоятельствах  не выступает давящей директивной  силой, наделившей само себя монопольными правами регулировщика рынка  труда. Опыт развития западной цивилизации  показывает, что подобная ситуация неминуемо приводит к исчезновению эволюционных потенций в обществе и  его деградации.

В настоящее  время расширенному воспроизводству  и развитию высококачественных трудовых ресурсов в той или иной степени  служат так или иначе практически  все, включая оборону, материальные и духовные активы страны .

О жизненной  важности рынка труда для современного общества свидетельствуют масштабы текущих государственных затрат на его развитие. Только на реализацию социальных программ в рамках рынка  труда во многих западных странах  ежегодно выделяются средства в объеме 2-3% валового национального продукта.

Рынок труда  финансируется государством через  министерство труда по трем самостоятельным  направлениям - трудоустройство ищущих работу, обучение пользующимся спросом  специальностям необходимой квалификации; профессиональная реабилитация и обеспечение  работой лиц, требующих особого  социального внимания (люди с ограниченной трудоспособностью, инвалиды, иммигранты, молодежь без полного школьного  образования и специальности  и т. д.).

В США только официально свыше 50% федерального бюджета  и около 63% бюджета штатов и округов  расходуются непосредственно в  интересах населения, покрывая расходы, связанные с развитием образования и здравоохранения, улучшения жилищно-бытовых условий, защитой потребительских прав, финансированием программ рынка труда, пенсионным вспомоществованием и т. д.

Расходы на развитие трудовых ресурсов, поступающие из государственного бюджета, непосредственно  от фирм, корпораций и отдельных  предпринимателей, не облагаются налогами, не имеют особых экономических, производственных оценок и не ставят трудящихся в  связи с этим в юридическую  или фактическую зависимость  от предпринимателей, государства, общества в целом. Ни государство, ни частный  капитал не предъявляют в какой  бы то ни было форме трудящимся счета  за вложенные ими в трудовые ресурсы  средства, не требуют их компенсации. Осуществляется, таким образом своего рода безвозмездное субсидирование, и что еще важнее, фактическое  развитие и подготовка к использованию  рабочей силы как элемента национальных производительных сил будущими покупателями ее рабочего времени. Ни капитал, ни государство  при этом не являются ни изначальными владельцами трудовых ресурсов, ни полными или частичными собственниками созданного ими по существу товарного  потенциала рынка труда. Не ставится никаких политических условий, закрепляющих подготовленную рабочую силу за национальным рынком труда. Она имеет практически  неограниченные возможности международного трудоустройства в интересах  наилучшей для себя реализации профессиональных знаний, ибо национальный рынок труда  является неотделимой частью мирового рынка и подчиняется общим  законам международного разделения труда.

На практике трудящиеся индустриально развитых стран не так уж часто работают за рубежом. Но официальное наличие  такой возможности оказывает  громадное психологическое воздействие  на общественное сознание. Ощущение гражданской  и профессиональной свободы активизирует общий трудовой потенциал нации  и заставляет работодателей и  правительство внимательнее, заботливее относиться к отечественным трудовым ресурсам.

Трудящийся, лишенный собственности на свою рабочую силу и возможности распоряжаться  своим профессиональным потенциалом, во многом теряет интерес к труду, сохранению и развитию качеств труженика, созидателя и перестает стремиться к их лучшему использованию. Ослабевают нравственные, духовные связи со сферой труда и обществом, исчезает интерес  к благополучию и развитию предприятий, национальной экономики страны. А  это как бумеранг бьет в итоге  по материальному благосостоянию населения  и приостанавливает его духовный и культурный рост.  

фирмам, учреждения культуры, здравоохранения, различные некоммерческие социальные организации, институт семьи.

   Рынок труда является органической частью экономики и как 6ы вмонтирован в нее. Он функционирует силами управлений и отделов кадров, учебных и исследовательских центров, а также социальных служб корпораций аналогичных подразделений государственных учреждений, некоммерческих организаций и т. д. Его важными звеньями являются региональные и местные службы министерств труда, осуществляющие профессиональное обучение, трудоустройство и материальную поддержку в первую очередь лиц, нуждающихся в особой социальной опеке - безработных, инвалидов, иммигрантов, неустроенной молодежи.

  О  жизненной важности рынка труда  для современного общества свидетельствуют  масштабы текущих государственных  затрат на его развитие. Только  на реализацию социальных программ  в рамках рынка труда во  многих западных странах ежегодно  выделяются средства в объеме 2-3% валового национального продукта.

  Государственная политика рынка труда в западных странах исходит из того, что активная жизненная позиция, стремление к развитию и самоутверждению, присущая корпорации, предприятию и любому трудящемуся, возникает не под влиянием директивных указаний со стороны и не под давлением каких-то внешних сил. Напротив, подобные устремления зарождаются не только как следствие внутренних побуждений и реализуются путем самостоятельных решений и действий. Для этого необходима конкурентная среда и наличие для всех примерно равных возможностей достижения наилучших результатов. Задача государства состоит в обеспечении наиболее благоприятных экономических, в т. ч. налоговых, социальных и культурных возможностей развития страны. Эффективность подобной концепции подтверждает опыт развития западного общества 70-80-х годов. Государство, ни при каких обстоятельствах, не выступает давящей директивной силой, наделившей само себя монопольными правами регулировщика рынка труда. Опыт развития западной цивилизации показывает, что подобная ситуация неминуемо приводит к исчезновению эволюционных потенций в обществе и его деградации.

  Рынок труда финансируется государством через министерство труда по трем самостоятельным направлениям - трудоустройство ищущих работу, обучение пользующимся спросом специальностям необходимой квалификации; профессиональная реабилитация и обеспечение работой лиц, требующих особого социального внимания (люди с ограниченной трудоспособностью, инвалиды, иммигранты, молодежь без полного школьного образования и специальности и т. д.) [8, с. 81-84]. 

Информация о работе Рынок труда и проблемы его функционирования в условиях экономического кризиса