Рынок труда и проблемы его функционирования в условиях экономического кризиса

Автор: Пользователь скрыл имя, 08 Апреля 2011 в 20:09, курсовая работа

Краткое описание

Задачами данной курсовой работы являются: анализ состояния рынка труда в нашей стране и странах с рыночной экономикой, пути решения проблем, возникающих в результате кризиса, методы построения планов по реализации антикризисных программ, анализ опыта зарубежных стран в реализации работ по сокращению безработицы.

Оглавление

Введение ……………..………………………………..………………….….3

1 Рынок труда: понятие и современные тенденции………………...……..5

2 Основные направления государственной политики занятости на современном этапе в зарубежных странах…………………………….….20

3 Особенности рынка труда в Республике Беларусь и проблемы его регулирования в условиях экономического кризиса…………...………...31

Заключение……….………………………………...........................................42

Список использованной литературы ...……………………….…………..44

Файлы: 1 файл

Курсовая работа Старая.docx

— 541.31 Кб (Скачать)

  В  кризисных и пост-кризисных условиях  компании гораздо больше внимания  стали уделять экономии ресурсов. Для эффективного анализа ключевых  показателей им необходимы системы  BI (Business Intelligence), поэтому специалисты,  имеющие большой опыт участия  в проектах внедрения таких  систем, тоже пользуются сейчас  большим спросом. 

  Что  касается общих тенденций изменения  заработных плат технических  специалистов, то здесь в начале 2010 года не произошло существенных  сдвигов по сравнению с 2009-м.  Высокий уровень дохода, по-прежнему, готовы предлагать лишь экспертам,  высококвалифицированным специалистам  или специалистам редких специальностей, которые и во время кризиса  не страдали от нехватки предложений  со стороны работодателей. Технические  специалисты, работающие в консалтинге,  по-прежнему страдают от недостаточной  загрузки по проектам, и, как  следствие, - от отсутствия бонусной  составляющей в совокупном доходе.

  Юриспруденция.  Юристы следят за тенденциями  рынка труда и стали более  открыты интересным предложениям. На рынке подбора персонала  среднего и высшего управленческого  звена в области юриспруденции  сохраняется стабильная активность. Многие компании, оправившиеся от  кризиса, расширяют офисы и  продолжают открывать вакансии  юристов всех уровней. Кроме  того, на рынке возник небольшой  недостаток специалистов среднего  уровня из-за того, что ряд юристов  предпочли переждать тяжелую  ситуацию на рынке, сосредоточившись  на дополнительном профессиональном  образовании. По-прежнему самыми  востребованными остаются опытные  юристы, специализирующиеся на разрешении  споров в судах общей юрисдикции  и арбитражных судах, а также  специалисты в области слияний  и поглощений. Требования к кандидатам  очень высоки. Многие работодатели  все еще думают, что можно найти  людей с прекрасным опытом  за небольшие деньги, но даже  в условиях современного рынка  им приходится либо уступать  в требованиях, либо увеличивать  бюджет на рекрутмент, поскольку  действительно сильные юристы  стоят дорого.

  Управление  персоналом. К началу 2010 года во  многих компаниях закончился  этап антикризисной трансформации  HR функции. Уже нет такого спроса  на HR менеджеров, способных управлять  изменениями, как в прошлом  году. Компании пересмотрели структуру,  при этом для HR профессионалов  открываются новые возможности  внутри организации: успешных  людей продвигают по карьерной  лестнице, к примеру, менеджеров, отвечавших за HR функцию в стране, переводят на должность ответственного  за регион.

  С начала  года наиболее востребованы профессионалы  в области компенсаций и льгот,  а также HR администраторы, что  тоже, в основном, связано со структурными  изменениями в компаниях. В  области обучения и развития  пока затишье. В крупных компаниях  все больше внимания уделяется  методикам оценки кандидатов  на вакансии. Это помогает не  только проверить компетенции  и отобрать наиболее квалифицированных  людей, но и правильно вписать  новых сотрудников в коллектив.  С этим связан стабильно растущий  спрос на менеджеров по подбору  персонала с опытом работы  в организациях, где такие методики  оценки были успешно внедрены. Кроме того, все чаще появляются  вакансии, которые предполагают  совмещение функции подбора и  развития персонала (Recruitment & Development Manager). Компании ищут «умный» подход  к пополнению штата, когда учитывается  не только предложение на рынке  внешних кандидатов, но и максимально  задействуются ресурсы внутри  компании, кадровый резерв, talent management. Это может быть актуально при  стратегии экономии издержек. В  целом, текущую ситуацию на  рынке подбора HR профессионалов  можно назвать стабильной, и это хорошая тенденциям [13].

   Таким  образом можно наблюдать положительные  тенденции на рынке труда на  сегодняшний день. Сегодня работодатели  ищут кандидатуры на достаточно  высокие посты почти по всем  направлениям экономики. Особенно  ценятся специалисты IT-технологии и других технических профилей, а также работники в сфере финансов и бухгалтерии. Сегодня работник уже не боится терять работу, а потому ищет более выгодные предложения в других компаниях, что и складывает состояние спроса и предложения рабочей силы на рынке труда. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

2 ОСНОВНЫЕ  НАПРАВЛЕНИЯ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПОЛИТИКИ  ЗАНЯТОСТИ НА СОВРЕМЕННОМ ЭТАПЕ  В ЗАРУБЕЖНЫХ СТРАНАХ 
 

  Политика регулирования рынка как составная часть экономической политики предусматривает достижения трех основных целей:

  1. стимулирование структурной перестройки и ускорения процесса перераспределения высвобождаемых работников;
  2. наиболее быстрое вовлечение безработных в трудовую жизнь;
  3. предоставление работы каждому, кто ее ищет.

Меры государственной политики занятости дифференцируются по:

  1. объекту воздействия (общие и специализированные меры);
  2. источникам финансирования.

К методам воздействия на занятость можно отнести:

  1. прямые (административные): законодательное регулирование, трудовое законодательство, коллективные договоры;
  2. косвенные (экономические): финансовая, монетарная и фискальная политика.

Типы государственного воздействия на занятость:

  1. пассивный: социальная помощь незанятому населению;
  2. активный: стимулирование предложения труда, стимулирование спроса на труд, меры по согласованию спроса и предложения (информация, консультативные услуги, профконсультации, разработка программ занятости для низкоконкурентных  групп населения и т.д.), меры помощи регионам и т.д.

   Рациональное использование трудовых ресурсов в различных странах рыночной экономики на современном этапе сочетает два типа методов управления. Исторически сложившиеся методы характеризуются преобладанием централизации. Новые — смещением центра тяжести на децентрализованность при одновременном сохранении и оптимизации отдельных традиционных элементов государственного регулирования. Политику занятости определяют состоянием экономики в целом. Уровень развития последней не одинаков в различных странах. Несмотря на это, для всех их характерны структурные сдвиги в экономике, изменение требований к качеству и количеству рабочей силы, необходимой для расширенного воспроизводства. В зависимости от масштабности и глубины происшедшего технологического переворота национальные правительства в разной степени совмещают привычные и новаторские подходы. Многое зависит от того, какие отрасли, предприятия и взаимосвязи преобладают в национальном хозяйстве. В возрастающей мере сказываются наднациональные факторы — следствие углубляющейся международной экономической интеграции.

  В комплексе мер, используемых в политике занятости, гибкие формы занятости и рабочего времени играют особую роль. Они используются не столько для непосредственной борьбы с безработицей, как, например, программы содействия занятости, сколько для предоставления более широких возможностей для удовлетворения спроса и реализации предложений на рынке труда. Этим они отвечают повышающимся требованиям трудящихся к условиям труда и меняющемуся спросу на рабочую силу, как в количественном, так и в качественном отношении у предпринимателей. Поэтому эти формы занятости имеют устойчивую тенденцию к развитию, что, в свою очередь, должно привести к определенным изменениям в трудовых отношениях и их регулировании. В этих условиях политика занятости должна исходить из предвидения этих изменений и их использования в целях эффективной реализации трудового потенциала. Таким образом, рассмотрим государственное регулирование занятости в некоторых зарубежных странах.

  Начавшийся мировой экономический кризис является системным, обусловленным противоречиями неолиберальной модели капитализма (мировое хозяйство не может дальше развиваться по-старому), исчерпаны ресурсы экономической политики, построенной на соединении систематического снижения реальной заработной платы со стимулированием потребления. Мировой финансовый кризис ударил по рядовым гражданам - каждая вторая компания готовится перешерстить кадры. По словам генерального директора Международной организации труда (МОТ) Хуана Сомавиа, к концу 2009 года мировая экономика потеряет 20 млн. рабочих мест, а число безработных впервые превысит 200 млн. человек.

   О приближении мирового экономического кризиса свидетельствовал целый ряд фактов. Рост производства в "новых промышленных странах" должен был, прежде всего, обслуживать потребление в богатых США и ЕС. Однако в связи с выносом из этих "старых промышленных стран" многих производств в них неуклонно снижалась реальная заработная плата, усиливалась тенденция к неполной и нестабильной занятости.

   За период 1982-2008 годов в "старых индустриальных странах" возросло число работающих женщин, что (в отличие от 1950-1960-х годов) стало семейной нормой. Трудящиеся оказались вынуждены чаще перерабатывать или сочетать несколько работ, чтобы сохранить свой материальный достаток. Таким образом, при снижении средней заработной платы в расчете на одного человека средний доход семьи в США и многих других западных странах в течение некоторого времени продолжал расти [6, с. 15-17].

Государственное регулирование занятости в Великобритании

  Меры, предпринятые государством включают в себя уменьшение НДС, инвестиции 3 миллиардов фунтов на ремонт и строительство дорог, школ и социального жилья. 535 миллионов на энергосбережение, железнодорожный транспорт. Для малого и среднего бизнеса был продлен срок выплаты всех форм налогов, также по проекту «Финансовая Схема Малого Бизнеса» было выделено 1 миллиард фунтов.

В рамках политики рынка труда было выделено дополнительные 1.3 миллиарда фунтов на помощь безработным в поиске новой  работы, также была пересмотрена программа  предотвращения сокращений.

В автомобильную  отрасль были направлены кредиты  от Европейского инвестиционного Банка  в размере 1,3 миллиарда и от правительства  — 1 миллиард фунтов; эти деньги должны быть использованы для продвижения  экологически чистого автотранспорта. Department of Innovation, Universities and Skills увеличил финансирование работников производств железнодорожных  вагонов с 65 миллионов фунтов до 100 миллионов.

Профсоюзы, такие как Unite, требуют от правительства  «стратегического пакета помощи», который  будет включать в себя прямые выплаты  производителям автомобилей. Конфедерация Британской Промышленности предложила обеспечение краткосрочных займов пострадавшим от кризиса производителям автомобилей, для того чтобы они  могли избежать сокращения рабочих  мест. В январе правительство объявило о планах создания многомиллиардной схемы, которая позволит финансовым компаниям, связанным с автомобильной  промышленность получать займы от Банка  Англии.

   Основные автопроизводители и их поставщики сообщают о временных закрытиях заводов. От сокращений наиболее пострадали контрактники и работники от агентств по трудоустройству. Некоторыми автопроизводителями (Хонда, GM) во избежание сокращений рабочих мест используется практика «добровольного» ухода в длительный отпуск.

Сомнения  Британских профсоюзов об эффективности  добровольных схем — таких как  уход в отпуска — для достижения временного сокращения были оправданы  после массовых увольнений на производствах  и сфере услуг, а также в общественном секторе. По причине отсутствия инструментов рынка труда для защиты работников во время экономического кризиса, по сравнению с существующими в таких странах как Германия, Франция, Бельгия и Голландия, Британские работники — особенно работающие по временному контракту — гораздо более подвержены угрозе сокращения.[12].

Регулирование занятости в США

  Система государственно-монополистического регулирования рынка рабочей силы в США формировалась под воздействием исторических, политических и экономических особенностей американского общества на разных этапах его развития. Начиная со времен «великой депрессии» 30-х годов, деятельность государства в этой области неоднократно изменялась. Так, на протяжении всего послевоенного периода система государственно-монополистического регулирования экономики основывалась на кейнсианских принципах активного государственного вмешательства в целях стимулирования экономического роста, увеличения социальных расходов в государственном бюджете. В 80-е годы администрация взяла курс на поощрение частнособственнической инициативы, укрепление рыночного начала в хозяйственном механизме, сведение до минимума регулирующего влияния государства на производство, занятость, цены. Программа под названием «Новое начало для Америки, Программа экономического возрождения» предусматривала общее снижение налога на 23%, предоставление крупных налоговых льгот корпорациям, ограничение и в перспективе минимизация роли бюджета в национальной экономика в первую очередь за счет сокращения социальных фондов, свертывание государственного регламентирования хозяйственной деятельности («дерегулирование») и приватизацию отдельных сегментов экономики. Существенный поворот в экономической стратегии господствующего класса объяснялся, прежде всего, невозможностью одновременно бороться на двух фронтах — против инфляции и против безработицы. Применявшиеся различными американскими администрациями методы регулирования экономики на время смягчали одни про творения ценой обострения других, деформировали процесс накопления капитала. Результатом государственного вмешательства в экономику стало сочетание низких темпов, экономического роста и высокого уровня инфляции. Администрация Рейгана выдвинула другую стратегию; регулирования, основой которой являлась «высвобождение частнокапиталистической инициативы от сковывающих ее государственных услуг». Видный американский экономист Л. Лаффер считал, что «инфляция вызывается повышением налогов». В результате расширились производственные мощности, оживлялось производство, увеличивалась занятость, а вместе с этим и росли доходы государства («кривая Лаффера»). Вместе с тем уже в середине 80-х годов стало вполне очевидным, что никакого демонтажа государственного вмешательства в экономику не произошло. Хотя доля налоговых поступлений в ВНП несколько снизилась, общие размеры федерального бюджета и его доля в ВНП продолжали расти. Направление денежно-кредитного регулирования изменилось, но проводилось оно так же активно. Бурная деятельность государства наблюдалась в области налогово-бюджетной политики. Считая необходимым ослабить влияние государства на экономику и на рынок рабочей силы, рассматривая по-прежнему борьбу с инфляцией в качестве главной задачи, администрация США стала вместе с тем уделять большое внимание проблеме борьбы с безработицей. Новая политика федерального правительства в сфере занятости была отмечена отходом от централизованного долгосрочного регулирования и перенесением акцента решения этой проблемы на местные органы власти. Речь, таким образом, шла не столько об уменьшении, сколько об изменении форм государственного вмешательства в экономику. На передний план теперь выдвигались косвенные методы регулирования [12].

Информация о работе Рынок труда и проблемы его функционирования в условиях экономического кризиса