Рынок труда и проблемы его функционирования в условиях экономического кризиса

Автор: Пользователь скрыл имя, 08 Апреля 2011 в 20:09, курсовая работа

Краткое описание

Задачами данной курсовой работы являются: анализ состояния рынка труда в нашей стране и странах с рыночной экономикой, пути решения проблем, возникающих в результате кризиса, методы построения планов по реализации антикризисных программ, анализ опыта зарубежных стран в реализации работ по сокращению безработицы.

Оглавление

Введение ……………..………………………………..………………….….3

1 Рынок труда: понятие и современные тенденции………………...……..5

2 Основные направления государственной политики занятости на современном этапе в зарубежных странах…………………………….….20

3 Особенности рынка труда в Республике Беларусь и проблемы его регулирования в условиях экономического кризиса…………...………...31

Заключение……….………………………………...........................................42

Список использованной литературы ...……………………….…………..44

Файлы: 1 файл

Курсовая работа Старая.docx

— 541.31 Кб (Скачать)

    Наконец, к числу сравнительно  новых форм найма относится  и так называемый “групповой  пожизненный найм”. Администрация  предприятия нанимает на работу  не каждого работника в отдельности,  а сразу целую группу людей  и поэтому не несет персональной  ответственности перед каждым  отдельным индивидом. Это нередко  ведет к нарушению обязательств  перед ними [12].

Рынок труда Германии.

Правительство Германии приняло решение выделить 12 миллиардов евро на поддержании экономики  в ноябре 2008. В январе 2009 было выделено еще порядка 50 миллиардов евро, которые  должны быть инвестированы в экономику. Хотя никаких прямых субсидий определенным компаниям либо отдельному сектору  экономики (за исключением банковского) на уровне федеральных земель выделено не было, сейчас такая возможность  рассматривается, например, для компании Опель (Opel).

В сфере  производства в Германии можно наблюдать  большое разнообразие инструментов регулирования рынка труда, а  особенно в автомобилестроении. Вот  некоторые из них:

Коллективные  договоры в отдельных секторах экономики  о регулировании рабочего времени. Такое как «Соглашение о рабочем  времени» IG Metall, которое предусматривает  возможность сокращения рабочей  недели до 30 часов (Запад) и 33 часов (Восток), для того, чтобы избежать сокращений рабочих мест.

Соглашения  компаний об оптимизации рабочего времени  в форме его особого учета  и уменьшения отпусков являются основным инструментом со времени начала кризиса. Учет рабочего времени вводится для  достижения двух основных целей 1) долгосрочный учет влияет на планирования всей карьеры  работника (включая различные тренинги и выход на пенсию) 2) «гибкий» график учета рабочего времени необходим  для распределения рабочего времени  в зависимости от потребностей рынка  в товарах данной компании. Одним  из наиболее ярких примеров учета  рабочего времени является соглашение компании Фольксваген (Volkswagen) о «гибком  графике рабочего времени» (2004).

Когда все средства для уменьшении рабочего дня посредством коллективных соглашений исчерпываются, то вступает в силу установленное  законом правило о сокращенном  рабочем дне. Это правило гарантирует  работникам определенное количество рабочих  часов, помимо оговоренных в коллективном договоре, компенсируя потери, вызванные  временным простоем производства определенным группам работников, например, строителям либо сезонным работникам. Потери дохода, вызванные уменьшением рабочих  часов, компенсируются субсидиями, выделенными  Федеральным Агентством по Труду. В  случае полной остановки производства, 60 или 67 процентов — в зависимости  от семейного положения — последней  зарплаты выплачивается государством, остальное — работодателем. Работодатель должен сохранить все социальные гарантии, такие как медицинская, пенсионная и другие виды страхования. Условиями для начала действия данного  инструмента являются трудности  в экономике и значительное снижение спроса на продукцию компании. По причине  экономического кризиса действие схемы  сокращенного рабочего дня было продлено с 5 до 12 месяцев во второй половине 2008 года и до 18 месяцев в 2009 году. В случае, если кризис затянется, то указом Федерального Агентства по Труду  схему можно будет продлить до 24 месяцев. По данным Агентства, количество заявлений компаний на введение этой схемы (за исключением строительного  и сезонного секторов) выросло  с приблизительно 52000 в октябре  до 295000 в декабре 2008 года, а к февралю  в производственном секторе увеличилось  до 700000.

Профсоюзы в основном выступают за введение подобной схемы, так как она компенсирует работникам потери дохода. Но этот инструмент не может защитить работников от некоторых  видов сокращений, а такие сокращения становятся неизбежными во время  глубокой и затяжной рецессии.

Назначения  платежей из общественного фонда  по безработице в некоторых секторах экономики уточняются в коллективных договорах и гарантируют рабочим  более благоприятные условия, чем  это описано в законодательных  актах. Поэтому оба подхода —  законодательное регулирование  и коллективные договоры тесно взаимосвязаны. Такой подход приводит к различию в изменении количества рабочего времени в секторах, где имеются  коллективные договоры, например в строительном и металлургическом секторах и в секторах, где их нет — предоставления услуг. В связи с увеличением компаний использующих этот инструмент возросла важность обучения сотрудников подобному характеру работы, хотя это обучение не включено в закон о сокращенном рабочем дне.

Результатом экономического кризиса явилось  увольнение временных работников и  контрактников, поэтому профсоюзы  стараются трудоустроить этих людей  на неполный рабочий день [12].

   Таким образом в развитых странах  можно наблюдать не такие острые. Но всё же очевидные пробелы,  которые нужно заполнять. В  целом же, проанализировав рынок  труда развитых стран. Можно  говорить о стабильности и жёсткости регулирования.  
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

3 ОСОБЕННОСТИ  РЫНКА ТРУДА В РЕСПУБЛИКЕ БЕЛАРУСЬ И ПРОБЛЕМЫ ЕГО РЕГУЛИРОВАНИЯ В УСЛОВИЯХ ЭКОНОМИЧЕСКОГО КРИЗИСА

     

  Общим направлением реформ, производимых в Республике Беларусь, стал переход от централизованного управления к системе хозяйствования с рыночными механизмами регулирования. Переход к новой экономической системе неизбежно связан с формированием нового характера трудовых отношений, основой которых является становление рынка труда.

  Рынок труда – это динамическая система, включающая в себя комплекс социально-трудовых отношений по поводу условий найма, использования, обмена рабочей силы на жизненные средства и механизма его самореализации. Рынок труда – это один из рынков факторов производства. Именно через него наиболее важный национальный ресурс – труд – распределяется между предприятиями, отраслями, регионами и профессиями. Это специфический рынок, так как сам товар уникален. Это единственный товар, который неотделим от его собственника – человека. Сам человек предметом купли-продажи не является, а продаётся и покупается его способность к труду. В противном случае, он сам был бы товаром, и это означало бы, что он не свободный гражданин, а раб или крепостной. Именно в силу того, что труд как товар неотделим от его собственника-человека, при найме нерыночные факторы различного рода (политические, экономические, социальные, правовые) изначально играют гораздо более важную роль по сравнению с иными рынками.

   После длительного периода главенствования административно-командных методов управления на основе всеобщего и обязательного вовлечения трудоспособного населения в общественное производство предприятиям республики предоставлена  экономическая самостоятельность в формировании кадрового потенциала. Оказалось, что в условиях переходного периода ориентация на достижение сбалансированности спроса на труд и предложения труда через рынок труда и конкуренцию неприемлема. Рыночные механизмы сами по себе не способны обеспечить рациональную структуру занятости, сдерживать рост безработицы. Административные формы и методы регулирования социально-трудовой сферы оказались неадекватными формированию социально-ориентированной рыночной экономики, а новые находятся в стадии проб и ошибок. В этих условиях существенная роль в регулировании и управлении рынком труда принадлежит государству.

  В Республике Беларусь государственное регулирование рынка труда предполагает решение следующих основных задач:

  1. обеспечение воспроизводства населения страны;
  2. создание условий для достижения рациональной занятости населения;
  3. обеспечение национальной экономики рабочей силой необходимой квалификации и количеством, реально соответствующим потребностям общества;
  4. использование трудового потенциала и отдельных групп населения (молодёжи, женщин, лиц старше трудоспособного возраста) с максимальной эффективностью;

   Концепцией Национальной стратегии устойчивого социально-экономического развития Республики Беларусь на период до 2020 года предусматривается:

  1. создание условий и возможностей всем трудоспособным гражданам зарабатывать средства для удовлетворения своих потребностей;
  2. обеспечение рациональной занятости населения на основе сохранения рабочих мест на действующих жизненно-важных и перспективных предприятиях, создание новых, в том числе в частном секторе экономики; организация систем подготовки и переподготовки кадров и т. п.;
  3. постепенное приближение минимальных и фиксированных доходов к бюджету прожиточного минимума (в перспективе – к минимальному потребительскому бюджету) на основе опережающего, по сравнению с ростом цен, повышения размеров минимальных социальных гарантий  в области доходов.

   Основными направлениями деятельности государства на рынке труда при решении этих задач являются: регулирование заработной платы, занятости, режима и условий труда.

   В республике регулирование заработной платы осуществляется через следующие основные формы: установление минимальной заработной платы и тарифной ставки; регламентация ряда надбавок к зарплате; индексация заработной платы в связи с ростом цен; регулирование цен на отдельные виды товаров и услуг; налогообложение личных доходов; информация об уровне заработной платы в разных секторах экономики.

  В  числе критериев установления  минимальной заработной платы  (МЗП) конвенция Международной  организации труда (МОТ) «О  минимальной заработной плате»  называет:

    1. потребности работника и его семьи с учётом общего уровня заработной платы в стране, стоимости жизни, социальных выплат, доходов других социальных групп;
    2. экономические соображения, включая уровни производительности  и занятости.

   В Республике Беларусь в 2003 году законодательно установленная месячная МЗП составляла 40670 рублей или 242 рубля за 1 час работы. В апреле 2004 года – 83000 рублей (490 руб./час). Для выполнения функций социальных гарантий МЗП должна быть не ниже величины минимального прожиточного минимума, учитывающего действительные минимальные потребности, который законодательно установлен на уровне 121680 рублей. Вопрос о МЗП постоянно находится в центре дискуссий в обществе. За основу вычислений социальных выплат предлагается принимать стоимость минимального потребительского бюджета (МПБ) для соответствующих категорий граждан, который в среднем составлял в апреле 2004 года 188000 рублей. На уровень МПБ большое влияние оказывает средняя начисленная заработная плата. В ежегодном Послании Главы государства к Парламенту и белорусскому народу поставлена следующая задача: «Всё, что мы делаем, в конечном счёте, имеет целью повышение уровня жизни белорусских граждан. Ускоренное экономическое развитие позволит в текущем году существенно увеличить зарплату и довести её в эквивалентном исчислении до 190-200 долларов США».

  В ряде стран законодательно регулируются некоторые надбавки к заработной плате за сверхурочную работу, тяжёлые условия, работу в выходные и праздничные дни. Аналогичное законодательство имеется и в Беларуси, что экономически ограничивает продолжительность работы, стимулирует предпринимателей нанимать дополнительных работников и тем самым сокращать безработицу.

  В Республике Беларусь основными направлениями государственного регулирования занятости населения являются:

  1. развитие правовой базы и экономической инфраструктуры рынка труда;
  2. стимулирование создания новых рабочих мест в прогрессивных отраслях экономики;
  3. развитие малого и среднего бизнеса, усиление регулирующей роли в  регламентации предпринимательской деятельности с целью легализации неформальной занятости;
  4. внедрение нестандартных форм занятости и гибких режимов труда;
  5. создание непрерывной системы профориентации, подготовки и повышения квалификации кадров, адаптированной к изменяющимся условиям переходной экономики;
  6. содействие занятости сельского населения с одновременным льготным кредитованием жилищного строительства и изменением форм собственности;
  7. совершенствование системы социального страхования от безработицы и поощрение территориальной мобильности рабочей силы [11, с. 61-62].

  На современном этапе наиболее важными являются вопросы сохранения контролируемой и управляемой ситуации на рынке труда, повышения эффективности государственной политики в области занятости, позволяющей сохранить высококвалифицированный кадровый потенциал и повысить конкурентоспособность рабочей силы. Реализация на практике данных постулатов базируется на действительных механизмах государственного регулирования занятости населения и рынка труда, обеспечивающих последовательное и полное выполнение государством  взятых на себя обязательств  по повышению эффективности использования трудовых ресурсов и соблюдение социальных гарантий в социальной защиты населения от безработицы.

  Ситуация на рынке труда Беларуси в 2005-2008гг. характеризовалась позитивной динамикой ослабления напряжённости и улучшения его конъюнктуры, обусловленной ростом спроса на рабочую силу при снижении её предложения.

  В соответствии с национальной системой статистического учёта, оббьем предложения рабочей силы определяется численностью граждан, обратившихся в органы по труду, занятости и социальной защите за содействием в трудоустройстве. Согласно официальным данным, он увеличился с 297,7 тыс. в 2005 г. до 335,2 тыс. чел. в 2009 г. (рис. 1).

  Основным источником формирования предложения рабочей силы являются работники, высвобожденные из общественного производства, большая часть которых, как правило, трудоустраивается самостоятельно. В 2009 г. Из общего числа уволенных из общественного производства работников и обратившихся в службу занятости за содействием в трудоустройстве были признаны безработными лишь около 11%. Однако в общей численности безработных доля данной категории составляет около 32%. Иными словами, почти каждый третий безработный – это уволенный из общественного производства.

Информация о работе Рынок труда и проблемы его функционирования в условиях экономического кризиса