Автор: Пользователь скрыл имя, 08 Апреля 2011 в 20:09, курсовая работа
Задачами данной курсовой работы являются: анализ состояния рынка труда в нашей стране и странах с рыночной экономикой, пути решения проблем, возникающих в результате кризиса, методы построения планов по реализации антикризисных программ, анализ опыта зарубежных стран в реализации работ по сокращению безработицы.
Введение ……………..………………………………..………………….….3
1 Рынок труда: понятие и современные тенденции………………...……..5
2 Основные направления государственной политики занятости на современном этапе в зарубежных странах…………………………….….20
3 Особенности рынка труда в Республике Беларусь и проблемы его регулирования в условиях экономического кризиса…………...………...31
Заключение……….………………………………...........................................42
Список использованной литературы ...……………………….…………..44
Наконец, к числу сравнительно
новых форм найма относится
и так называемый “групповой
пожизненный найм”.
Рынок труда Германии.
Правительство Германии приняло решение выделить 12 миллиардов евро на поддержании экономики в ноябре 2008. В январе 2009 было выделено еще порядка 50 миллиардов евро, которые должны быть инвестированы в экономику. Хотя никаких прямых субсидий определенным компаниям либо отдельному сектору экономики (за исключением банковского) на уровне федеральных земель выделено не было, сейчас такая возможность рассматривается, например, для компании Опель (Opel).
В сфере производства в Германии можно наблюдать большое разнообразие инструментов регулирования рынка труда, а особенно в автомобилестроении. Вот некоторые из них:
Коллективные
договоры в отдельных секторах экономики
о регулировании рабочего времени.
Такое как «Соглашение о
Соглашения компаний об оптимизации рабочего времени в форме его особого учета и уменьшения отпусков являются основным инструментом со времени начала кризиса. Учет рабочего времени вводится для достижения двух основных целей 1) долгосрочный учет влияет на планирования всей карьеры работника (включая различные тренинги и выход на пенсию) 2) «гибкий» график учета рабочего времени необходим для распределения рабочего времени в зависимости от потребностей рынка в товарах данной компании. Одним из наиболее ярких примеров учета рабочего времени является соглашение компании Фольксваген (Volkswagen) о «гибком графике рабочего времени» (2004).
Когда
все средства для уменьшении рабочего
дня посредством коллективных соглашений
исчерпываются, то вступает в силу установленное
законом правило о сокращенном
рабочем дне. Это правило гарантирует
работникам определенное количество рабочих
часов, помимо оговоренных в коллективном
договоре, компенсируя потери, вызванные
временным простоем производства определенным
группам работников, например, строителям
либо сезонным работникам. Потери дохода,
вызванные уменьшением рабочих
часов, компенсируются субсидиями, выделенными
Федеральным Агентством по Труду. В
случае полной остановки производства,
60 или 67 процентов — в зависимости
от семейного положения —
Профсоюзы в основном выступают за введение подобной схемы, так как она компенсирует работникам потери дохода. Но этот инструмент не может защитить работников от некоторых видов сокращений, а такие сокращения становятся неизбежными во время глубокой и затяжной рецессии.
Назначения
платежей из общественного фонда
по безработице в некоторых
Результатом экономического кризиса явилось увольнение временных работников и контрактников, поэтому профсоюзы стараются трудоустроить этих людей на неполный рабочий день [12].
Таким образом в развитых
3 ОСОБЕННОСТИ РЫНКА ТРУДА В РЕСПУБЛИКЕ БЕЛАРУСЬ И ПРОБЛЕМЫ ЕГО РЕГУЛИРОВАНИЯ В УСЛОВИЯХ ЭКОНОМИЧЕСКОГО КРИЗИСА
Общим направлением реформ, производимых в Республике Беларусь, стал переход от централизованного управления к системе хозяйствования с рыночными механизмами регулирования. Переход к новой экономической системе неизбежно связан с формированием нового характера трудовых отношений, основой которых является становление рынка труда.
Рынок труда – это динамическая система, включающая в себя комплекс социально-трудовых отношений по поводу условий найма, использования, обмена рабочей силы на жизненные средства и механизма его самореализации. Рынок труда – это один из рынков факторов производства. Именно через него наиболее важный национальный ресурс – труд – распределяется между предприятиями, отраслями, регионами и профессиями. Это специфический рынок, так как сам товар уникален. Это единственный товар, который неотделим от его собственника – человека. Сам человек предметом купли-продажи не является, а продаётся и покупается его способность к труду. В противном случае, он сам был бы товаром, и это означало бы, что он не свободный гражданин, а раб или крепостной. Именно в силу того, что труд как товар неотделим от его собственника-человека, при найме нерыночные факторы различного рода (политические, экономические, социальные, правовые) изначально играют гораздо более важную роль по сравнению с иными рынками.
После длительного периода главенствования административно-командных методов управления на основе всеобщего и обязательного вовлечения трудоспособного населения в общественное производство предприятиям республики предоставлена экономическая самостоятельность в формировании кадрового потенциала. Оказалось, что в условиях переходного периода ориентация на достижение сбалансированности спроса на труд и предложения труда через рынок труда и конкуренцию неприемлема. Рыночные механизмы сами по себе не способны обеспечить рациональную структуру занятости, сдерживать рост безработицы. Административные формы и методы регулирования социально-трудовой сферы оказались неадекватными формированию социально-ориентированной рыночной экономики, а новые находятся в стадии проб и ошибок. В этих условиях существенная роль в регулировании и управлении рынком труда принадлежит государству.
В Республике Беларусь государственное регулирование рынка труда предполагает решение следующих основных задач:
Концепцией Национальной стратегии устойчивого социально-экономического развития Республики Беларусь на период до 2020 года предусматривается:
Основными направлениями деятельности государства на рынке труда при решении этих задач являются: регулирование заработной платы, занятости, режима и условий труда.
В республике регулирование заработной платы осуществляется через следующие основные формы: установление минимальной заработной платы и тарифной ставки; регламентация ряда надбавок к зарплате; индексация заработной платы в связи с ростом цен; регулирование цен на отдельные виды товаров и услуг; налогообложение личных доходов; информация об уровне заработной платы в разных секторах экономики.
В числе критериев установления минимальной заработной платы (МЗП) конвенция Международной организации труда (МОТ) «О минимальной заработной плате» называет:
В Республике Беларусь в 2003 году законодательно установленная месячная МЗП составляла 40670 рублей или 242 рубля за 1 час работы. В апреле 2004 года – 83000 рублей (490 руб./час). Для выполнения функций социальных гарантий МЗП должна быть не ниже величины минимального прожиточного минимума, учитывающего действительные минимальные потребности, который законодательно установлен на уровне 121680 рублей. Вопрос о МЗП постоянно находится в центре дискуссий в обществе. За основу вычислений социальных выплат предлагается принимать стоимость минимального потребительского бюджета (МПБ) для соответствующих категорий граждан, который в среднем составлял в апреле 2004 года 188000 рублей. На уровень МПБ большое влияние оказывает средняя начисленная заработная плата. В ежегодном Послании Главы государства к Парламенту и белорусскому народу поставлена следующая задача: «Всё, что мы делаем, в конечном счёте, имеет целью повышение уровня жизни белорусских граждан. Ускоренное экономическое развитие позволит в текущем году существенно увеличить зарплату и довести её в эквивалентном исчислении до 190-200 долларов США».
В ряде стран законодательно регулируются некоторые надбавки к заработной плате за сверхурочную работу, тяжёлые условия, работу в выходные и праздничные дни. Аналогичное законодательство имеется и в Беларуси, что экономически ограничивает продолжительность работы, стимулирует предпринимателей нанимать дополнительных работников и тем самым сокращать безработицу.
В Республике Беларусь основными направлениями государственного регулирования занятости населения являются:
На современном этапе наиболее важными являются вопросы сохранения контролируемой и управляемой ситуации на рынке труда, повышения эффективности государственной политики в области занятости, позволяющей сохранить высококвалифицированный кадровый потенциал и повысить конкурентоспособность рабочей силы. Реализация на практике данных постулатов базируется на действительных механизмах государственного регулирования занятости населения и рынка труда, обеспечивающих последовательное и полное выполнение государством взятых на себя обязательств по повышению эффективности использования трудовых ресурсов и соблюдение социальных гарантий в социальной защиты населения от безработицы.
Ситуация на рынке труда Беларуси в 2005-2008гг. характеризовалась позитивной динамикой ослабления напряжённости и улучшения его конъюнктуры, обусловленной ростом спроса на рабочую силу при снижении её предложения.
В соответствии с национальной системой статистического учёта, оббьем предложения рабочей силы определяется численностью граждан, обратившихся в органы по труду, занятости и социальной защите за содействием в трудоустройстве. Согласно официальным данным, он увеличился с 297,7 тыс. в 2005 г. до 335,2 тыс. чел. в 2009 г. (рис. 1).
Основным источником формирования предложения рабочей силы являются работники, высвобожденные из общественного производства, большая часть которых, как правило, трудоустраивается самостоятельно. В 2009 г. Из общего числа уволенных из общественного производства работников и обратившихся в службу занятости за содействием в трудоустройстве были признаны безработными лишь около 11%. Однако в общей численности безработных доля данной категории составляет около 32%. Иными словами, почти каждый третий безработный – это уволенный из общественного производства.
Информация о работе Рынок труда и проблемы его функционирования в условиях экономического кризиса