Рынок труда и особенности его функционирования

Автор: Пользователь скрыл имя, 23 Ноября 2012 в 11:09, курсовая работа

Краткое описание

Рынок труда обладает рядом особенностей, отличающих его от других рынков. Во-первых, спрос на рынке труда является производным от спроса на товары и услуги производственного и личного потребления. Преломленность спроса на рынке труда через спрос на рынке товаров и услуг замедляет, а иногда и трансформирует импульсы потребительских ожиданий. Во-вторых, специфичность реализуемого на нем товара рабочая сила связана с непосредственной ее слитностью с личностью работника, что значительно социализирует экономические процессы, происходящие на рынке труда. За проблемами реализации рабочей силы непосредственно стоят судьбы работников, а при определенных условиях- и судьбы правительства.

Файлы: 1 файл

КУРСОВАЯ РЫНОК ТРУДА.doc

— 234.00 Кб (Скачать)

Как результат, за 2008 год  улучшилась и стабилизировалась ситуация с трудоустройством в 166 малых городах республики, численность безработных там снизилась на 2,9 тыс. человек, или на 27%.

В Гродненской области  численность безработных в малых  и средних городских поселениях уменьшилась с начала года на 535 человек (с 2,1 тыс. до 1,6 тыс. чел.) и почти сравнялась с количеством имеющихся в  малых городах вакансий, причем уменьшение безработных отмечено в 29 из 30 малых городов.

Решению проблемы занятости в сельской местности способствует реализация Государственной программы возрождения и развития села на 2005–2010 гг., утвержденная Указом Президента Республики Беларусь от 25 марта 2005 г. № 150. Повышение уровня сельскохозяйственного производства, обустройство агрогородков оказывают позитивное влияние на занятость сельского населения.

В 2008 году за счет всех источников финансирования на селе создано более 19 тыс. рабочих мест, трудоустроено 27 тыс. безработных, оказана финансовая поддержка в организации собственного дела 371 безработному.

В Гродненской области  сократилась  безработица на селе. За год число  безработных из числа жителей  сельской местности уменьшилось  на 187 человек (на конец 2008 г. на учете состояло 1,0 тыс. безработных).

Решить проблемы занятости сельчан  в немалой степени позволяет развитие агро- и экотуризма. В прошлом году граждане, желающие заниматься этим видом бизнеса, получили льготы.

Указ Главы государства от 27 марта 2008 г. № 185 «О некоторых вопросах осуществления деятельности в сфере агро- и экотуризма» определил упрощенный порядок регистрации объектов, который распространен на желающих принимать туристов жителей деревень, а также городских поселков и городов с численностью населения до 20 тыс. человек. Кроме того, у владельцев агроусадеб появилась возможность сотрудничать с туристическими фирмами.

Одним из направлений политики занятости  является регулирование внутренней трудовой миграции и перераспределение трудовых ресурсов по регионам с учетом их потребности в специалистах.

«И работу надо искать в целом по республике, а не в конкретном населенном пункте. Нам нужны работники на сельхозпредприятия, на вновь создаваемые заводы, строители самых разных специальностей», – подчеркнул Глава государства в ежегодном Послании белорусскому народу и Национальному собранию Республики Беларусь 29 апреля 2008 г.

Следует отметить, что государственной  службой занятости в нашей стране уже используется такая активная мера на рынке труда, как добровольное переселение семей безработных на новое место жительства.

Так, в прошлом году переехали  на новое место жительства и получили рабочие места 346 семей. 10 лет назад их число не превышало 20–25.

В Гродненской области за истекший год оказано содействие в переселении на новое место жительства и работы 14 семьям безработных. Общее количество членов переселенных семей составило 37 человек.

Однако это не в полной мере удовлетворяет  потребности трудонедостаточных регионов и сфер экономики в рабочей силе, интересы жителей территорий и населенных пунктов, в которых сохраняется напряженная ситуация с обеспечением занятости. Поэтому следует активизировать усилия всех заинтересованных государственных органов по созданию необходимых условий, при которых трудовая миграция станет играть значимую роль в обеспечении эффективной занятости граждан.

В январе-июне 2010 года в органы по труду, занятости и социальной защите за содействием в трудоустройстве  обратилось 166,8 тыс. человек (99,9 процента к соответствующему периоду 2009 года), из них признаны безработными 108,2 тыс. человек (101,4 процента). Включая граждан, состоявших на учете на начало года, в трудоустройстве в январе-июне 2010 года нуждалось 227,3 тыс. человек (102,3 процента от уровня 2009 года), в том числе 148,5 тыс. безработных (103,1 процента от уровня 2009 года).

В рамках реализации Плана мероприятий  на 2010 год по выполнению Государственной  программы содействия занятости  населения Республики Беларусь на 2009-2010 годы в январе-июне 2010 г. достигнуты следующие результаты:

-республиканскими и местными  органами государственного управления  обеспечено создание новых рабочих  мест, на которые трудоустроено  84,3 тыс. человек, в том числе  1,1 тыс. безработных - на рабочие  места, созданные с выделением бюджетных ссуд;

-на созданные рабочие места  и имевшиеся вакансии трудоустроено  на постоянную работу 96,4 тыс. человек,  из них 66,8 тыс. - безработных;

-направлено на профессиональную  подготовку, переподготовку и повышение  квалификации 12,7 безработных, трудоустроено 1074 безработных из числа выпускников высших учебных заведений, учреждений, обеспечивающих получение профессионально-технического, среднего специального образования, а также прошедших профессиональное обучение по направлениям органов по труду, занятости и социальной защите на временные рабочие места в рамках «Молодежной практики»;

-организована адаптация к трудовой  деятельности 304 инвалидов;

-оказана финансовая поддержка  в организации собственного дела 1664 безработным; 

-на новое место жительства и работы переселено 241 семья безработных;

-в оплачиваемых общественных  работах приняли участие 42,8 тыс.  человек, в том числе 27,7 тыс.  безработных. 

За счет всех источников финансирования на селе создано 11 тыс. рабочих мест, в том числе 450 – в агрогородках. Из общего количества рабочих мест 265 создано нанимателями за счет выделенных бюджетных ссуд.

За январь – июнь 2010 года в сельской местности трудоустроено 14,9 тыс. безработных, оказана финансовая поддержка для  организации собственного дела 298 безработным, направлено на профессиональное обучение 2,7 тыс. безработных, в оплачиваемых общественных работах приняли участие 25,5 тыс. человек, в том числе 12 тыс. – безработных.

Особое внимание уделяется стабилизации ситуации на рынке рабочей силы в малых городах. За январь-июнь 2010 года в них создано 16056 рабочих места. Из общего количества рабочих мест 674 создано нанимателями за счет выделенных бюджетных ссуд.

В 25 малых городах с устойчиво  высоким уровнем безработицы, включенных в Государственную программу, создано 3804 рабочих места.

По состоянию на 1 июля 2010 г. на учете  в органах по труду, занятости  и социальной защите состояло 38,9 тыс. безработных (93,3 процента к уровню 2009 года).

Количество вакансий в сравнении  с январем текущего года увеличилось и составило на 1 июля 2010 г. − 54,4 тыс. (119,6 процента к уровню 2009 года). Напряженность на рынке труда в сравнении со вторым кварталом 2009 года снизилась и составила в целом по республике 1 безработный на одно рабочее место.

Уровень безработицы удерживается в социально допустимых пределах - на 1 июля 2010 г. он составлял 0,8 процента к численности экономически активного населения (задание Программы - 1,2-1,5 процента).

В Брестской области уровень  безработицы составил 1,0 процента при  прогнозе 1,6; в Витебской - 1,1 при прогнозе 1,6; в Гомельской – 1,0 при прогнозе 1,4; в Гродненской – 1,0 при прогнозе 1,4; в Минской – 0,8 при прогнозе 1,2; в Могилевской – 1,0 при прогнозе 1,5; в г. Минске – 0,4 процента при прогнозе 0,6 процента.

Из 118 районов и 12 городов областного подчинения в 77 регионах республики уровень безработицы 1 процент и ниже, в 46 регионах уровень безработицы составил от 1,1 до 1,5 процента, в 7 регионах - от 1,6 до 2,0 процентов.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

3.3 БИРЖА ТРУДА В  РЕСПУБЛИКЕ БЕЛАРУСЬ И ПОСОБИЕ ПО БЕЗРАБОТИЦЕ

Биржа труда — учреждение, осуществляющее посредничество между предпринимателями  и наёмными работниками. Обычно биржа  труда владеет базой данных вакансий разных предприятий и базой данных соискателей рабочих мест. Государственные биржи труда, кроме помощи в поиске работы, осуществляют общее изучение спроса и предложения рабочей силы, предоставляют информацию о требующихся профессиях, занимаются профессиональной ориентацией молодёжи, производят учёт безработных и выплачивают пособия. В РБ государственные биржи труда называются Центрами занятости населения. Если раньше вакансии анонсировались преимущественно в газетах, то в последнее время успешно развились биржи труда в Интернете. Согласно Закону о занятости населения и социальной защите лиц, находящихся в поиске работы, для организации и координации деятельности, относящейся к занятости населения и социальной защите лиц, находящихся в поиске работы, на территориальном уровне в ведении Национального агентства на базе бюро занятости населения создаются агентства занятости населения. Лица, желающие трудоустроиться, вправе обратиться за помощью территориальных агентств занятости населения, в радиусе деятельности которых проживают, путем подачи заявления согласно образцу, установленному Национальным агентством занятости населения .Что нужно: Чтобы зарегистрироваться в Центре занятости нужно предъявить: — паспорт или документ, его заменяющий; — трудовую книжку или ее дубликат; — документы об образовании и профессиональной квалификации; — справку о средней заработной плате (денежном довольствии) за последние три месяца по последнему месту работы или документ, заменяющий ее (для граждан, потерявших работу в течение одного года перед обращением в службу занятости);Кого не принимают за безработного?— лица, не достигшие 16-летнего возраста; — те, кому назначена трудовая пенсия по старости (часть трудовой пенсии по старости), в том числе досрочно, либо пенсия за выслугу лет; -отказавшиеся в течение 10 дней со дня регистрации в службе занятости от двух вариантов подходящей работы, включая работу временного характера; -впервые ищущие работу (ранее не работавшие) и при этом не имевшие профессии (специальности) и отказавшиеся в течение 10 дней со дня регистрации в службе занятости от двух вариантов профподготовки или от предложенной оплачиваемой работы, включая работу временного характера; -если установлен факт представления гражданином при регистрации документов, содержащих заведомо ложные или недостоверные сведения; -если в период до признания безработным гражданин без уважительных причин не явился в службу занятости для предложения ему подходящей работы. Пособие по безработице назначается и выплачивается гражданам со дня признания их безработными. Гражданам, уволенным из организаций в связи с их ликвидацией, сокращением численности или штата и признанным в установленном порядке безработными, но не трудоустроенным в период, в течение которого за ними по последнему месту работы сохраняется средняя заработная плата (с зачётом выходного пособия), пособие по безработице начисляется, начиная с первого дня по истечении указанного периода. Каждый период выплаты пособия по безработице не может превышать 12 месяцев в суммарном исчислении в течение 26 календарных месяцев, за исключением случаев, предусмотренных законодательством. Гражданам, не достигшим возраста 60 лет для мужчин и 55 лет для женщин и имеющих страховой стаж продолжительностью не менее 25 и 20 лет для мужчин и женщин соответственно, а также необходимый стаж на соответствующих видах работ, дающий им право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, продолжительность периода выплаты пособия по безработице увеличивается сверх установленных 12 месяцев на две календарные недели за каждый год работы, превышающий страховой стаж указанной продолжительности. При этом в страховой стаж включаются периоды работы и иной деятельности и засчитываются иные периоды,. Общий период выплаты пособия по безработице не может превышать 24 календарных месяца в суммарном исчислении в течение 36 календарных месяцев. Пособие по безработице гражданам, уволенным из организаций по любым основаниям, в том числе уволенным по собственному желанию в связи с переездом на новое место жительства в другую местность; в связи с болезнью, препятствующей продолжению работы или проживанию в данной местности; в связи с необходимостью ухода за инвалидами I группы или больными членами семьи: в связи с нарушением работодателем коллективного или трудового договора; в связи с наступлением чрезвычайных обстоятельств, препятствующих продолжению трудовых отношений (военные действия, катастрофы, стихийные бедствия, аварии, эпидемии и другие чрезвычайные обстоятельства); в случае увольнения женщин, имеющих детей в возрасте до 14 лет (указанные причины увольнения по собственному желанию подтверждаются записями в трудовой книжке) в течение 12 месяцев, предшествующих началу безработицы, имевшим в этот период оплачиваемую работу не менее 26 календарных недель на условиях полного рабочего дня (полной рабочей недели) или на условиях неполного рабочего дня (неполной рабочей недели) с пересчётом на 26 календарных недель с полным рабочим днём (полной рабочей недели), и признанным в установленном порядке безработными), начисляется.- в первом (12-месячном) периоде выплаты:

-в первые  три месяца — в размере 75 процентов их среднемесячного заработка (денежного довольствия), исчисленного за последние три месяца по последнему месту работы (службы);

- в следующие  четыре месяца — в размере  60 процентов; в дальнейшем —  в размере 45 процентов, но во  всех случаях не выше максимальной величины пособия по безработице и не ниже минимальной величины пособия по безработице, увеличенных на размер районного коэффициента;

- во втором (12-месячном) периоде  выплаты: в размере минимальной  величины пособия по безработице,  увеличенной на размер районного коэффициента. Пособие по безработице во всех иных случаях гражданам, признанным в установленном порядке безработными, в том числе впервые ищущим работу (ранее не работавшим); стремящимся возобновить трудовую деятельность после длительного (более одного года) перерыва; уволенных за нарушение трудовой дисциплины и другие виновные действия, предусмотренные законодательством Республике Беларусь ; уволенным из организаций в течение 12 месяцев, предшествовавших началу безработицы, и имевшим в этот период оплачиваемую работу менее 26 календарных недель; направленным органами службы занятости на обучение и отчисленным за виновные действия, начисляется:- в первом (6-месячном) периоде выплаты: в размере минимальной величины пособия по безработице, увеличенной на размер районного коэффициента;- во втором (6-месячном) периоде выплаты: в размере минимальной величины пособия по безработице, увеличенной на размер районного коэффициента. Гражданам, уволенным из организаций по собственному желанию без уважительных причин и признанным в установленном порядке безработными, пособие по безработице начисляется- в первом (6-месячном) периоде выплаты: в размере полуторакратной минимальной величины пособия по безработице, увеличенной на размер районного коэффициента;- во втором (6-месячном) периоде выплаты: в размере минимальной величины пособия по безработице, увеличенной на размер районного коэффициента. В Беларуси пособие по безработице столь мало, что необходимость его увеличения очевидна даже для чиновников. «Завтра твоей страны» выясняет, как оценить безработицу и сколько платят безработным в соседних странах. Тем временем независимые эксперты сходятся во мнении, что господдержка безработных в кризис не может быть ниже, чем бюджет прожиточного минимума. О том, что правительство Беларуси прорабатывает вопрос о повышении социальных выплат безработным, заявил заместитель министра экономики Андрей Тур. Нынешний размер пособия – около 45 тысяч рублей — замминистра назвал «невысоким». О том, насколько может увеличиться эта выплата, Андрей Тур ничего не сказал. Заметим также, что в бюджет нынешнего года повышение пособия не заложено.Что обещают безработным чиновники С инициативой повысить довольствие для потерявших работу и ставших на учет в службы занятости Министерство труда и социальной защиты выступало еще в первой половине 2009 года. Предложение Минтруда об увеличении пособия уже поддержало Министерство экономики. Сегодня мы ведем дискуссию с Министерством финансов. К сожалению, пока расходимся во мнениях, но к общему решению мы придем. В январе 2010 года замминистра труда Валентина Королева на пресс-конференции в Минске говорила о повышении стипендий для безработных. Что до пособия, его размер, по словам Валентины Королевой, предполагается привязать в процентном отношении к БПМ. Правда, пока неизвестно, насколько крепко.— Скорее всего, — отметила замминистра, — сумма пособия будет такой, чтобы не лишать безработного стимула к поиску новой работы. На период с 1 февраля 2010 г. по 30 апреля 2010 года БПМ в среднем на душу населения составляет 255.220 рублей. Это в пять раз превышает нынешний размер пособия по безработице. Средний размер пособия на одного безработного в январе составил 47,6 тыс. рублей (20,3% от бюджета прожиточного минимума в среднем на душу населения). В Минтруда обсуждалась возможность поднять пособие по безработице до размера бюджета прожиточного минимума (234 370 рублей). От этой идеи отказались.

 

 

 

 

 

 

 


Информация о работе Рынок труда и особенности его функционирования