Рынок труда и особенности его функционирования

Автор: Пользователь скрыл имя, 23 Ноября 2012 в 11:09, курсовая работа

Краткое описание

Рынок труда обладает рядом особенностей, отличающих его от других рынков. Во-первых, спрос на рынке труда является производным от спроса на товары и услуги производственного и личного потребления. Преломленность спроса на рынке труда через спрос на рынке товаров и услуг замедляет, а иногда и трансформирует импульсы потребительских ожиданий. Во-вторых, специфичность реализуемого на нем товара рабочая сила связана с непосредственной ее слитностью с личностью работника, что значительно социализирует экономические процессы, происходящие на рынке труда. За проблемами реализации рабочей силы непосредственно стоят судьбы работников, а при определенных условиях- и судьбы правительства.

Файлы: 1 файл

КУРСОВАЯ РЫНОК ТРУДА.doc

— 234.00 Кб (Скачать)

К административным методам относятся:

-изменение границ пенсионного  возраста

-установление определенной продолжительности  рабочей недели

-либерализация или ограничение  иммиграции и эмиграции рабочей силы

-регулирование некоторых вопросов  трудоустройства отдельных категорий  населения

Идеологические методы применяются  для разъяснения политики полной занятости, достижения оптимального сочетания  интересов работодателей и работников.

Суть организационных методов заключается в снижении или устранении различного рода барьеров, которые препятствуют территориальной, отраслевой, профессиональной и квалификационной мобильности трудовых ресурсов. С этой целью совершенствуется статистика занятости и безработицы, развивается автоматизированная система изучения и регулирования структуры спроса и предложения рабочей силы на рынке труда, повышается эффективность работы органов по труду, занятости и социальной защите в направлении трудоустройству.

Проведение эффективной политики на рынке труда означает:

-содействие оптимальной сбалансированности  между наличием рабочих мест  и количеством работающих

-создание условий для получения  гражданами необходимых знаний  и навыков для осуществления  выбранной ими трудовой деятельности

-предоставление работы всем  желающим

-удовлетворение потребностей экономики  в рабочей силе

-обеспечение минимального дохода  в случае временной нетрудоспособности.

Регулирующая функция заключается  в целенаправленном предоставление государственных гарантий безработным, сохранение и создание рабочих мест для лиц неконкурентоспособных на рынке труда, а также работников, находящихся под угрозой увольнения. В первую очередь, это относится к убыточным предприятиям, которые могут быть признаны банкротом.(3 с.324)

Специфика безработицы в республике потребовала переориентации политики занятости в сторону развития активных форм ее регулирования. С 2004 года обозначились позитивные тенденции  в области занятости, которые  характеризовались увеличением  приема граждан на работу, уменьшением масштабов высвобождения рабочей силы, увеличение спроса на рабочую силу.

Основной задачей государства  по регулированию рынка труда  является обеспечение занятости  населения путем создания возможностей достойного труда желающим работать, недопущения массовой безработицы и поддержания безработицы на допустимом уровне. Решить эти проблемы позволят:

-повышение эффективности производства

-совершенствование налоговой политики

-развитие кредитования производства

-санация потенциально прибыльных и ликвидация потенциально убыточных предприятий

-привлечение иностранных инвесторов, способных создать хорошо оборудованные  и высокооплачиваемые рабочие  места

-совершенствование политики доходов.

Эти важнейшие экономические преобразования определяют, в основном, положение в сфере занятости. (3 с.324)

Особое значение имеет вопрос взаимосвязанного регулирования рынка труда и  заработной платы. Политика в области  заработной платы влияет на текучесть  рабочей силы, перелив рабочей  силы из одних отраслей экономики в другие и , таким образом, достижение определенной сбалансированности на рынке труда.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

  1. ПРОБЛЕМА ЗАНЯТОСТИ И БЕЗРАБОТИЦЫ

2.1 СУЩНОСТЬ И ВИДЫ  ЗАНЯТОСТИ НАСЕЛЕНИЯ

Занятость выражает процесс включения  работников в экономические отношения в соответствии с существующим спросом на рабочую силу. Уровень и определенная структура занятости являются основным результатом на рынке труда.

Занятость принято рассматривать  с количественной и качественной стороны. Количественный (экстенсивный) и качественный (интенсивный) аспекты занятости по своему содержанию соответствуют понятиям полной и эффективной занятости.

Ситуация, при которой предоставляется  возможность каждому желающему  и способному трудиться, заниматься каким-либо видом деятельности, называется полной занятостью. При полной занятости предложение рабочей силы равно спросу на нее.

Качественная, или эффективная, занятость  означает такое распределение ресурсов труда с учетом специализации, территориального и отраслевого аспектов, которое  позволяет получить наибольший прирост национального продукта.

Эффективная занятость достигается  в процессе свободной рыночной деятельности хозяйственных единиц. Полная занятость  является целью макроэкономической политики государства. Оптимальное  сочетание полной  и эффективной занятости называется рациональной занятостью.

Структурные виды занятости можно  выделять по :

  1. характеру деятельности- работа на предприятиях всех видов собственности, работа за рубежом, исполнение государственных и общественных обязанностей, служба в армии, индивидуальная трудовая деятельность, личное подсобное хозяйство;
  2. принадлежности занятых к определенному классу или социальному слою- рабочие, инженерно-технические работники и служащие, крестьяне, управленческий персонал, предприниматели;
  3. сферам народного хозяйства, отраслям, суботраслям и подотраслям, с учетом межотраслевого и внутриотраслевых пропорций в распределении трудовых ресурсов;
  4. территориальному признаку;
  5. уровню урбанизации- по соотношению между численностью трудовых ресурсов города и села;
  6. профессионально-квалификационному признаку- распределение работников по группам с учетом их квалификации, уровня образования, стажа работы, степени механизации труда и т.д.;
  7. половозрастному признаку;
  8. видам собственности и формам организации труда.

Каждый вид занятости реализуется  с помощью организационно-правовых способов и условий использования  рабочей силы, характеризующих формы  собственности.

В зависимости от формы организации  рабочего времени различают:

-полную (при условии полного  рабочего дня)

-неполную (на условиях сокращенного  рабочего дня, недели)

-надомную.

В зависимости от значимости для  работающего:

-первичную, являющуюся главным  источником дохода для работающего

-вторичную занятость, приносящую  работнику дополнительный доход.

В зависимости от признака стабильности:

-постоянную

-переменную.(4 с.832)

Проблемы занятости исследуют: классическая, кейнсиансккая и посткейнсианская, в том числе и неоклассическая, теории.

Согласно классической концепции  равновесия спроса и предложения  на рынке труда устанавливается при соответствующей ставке реальной заработной платы. Свободная конкуренция на рынке труда приводит к единственной равновесной ставке заработной платы и уровню занятости, который взаимосвязан с единственным уровнем производства и доходов. Таким образом, классическая функция предложения труда (рис. 2.1) основана на предложении о постоянном поддержании полной занятости, которой соответствует объем производства продукта и дохода  В, абсолютно не зависимый от уровня цен.

В отличие от классической концепции кейнсиансккая предполагает, что во-первых, существует не один, а несколько уровней реального дохода и занятости; во-вторых, равновесный уровень занятости определяется не конкуренцией на рынке труда, а уровнем дохода, который, в свою очередь, зависит от совокупного спроса на товары и услуги. Функция предложения уровня труда выглядит как горизонтальная линия (рис.2.2)


 

 

 

 

2.2   СОДЕРЖАНИЕ И  ВИДЫ БЕЗРАБОТИЦЫ

Безработица- весьма распространенное явление не только в странах, вступивших на путь рыночных реформ, но и во многих странах с рыночной экономикой, особенно  в Западной Европе, где она очень высока и превышает 10% трудоспособного населения.

Человек считается безработным,  если он негде не работает и занимается поиском работы. Таким образом, для того чтобы получить статус безработного, недостаточно лишь иметь работы, необходимо активно пытается ее найти. К безработным не относятся лица пенсионного возраста, лица, ухаживающие дома за детьми, люди, прекратившие поиск работы, а также временно не работающие по каким-либо причинам.

В зависимости от продолжительности  существования различают краткосрочную  и долгосрочную безработицу; от характера  проявления- открытую безработицу, учитываемую  официальной статистикой, и скрытую, характеризующуюся наличием в производстве излишних работников; от степени охвата различных групп населения- основную безработицу лиц трудоспособного возраста, молодежную и остаточную, охватывающую работников с ограниченной трудоспособностью и лиц пенсионного возраста и предпенсионного; от отношения безработных к занятости- действительную, когда безработные желают и могут трудиться, и фиктивную, когда у безработных нет желания, а со временем и возможности работать.(4.с.832)

Для экономического анализа важное значение имеют типы безработицы, такие, как:

  1. фрикционная- связана с поиском или ожидание работы. Данный тип безработицы существует всегда, в то время как одни работники находят наиболее подходящие рабочие места, другие увольняются, ищут работу более высокооплачиваемую, престижную или интересную работу. Фрикционная безработица признается в какой-то мере желательной, поскольку более высокооплачиваемая работа означает рост доходов, более рациональное распределение трудовых ресурсов, а следовательно, и больший объем реального национального продукта
  2. изменения в структуре потребительского спроса и технологий требуют структурного корректирования в экономике, изменяют структуру рыночного спроса на рабочую силу, вызывая структурную безработицу. Эти изменения вызывают падение спроса на одни виды профессий и роста спроса на другие, включая ранее не существовавшие.
  3. безработицу, связанную с краткосрочными экономическими циклами (3-4 года), называют циклической безработицей. Сокращение совокупного спроса на товары  и услуги вызывает уменьшение занятости и роста безработицы.
  4. безработицы в период нормального функционирования экономики зависит от величины фрикционной и структурной безработицы и определяется как естественная безработица, или уровень безработицы при полной занятости. Естественный уровень безработицы достигается в том случае, если циклическая безработица находится на нулевом уровне. И означает реализацию производственного потенциала экономики.

Причиной безработицы является непропорционально высокий уровень  заработной платы по отношению к производительности труда. Если объем заработной платы превышает стоимость выпущенной продукции, то в условиях рыночной экономики предприятия сокращают занятость. В краткосрочном периоде предприятие не может увеличивать производственные мощности, поэтому увеличение количества применяемого переменного фактора труда дает прирост предельного продукта лишь некоторое время. Согласно закону убывающей предельной отдачи наступает момент, когда каждая дополнительная единица переменного фактора приносит все меньший прирост объема производства, т.е. предельный продукт переменного фактора начинает уменьшаться. Следовательно, при неизменной цене реализации продукта будут уменьшаться и стоимость предельного продукта, предельные доход и предельная прибыль.(5 с.842)

На основании  рассуждений можно сделать вывод  о том, что фирма должна нанимать дополнительного работника лишь в том случае, если стоимость предельного  продукта превышает размер его заработной платы. При этом фирма будет стремиться увеличить разницу между стоимостью предельного продукта труда и затратами на покупку рабочей силы, т.е. максимизировать прибыль. Фирма будет изменять уровень  занятости в зависимости от уровня заработной платы, который необходимо обеспечить в данных условиях, и выручки на единицу продукции. При повышенной заработной плате она будет сокращать количество занятых, при пониженной уровень занятости будет фирма привлекать дополнительную рабочую силу, падение цен на продукцию будет означать сокращение занятости.

Таким образом, слишком  высокий уровень заработной платы в стране может стать потенциальной причиной безработицы. Решение проблемы на первый взгляд кажется простым: для приведения в соответствие спроса и предложения на рынке труда заработная плата должна обладать определенной гибкостью. Однако в реальной жизни заработная плата остается жесткой и негибкой.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

  1. РЫНОК ТРУДА И ПРОБЛЕМЫ ЕГО ФОРМИРОВАНИЯ В УСЛОВИЯХ ПЕРЕХОДНОЙ ЭКОНОМИКИ

3.1 РЫНОК ТРУДА  В РЕСПУБЛИКЕ БЕЛАРУСЬ

          В январе-сентябре 2010 года в органы по труду, занятости и  социальной защите за содействием в трудоустройстве обратилось 260,1 тыс. человек (99,4 процента к соответствующему периоду 2009 года), из них зарегистрированы безработными 159,0 тыс. человек (98,3 процента).Включая граждан, состоявших на учете в органах по труду, занятости и социальной защите на начало года, в трудоустройстве нуждалось 320,7 тыс. человек (101,2 процента), из них 199,3 тыс. безработных (100,1 процента). В рамках реализации Плана мероприятий на 2010 год по выполнению Государственной программы содействия занятости населения Республики Беларусь  на 2009-2010 годы в январе-сентябре  2010 г. достигнуты следующие результаты: беспечено трудоустройство на новые рабочие места, созданные республиканскими и местными органами государственного управления, 133,4 тыс. человек (76,1 процента к годовому заданию), в том числе  на рабочие места, созданные с использованием бюджетных ссуд – 2,2 тыс. безработных (83,4 процента);оказано содействие в трудоустройстве на постоянную работу 159,1 тыс. человек, из них 103,8 тыс. - безработных (соответственно, 76,3  и 81,2 процента);направлено на профессиональную подготовку, переподготовку и повышение квалификации  19,3 тыс. безработных (73,7 процента), из них  8,2 тыс. – женщин, 13,0  тыс. – молодежи в возрасте 16-29 лет; трудоустроено 1,4 тыс.  безработных из числа выпускников высших учебных заведений, учреждений, обеспечивающих получение профессионально-технического, среднего специального образования, а также прошедших профессиональное обучение по направлениям органов по труду, занятости и социальной защите  на временные рабочие места в рамках «Молодежной практики» (84,9 процента к заданию);на постоянную работу трудоустроено 16,8 тыс.  безработных, не способных на равных условиях конкурировать на рынке труда,  из них  9,6  тыс. – в счет установленной брони; организована адаптация к трудовой деятельности 430 инвалидов  (95,1 процента);профинансированы и компенсированы нанимателям затраты  на приобретение специализированного оборудования для создания 93  рабочих мест и трудоустройства инвалидов; оказана финансовая поддержка в организации собственного дела 2,3 тыс.  безработным (82,2  процента); на новое место жительства и работы  переселено 315 семей безработных (86,5 процента);в оплачиваемых общественных работах приняли участие 75,5 тыс. человек, в том числе 39,0 тыс. безработных (соответственно, 83,5  и 79,3 процента); в свободное от учебы время организована трудовая  занятость для 32,5 тысяч человек из числа студенческой и учащейся молодежи (134,7 процента).В сельской местности обеспечено создание  рабочих мест для трудоустройства 16,5 тыс. человек, в том числе 767 – в агрогородках. Из общего количества рабочих мест 434 создано нанимателями за счет  выделенных бюджетных ссуд. Особое внимание уделяется стабилизации ситуации на рынке рабочей силы в малых и средних городских поселениях (далее – малые города). За январь-сентябрь 2010 г. в них   создано 24,1  тыс. рабочих мест, или 94,7 процента к заданию. Из общего количества рабочих мест 1,1 тыс.  создано нанимателями за счет  выделенных бюджетных ссуд. В целях обеспечения занятости населения в малых городах органами по труду, занятости и социальной защите гор(рай)исполкомов в рамках Государственной программы:  оказано содействие в трудоустройстве на постоянное место работы 42,5 тыс. чел, в том числе 26,9  тыс. безработным, направлено на профессиональное обучение 3,9 тыс. безработных, оказана финансовая поддержка в организации предпринимательской деятельности  659 безработным,     в оплачиваемых общественных работах приняли участие 23,1 тыс. человек, в том числе 10,3 тыс.  безработных. В результате принятых мер в малых городах республики количество безработных по сравнению с началом года уменьшилось на 1118 человек (с 7558 человек на 1.01.2010 до  6440 на 1.10.2010), или на 14,8 процента, количество вакансий увеличилось с 6,1 тыс. до 9,9 тыс. рабочих мест, или на 62,9 процента. Напряженность на рынке труда малых городов сократилась с 1,2  безработного на вакансию на 1.01.2010 (по республике 1,2) до 0,7 на 1.10.2010 (по республике 0,6). Этот показатель варьируется от 0,9  в Брестской и  Витебской областях до 0,4  в Минской. Итоги текущего мониторинга показывают, что существенного ухудшения ситуации с регистрируемой безработицей не наблюдается. Ситуация на рынке труда остается стабильной, управляемой, контролируемой и не выходит за рамки прогнозных показателей Государственной программы. Уровень безработицы в течение третьего квартала стабилизировался  и составлял 0,8 процента к численности экономически активного населения (задание Программы - 1,2 -1,5 процента). По данным Белстата,  численность занятых в экономике республики в январе – сентябре 2010 г. составила 4646,3 тыс. человек при прогнозе на конец 2010 года 4740 тыс. человек.

Информация о работе Рынок труда и особенности его функционирования