Автор: Пользователь скрыл имя, 23 Ноября 2012 в 11:09, курсовая работа
Рынок труда обладает рядом особенностей, отличающих его от других рынков. Во-первых, спрос на рынке труда является производным от спроса на товары и услуги производственного и личного потребления. Преломленность спроса на рынке труда через спрос на рынке товаров и услуг замедляет, а иногда и трансформирует импульсы потребительских ожиданий. Во-вторых, специфичность реализуемого на нем товара рабочая сила связана с непосредственной ее слитностью с личностью работника, что значительно социализирует экономические процессы, происходящие на рынке труда. За проблемами реализации рабочей силы непосредственно стоят судьбы работников, а при определенных условиях- и судьбы правительства.
К административным методам относятся:
-изменение границ пенсионного возраста
-установление определенной
-либерализация или
-регулирование некоторых
Идеологические методы применяются
для разъяснения политики полной
занятости, достижения оптимального сочетания
интересов работодателей и
Суть организационных методов заключается в снижении или устранении различного рода барьеров, которые препятствуют территориальной, отраслевой, профессиональной и квалификационной мобильности трудовых ресурсов. С этой целью совершенствуется статистика занятости и безработицы, развивается автоматизированная система изучения и регулирования структуры спроса и предложения рабочей силы на рынке труда, повышается эффективность работы органов по труду, занятости и социальной защите в направлении трудоустройству.
Проведение эффективной политики на рынке труда означает:
-содействие оптимальной
-создание условий для
-предоставление работы всем желающим
-удовлетворение потребностей
-обеспечение минимального
Регулирующая функция
Специфика безработицы в республике потребовала переориентации политики занятости в сторону развития активных форм ее регулирования. С 2004 года обозначились позитивные тенденции в области занятости, которые характеризовались увеличением приема граждан на работу, уменьшением масштабов высвобождения рабочей силы, увеличение спроса на рабочую силу.
Основной задачей государства по регулированию рынка труда является обеспечение занятости населения путем создания возможностей достойного труда желающим работать, недопущения массовой безработицы и поддержания безработицы на допустимом уровне. Решить эти проблемы позволят:
-повышение эффективности
-совершенствование налоговой
-развитие кредитования
-санация потенциально прибыльн
-привлечение иностранных
-совершенствование политики
Эти важнейшие экономические
Особое значение имеет вопрос взаимосвязанного регулирования рынка труда и заработной платы. Политика в области заработной платы влияет на текучесть рабочей силы, перелив рабочей силы из одних отраслей экономики в другие и , таким образом, достижение определенной сбалансированности на рынке труда.
2.1 СУЩНОСТЬ И ВИДЫ ЗАНЯТОСТИ НАСЕЛЕНИЯ
Занятость выражает процесс включения работников в экономические отношения в соответствии с существующим спросом на рабочую силу. Уровень и определенная структура занятости являются основным результатом на рынке труда.
Занятость принято рассматривать с количественной и качественной стороны. Количественный (экстенсивный) и качественный (интенсивный) аспекты занятости по своему содержанию соответствуют понятиям полной и эффективной занятости.
Ситуация, при которой предоставляется возможность каждому желающему и способному трудиться, заниматься каким-либо видом деятельности, называется полной занятостью. При полной занятости предложение рабочей силы равно спросу на нее.
Качественная, или эффективная, занятость означает такое распределение ресурсов труда с учетом специализации, территориального и отраслевого аспектов, которое позволяет получить наибольший прирост национального продукта.
Эффективная занятость достигается в процессе свободной рыночной деятельности хозяйственных единиц. Полная занятость является целью макроэкономической политики государства. Оптимальное сочетание полной и эффективной занятости называется рациональной занятостью.
Структурные виды занятости можно выделять по :
Каждый вид занятости
В зависимости от формы организации рабочего времени различают:
-полную (при условии полного рабочего дня)
-неполную (на условиях сокращенного рабочего дня, недели)
-надомную.
В зависимости от значимости для работающего:
-первичную, являющуюся
-вторичную занятость,
В зависимости от признака стабильности:
-постоянную
-переменную.(4 с.832)
Проблемы занятости исследуют:
классическая, кейнсиансккая и
Согласно классической концепции равновесия спроса и предложения на рынке труда устанавливается при соответствующей ставке реальной заработной платы. Свободная конкуренция на рынке труда приводит к единственной равновесной ставке заработной платы и уровню занятости, который взаимосвязан с единственным уровнем производства и доходов. Таким образом, классическая функция предложения труда (рис. 2.1) основана на предложении о постоянном поддержании полной занятости, которой соответствует объем производства продукта и дохода В, абсолютно не зависимый от уровня цен.
В отличие от классической концепции кейнсиансккая предполагает, что во-первых, существует не один, а несколько уровней реального дохода и занятости; во-вторых, равновесный уровень занятости определяется не конкуренцией на рынке труда, а уровнем дохода, который, в свою очередь, зависит от совокупного спроса на товары и услуги. Функция предложения уровня труда выглядит как горизонтальная линия (рис.2.2)
2.2 СОДЕРЖАНИЕ И ВИДЫ БЕЗРАБОТИЦЫ
Безработица- весьма распространенное явление не только в странах, вступивших на путь рыночных реформ, но и во многих странах с рыночной экономикой, особенно в Западной Европе, где она очень высока и превышает 10% трудоспособного населения.
Человек считается безработным, если он негде не работает и занимается поиском работы. Таким образом, для того чтобы получить статус безработного, недостаточно лишь иметь работы, необходимо активно пытается ее найти. К безработным не относятся лица пенсионного возраста, лица, ухаживающие дома за детьми, люди, прекратившие поиск работы, а также временно не работающие по каким-либо причинам.
В зависимости от продолжительности
существования различают
Для экономического анализа важное значение имеют типы безработицы, такие, как:
Причиной безработицы является
непропорционально высокий
На основании
рассуждений можно сделать
Таким образом, слишком высокий уровень заработной платы в стране может стать потенциальной причиной безработицы. Решение проблемы на первый взгляд кажется простым: для приведения в соответствие спроса и предложения на рынке труда заработная плата должна обладать определенной гибкостью. Однако в реальной жизни заработная плата остается жесткой и негибкой.
3.1 РЫНОК ТРУДА В РЕСПУБЛИКЕ БЕЛАРУСЬ
В январе-сентябре 2010 года в органы по труду, занятости и социальной защите за содействием в трудоустройстве обратилось 260,1 тыс. человек (99,4 процента к соответствующему периоду 2009 года), из них зарегистрированы безработными 159,0 тыс. человек (98,3 процента).Включая граждан, состоявших на учете в органах по труду, занятости и социальной защите на начало года, в трудоустройстве нуждалось 320,7 тыс. человек (101,2 процента), из них 199,3 тыс. безработных (100,1 процента). В рамках реализации Плана мероприятий на 2010 год по выполнению Государственной программы содействия занятости населения Республики Беларусь на 2009-2010 годы в январе-сентябре 2010 г. достигнуты следующие результаты: беспечено трудоустройство на новые рабочие места, созданные республиканскими и местными органами государственного управления, 133,4 тыс. человек (76,1 процента к годовому заданию), в том числе на рабочие места, созданные с использованием бюджетных ссуд – 2,2 тыс. безработных (83,4 процента);оказано содействие в трудоустройстве на постоянную работу 159,1 тыс. человек, из них 103,8 тыс. - безработных (соответственно, 76,3 и 81,2 процента);направлено на профессиональную подготовку, переподготовку и повышение квалификации 19,3 тыс. безработных (73,7 процента), из них 8,2 тыс. – женщин, 13,0 тыс. – молодежи в возрасте 16-29 лет; трудоустроено 1,4 тыс. безработных из числа выпускников высших учебных заведений, учреждений, обеспечивающих получение профессионально-технического, среднего специального образования, а также прошедших профессиональное обучение по направлениям органов по труду, занятости и социальной защите на временные рабочие места в рамках «Молодежной практики» (84,9 процента к заданию);на постоянную работу трудоустроено 16,8 тыс. безработных, не способных на равных условиях конкурировать на рынке труда, из них 9,6 тыс. – в счет установленной брони; организована адаптация к трудовой деятельности 430 инвалидов (95,1 процента);профинансированы и компенсированы нанимателям затраты на приобретение специализированного оборудования для создания 93 рабочих мест и трудоустройства инвалидов; оказана финансовая поддержка в организации собственного дела 2,3 тыс. безработным (82,2 процента); на новое место жительства и работы переселено 315 семей безработных (86,5 процента);в оплачиваемых общественных работах приняли участие 75,5 тыс. человек, в том числе 39,0 тыс. безработных (соответственно, 83,5 и 79,3 процента); в свободное от учебы время организована трудовая занятость для 32,5 тысяч человек из числа студенческой и учащейся молодежи (134,7 процента).В сельской местности обеспечено создание рабочих мест для трудоустройства 16,5 тыс. человек, в том числе 767 – в агрогородках. Из общего количества рабочих мест 434 создано нанимателями за счет выделенных бюджетных ссуд. Особое внимание уделяется стабилизации ситуации на рынке рабочей силы в малых и средних городских поселениях (далее – малые города). За январь-сентябрь 2010 г. в них создано 24,1 тыс. рабочих мест, или 94,7 процента к заданию. Из общего количества рабочих мест 1,1 тыс. создано нанимателями за счет выделенных бюджетных ссуд. В целях обеспечения занятости населения в малых городах органами по труду, занятости и социальной защите гор(рай)исполкомов в рамках Государственной программы: оказано содействие в трудоустройстве на постоянное место работы 42,5 тыс. чел, в том числе 26,9 тыс. безработным, направлено на профессиональное обучение 3,9 тыс. безработных, оказана финансовая поддержка в организации предпринимательской деятельности 659 безработным, в оплачиваемых общественных работах приняли участие 23,1 тыс. человек, в том числе 10,3 тыс. безработных. В результате принятых мер в малых городах республики количество безработных по сравнению с началом года уменьшилось на 1118 человек (с 7558 человек на 1.01.2010 до 6440 на 1.10.2010), или на 14,8 процента, количество вакансий увеличилось с 6,1 тыс. до 9,9 тыс. рабочих мест, или на 62,9 процента. Напряженность на рынке труда малых городов сократилась с 1,2 безработного на вакансию на 1.01.2010 (по республике 1,2) до 0,7 на 1.10.2010 (по республике 0,6). Этот показатель варьируется от 0,9 в Брестской и Витебской областях до 0,4 в Минской. Итоги текущего мониторинга показывают, что существенного ухудшения ситуации с регистрируемой безработицей не наблюдается. Ситуация на рынке труда остается стабильной, управляемой, контролируемой и не выходит за рамки прогнозных показателей Государственной программы. Уровень безработицы в течение третьего квартала стабилизировался и составлял 0,8 процента к численности экономически активного населения (задание Программы - 1,2 -1,5 процента). По данным Белстата, численность занятых в экономике республики в январе – сентябре 2010 г. составила 4646,3 тыс. человек при прогнозе на конец 2010 года 4740 тыс. человек.
Информация о работе Рынок труда и особенности его функционирования