Рынок труда и особенности его функционирования

Автор: Пользователь скрыл имя, 23 Ноября 2012 в 11:09, курсовая работа

Краткое описание

Рынок труда обладает рядом особенностей, отличающих его от других рынков. Во-первых, спрос на рынке труда является производным от спроса на товары и услуги производственного и личного потребления. Преломленность спроса на рынке труда через спрос на рынке товаров и услуг замедляет, а иногда и трансформирует импульсы потребительских ожиданий. Во-вторых, специфичность реализуемого на нем товара рабочая сила связана с непосредственной ее слитностью с личностью работника, что значительно социализирует экономические процессы, происходящие на рынке труда. За проблемами реализации рабочей силы непосредственно стоят судьбы работников, а при определенных условиях- и судьбы правительства.

Файлы: 1 файл

КУРСОВАЯ РЫНОК ТРУДА.doc

— 234.00 Кб (Скачать)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

3.2 АКТУАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ  ОБЕСПЕЧЕНИЯ ЗАНЯТОСТИ В СТРАНЕ  И ИХ РЕШЕНИЕ

К основным проблемам обеспечения  занятости населения относятся:

-снижение безработицы среди  групп населения, наиболее уязвимых на рынке труда, и усиление мер по их государственной поддержке;

-создание условий для эффективной занятости жителей проблемных населенных пунктов и регионов;

-достижение соответствия профессионально-квалификационного  состава работников потребностям  развития национальной экономики;

-повышение территориальной мобильности  рабочей силы.

Одной из ключевых задач является содействие в трудоустройстве граждан, не способных на равных условиях конкурировать на рынке труда и особо нуждающихся в социальной защите:

-молодежи;

-инвалидов; 

-лиц из числа детей-сирот; родителей в многодетных и неполных семьях;

-граждан, освободившихся из  учреждений уголовно-исполнительной системы МВД.

Данным категориям населения государство  гарантирует занятость путем создания дополнительных рабочих мест и специализированных организаций (включая организации для труда инвалидов), установления брони для приема на работу, организации обучения по специальным программам.

За последние годы при сокращении общей численности безработных в их составе вырос удельный вес лиц, нуждающихся в дополнительных гарантиях занятости, который достиг 24%.

Весьма  остро стоит проблема трудоустройства молодежи, многие представители которой из-за отсутствия опыта практической работы, а в ряде случаев и квалификации неконкурентоспособны на рынке труда. Лица в возрасте от 16 до 29 лет, составляя 24,1% экономически активного населения, дают 40,1% всего контингента безработных. 

С целью снижения молодежной безработицы  и повышения шансов молодых людей на рынке труда государство предоставляет им дополнительные гарантии занятости: обеспечение первого рабочего места безработным в возрасте до 21 года, организацию профессиональной подготовки и профессиональной ориентации.

Немаловажной гарантией трудоустройства  выпускников высших, средних специальных и профессионально-технических учебных заведений является их государственное распределение: в 2008 году распределено на работу 114,5 тыс. выпускников. 

Выпускники, не подлежащие распределению и испытывающие проблемы с трудоустройством, а также молодежь, прошедшая профобучение по направлению государственной службы занятости, получают возможность трудоустройства на специально созданные ученические места по программе «Молодежная практика».

Так, в 2008 году на забронированные  рабочие места принято на работу 6 820 безработных в возрасте до 21 года, в рамках «Молодежной практики» трудоустроено 1 492 молодых человека.

Например, в Гродненской области  для получения навыков практического  опыта работы и подготовки молодых специалистов к требованиям рынка труда на ученические рабочие места в рамках «Молодежной практики» трудоустроено 237 безработных из числа выпускников учреждений  образования.

Кроме того, учащиеся и студенты имеют  возможность подработать в свободное от учебы время в лагерях труда и отдыха, а также на временных рабочих местах в школьных и межшкольных учебно-производственных мастерских. В период летних каникул значительное число студенческих строительных отрядов занято в сельскохозяйственных и ремонтно-строительных организациях республики.

В 2008 году организована временная  трудовая занятость для 39,1 тыс. человек из числа студенческой и учащейся молодежи.

В Гродненской области также  проведена большая работа по организации  временной трудовой занятости учащейся и студенческой молодежи, желающей поработать в свободное от учебы время и в период летних каникул.

Подготовительная работа в первом квартале 2008 года по формированию банков данных учащейся и студенческой молодежи и нанимателей, заинтересованных в проведении данных работ, позволила трудоустроить 6,2 тыс. учащихся с оплатой труда из средств Фонда социальной защиты населения  Министерства труда и социальной защиты  Республики  Беларусь. Учащиеся занимались пошивом постельного белья, штор, полотенец, мягких игрушек  для безвозмездной передачи их в дома-интернаты, отделения круглосуточного пребывания для пожилых людей.  Ремонтировали школьные помещения, мебель, благоустраивали и озеленяли территории школ, ремонтировали книжный фонд школьных и городских библиотек, вели учет военнообязанных в военкоматах и т.д. Организаторами работ выступили районные отделы образования, учреждения образования, отделы культуры райисполкомов, центр творчества детей и молодежи, военкоматы, сельские исполкомы.

В Беларуси, как и в большинстве  других стран, безработица среди женщин выше, чем среди мужчин: женщины составляют 52,8% в экономически активном населении и 60,1% – в общей численности безработных.

Больше всего безработных –  представительниц слабого пола – насчитывается в Гомельской (4,2 тыс. человек) и Брестской (4,1 тыс. человек) областях. В Гродненской области  - 2,9 тысяч человек.

Поэтому в рамках реализации государственной  и региональных программ содействия занятости населения особое внимание уделяется мерам, направленным на повышение трудового потенциала и занятости женщин.

Первоочередное право направления  на профобучение получают безработные  матери, которые длительное время  не работали в связи с отпуском по уходу за ребенком до 3 лет.

В 2008 году в республике обучение основам предпринимательской деятельности по направлению службы занятости прошли более 300 женщин.

В Гродненской области с целью  повышения конкурентоспособности  и мобильности на рынке рабочей  силы на профессиональное обучение, переобучение и повышение квалификации направлено 3122 безработных. Среди направленных на обучение женщины составили 54%, молодежь до 29 лет – 65%. Большинство граждан направлено на обучение  рабочим профессиям (специальностям) – 89%.

Для поддержки и развития индивидуального предпринимательства  в области из средств Фонда оказана финансовая поддержка в виде субсидий 316 безработным на основе предварительного изучения их деловых качеств, обучения и консультирования.

За   2008 г. в области создано 19847 рабочих мест, из них 8409 на предприятиях и в организациях, 5986 индивидуальными предпринимателями, 5452 в малом бизнесе. Из общего количества  рабочих мест 6449 (32,5%) созданы в малых и средних городах,  2194 (11%) в сельских населенных пунктах.

Государство поощряет женскую инициативу, связанную с организацией самозанятости и предпринимательской деятельности.  Так, в прошлом году службой занятости предоставлены субсидии и денежные средства для организации собственного дела 2 695 безработным. И каждый второй, получивший финансовую поддержку, – женщина.

Для снижения остроты женской безработицы  в республике ежегодно проводятся специализированные ярмарки вакансий с преимущественным использованием женского труда.

Активное содействие занятости  женщин дает результаты: за прошедший год  их удельный вес в численности безработных сократился с 65,5% (на 1 января 2008 г.) до 60,6%. В Гродненской области – с 66% на 1 января 2008г. до 60% на 1 января 2009г.

В республике уделяется повышенное внимание социально-психологической и трудовой реабилитации длительно неработающих граждан. Государственная служба занятости организует для них психологическую поддержку и обучение приемам активного поиска работы. Они получают направление на профессиональную подготовку и переобучение преимущественно по конкретным заявкам нанимателей с гарантией последующего трудоустройства. Для этой категории безработных организуются также временные оплачиваемые общественные работы. Ежегодно проводятся информационные мероприятия – «Ярмарка вакансий», «День предприятия» и др.

В 2008 году в оплачиваемых общественных работах приняли участие 52,4 тыс. безработных.

Проблемы трудоустройства и  трудовой реабилитации инвалидов в нашей стране решаются путем создания и бронирования для них приспособленных рабочих мест, организации профессионального обучения, поддержки специализированных предприятий инвалидов.

В прошлом году оказано содействие в трудоустройстве 2,6 тыс. инвалидам, в том числе 1,2 тыс. человек устроено на забронированные рабочие места; на профессиональное обучение направлено 463 инвалида; организована трудовая реабилитация 509 безработных из числа инвалидов. При этом государственной службой занятости компенсированы затраты за приобретенное оборудование для создания 134 рабочих мест инвалидов.

Органы по труду, занятости и социальной защите населения предоставляют предприятиям общественных организаций инвалидов возвратные бюджетные ссуды для создания рабочих мест.

Под особым контролем находится  трудоустройство граждан, обязанных  возмещать расходы, затраченные государством на содержание детей, находящихся на государственном обеспечении.

В 2008 году трудоустроено 98,1% таких  людей (в 2007 году – 84,3%).

Всего за 2007–2008 гг. обеспечено трудоустройство более 16,3 тыс. нерадивых родителей (99,2%).

В Гродненской области процент трудоустройства обязанных лиц за 2008 год составил 96,5%.

С помощью полученных средств были  организованы производственные виды деятельности (ремонтно-строительные работы, техническое  обслуживание и ремонт офисной  техники, производство изделий из бетона, гипса и цемента, столярно-плотницкие и штукатурные работы, пошив верхней одежды), грузовые и пассажирские перевозки, розничная торговля, предоставление услуг парикмахерскими и салонами красоты, ремонт обуви, предоставление услуг по выращиванию сельскохозяйственной продукции  и другие.

Заинтересованными органами государственного управления, нанимателями принимается комплекс мер по трудовой, медицинской и социально-психологической реабилитации обязанных лиц. Основная цель – защитить интересы детей из неблагополучных семей, возвратить асоциальных родителей к здоровому, трудовому образу жизни, добросовестному выполнению семейных обязанностей.

Одной из существенных проблем в  сфере занятости населения является структурный и территориальный дисбаланс спроса и предложения рабочей силы.

За последние годы на национальном рынке труда  сложилась ситуация, когда спрос на работников и количество имеющихся вакансий превысили численность безработных. Но при этом почти 77% имевшихся вакансий связаны с рабочими  профессиями. Такое положение дел кардинально не меняется на протяжении ряда лет.

Для обеспечения количественного  и качественного соответствия между предложением кадров и спросом на них служба занятости совместно с органами образования, отраслевыми министерствами и  местной властью должны осуществлять постоянный мониторинг ситуации на рынке труда, прогнозировать возможные изменения потребностей в специалистах в обозримом будущем.

По прогнозам Международного исследовательского центра The Economist Intelligence Unit (Соединенное Королевство Великобритании и Северной Ирландии), в ближайшие 15 лет:

в развитых странах будут наблюдаться  дальнейшее старение населения и повышение значимости роли женского труда в экономике;

более востребованными на рынке  труда станут работники с развитыми творческими способностями.

Ожидается, что к 2020 году наступит настоящая борьба за талантливые кадры, легко адаптирующиеся к быстро меняющимся условиям, умеющие адекватно реагировать на поставленные задачи и принимать оптимальные решения.

Среди наиболее востребованных профессий  будущего называют специалистов IT-технологий, работников в сфере финансов и медицины.

В Беларуси сохраняются определенные различия в состоянии и возможностях региональных рынков труда. Так, на конец 2008 г. в целом по республике на 1 безработного условно приходилось 1,36 вакантных рабочих места, в г. Минске – 4,6, а в Витебской области – только 0,8.

Особо значимую проблему составляет присущая ряду населенных пунктов и  районов неразвитость производственной и социальной инфраструктур. Наличие там лишь единичных предприятий ограничивает для местного населения возможности и сферу приложения труда.

Так, на конец 2008 г. из 118 районов и 12 городов областного подчинения в 85-ти уровень безработицы был ниже 1%, в 37-ми – 1,1%–1,5%, в 6-ти – 1,6%–2%, в 2-х – более 2%.

Для ускорения решения проблем  социально-экономического развития таких  административно-территориальных единиц реализуется Государственная комплексная программа развития регионов, малых и средних городских поселений на 2007–2010 гг., утвержденная Указом Президента Республики Беларусь от 7 июня 2007 г. № 265.

Программой предусматривается  реализовать в 187 населенных пунктах  около 1 000 инвестиционных проектов. В результате уровень безработицы должен снизиться до 1%, приблизившись к средним показателям по области, заметно повысится качество жизни населения.

В прошлом году в развитие малых  и средних городских поселений инвестировано 4 660 млрд. руб., там создано 31 тыс. рабочих мест, из них 7,7 тыс. – в малых городах с наиболее сложным положением в сфере занятости.

Информация о работе Рынок труда и особенности его функционирования