Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Апреля 2014 в 19:45, курсовая работа
Цель работы –на основе анализа рынка ценных бумаг в России выявить проблемы, препятствующие становлению рынка ценных бумаг.
Цель обуславливается следующими задачами:
1) изучить основные понятия и структуру рынка ценных бумаг;
2) изучить историю развития рынка ценных бумаг в России;
3) рассмотреть особенности становления и современное состояние рынка государственных ценных бумаг в России.
Пятый этап (с 17 августа 1998 г. по настоящее время)
После 17 августа 1998 г. наступил новый этап развития российского рынка гос. ценных бумаг. В настоящее время фундаментальных предпосылок для преодоления негативных последствий объявленного дефолта по внутренним обязательствам нет. Как уже было сказано, был нарушен основной фундаментальный баланс исходных и необходимых условий для нормального развития рынка ценных бумаг и экономики в целом. В настоящее время в России нет безрисковых финансовых инструментов, гарантирующих получение прибыли.
Государственные ценные бумаги являлись базовыми финансовыми инструментами с определенной доходностью, относительно которой инвесторы принимали решения об инвестировании денежных средств в те или иные активы, исходя из соотношения будущих доходов и возможных убытков. Сегодня инвестиции в РФ не могут быть объективно разделены на группы по степени риска. Все финансовые инструменты перешли в разряд повышенного риска, и вопрос сегодня заключается в том, где возможна полная потеря капитала, а где она составляет не более 80% от суммы инвестиций? А если затронуть вопрос о соотношении риск/прибыль, то вложение средств в рисковые операции будет намного целесообразнее, нежели вложения в государственные ценные бумаги. Люди, принимавшие данное решение, перевели развивающийся российский рынок ценных бумаг в «рынок без каких-либо нормальных логичных цивилизованных правил».
2.2 Особенности рынка ценных бумаг
Рынок ценных бумаг в России и находится на начальной стадии формирования. В основном он сложился как внебиржевой рынок. На рынке продаются акции приватизированных предприятий. Акций как таковых нет, существует выписка из реестра акционеров, подтверждающая право собственности на акции.
С апреля 1995 г. началась широкомасштабная продажа акций приватизированных предприятий на денежных аукционах и конкурсах. Торговля акциями производится фирмами, которые, как правило, покупают акции со спекулятивной целью или выполняя заказ клиента (чаще всего, иностранного). Торговля осуществляется через торговые системы. Самая популярная сегодня - Российская Торговая Система (РТС).
Принятый в апреле 1996 г. Закон РФ «О рынке ценных бумаг» открыл новые возможности для долговременного и стабильного развития рынка ценных бумаг. Для закона характерны: преемственность - учитывается практика российского рынка ценных бумаг 1990-1994 гг. и изданные за это время государственными органами исполнительной власти нормативные акты; непротиворечивость закона другим законодательным актам, например, Гражданскому кодексу; признание смешанной модели фондового рынка, где действуют как коммерческие банки, так и небанковские инвестиционные институты (профессиональные участники рынка ценных бумаг); сочетание либеральных принципов организации рынка с усилением государственного надзора за ним; единство государственного регулирования рынка ценных бумаг.
Наряду с наметившимися положительными тенденциями в развитии рынка ценных бумаг на российском рынке большую роль играет несистематическая составляющая, формирование которой связано с политической и экономической нестабильностью. Так, российские инвесторы только на 30-35% влияют на фондовый рынок. И это делает его зависимым не только и столько от показателей российской экономики, сколько от соответствующих показателей развитых стран. Поэтому фактические показатели достаточно сильно отличаются от прогнозных.
Не менее важным аспектом развития фондового рынка является ориентация его на потребности портфельных инвесторов, что предопределяет выбор из огромного числа предприятий, расположенных в различных регионах страны и принадлежащих отдельным отраслям народного хозяйства, наиболее эффективных. При этом должна учитываться отраслевая и региональная инвестиционная их привлекательность.
Механизм же выбора портфельных инвестиций весьма затруднен не только из-за недостаточности информации, но и сложностей, возникающих при определении отраслевых и региональных предпочтений.
Финансовый кризис осени 1997 г. и лета 1998 г. показал, что наиболее эффективным институтом должен стать рынок корпоративных и муниципальных долговых финансовых инструментов.
Однако одной из наиболее важных проблем, связанных с адаптацией экономики к низким процентным ставкам, является отсутствие ликвидного рынка негосударственных долговых ценных бумаг. Это препятствует доступу российских предприятий и граждан к заемным ресурсам, снижает возможность эффективного управления ресурсами, затрудняет мобилизацию денежных поступлений от населения для реального инвестирования.
Формирование рынков негосударственных эмиссионных долговых инструментов до середины 1997 г. сдерживалось сверхвысокой доходностью государственных Ценных бумаг. До августа 1998 г. корпоративные облигации, номинированные в рублях, на рынке практически не обращаются. Суммарный их выпуск составляет менее 1 трлн. руб. И если учесть, что доля долгосрочного кредитования экономики составляла всего лишь 3,3% общего объема банковских кредитов, то весьма заманчивой остается перспектива формирования и устойчивого функционирования ликвидного рынка негосударственных долговых обязательств.
Вместе с тем существует ряд факторов, которые затрудняют процесс ускорения использования негосударственных эмиссионных долговых инструментов. К ним относятся:
Таким образом, отличительными чертами российского рынка ценных бумаг является:
Современный этап развития российского рынка ценных бумаг берет начало с 1990-х годов, когда в России начался переход к рыночной экономике. Причем импульсом для формирования послужила проводившаяся в то время приватизация.
В настоящее время рынок достаточно организован, жестко контролируется специальным органом государственного регулирования – Федеральной службой по финансовым рынкам (ФСФР). ФСФР – это коллегиальный орган в составе Правительства РФ, имеющий большие полномочия в области координации, разработке стандартов, лицензирования профессиональных участников, установления квалификационных требований и т.д.
На современном этапе больший объем операций с ценными бумагами осуществляется посредством биржевых торгов на специальных торговых площадках. Основными биржевыми площадками являются:
- РТС;
- ММВБ (фондовая секция).
За последние годы выявились следующие тенденции развития российского рынка ценных бумаг:
Тенденции к концентрации и централизации капиталов – означает, что на рынок вовлекаются все новые участники, для которых данная деятельность становится основной, а также идет процесс выделения крупных, ведущих профессионалов рынка на основе как увеличение их собственных капиталов (концентрация капитала), так и путем их слияния в еще более крупные структуры рынка ценных бумаг (централизация капитала).
Интернационализация рынка означает, что национальных капитал переходит границы стран, формируется мировой рынок ценных бумаг, по отношению к которому национальные рынки становятся второстепенными. Рынок ценных бумаг принимает глобальный характер. Торговля на таком глобальном рынке ведется непрерывно.
Надежность рынка ценных бумаг и степень доверия к нему со стороны массового инвестора напрямую связаны с повышением уровня организованности рынка и усиление государственного контроля за ним. Все участники рынка заинтересованы в том, чтобы рынок был правильно организован и жестко контролировался в первую очередь главным участником рынка - государством.
Компьютеризация рынка
ценных бумаг – результат
Нововведения на рынке ценных бумаг:
- новые инструменты данного рынка;
-
новые системы торговли
- новая инфраструктура рынка.
Новыми инструментами рынка являются, прежде всего, многочисленные виды производных ценных бумаг, создание новых ценных бумаг, их видов и разновидностей.
Новые системы торговли – это системы торговли, основанные на использовании компьютеров и современных средств связи, позволяющие вести торговлю полностью в автоматическом режиме, без посредников, без непосредственных контрактов между продавцами и покупателями.
Новая инфраструктура рынка - это современные информационные системы, системы клиринга и расчетов, депозитарного обслуживания рынка ценных бумаг.
Секьюритизация - это тенденция перехода денежных средств из своих традиционных форм в форму ценных бумаг; тенденция перехода одних форм ценных бумаг в другие, более доступные для широких кругов инвесторов.
С 2002 года в России наблюдался бурный рост инвестиционной активности, все большее количество компаний, населения выходило на рынок ценных бумаг с целью осуществления операций с ценными бумагами. Это было связано с экономическим ростом в стране, ростом ВВП, отсутствием дефицита федерального бюджета, благоприятной конъюнктурой на мировом рынке энергоресурсов.
Однако мировой экономический кризис 2008 года, который зародился в США, в первую очередь существенно повлиял на состояние российского рынка ценных бумаг, так как именно рынок ценных бумаг является индикатором всех происходящих в экономике явлений. В течение 2008 года на рынке произошло резкое падение акций ведущих российских компаний, таких как: Газпром, Лукойл, Норильский никель, но прежде всего, конечно, акции банковского сектора - Сбербанк, ВТБ.
Несмотря на тяжелые последствия кризиса, потенциал российского рынка ценных бумаг по-прежнему остается высоким. Как только кризис придет к завершению, многие инвесторы придут на рынок с целью приобрести подешевевшие бумаги российских компаний.
2.4 Проблемы и пути решения
Формирование рынка ценных бумаг в России повлекло за собой возникновение, связанных с этим процессом, многочисленных проблем, преодоление которых необходимо для дальнейшего успешного развития и функционирования рынка ценных бумаг.
Можно выделить следующие ключевые проблемы развития российского рынка ценных бумаг, которые требуют первоочередного решения, и возможные пути решения:
1 Повышение емкости и прозрачности финансового рынка
В рамках решения задачи по повышению емкости и прозрачности российского финансового рынка потребуется:
а) Внедрение механизмов, обеспечивающих участие многочисленных розничных инвесторов на финансовом рынке и защиту их инвестиций.
Участие населения на финансовом рынке является показателем определенной зрелости финансового рынка, обеспечивающего трансформацию индивидуальных сбережений в необходимые экономике инвестиции. Государственное регулирование в этой области должно быть направлено на усиление защиты прав и законных интересов розничных инвесторов и создание условий для снижения рисков индивидуальных инвестиций. Важным средством стимулирования участия населения на финансовом рынке является определение четких правовых рамок для создания компенсационных механизмов для граждан, инвестирующих свои средства на финансовом рынке.
Одним из источников выплат гражданам предусматривается компенсационный фонд, который будет формироваться за счет взносов профессиональных участников рынка ценных бумаг, оказывающих услуги гражданам, и в случае недостаточности средств такого фонда необходимо рассмотреть возможность использования государственных средств на соответствующие цели.
В дополнение к обязательной компенсационной системе необходимо создать условия для развития добровольных компенсационных систем, в том числе путем создания страховых фондов саморегулируемых организаций участников финансового рынка.
б) Расширение спектра производных финансовых инструментов и укрепление нормативной правовой базы срочного рынка.
Для повышения эффективности правового регулирования обращения на финансовом рынке производных финансовых инструментов необходимо:
- обеспечить учет прав на финансовые инструменты, не являющиеся ценными бумагами, и обращение этих инструментов по правилам учета и обращения ценных бумаг;