Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Марта 2012 в 16:25, контрольная работа
Неотъемлемой частью современной государственной финансовой политики России является система самоуправления на региональном и местном уровнях. Эффективное выполнение своих функций субъектами федерации и местными органами власти находится в прямой зависимости от возможности использования дополнительных источников финансирования. Планирование и реализация приоритетных инвестиционных программ социально-экономического развития тесно связаны с процессом привлечения заемных источников денежных средств. В этой ситуации наиболее оптимальное решение видится в использовании инструментов фондового рынка.
Содержание
Введение 3
1. Понятие, функции и виды рынка ценных бумаг 4
2. Виды ценных бумаг на российском рынке 9
3. Состояние рынка муниципальных ценных бумаг в России на современном этапе 14
Заключение 16
Список литературы 17
Содержание
Введение
1. Понятие, функции и виды рынка ценных бумаг
2. Виды ценных бумаг на российском рынке
3. Состояние рынка муниципальных ценных бумаг в России на современном этапе
Заключение
Список литературы
Неотъемлемой частью современной государственной финансовой политики России является система самоуправления на региональном и местном уровнях. Эффективное выполнение своих функций субъектами федерации и местными органами власти находится в прямой зависимости от возможности использования дополнительных источников финансирования. Планирование и реализация приоритетных инвестиционных программ социально-экономического развития тесно связаны с процессом привлечения заемных источников денежных средств. В этой ситуации наиболее оптимальное решение видится в использовании инструментов фондового рынка.
Выпуск долговых ценных бумаг выступает одним из традиционных и проверенных источников обеспечения потребностей бюджета. Как можно судить по опыту ряда развитых стран, облигационные займы являются наиболее эффективным финансовым инструментом для привлечения дополнительных ресурсов, необходимых для обеспечения текущих и капитальных расходов бюджета.
Проблема дефицита финансовых ресурсов в региональных и местных бюджетах сегодня актуальна для большинства административно-
Таким образом, одним из главных вопросов современной финансовой политики административно-
Цель данной работы - анализ рынка муниципальных ценных бумаг в России.
Рынок ценных бумаг — это совокупность экономических отношений, возникающих между различными экономическими субъектами по поводу мобилизации и размещения свободного капитала в процессе выпуска и обращения ценных бумаг.
Рынок ценных бумаг выполняет ряд функций, которые можно разделить на две группы: 1) общерыночные функции, присущие любому рынку, и 2) специфические функции, которые отличают его от остальных рынков.
К общерыночным относятся:
1. коммерческая функция, связанная с получением прибыли от операций на данном рынке;
2. ценовая функция, при помощи которой обеспечивается процесс формирования рыночных цен, их постоянное движение и т.д.;
3. информационная функция, на основе которой рынок производит и доводит до своих участников информацию об объектах торговли;
4. регулирующая функция, связанная с созданием правил торговли и участия в ней, порядка разрешения споров между участниками, установлением приоритетов и образованием органов управления и контроля.
К специфическим можно отнести:
1. перераспределительную функцию, обеспечивающую перелив денежных средств между отраслями и сферами деятельности и финансирование дефицита бюджета;
6. функцию страхования ценовых и финансовых рисков, или хеджирования, которое осуществляется на основе нового класса производных ценных бумаг: фьючерсных и опционных контрактов.[1]
По организационной структуре рынок ценных бумаг делят на первичный и вторичный рынки.
Первичный рынок — это приобретение ценных бумаг их первыми владельцами. Эта первая стадия процесса реализации ценной бумаги и первое появление ценной бумаги на рынке. Вторичный рынок — это обращение ранее выпущенных ценных бумаг, т.е. совокупность всех актов купли-продажи или других форм перехода ценных бумаг от одного владельца к другому в течение всего срока обращения ценной бумаги.
Вторичный рынок бумаг существует в двух формах:
- биржевой (организованный);
- внебиржевой.[2]
Биржевой рынок основан на торговле ценными бумагами на фондовых биржах, поэтому это всегда организованный рынок ценных бумаг, так как торговля на нем ведется строго по правилам биржи и только между биржевыми посредниками, которые тщательно отбираются среди всех других участников рынка.
На фондовой бирже осуществляются следующие виды операций.
1. Кассовые сделки - операции на реальный фондовый товар, по которому поставка и расчеты осуществляются в ближайшие дни.
Существуют варианты кассовых сделок:
- покупка в кредит, т.е. покупка ценных бумаг с частичной оплатой заемными деньгами;
- сделки без покрытия, когда продают не собственные, а взятые взаймы акции;
- арбитражные сделки направлены на получение прибыли вследствие разницы курсовой стоимости на одни и те же ценные бумаги на разных биржах.
2. Срочные сделки, по которым продавец обязуется предоставить ценные бумаги, а покупатель принять их и оплатить к установленному сроку в будущем. В зависимости от способа установления цены срочные сделки можно дифференцировать на несколько видов:
цены фиксируются на уровне курса биржевого дня заключения сделки. Это фактически обычная сделка на фондовый товар с отсрочкой поставки и платежа;
цена при заключении сделки не определяется, а расчеты по ней будут производиться по курсу дня исполнения сделки, либо по курсу любого другого заранее оговоренного дня в будущем. Эта сделка носит спекулятивный характер, а игра идет "на интерес". Если цена на день заключения сделки неизвестна, то сделка обеими сторонами заключается вслепую. При этом покупатель делает расчет на падение курсовой стоимости, а продавец - на ее рост. Кто вернее рассчитает (или угадает), тот и выиграет;
фьючерсная сделка осуществляется на основе фьючерсных контрактов. Фьючерсный контракт - это стандартный биржевой договор купли-продажи финансового актива в определенный момент времени в будущем по цене, установленной сторонами сделки в момент ее заключения.
Следствием этого являлась специализация некоторых фондовых бирж исключительно по работе с фьючерсными контрактами, поэтому такие биржи получили название фьючерсных бирж.
Большинство из рассмотренных выше видов сделок на фондовой бирже носит спекулятивный характер - фьючерсные, арбитражные сделки, сделки в кредит и без покрытия. Более того, подавляющее большинство сделок, в том числе и кассовые сделки, также носят спекулятивный характер. Но страшного в этом ничего нет. Мировой опыт показывает, что деятельность спекулянтов на фондовой бирже, которых более корректно называют биржевыми игроками, приносит больше пользы, чем вреда:
- огромное количество заключаемых на фондовых биржах спекулятивных сделок дает возможность ценным бумагам приобретать замечательное свойство ликвидности. Без спекулятивных сделок ликвидность ценных бумаг была бы гораздо ниже;
- именно спекулятивные сделки, которых совершается на порядок больше, чем обыкновенных, формируют на бирже совокупный спрос и предложение, через соотношение которого выявляется рыночная стоимость ценных бумаг;
- через фьючерсные сделки возможна процедура хеджирования - страхования ценового риска на рынке ценных бумаг;
- арбитражные сделки способствуют выравниванию цен на разных фондовых биржах страны и тем самым способствуют становлению единого российского рынка ценных бумаг.[3]
Внебиржевой рынок — это торговля ценными бумагами, минуя фондовую биржу. Он может быть организованным или неорганизованным. Организованный биржевой рынок основывается на компьютерных системах связи, торговли и обслуживания по ценным бумагам. Неорганизованный внебиржевой рынок связан с куплей-продажей ценных бумаг любыми участниками рынка без соблюдения каких-либо правил.
Основными источниками правового регулирования рынка ценных бумаг в России являются:
Конституция РФ, ст. 8, 34, 35, 71, 74,
Гражданский кодекс РФ, Глава 7,
ФЗ «О рынке ценных бумаг» от 22 апреля 1996 года № 39-ФЗ,
ФЗ «Об акционерных обществах» от 26 декабря 1995 года № 208-ФЗ,
ФЗ «Об особенностях эмиссии и обращения государственных и муниципальных ценных бумаг» от 29 июля 1998 года № 136-ФЗ,
ФЗ «О защите прав и законных интересов инвесторов на рынке ценных бумаг» от 5 марта 1999 года № 46-ФЗ,
Постановление ФКЦБ РФ «Об утверждении положения о ведении реестра владельцев именных ценных бумаг» от 2 октября 1997 года № 27,
Постановление ФКЦБ РФ «Об утверждении положения о депозитарной деятельности» от 16 октября 1997 года № 36,
Приказ ФСФР РФ «Об утверждении положения о раскрытии информации эмитентами эмиссионных ценных бумаг» от 10 октября 2006 года № 17,
Приказ ФСФР РФ «Об утверждении стандартов эмиссии ценных бумаг и регистрации проспектов ценных бумаг» от 25 января 2007 года № 07/4.[4]
В настоящее время на рынке ценных бумаг большинства развитых стран государственные ценные бумаги занимают ведущее место. Выпуск государством ценных бумаг рассматривается как важнейшее средство кредитно-денежного регулирования экономики. Размещая займы, государство привлекает временно свободные денежные средства населения, банков, страховых и промышленных предприятий и т.п., тем самым уменьшая объем денежной массы в обращении, и наоборот.
Государственные ценные бумаги — это ценные бумаги, эмитентом которых (заемщиком) является государство. Государственные ценные бумаги относятся к долговым и удостоверяют отношения займа, в котором должником выступает государственный орган власти или управления.
Государство является самым крупным заемщиком на рынке ценных бумаг. В зависимости от характеристик эмитента государственные ценные бумаги подразделяются на:
ценные бумаги центрального правительства (казначейские ценные бумаги), которые выпускаются некоторыми ключевыми министерствами (Министерством финансов и т.п.) в зависимости от особенностей структуры правительственных органов страны. Эти ценные бумаги называются прямыми;
ценные бумаги местных органов власти (муниципальные ценные бумаги), которые выпускаются региональными и муниципальными органами власти;
ценные бумаги, выпускаемые правительственными учреждениями (отраслевыми министерствами) и государственными компаниями (например, в России — РАО «Газпром», РАО «ЕЭС России» и т.п.). Эти ценные бумаги выпускаются под правительственную гарантию и называются гарантированными. [5]
В зависимости от свойства обращаемости на фондовых рынках государственные ценные бумаги подразделяются на рыночные и нерыночные.
В России государственные ценные бумаги можно подразделить на федеральные (выпускаемые Правительством РФ), субфедеральные (выпускаемые правительствами субъектов Федерации) и муниципальные (выпускаемые местными органами власти).
Муниципальные ценные бумаги – в РФ облигации, жилищные сертификаты и другие ценные бумаги, выпускаемые органами местного самоуправления. Муниципальные облигации выпускаются исключительно в целях реализации программ проектов развития муниципального образования, утвержденных в порядке, установленном уставом муниципального образования. Все кредитные отношения муниципалитетов обеспечивается имуществом и средствами местного самоуправления. Исполнение обязательств по муниципальным облигациям осуществляется за счет средств местной казны в соответствии с правовым актом органа местного самоуправления о местной бюджете на текущий финансовый год. Предельно допустимая сумма долговых обязательств органов местного самоуправления не должна превышать 15% суммы расходной части местного бюджета.[6]
По целям привлечения средств муниципальные займы можно разделить на инвестиционные, социальные, покрывающие дефицит бюджета; кроме того, возможна комбинация любых перечисленных выще целей.
Инвестиционные займы предназначены для реализации какого-либо инвестиционного проекта. Соответственно погашение и выплаты процентов по ним должны осуществляться за счет прибыли от этого проекта.
Примером социального займа является жилищный заем. Облигации ведомств жилищного строительства выпускаются для финансирования строительства домов с низкой квартирной платой. Выплаты по ним, если пользоваться опытом развитых стран, гарантирует государственное ведомство жилищного строительства, что делает эти облигации бумагами высокого класса — наравне с государственными.
Надежность и ликвидность муниципальных облигаций позволяет сделать их действенным инструментом привлечения инвестиций в реальное производство.
Большую группу муниципальных облигаций составляют так называемые облигации по общим обязательствам. Обеспечением этих бумаг служат все налоговые поступления, находящиеся в распоряжении организации или территориальной администрации, выпустившей их. А так как местные органы власти имеют право в случае крайней необходимости увеличить поимущественный налог для сбора средств в счет погашения долга, такой вид облигаций считается надежным помещением капитала.
Самым распространенным типом муниципальных ценных бумаг являются муниципальные облигации, которые представляют собой обязательства по возмещению долга к определенному сроку с выплатой фиксированных процентов. С точки зрения надежности помещения капитала муниципальные облигации стоят на втором месте после государственных ценных бумаг правительства.
Информация о работе Рынок муниципальных ценных бумаг в России