Рынок муниципальных ценных бумаг в России

Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Марта 2012 в 16:25, контрольная работа

Краткое описание

Неотъемлемой частью современной государственной финансовой политики России является система самоуправления на региональном и местном уровнях. Эффективное выполнение своих функций субъектами федерации и местными органами власти находится в прямой зависимости от возможности использования дополнительных источников финансирования. Планирование и реализация приоритетных инвестиционных программ социально-экономического развития тесно связаны с процессом привлечения заемных источников денежных средств. В этой ситуации наиболее оптимальное решение видится в использовании инструментов фондового рынка.

Оглавление

Содержание
Введение 3
1. Понятие, функции и виды рынка ценных бумаг 4
2. Виды ценных бумаг на российском рынке 9
3. Состояние рынка муниципальных ценных бумаг в России на современном этапе 14
Заключение 16
Список литературы 17

Файлы: 1 файл

Рынок муниципальных ценных бумаг в России.doc

— 102.50 Кб (Скачать)

Выпуск государственных облигаций осуществляется на основе ФЗ от 29.07.1998г. №136-ФЗ «Об особенностях эмиссии и обращения государственных и муниципальных ценных бумаг».

Эмиссия государственных облигаций обычно осуществляется Министерством финансов РФ или государственными органами, уполномоченными на это субъектами РФ и муниципальными органами управления.

Основными покупателями муниципальных облигаций в зависимости от их вида являются: банки, пенсионные и страховые компании, инвестиционные фонды, население.

Муниципальные облигации обращаются на биржевом или внебиржевом рынках, наряду с ценными бумагами корпоративных эмитентов. Российский биржевой рынок государственных облигаций организован на базе Московской межбанковской валютной биржи. Государственные облигации часто занимают ведущее место на рынке облигаций, где их доля в разных странах доходит до 50%.

В отличие корпоративных облигаций, принесенные которыми денежные средства используются для извлечения прибыли (чистого дохода), выпуск государственных облигаций преследует совершенно иные цели, в частности:

- покрытие дефицита государственного бюджета на неинфляционной основе, т.е. без дополнительного выпуска денег в обращение;

- привлечение внебюджетных средств для финансирования тех или иных целевых государственных программ в области строительства жилья, дорог;

- государственное регулирование количества денег в обращении, снижение инфляции и другие направления воздействия на экономику страны.

Далее рассмотрим особенности и недостатки муниципальных ценных бумаг.

Особенности муниципальных ценных бумаг

1) рынок муниципальных ценных бумаг до последнего времени бурно развивается - при нынешних темпах роста объем его займов будет сопоставим с суммой федеральных займов;

2) облигациям субъектов федерации придан статус государственных ценных бумаг - льготы по налогам, в некоторых случаях - льготы по местным налогам;

3) могут быть неденежные формы погашения - землей, жильем, акциями - это более привлекательно;

4) довольны надёжны - обеспечиваются активами местных администраций и акциями приватизированных предприятий и объектами недвижимости.

Недостатки муниципальных ценных бумаг:

1. Менее надежны, чем федеральные - федеральные обязательства могут быть покрыты за счет денежной эмиссии, муниципальные - нет. Рост дефицита местного бюджета может ввести власти в соблазн построить «облигационную пирамиду» со всеми вытекающими последствиями, поэтому в БК введены ограничения.

2. Политический риск выше - при изменениях нормативной базы федеральные власти учтут интересы федеральных эмитентов, но спокойно игнорируют муниципальные.

3. Из-за непроработанности законодательства ответственность местных администраций по эмитируемым ими облигациям никак не регламентирована. [7]

 

3. Состояние рынка муниципальных ценных бумаг в России на современном этапе

В период с 1992 – 2011 гг. в развитии российского рынка муниципальных ценных бумаг можно выделить несколько основных этапов  (Таблица 1).

Таблица 1 – Этапы возникновения, становления и развития современного рынка муниципальных ценных бумаг[8]

Этапы

Период

Особенности

1 Этап (возникновение)

1992-1994

Эмиссия муниципальных ценных бумаг проходила в слабо отрегулированных с точки зрения законодательства условиях.

2 этап (становление)

1994-1998

Стремительный рост рынка муниципальных облигационных займов, который выражался не только в увеличении объемов эмиссий, но и в усилении активности на рынке.

3 этап (преодоление кризиса)

1998-2002

Восстановление рыночной активности и достижение предкризисных показателей.

4 этап (развитие)

2002-2005

Рост числа и объема заимствований, укреплением кредитного рейтинга эмитентов. Возросла активность на вторичном рынке муниципальных ценных бумаг.

5 этап (снижение активности)

2005-2008

Постепенное снижение числа новых эмиссий муниципальных ценных бумаг, что не отразилось на растущей активности рынка в целом.

6 этап (укрепление)

2008-2011

Снижение ограничений размеров долга и дефицита бюджета муниципальных образований. Появление новых эмитентов. Рост объема целевых инвестиционных займов.

 

В отличие от кризиса государственного долга 1998 г., экономический спад 2008 г. относительно слабо повлиял на рынок муниципальных облигаций. Несмотря на кризисные явления на рынке ценных бумаг в 2008 г., сегмент муниципальных облигационных займов на протяжении всего периода  с конца 2008 по 2011 гг.  оставался в состоянии роста.

Сложилась ситуация, при которой до 2008 г.  происходило увеличение уровня   кредитоспособности эмитентов муниципальных ценных бумаг, но с середины 2008 г.  произошел  спад их кредитоспособности и ликвидности.  К началу 2009 г.  потребовалось решительное вмешательство Министерства финансов РФ.  Был принят закон № 58-ФЗ «О внесении изменений в Бюджетный кодекс РФ» от 9.04.09 г., согласно которому снижены ограничения размеров долга и дефицита бюджета муниципальных образований. В результате внедрения  антикризисных мер появилась возможность выделения дотаций и предоставления кредитов бюджетам муниципальных образований из федерального бюджета.

На рынке муниципальных ценных бумаг в 2009 г. было размещено  26 займов на сумму более 116 млрд р. (прирост относительно 2008 г. составил  более 35%). По этому показателю 2009 г. является рекордным для всего периода существования российского рынка муниципальных облигаций. К концу 2009 г. были зарегистрированы следующие показатели: в обращении находилось 104 выпуска муниципальных ценных бумаг общим объемом по номиналу более 390 млрд р. При этом на долю субъектов РФ пришлось более 380 млрд р. (91 выпуск). Номинальная стоимость займов муниципальных образований по номиналу составила 8,67 млрд р. (2,2% от объема рынка).

В 2010 г. на рынке были успешно размещены эмиссии 17 субъектов РФ и 5 муниципаль­ных образований, при этом общий объем новых облигационных займов по номиналу составил более 44 млрд р.[9]

В целом можно сделать вывод о том, что крупные муниципальные облигационные займы в силу ряда причин (наличие жестких ограничений на размер муниципального долга, недостаточный опыт эмиссии ценных бумаг, трудности с размещением выпущенных облигаций на рынке) остаются недоступными большинству российских муниципалитетов. 

В сложившихся условиях развитие рынка муниципальных ценных бумаг не может происходить без разработки и практического  применения инструментов, направленных на повышение эффективности муниципальных займов.

 

Заключение

В заключении можно сделать ряд выводов:

Рынок ценных бумаг обеспечивает механизм, с помощью которого в экономику привлекаются инвестиции. Он связывает тех, кто привлекает инвестиции, выпуская ценные бумаги (эмитентов), тех, кто желает вложить свои средства в финансирование инвестиционных проектов (инвесторов, владельцев) и тех, кто осуществляет деятельность на рынке (профессиональных участников).

Наиболее распространенным видом государственных ценных бумаг являются государственные облигации. Государственная облигация — ценная бумага, удостоверяющая факт временной передачи денежных средств владельцем облигации эмитенту (государству, государственному учреждению). Владелец облигации имеет право на получение установленных процентов в течение определенного срока и возврат первоначальной суммы в конце этого срока.

В России государственные ценные бумаги можно подразделить на федеральные (выпускаемые Правительством РФ), субфедеральные (выпускаемые правительствами субъектов Федерации) и муниципальные (выпускаемые местными органами власти).

В настоящее время в России существует определенное количество законодательных актов, которые регулируют фондовый рынок, но их явно недостаточно. Такая ситуация во многом генерируется динамичным развитием данного рынка и отставанием от него законодательной деятельности. Наряду с этим можно отметить такой негативный момент, как недостаточная правовая защищенность граждан при совершении ими различных операций на рынке ценных бумаг. Это особенно актуально в связи с тем, что население обладает значительными ресурсами, необходимыми для эффективного осуществления инвестиционных процессов в реальной экономике России.

 

Список литературы

1.      Бюджетный кодекс Российской Федерации. – М.: Приор, 2012.

2.      Федеральный закон РФ от 22.04.1996 N39-ФЗ «О рынке ценных бумаг» (ред. от 30.11.2011).

3.      Федеральный закон РФ от 11.03.1997 N 48-ФЗ «О переводном и простом векселе».

  1. Федеральный закон РФ от 29.07.1998 N 136-ФЗ «Об особенностях эмиссии и обращения государственных и муниципальных ценных бумаг» (ред. от 26.04.2007).

5.      Федеральный закон РФ от 11.11.2003 N 152-ФЗ «Об ипотечных ценных бумагах» (ред. от 30.11.2011).

6.      Бродунов А.Н. Рынок ценных бумаг. – М.: МИЭМП, 2008

7.      Галанов В.А. Рынок ценных бумаг. — М.: Финансы и статистика, 2006.

8.      Маренков Н.Л.  Ценные бумаги. – М.: МЭФИ, 2007.

9.      Мошенский С.З. Рынок ценных бумаг: трансформационные процессы. – М.: Экономика, 2010.

10. Пенюгалова А.В. Развитие рынка муниципальных ценных бумаг в России в период рыночных преобразований // Управление экономическими системами, №3, 2011.

11. Пышнограй А.П. Основные проблемы развития рынка муниципальных облигаций в России // Региональная экономика: теория и практика, №7, 2011.

12. Ценные бумаги. Учебник / Под ред. В. И. Колесникова, В. С. Таркановского. – М.: Финансы и статистика, 2007.

13. Шестаков А.В., Шестаков Д.А. Рынок ценных бумаг. – М.: Финансы и статистика, 2006

 

 

17

 



[1] Маренков Н.Л.  Ценные бумаги. – М.: МЭФИ, 2007.

[2] Ценные бумаги. Учебник / Под ред. В. И. Колесникова, В. С. Таркановского. – М.: Финансы и статистика, 2007.

[3] Бродунов А.Н. Рынок ценных бумаг. – М.: МИЭМП, 2008

[4] Мошенский С.З. Рынок ценных бумаг: трансформационные процессы. – М.: Экономика, 2010.

[5] Шестаков А.В., Шестаков Д.А. Рынок ценных бумаг. – М.: Финансы и статистика, 2006

[6] Галанов В.А. Рынок ценных бумаг. — М.: Финансы и статистика, 2006.

[7] Ценные бумаги. Учебник / Под ред. В. И. Колесникова, В. С. Таркановского. – М.: Финансы и статистика, 2007.

[8] Пенюгалова А.В. Развитие рынка муниципальных ценных бумаг в России в период рыночных преобразований // Управление экономическими системами, №3, 2011.

[9] Пышнограй А.П. Основные проблемы развития рынка муниципальных облигаций в России // Региональная экономика: теория и практика, №7, 2011.


Информация о работе Рынок муниципальных ценных бумаг в России