Рынок ценных бумаг в России

Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Апреля 2014 в 19:45, курсовая работа

Краткое описание

Цель работы –на основе анализа рынка ценных бумаг в России выявить проблемы, препятствующие становлению рынка ценных бумаг.
Цель обуславливается следующими задачами:
1) изучить основные понятия и структуру рынка ценных бумаг;
2) изучить историю развития рынка ценных бумаг в России;
3) рассмотреть особенности становления и современное состояние рынка государственных ценных бумаг в России.

Файлы: 1 файл

РЫНОК ЦЕННЫХ БУМАГ В РОССИИ ПРОБЛЕМЫ И ПУТИ РЕШЕНИЯ.docx

— 87.02 Кб (Скачать)

- распределить риски, связанные  с деятельностью посредников  на рынке финансовых инструментов;

- обеспечить защиту прав  владельцев финансовых инструментов.

Учитывая, что рынок производных финансовых инструментов является динамично развивающимся и виды этих инструментов постоянно обновляются, следует признать нецелесообразным установление на законодательном уровне исчерпывающего перечня производных финансовых инструментов и их определений.

Формирование условий рыночного ценообразования на важнейшие для экономики товары, в частности энергоносители, зерно, металлы, строительные материалы, невозможно без организованного срочного рынка таких товаров. Для того чтобы товаропроизводители и потребители указанных товаров шире использовали механизмы срочного рынка, потребуется на законодательном уровне признать, что цены биржевых срочных контрактов на поставку товара являются рыночными. Это важно для целей расчета налогов с учетом реальной ценовой политики на финансовом рынке. Совместно с биржами следует проводить постоянную работу по разъяснению экономическим агентам возможностей срочного рынка для снижения рисков изменения цен товаропроизводителей и потребителей, способствуя тем самым формированию цивилизованного товарного биржевого рынка.

в) Создание возможности для секьюритизации широкого круга активов.

Необходимо предусмотреть механизмы повышения кредитного качества, как залоговые и номинальные банковские счета, ввести институт общего собрания владельцев облигаций, а также расширить возможности использования субординации выпускаемых ценных бумаг не только для облигаций с ипотечным покрытием, но и в отношении других видов облигаций.

Для обеспечения привлечения инвестиционных ресурсов в долгосрочные проекты по развитию транспортной, энергетической, жилищно-коммунальной и социальной инфраструктуры, реализуемые в формате государственно-частного партнерства, предлагается предусмотреть меры, направленные на стимулирование инвестирования в инфраструктурные облигации. Исполнение обязательств по таким облигациям может обеспечиваться активами, создаваемыми в рамках проекта, а также постоянными платежами за пользование инфраструктурными объектами. В законодательство Российской Федерации потребуется внести изменения, обеспечивающие защиту прав владельцев инфраструктурных облигаций, а также возможность инвестирования в такие облигации средств кредитных организаций, пенсионных накоплений. Указанная мера позволит привлечь инвестиции для финансирования инфраструктурных проектов и одновременно расширить перечень объектов для инвестирования средств пенсионных накоплений и размещения средств пенсионных резервов негосударственных пенсионных фондов.

г) Повышение уровня информированности граждан о возможностях инвестирования сбережений на финансовом рынке.

Недостаточная степень вовлеченности населения в финансовую сферу  объясняется низким уровнем информированности и доверия к финансовым инструментам. Это приводит к тому, что сбережения граждан осуществляются преимущественно в виде вложений в иностранную валюту или на краткосрочные депозиты банков.

Для повышения осведомленности граждан о возможностях и рисках инвестирования на финансовом рынке предполагается реализация следующих мер:

- определение целевой  аудитории в целях проведения  мероприятий, направленных на привлечение  населения на финансовый рынок, а также разработка методических рекомендаций по проведению мероприятий для каждой из целевых групп;

- проведение анализа в  целях выявления причин  недоверия широких слоев населения к инструментам финансовых рынков;

- подготовка и реализация  мер, направленных на широкое  информирование граждан об их правах и возможностях на финансовых рынках для инвестирования личных сбережений.

Основным результатом реализации указанных предложений должны стать изменение инвестиционного поведения населения и привлечение сбережений граждан на финансовый рынок, а также эффективная реализация пенсионной реформы.

2 Обеспечение эффективности  рыночной инфраструктуры

Для устранения этой проблемы требуется:

а) Унификация регулирования всех сегментов организованного финансового рынка.

Для того чтобы соответствовать общемировым тенденциям в развитии биржевой торговли в среднесрочной перспективе необходимо обеспечить условия для возможности консолидации биржевого рынка и концентрации на нем ликвидности, а также качественное повышение стандартов биржевой торговли, включая раскрытие информации и противодействие нерыночным практикам. Более того, необходимо обеспечить высокий уровень защиты интересов инвесторов на внебиржевом организованном рынке за счет вовлечения его в зону эффективного регулирования.

Актуальной задачей является регулирование не только биржевых институтов, но и организованного рынка в целом независимо от того, в какой форме он существует. При этом под организованным рынком следует понимать общую торговую среду, в которой существуют различные по своей форме и степени институционализации системы заключения сделок с финансовыми инструментами в соответствии с выработанными участниками таких систем или установленными государством правилами. Регулирование такой среды в части раскрытия информации о заключаемых сделках, обеспечения защиты интересов участников, прозрачности осуществляемых операций и предотвращения недобросовестных сделок с финансовыми инструментами должно быть унифицировано.

б) Создание нормативно-правовых и организационных условий для возможности консолидации биржевой и расчетно-депозитарной инфраструктуры.

Предполагается усилить административную и уголовную ответственность лиц, входящих в состав исполнительных органов бирж, за нарушения законодательства Российской Федерации о ценных бумагах, а также за ненадлежащее исполнение биржами соответствующих полномочий. На законодательном уровне на федеральный орган исполнительной власти в сфере финансовых рынков следует возложить полномочия, связанные с согласованием назначения на должность, а также отстранения от должности лиц, входящих в состав исполнительных органов бирж, в случае нарушения биржей требований законодательства Российской Федерации.

Клиринг, расчеты и учетная система могут быть объединены вокруг биржи, являющейся ядром организованного рынка. Одной из приемлемых моделей консолидации биржевой инфраструктуры может стать вертикально-интегрированная модель холдинга с широким представительством в его капитале банков, небанковских институтов и, возможно, государства и иностранных институтов. В рамках такого холдинга возможны объединение локальных торговых площадок, в том числе специализирующихся по видам торгуемых инструментов и активов, расчетных депозитариев, клиринговых организаций.  Предложенная модель способна сконцентрировать и направить на дальнейшее повышение конкурентоспособности российского финансового рынка необходимые управленческие, технологические и финансовые ресурсы.

в) Создание четких правовых рамок осуществления клиринга обязательств, формирования и капитализации клиринговых организаций финансового рынка, а также функционирования института центрального контрагента.

Создание правовых условий эффективного функционирования института центрального контрагента включает:

- формирование правового  механизма возникновения, изменения  и прекращения обязательств центрального контрагента;

- устранение налоговых  проблем, возникающих у центрального  контрагента, а также закрепление в налоговом законодательстве Российской Федерации статуса центрального контрагента как технической стороны, не имеющей экономического интереса по соответствующим сделкам;

- создание механизмов  для завершения центральным контрагентом  расчетов по сделкам в случае нарушения обязательств перед ним, в частности использование гарантийных фондов, приобретение или продажа ценных бумаг на финансовом рынке и (или) иных механизмов.

Создание правовых условий повышения эффективности клиринга включает:

- обеспечение завершения  расчетов по обязательствам, возникшим  в результате клиринга (исключение возможности наложения ареста и обращения взыскания на ценные бумаги и денежные средства, предназначенные для исполнения обязательств по результатам клиринга, исполнение обязательств, определенных по результатам клиринга до момента открытия конкурсного производства в отношении участника клиринга и др.);

- установление правовых  оснований изменения и прекращения  обязательств, в связи с проведением неттинга, в том числе в случае осуществления процедуры неттинга без участия центрального контрагента, а также порядка исполнения обязательств, возникших в результате проведения неттинга;

3 Формирование благоприятного  налогового климата для его  участников

Проблема по формированию благоприятного налогового климата для участников финансового рынка должна найти отражение в основных направлениях налоговой политики. В этой связи следует предусмотреть изменение налогового законодательства Российской Федерации по следующим направлениям:

а) Совершенствование режима налогообложения услуг, предоставляемых участниками финансового рынка, а также операций с финансовыми инструментами налогом на добавленную стоимость;

б) Совершенствование режима налогообложения налогом на прибыль организаций, являющихся участниками финансового рынка;

в) Совершенствование налогообложения доходов физических лиц, получаемых от операций с финансовыми инструментами.

4 Совершенствование правового  регулирования на финансовом  рынке

В целях реализации задачи по совершенствованию правового регулирования на финансовом рынке необходимо:

а) Повышение эффективности регулирования финансового рынка путем развития системы пруденциального надзора в отношении участников финансового рынка, унификации принципов и стандартов деятельности участников финансового рынка, а также взаимодействия государственных органов с саморегулируемыми организациями.

Система пруденциального надзора позволит оперативно выявлять и пресекать нарушения на рынке ценных бумаг. Следует предусмотреть несколько уровней такого надзора, включая осуществление самими участниками финансового рынка внутреннего контроля над соблюдением установленных требований законодательства Российской Федерации, контроль саморегулируемых организаций, а также контроль со стороны государственных органов.

На законодательном уровне следует обеспечить независимость служб внутреннего контроля профессиональных участников рынка ценных бумаг, а также ввести требования к управлению финансовыми рисками, возникающими у финансовых посредников. В частности, необходимо закрепить обязанность участников финансового рынка определять лицо, ответственное за организацию управления указанными рисками или создавать самостоятельное структурное подразделение по управлению рисками. При этом для специалистов по управлению рисками внутри организации устанавливаются соответствующие квалификационные требования.

б) Снижение административных барьеров и упрощение процедур государственной регистрации выпусков ценных бумаг

В целях снижения административных барьеров и упрощения процедур государственной регистрации выпусков ценных бумаг необходимо:

- внести уточнения в  регулирование процедуры эмиссии  биржевых облигаций, а также расширить круг лиц, имеющих право выпускать биржевые облигации;

- отказаться от проведения  технических эмиссий ценных бумаг, которые направлены на изменение  номинальной стоимости и (или) объема  прав по ранее размещенным  ценным бумагам. Процедуру эмиссии  ценных бумаг в этих случаях следует заменить процедурой внесения соответствующих изменений в зарегистрированное ранее в установленном порядке решение о выпуске ценных бумаг;

- упростить процедуру  эмиссии дополнительных выпусков  ценных бумаг, если ценные бумаги  эмитента того же вида уже  включены в котировальный список, предусмотрев возможность допуска  таких ценных бумаг к торгам  на фондовой бирже без осуществления  государственной регистрации их  выпуска (дополнительного выпуска);

в) Обеспечение эффективной системы раскрытия информации на финансовом рынке.

Необходимо создать систему публичного раскрытия информации организациями, оказывающими розничные услуги на финансовых рынках, продолжить работу по использованию современных информационных технологий для повышения эффективности сбора, обработки, анализа и публичного раскрытия информации эмитентами и другими участниками финансового рынка, а также для обеспечения доступа всех заинтересованных лиц к базам данных, содержащим раскрываемую информацию;

г) Принятие действенных мер по предупреждению и пресечению недобросовестной деятельности на финансовом рынке.

Необходимо формирование эффективной нормативной правовой базы по предотвращению манипулирования ценами и совершения сделок на основе инсайдерской информации, а также выработка общепринятых норм поведения участников финансового рынка и работников регулирующих органов.

Требуется разработка кодекса поведения участников финансового рынка по предупреждению и недопущению манипулирования ценами и совершения сделок на основе инсайдерской информации на организованном финансовом рынке, положения которого будут носить рекомендательный характер. Контроль за применением указанного кодекса необходимо возложить на федеральный орган исполнительной в сфере финансовых рынков.

Помимо решения указанных проблем необходимо повысить эффективность контрольно-надзорной деятельности Федеральной службы по финансовым рынкам, проводить постоянный анализ применения норм законодательства Российской Федерации и на этой основе совершенствовать нормативную правовую базу.

Информация о работе Рынок ценных бумаг в России