Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Декабря 2011 в 09:56, реферат
Целью данного исследования является выявление начального этапа формирования рынка ценных бумаг, анализ основных тенденций, выявление пиков «активности» и «спада» на биржах Москвы и Санкт-Петербурга, проведение параллелей с историческими событиями, и главное – ответ на вопрос насколько эффективно этот рынок функционировал.
Введение ........................................................................................................... 3
Глава 1. Эволюция российского рынка ценных бумаг
Зарождение и развитие рынка ценных бумаг в России …………………….… 4
Облигации Российской империи ………………………………………............. 7
Глава 2. Московская фондовая биржа
Становление Московской биржи ……………………………………………... 12
Устав и правила Московской биржи …………………………………………. 12
Объемы сделок на Московской бирже ……………………………………...... 15
Прекращение биржевого дела ………………………………………………… 17
Заключение………. …………………………………………………………… 19
Список литературы ……………………………………………………………. 21
ДИПЛОМАТИЧЕСКАЯ АКАДЕМИЯ
МИД
РФ
Кафедра МЭО
КУРСОВАЯ
РАБОТА
Дореволюционный рынок
ценных бумаг России
Студентка:
Подлесных
О.Н.
3й курс
очная форма обучения
второе
высшее
Научный
руководитель:
Муковенков А.Ю.
Москва
2011
ОГЛАВЛЕНИЕ
Введение .............................. |
|
Глава 1. Эволюция российского рынка ценных бумаг | |
Зарождение и развитие рынка ценных бумаг в России …………………….… 4 | |
Облигации
Российской империи ……………………………………….............
7 Глава 2. Московская фондовая биржа |
|
Становление
Московской биржи ……………………………………………...
12 Устав и правила Московской биржи …………………………………………. 12 |
|
Объемы
сделок на Московской бирже ……………………………………......
15 Прекращение биржевого дела ………………………………………………… 17 |
|
Заключение………. …………………………………………………………… 19 |
|
Список литературы ……………………………………………………………. 21 | |
|
Введение
Рынок
ценных бумаг, функционировавший в
Российской империи, играл важную роль
в экономической жизни страны.
Он был непосредственно связан с
состоянием промышленности, сельского
хозяйства, транспорта и вообще с
политико-экономическим и
Актуальность
выбранной темы обусловлена тем,
что после долгого, почти векового
перерыва, с переходом к рыночной
экономике российское государство
снова стало активно
Целью данного исследования является выявление начального этапа формирования рынка ценных бумаг, анализ основных тенденций, выявление пиков «активности» и «спада» на биржах Москвы и Санкт-Петербурга, проведение параллелей с историческими событиями, и главное – ответ на вопрос насколько эффективно этот рынок функционировал.
В процессе работы автору не удалось найти монографий, отдельно посвященных выбранной теме. Из доступной литературы сведения содержатся преимущественно в контексте общего анализа отечественного рынка ценных бумаг.
ГЛАВА 1
Эволюция Российского рынка ценных бумаг
Зарождение и развитие рынка ценных бумаг в России
В 1769 году по указу Екатерины II Россией был размещен первый государственный заем на рынке Голландии. Это стало начальной точкой формирования отечественного рынка ценных бумаг. Подобные действия позволили государству покрыть свои потребности в финансовых ресурсах, что в дальнейшем стало регулярной практикой.
Что касается непосредственно отечественного рынка ценных бумаг внутри страны, то здесь следует упомянуть указ Александра I (от 25 марта 1809 г.). В этом указе император определил правила и условия выпуска и обращения ценных бумаг.
Уже в 1817 году формируется так называемая Государственная комиссия погашения долгов, в чьи полномочия и входит вышеупомянутые сферы контроля в области ценных бумаг.
Как уже было сказано ранее покрытие дефицита бюджета за счет размещения ценных бумаг на внутреннем или внешнем рынках активно использовалось правительством Российской империи в дальнейшем. Причем в основном дефицит покрывался за счет именно внешних займов.
На протяжении достаточно длительного времени бюджет Российской империи являлся дефицитным, что обусловило регулярный выпуск облигаций. Российское правительство предпочитало стимулировать эмиссию именно именных ценных бумаг, их конверсия была бесплатной для всех владельцев, а вот обратная процедура требовала от них определенных расходов.
Можно выделить несколько видов облигаций Российской империи по сроку обращения, а именно: бессрочные, долгосрочные, среднесрочные и краткосрочные.
Срок обращения последних составлял от трех до двенадцати месяцев, номинал - не более 500 руб. Министерство финансов Российской империи являлось непосредственным их эмитентом. Общая сумма непогашенной задолженности достигала 50 млн руб.
Что касается среднесрочных бумаг, то их период обращения был расширен уже от четырех до восьми лет, 50 руб. – сумма номинала. Доход составлял порядка 3-4%. Именно среднесрочные ценные бумаги имели льготный режим налогообложения. Помимо этого они принимались Государственным банком и Казначейством по всем видам платежей по их номинальной стоимости. Являясь билетами Государственного Казначейства они сохраняли свою стоимость на протяжении последующих десяти лет после завершения установленного срока обращения.
Период обращения долгосрочных облигаций составлял от пятидесяти до восьмидесяти лет.
Бессрочные облигации, как и следует из названия, являлись источником непрерывного дохода, своеобразной рентой, хотя за правительством и оставалось право погашать их по номинальной стоимости.
Появление
на российском рынке акций и частных
облигаций в период правления
Николая I связано с принятием
в 1836 г. Закона о промышленных обществах.
Объем оборота новых видов
ценных бумаг в России долгое время
оставался незначительным в сравнении
с государственными облигациями, а
также с развитыми зарубежными
рынками. Это было связано с традиционным
относительно слабым развитием частного
предпринимательства в стране. В
начале 1 XX в. в России насчитывалось немногим
более 1,5 тыс. акционерных компаний, что,
безусловно, было недостаточным для огромной
державы. В основном на рынке котировались
акции железных дорог, коммерческих и
земельных банков, а также нефтяных, металлургических
и страховых компаний.
Согласно
действовавшему общему законодательству
акции являлись именными ценными
бумагами. Тем не менее в соответствии
с уставами акционерных компаний, положения
которых имели приоритет перед общим законодательством,
зачастую осуществлялась эмиссия предъявительских
акций. Поэтому они доминировали в обороте
этого сегмента рынка.
В
третьей четверти XIX в., в период правления
Александра II, на российском рынке появились
долговые ценные бумаги городов, т.е. местных
органов власти. Их привлекательность
существенно уступала государственным
облигациям, несмотря на повышенную доходность.
Они имели хождение, как правило, только
в тех регионах, где были выпущены, и довольно
продолжительные сроки обращения — до
50 лет и более. Из-за ограниченности региональных
ресурсов значительная их часть размещалась
за границей. Российские местные ценные
бумаги долгое время были редким явлением
как на внутреннем, так и на зарубежных
рынках, и лишь в начале XX в. этот рынок
немного оживился. В этот период более
60 городов России выпускали местные займы,
однако подавляющая часть их эмиссии все
же была сосредоточена в нескольких крупных
центрах, в частности в Петербурге и Москве.
Торговля
ценными бумагами в Российской Империи
проводилась главным образом
фондовыми отделами товарных бирж и
Государственным банком при посредничестве
коммерческих банков. Операции с ценными
бумагами первых выпусков государственных
займов начали проводиться С. Петербургской
товарной биржей, а затем и Московской.
Ими были разработаны и использованы
на практике первые правила осуществления
фондовых операций, которые в последующем
были усовершенствованы и
Биржевая
публика, посещавшая фондовые отделы,
делилась на ряд категорий: действительные
члены, постоянные посетители, представители
Министерства финансов и гости. Первыми
являлись агенты банковских учреждений
и отдельные лица, обладавшие так
называемыми промысловыми свидетельствами
первого разряда на проведение банкирских
операций. Они без посредничества
фондовых маклеров могли заключать
биржевые сделки, используя своих
уполномоченных и подручных. Вторыми
были лица, обладавшие промысловыми свидетельствами
первой купеческой гильдии и наделенные
правом заключения сделок только при
посредничестве биржевых маклеров1. Представители
Министерства финансов осуществляли установленные
законом надзорные функции за биржевой
деятельностью и проводили сделки с ценными
бумагами и валютой от имени и за счет
Государственного банка и Казначейства.
Гости при наличии рекомендаций действительных
членов допускались на биржу без права
заключения сделок. Прочая публика, —
как правило, мелкие инвесторы, которые,
не имея доступа на биржу, могли осуществлять
фондовые сделки через посредников, открывая
специальные счета в банках для оплаты
необходимых расходов и зачисления полученных
доходов.
Руководство
деятельностью фондовых отделов
товарных бирж осуществлялось советами,
избираемыми на общих собраниях
действительных членов, персональный
состав которых подлежал утверждению
Министерством финансов. Круг функций,
выполняемых советами, включал: разработку
и утверждение правил фондовых сделок;
принятие решений о допуске ценных
бумаг к котировке; установление
размеров вознаграждений маклеров; урегулирование
споров по сделкам; определение порядка
проведения общих собраний и др.
Маклеры,
назначаемые на должность Министерством
финансов по представлению советов
фондовых отделов бирж, выполняли
исключительно посреднические функции,
т.е. не имели права совершать
операции от своего имени и за свой
счет. Их вознаграждение по основным видам
ценных бумаг составляло 0,1% суммы
сделки с каждого ее участника.
Информация
по совершенным сделкам обобщалась
котировальной комиссией для
составления сводных бюллетеней
котировок ценных бумаг, которые
публиковались в таких известных
в то время изданиях, как Биржевые ведомости
и Торгово-промышленная газета, а также
представлялись в Министерство финансов.
Начало
Первой мировой войны ввергло фондовый
рынок Российской Империи, как и многие
другие европейские рынки, в глубокий
кризис. К середине 1915 г. на нем наметилась
тенденция оживления деятельности, однако
политическая нестабильность в стране
не позволила фондовому рынку полностью
восстановиться.
После
февральских событий 1917 г. экономическое
положение страны стало серьезно
ухудшаться. Рост военных расходов,
высокие темпы инфляции и огромный
государственный долг, доставшийся
от прежнего режима, вынудили Временное
правительство срочно изыскивать возможности
привлечения финансовых ресурсов. Из
двух главных источников — получения
новых кредитов у военных союзников
и осуществления внутренних заимствований
— ставка была сделана главным
образом на второй. С этой целью
были подтверждены все прежние государственные
долговые обязательства, существенно
упрощен порядок
Крупнейшие
банки страны подписали соглашение
с Министерством финансов о размещении
так называемого Займа свободы 1917 г. —
первой эмиссии долгосрочных облигаций
Временного правительства. Вследствие
высокой инфляции в стране результативность
его размещения оказалась чрезвычайно
низкой. Поэтому одновременно были предприняты
попытки выпуска еще двух займов — выигрышного
и железнодорожного, но они также не имели
успеха.
Информация о работе Дореволюционный рынок ценных бумаг России