Рыночная экономика

Автор: Пользователь скрыл имя, 28 Января 2013 в 21:29, курсовая работа

Краткое описание

В любой системе производство выступает как отношение общества к природе. Для нормального развития экономики необходимо, чтобы производство и потребление находились в определенной зависимости и определенном отношении друг к другу. Таким образом, в процессе жизнедеятельности между людьми складываются экономические, политические, правовые, технологические, организационные, этические и социальные отношения. Они отражают системные взаимосвязи общества.

Оглавление

Введение _________________________________________________3
Глава 1.Сущность рыночной экономики _______________________4
Определение рынка _____________________________________4
Рыночная экономика____________________________________7
Типы экономических систем ,особенности рыночной
экономики______________________________________________10
Глава 2. Функции, механизмы условия возникновения рынка____11
2.1 Условия возникновения рынка. Рынок как система экономических отношений. Основные субъекты рыночной экономики и их взаимодействия _____________________________13
2.2Функции и роль рынка в экономике. Основные условия функционирования рынка. Основные принципы развития рыночной экономики в современных условиях _________________________14
2.3Модели Рынка: чистая конкуренция, чистая монополия, монополистическая конкуренция, олигория ____________________
2.4Механизм рынка. Принципы функционирования рынка_______24
Заключение ______________________________________________32
Список литературы________________________________________34

Файлы: 1 файл

курсовик гот.doc

— 234.00 Кб (Скачать)

целей. Что-то запрещалось к продаже, что-то облагалось налогом, что-то поощрялось. С развитием общества регулирующая роль государства в организации хозяйственной жизни возрастала. С переходом к машинному производству этот процесс стал протекать особенно заметно. На рубеже XIX и XX столетий стало очевидным, что крупное высококонцентрированное производство стало просто не в состоянии успешно развиваться без прямой поддержки со стороны осударства.   В силу этих обстоятельств, - утверждает выдающейся американский экономист и социолог П. Гэлбрейт, сегодня не может быть свободного рынка времен А. Смита - и кто призывает к этому - человек с психическим заболеванием клинического характера. Ниже мы вернемся к этому вопросу и рассмотрим его в специальном разделе. В этой лекции нам надо уяснить два положения: 1) действие рыночной системы на примере упрощенной модели чистого капитализма и 2) к какой рыночной системе пытаются прийти бывшие республики бывшего СССР.

Условия для функционирование рынка

[Для успешного функционирования рынка и выполнения его функций необходимо соблюдение ряда условий:

  • свобода экономической, хозяйственной, предпринимательской деятельности;
  • свободные рыночные цены, которые устанавливаются на основе взаимодействия спроса и предложения;
  • конкуренция, которая является основой рынка;
  • гибкое государственное регулирование рынка, не подавляющее и не разрушающее рынок;
  • устойчивые денежная и финансовая системы;
  • стабильная политическая обстановка.

В качестве условий для  нормального функционирования рынка некоторые экономисты также выделяют:

  1. многообразие форм собственности;
  2. товаропроизводитель должен быть хозяином средств производства и свободно распоряжаться результатами своего труда;
  3. свобода производственной и коммерческой деятельности всех участников общественного производства;

4.четко налаженная  система денежно-кредитных и финансовых  отношений;

5.поддержание здоровой  конкуренции;

6.развитая инфраструктура.

Функционирование рыночной экономики осуществляется на основе определенных принципов. В их числе  можно выделить:

Экономическая свобода  деятельности субъектов экономики.

  • Всеобщность рыночных отношений.
  • Равноправие рыночных субъектов.
  • Свободное ценообразование.
  • Саморегулирование хозяйственной деятельности.
  • Договорный характер отношений.
  • Экономическая ответственность субъектов.
  • Самофинансирование.
  • Конкуренция.
  • Государственное регулирование экономики.] ²

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

___________________________________________________________1.Л.С. Гребнев, Р.М. Нуреев , Экономика. Курс основ: Учебник. – М.: Вита-Пресс, 2000г. – С.91-99.

2. Н.В. Мухаровский Общая экономическая теория: курс лекций (для студентов экономических специальностей). – Омск, 2001г. – С. 169-171.

2.3 Модели рынка  :чистая конкуренция , чистая монополия  , монополистическая конкуренция  , олигория .

 

[Структура рынка –это способ организации рынка . Теория концентрирует внимание главным образом на тех аспектах структуры рынка , которые оказывают значительное влияние на поведение фирм и покупателей , а также на действенность  рынка .

Структурные особенности , имеющие стратегическое значение для рыночного поведения , включают в себя :

    1. Степень концентрации продавцов и концентрации покупателей , определяемую числом продавцов и покупателе и их

              относительным долям в общем  объеме продаж .

2.Условия входа на  рынок (степень преимущества закрепившихся  в отросли фирм над потенциальными конкурентами , обусловленная барьерами входа на рынок ).

3.Характеристики производимого  продукта ( дифференцированный или  недифференцированный продукт ).

4.Степень участия фирм  в производстве ресурсов и  материалов для своей продукции  или в организации ее продажи (вертикальная интеграция )

5. Способность фирм действовать  не на одном , а на нескольких  рынках (диверсификация).

В соответствие с приведенными структурными особенностями , различают четыре основные модели рынка :

  • чистая конкуренция
  • чистая монополия
  • монополистическая конкуренция
  • олигополия

В условия чистой конкуренции существует очень большое число фирм , производящих стандартизованный продукт , новые фирмы могут легко войти в отрасль .Чистая конкуренция предполагает , что фирмы и ресурсы могут перемещаться между отраслями. Ни одна фирма не может воздействовать на рыночную цену в конкурентной отросли , так как кривая спроса фирмы совершенно эластична .

В условиях чистой монополии подразумевается рынок , в котором наоборот , одна фирма является единственным продавцом продукта или услуги . Проникновение  в отрасль других фирм заблокировано , так как эта фирма представляет собой всю отрасль. Поскольку существует только один производимый продукт , то отсутствует дифференциация продукции.

Монополистическая конкуренция характеризуется сравнительно большим числом продавцов , которые производят дифференцированные продукты . Вхождение в отрасль монополистической конкуренции достаточно простое.

Олигория отличается небольшим числом продавцов . Каждая фирма испытывает на себе влияние решении , принимаемых конкурентами , и должна учитывать эти решения в процессе собственного ценообразования и определении объемов производства. При этом производимые продукты могут быть как стандартизированными , так и дифференцированными.

В чистой конкурентно  экономике в долговременном периоде  конкурентная цена будет иметь тенденцию  сравняться с минимумом средних  издержек производства , поскольку  наличие экономической прибыли  заставит новые фирмы вступать в  конкурентную отрасль до тех, пор, пока эта прибыль не будет сведена на нет конкуренцией .наоборот , наличие убытков вызовет массовый отток фирм из отрасли до тех пор, пока цена продукта снова не покроет издержки на единицу продукции. Равенство в долговременном периоде цены и минимума средних издержек указывает на то , что конкурентные фирмы будут  использовать наиболее эффективную  из  известных технологий и назначать самую низкую цену с учетом своих издержек производства. в тоже время следующие черты факторов могут мешать эффективности распределения ресурсов в конкурентной экономике:

   1. Конкурентная рыночная система не приводит к справедливому распределению доходов между различными слоями  общества.

  2. распределяя ресурсы  , конкурентная модель не рассматривает  необходимость их использования  для производства общественных  благ , таких как национальная оборона ,социальная защита и так далее . в этих сферах необходимо вмешательство государства .

  3. в условиях чистой  конкуренции стимул к техническому  прогрессу может быть достаточно  слабым ,поскольку дополнительна  я прибыль, которую получают  фирмы , осуществляющие нововведения, может быть быстро ликвидирована в результате конкуренции.

  4.Чистая конкуренция  приводит к стандартизации продуктов  , лишая потребителя возможности  выбора .

Чистый монополист является единственным производителем товара , у которого нет близких заменителей .

Существует несколько  серьезных барьеров для вступления в монополизированную отрасль :

  • эффект масштаба от деятельности монополии
  • наличие естественных монополий (отраслей , где технологические условия исключают возможность конкуренции)
  • собственность на патенты и научные исследования
  • владение или контроль над стратегическим сырьем
  • нечестная конкуренция

 

При этом необходимо отметить , что при эластичном спросе на товар  монополист не стремиться установить максимально возможную цену за единицу продукции.

Цель монополиста –  максимизация общей прибыли , которая  зависит от количества продано продукции, цен и издержек на единицу продукции.

Если же спрос на продукцию  неэластичен , то в ряде случаев при  одних и тех же издержках чистый монополист сочтет выгодным ограничить объем производства и назначить боле высокую цену , чем сделал бы конкурентный продавец .

 

Рынок монополистической  конкуренции характеризуется следующими чертами :

    1. на рынке существует достаточно большое число фирм , что ограничивает контроль отдельных фирм над ценой , отсутствует взаимная зависимость , и тайный сговор фактически  невозможен .
    2. продукты , производимые в рамках отрасли ,характеризуют реальными и мнимыми различиями и различающимися условиями продажи, т.е. присутствует дифференциация продукции.
    3. экономическое соперничество между производителями влечет за собой ценовую и неценовую конкуренцию (качество продукта , условия продажи ).
    4. вступление в отрасль является относительно легким . Многие  виды розничной торговли и некоторые отросли , где эффект масштаба незначителен , приближаются к монополистической конкуренции.

 

 

Дифференциация  продукта обеспечивает способ , котором фирмы  в условиях монополистической конкуренции могут компенсировать тенденцию приближения к нулю экономической прибыли в долговременном периоде . Посредством изменения продукта и расходов на рекламу фирма может увеличить спрос на свой продукт в большее степени , чем вырастут ее издержки .

Один из самых распространенных способов дифференцирования продукта является использование рекламы .

Положительными чертами  рекламы являются :

 

  • реклама помогает потребителям в осуществление выбора
  • ускоряет развитие новых продуктов
  • позволяет фирмам реализовать эффект масштаба

Олигополистические отрасли  характерезуютяся наличием нескольких фирм , каждая из которых обладает значительной долей рынка.

 Причинами, лежащими  в основе олигополии , являются:

  1. Эффект масштаба , который позваляет сократить издержки на единицу продукции.
  2. Наличие барьеров на вступление в отрасль: необходимость владения  патентами , большие расходы на научные исследования  и рекламу.
  3. Преимущество слияния .Объединение двух или более конкурирующих фирм может существенно увеличить их рыночную долю и дать возможность новой более крупной производственной единице добиться большего эффекта масштаба.] ¹

2.4 Механизм  рынка . Принцип функционирования  рынка .

[Речь идет о целой системе  , совокупности принципов , исполнение  которых с учетом их взаимной  связи и взаимодействия  является  механизм работы рыночной экономики .

    рис.1

Рассмотрим рисунок 1 поподробнее.

1. Свобода выбора  видов и форм деятельности.

Хотя и рыночная экономика  и многопризначное понятие, главный  её признак всё же можно выделить. Это принцип свободы хозяйственной деятельности.

Естественная экономическая  свобода, как и политическая, социальная, духовная, нравственная ограничена общественно  устанавливаемыми пределами, не позволяющими ей вылиться в анархию, превратиться в средство необузданного экономического произвола. Без системы общественных ограничений свобода одних станет засильем для других. Но в то же время наличие ограничений не свидетельствует, что в условиях их действия свобода заключена в заранее заданные рамки. Весь вопрос в том, каков уровень ограничений. Сужая ограничения, можно свести зону экономической свободы к нулю, а, расширяя свободное экономическое пространство, можно сделать его и при наличии ограничений не сковывающим хозяйственную деятельность, инициативу и предприимчивость.

Информация о работе Рыночная экономика