Автор: Пользователь скрыл имя, 28 Января 2013 в 21:29, курсовая работа
В любой системе производство выступает как отношение общества к природе. Для нормального развития экономики необходимо, чтобы производство и потребление находились в определенной зависимости и определенном отношении друг к другу. Таким образом, в процессе жизнедеятельности между людьми складываются экономические, политические, правовые, технологические, организационные, этические и социальные отношения. Они отражают системные взаимосвязи общества.
Введение _________________________________________________3
Глава 1.Сущность рыночной экономики _______________________4
Определение рынка _____________________________________4
Рыночная экономика____________________________________7
Типы экономических систем ,особенности рыночной
экономики______________________________________________10
Глава 2. Функции, механизмы условия возникновения рынка____11
2.1 Условия возникновения рынка. Рынок как система экономических отношений. Основные субъекты рыночной экономики и их взаимодействия _____________________________13
2.2Функции и роль рынка в экономике. Основные условия функционирования рынка. Основные принципы развития рыночной экономики в современных условиях _________________________14
2.3Модели Рынка: чистая конкуренция, чистая монополия, монополистическая конкуренция, олигория ____________________
2.4Механизм рынка. Принципы функционирования рынка_______24
Заключение ______________________________________________32
Список литературы________________________________________34
целей. Что-то запрещалось к продаже, что-то облагалось налогом, что-то поощрялось. С развитием общества регулирующая роль государства в организации хозяйственной жизни возрастала. С переходом к машинному производству этот процесс стал протекать особенно заметно. На рубеже XIX и XX столетий стало очевидным, что крупное высококонцентрированное производство стало просто не в состоянии успешно развиваться без прямой поддержки со стороны осударства. В силу этих обстоятельств, - утверждает выдающейся американский экономист и социолог П. Гэлбрейт, сегодня не может быть свободного рынка времен А. Смита - и кто призывает к этому - человек с психическим заболеванием клинического характера. Ниже мы вернемся к этому вопросу и рассмотрим его в специальном разделе. В этой лекции нам надо уяснить два положения: 1) действие рыночной системы на примере упрощенной модели чистого капитализма и 2) к какой рыночной системе пытаются прийти бывшие республики бывшего СССР.
[Для успешного функционировани
- гибкое государственное регулирование рынка, не подавляющее и не разрушающее рынок;
- устойчивые денежная и финансовая системы;
- стабильная политическая обстановка.
В качестве условий для нормального функционирования рынка некоторые экономисты также выделяют:
4.четко налаженная
система денежно-кредитных и
5.поддержание здоровой конкуренции;
6.развитая инфраструктура.
Функционирование рыночной экономики осуществляется на основе определенных принципов. В их числе можно выделить:
Экономическая свобода деятельности субъектов экономики.
______________________________
2. Н.В. Мухаровский Общая экономическая теория: курс лекций (для студентов экономических специальностей). – Омск, 2001г. – С. 169-171.
2.3 Модели рынка :чистая конкуренция , чистая монополия , монополистическая конкуренция , олигория .
[Структура рынка –это способ организации рынка . Теория концентрирует внимание главным образом на тех аспектах структуры рынка , которые оказывают значительное влияние на поведение фирм и покупателей , а также на действенность рынка .
Структурные особенности , имеющие стратегическое значение для рыночного поведения , включают в себя :
относительным долям в общем объеме продаж .
2.Условия входа на
рынок (степень преимущества
3.Характеристики
4.Степень участия фирм
в производстве ресурсов и
материалов для своей
5. Способность фирм действовать не на одном , а на нескольких рынках (диверсификация).
В соответствие с приведенными структурными особенностями , различают четыре основные модели рынка :
- чистая конкуренция
- чистая монополия
- монополистическая конкуренция
- олигополия
В условия чистой конкуренции существует очень большое число фирм , производящих стандартизованный продукт , новые фирмы могут легко войти в отрасль .Чистая конкуренция предполагает , что фирмы и ресурсы могут перемещаться между отраслями. Ни одна фирма не может воздействовать на рыночную цену в конкурентной отросли , так как кривая спроса фирмы совершенно эластична .
В условиях чистой монополии подразумевается рынок , в котором наоборот , одна фирма является единственным продавцом продукта или услуги . Проникновение в отрасль других фирм заблокировано , так как эта фирма представляет собой всю отрасль. Поскольку существует только один производимый продукт , то отсутствует дифференциация продукции.
Монополистическая конкуренция характеризуется сравнительно большим числом продавцов , которые производят дифференцированные продукты . Вхождение в отрасль монополистической конкуренции достаточно простое.
Олигория отличается небольшим числом продавцов . Каждая фирма испытывает на себе влияние решении , принимаемых конкурентами , и должна учитывать эти решения в процессе собственного ценообразования и определении объемов производства. При этом производимые продукты могут быть как стандартизированными , так и дифференцированными.
В чистой конкурентно экономике в долговременном периоде конкурентная цена будет иметь тенденцию сравняться с минимумом средних издержек производства , поскольку наличие экономической прибыли заставит новые фирмы вступать в конкурентную отрасль до тех, пор, пока эта прибыль не будет сведена на нет конкуренцией .наоборот , наличие убытков вызовет массовый отток фирм из отрасли до тех пор, пока цена продукта снова не покроет издержки на единицу продукции. Равенство в долговременном периоде цены и минимума средних издержек указывает на то , что конкурентные фирмы будут использовать наиболее эффективную из известных технологий и назначать самую низкую цену с учетом своих издержек производства. в тоже время следующие черты факторов могут мешать эффективности распределения ресурсов в конкурентной экономике:
1. Конкурентная рыночная система не приводит к справедливому распределению доходов между различными слоями общества.
2. распределяя ресурсы
, конкурентная модель не
3. в условиях чистой
конкуренции стимул к
4.Чистая конкуренция
приводит к стандартизации
Чистый монополист является единственным производителем товара , у которого нет близких заменителей .
Существует несколько серьезных барьеров для вступления в монополизированную отрасль :
- эффект масштаба от деятельности монополии
- наличие естественных монополий (отраслей , где технологические условия исключают возможность конкуренции)
- собственность на патенты и научные исследования
- владение или контроль над стратегическим сырьем
- нечестная конкуренция
При этом необходимо отметить , что при эластичном спросе на товар монополист не стремиться установить максимально возможную цену за единицу продукции.
Цель монополиста – максимизация общей прибыли , которая зависит от количества продано продукции, цен и издержек на единицу продукции.
Если же спрос на продукцию неэластичен , то в ряде случаев при одних и тех же издержках чистый монополист сочтет выгодным ограничить объем производства и назначить боле высокую цену , чем сделал бы конкурентный продавец .
Рынок монополистической
конкуренции характеризуется
Дифференциация продукта обеспечивает способ , котором фирмы в условиях монополистической конкуренции могут компенсировать тенденцию приближения к нулю экономической прибыли в долговременном периоде . Посредством изменения продукта и расходов на рекламу фирма может увеличить спрос на свой продукт в большее степени , чем вырастут ее издержки .
Один из самых распространенных способов дифференцирования продукта является использование рекламы .
Положительными чертами рекламы являются :
Олигополистические отрасли характерезуютяся наличием нескольких фирм , каждая из которых обладает значительной долей рынка.
Причинами, лежащими в основе олигополии , являются:
- Эффект масштаба , который позваляет сократить издержки на единицу продукции.
- Наличие барьеров на вступление в отрасль: необходимость владения патентами , большие расходы на научные исследования и рекламу.
- Преимущество слияния .Объединение двух или более конкурирующих фирм может существенно увеличить их рыночную долю и дать возможность новой более крупной производственной единице добиться большего эффекта масштаба.] ¹
2.4 Механизм рынка . Принцип функционирования рынка .
[Речь идет о целой системе , совокупности принципов , исполнение которых с учетом их взаимной связи и взаимодействия является механизм работы рыночной экономики .
рис.1
Рассмотрим рисунок 1 поподробнее.
1. Свобода выбора видов и форм деятельности.
Хотя и рыночная экономика
и многопризначное понятие, главный
её признак всё же можно выделить.
Это принцип свободы хозяйствен
Естественная экономическая свобода, как и политическая, социальная, духовная, нравственная ограничена общественно устанавливаемыми пределами, не позволяющими ей вылиться в анархию, превратиться в средство необузданного экономического произвола. Без системы общественных ограничений свобода одних станет засильем для других. Но в то же время наличие ограничений не свидетельствует, что в условиях их действия свобода заключена в заранее заданные рамки. Весь вопрос в том, каков уровень ограничений. Сужая ограничения, можно свести зону экономической свободы к нулю, а, расширяя свободное экономическое пространство, можно сделать его и при наличии ограничений не сковывающим хозяйственную деятельность, инициативу и предприимчивость.