Сущность рыночной экономики

Автор: Пользователь скрыл имя, 09 Марта 2013 в 12:50, курсовая работа

Краткое описание

Цель курсовой работы: Всестороннее рассмотрение сущности и механизмов рыночной экономической системы, разобраться в деталях функционирования рыночной экономики, понять главную особенность этой системы, выяснить условия возникновения и развития. Выяснить фундаментальные проблемы общества – «что?», «как?» и «для кого?» производить. Выяснить плюсы и минусы.

Оглавление

Введение………………………………………………………………………………………………………..…..3
Глава 1. Сущность рыночной экономики………………………………………………………….5
1.1. Определение. Условия возникновения рынка………………………………..5
1.2. Структура рыночных механизмов………..………………………………………….7
1.3 . Функции рыночной экономики………………………………………………………11
Глава 2. Механизм рыночной экономики………………………………………………………13
2.1. Закон спроса, факторы, влияющие на спрос…………………………………..14
2.2. Ценообразование на рынке…..………………………………………………………..16
2.3. Закон предложения, факторы, влияющие на предложение………….17
Глава 3. Достоинства и недостатки рыночной экономики……………………………..19
3.1. Достоинства рыночной экономики…………………………………………………19
3.2. Недостатки рыночной экономики…………………………………………………..20
Заключение………………………………………………………………………………………………………21
Список литературы………………………………………………………………………………………….22

Файлы: 1 файл

Курсач.docx

— 83.28 Кб (Скачать)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Содержание.

Введение………………………………………………………………………………………………………..…..3

Глава 1. Сущность рыночной экономики………………………………………………………….5

1.1.  Определение. Условия возникновения рынка………………………………..5

1.2.  Структура рыночных механизмов………..………………………………………….7

1.3 . Функции рыночной экономики………………………………………………………11

Глава 2.  Механизм рыночной экономики………………………………………………………13

2.1. Закон спроса, факторы, влияющие на спрос…………………………………..14

2.2. Ценообразование на рынке…..………………………………………………………..16

2.3. Закон предложения, факторы, влияющие на предложение………….17

Глава 3. Достоинства и недостатки рыночной экономики……………………………..19

3.1. Достоинства рыночной экономики…………………………………………………19

3.2. Недостатки рыночной экономики…………………………………………………..20

Заключение………………………………………………………………………………………………………21

Список литературы………………………………………………………………………………………….22

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение.

   Человечество в своем  развитии использовало и использует  различные экономические системы.  В современной  экономической  науке понятие экономическая  система -это совокупность всех экономических процессов, совершающихся в обществе на основе действующих в нем имущественных отношений и организационных форм.  Системы отличаются методами и  подходами решения основных экономических вопросов: Рыночная экономика дает ответы на такие вопросы:

а) что производить?

б) как производить (технология, ресурсы)?

в) для кого предназначена продукция?

Поняв суть системы, можно понять многие закономерности хозяйственной жизни  общества. В рамках каждой системы  возможно существование региональных моделей, различия между которыми обуславливаются  уровнем развития производительных сил в стране, национальными традициями и обычаями, культурным и историческим прошлым, ресурсо-обеспеченностью и географическим положением.

       Основными элементами  экономической системы являются  социально-экономические отношения,  организационные формы хозяйственной  деятельности, хозяйственный механизм  и конкретные экономические связи  между субъектами экономики.

        В последние  полтора-два столетия развития  человеческого общества в мире  действовали разнообразные экономические  системы. Среди них отчетливо  выделяются две рыночные системы  - рынок свободной конкуренции  (чистый капитализм) и современная  рыночная экономика (современный  капитализм) и две нерыночные  системы - командно-административная  и традиционная.

      Актуальность  темы курсовой работы отвечает потребностям развития  национальной экономики и современного общества, актуальность заключается в том, что рыночная экономика является на сегодняшний момент самой распространённой, и как считается самой эффективной современной экономической системой. Рыночная экономическая система является господствующей формой экономической жизни современного общества. Понятие рынка является исходным понятием в теории рыночной экономики. Рынок представляет собой систему отношений между продавцами и покупателями, при помощи которых они вступают в контакт по поводу купли-продажи товаров или ресурсов. Рыночная экономика — это такая экономическая система, в которой фундаментальные экономические проблемы — что, как и для кого производить — решаются главным образом через рынок. Поэтому проблемы, с которыми мы сталкиваемся,  довольно часто,  раскрываются в этой теме.

Цель курсовой работы: Всестороннее рассмотрение  сущности и механизмов рыночной экономической системы, разобраться в деталях функционирования рыночной экономики,  понять главную особенность этой системы, выяснить условия возникновения и развития. Выяснить фундаментальные проблемы общества – «что?», «как?» и «для кого?» производить. Выяснить плюсы  и минусы.

Для достижения поставленной цели были выдвинуты следующие задачи:

  1. При изучении рыночной экономики необходимо рассмотреть понятие рынка;
  2. Так же для изучения этого вопроса рассмотреть: объекты, субъекты, функции рынка и структуру;

3. Изучить  основные элементы механизма  рынка;

4. Рассмотреть достоинства и недостатки рыночной экономики.

 

Объектом исследования в данном случае выступает современная экономическая система рыночной экономики, функции, которые она выполняет.

 

 

 

Глава 1. Сущность рыночной экономики.

1.1.  Определение. Условия возникновения рынка.

Рыночная экономика – сложная социально-экономическая система, состоящая из множества структурно организованных, взаимосвязанных и взаимодействующих элементов.

Рынок – это механизм, сводящий вместе покупателей и продавцов отдельных товаров и услуг. Более конкретно рынок представляет сферу обмена (обращения), в которой осуществляется связь между агентами общественного производства в форме купли-продажи, т. е. связь производителей и потребителей, производства и потребления.


 

 

Общая схема рынка.

Объектами рынка являются товары ,деньги, организации. В условиях развитых рыночных отношений в качестве товаров выступает не только производимая продукция (товары и услуги), но и факторы производства (земля, труд, капитал). В качестве денег при этом обычно рассматриваются все финансовые активы, важнейшими из которых являются сами деньги. Объект на который направлена экономическая деятельность.

 Субъектами рынка являются все экономические деятели: продавцы и покупатели. В качестве продавцов и покупателей выступают домохозяйство, предприятие, банк, государство. 

Существуют  основные условия возникновения рынка:

Первое условие  – общественное разделение труда  и специализация. В любом многочисленном сообществе людей никто из участников хозяйства не может жить за счет полного самообеспечения всеми производительными ресурсами, всеми экономическими благами. Отдельные группы людей занимаются самыми разнообразными видами хозяйственной деятельности, т.е. специализируются на производстве тех или иных благ и услуг. В промышленности различают три основные формы специализации предметную (автомобильные, тракторные заводы), подетальную (завод шарикоподшипников), технологическую — стадийную (прядильная фабрика).

Второе условие  – экономическая обособленность производителей, полностью независимых, автономных в принятии хозяйственных  решений (что производить, как производить, кому продавать произведенную продукцию). Эта обособленность исторически  возникает на базе частной собственности. В дальнейшем она начала опираться  и на коллективную собственность, но обязательно ограниченную каким-то локальным кругом интересов (кооперативы, товарищества, акционерные общества, государственные предприятия, смешанные  предприятия, т.е. с государственным  участием, и т.д.).   

Третье условие  – разрешение проблемы трансакционных издержек – издержек в сфере обмена, связанных с передачей прав собственности. Они включают расходы, связанные с получением разрешения (лицензии) на выбранную субъектом хозяйственную деятельность, с поиском информации, на ведение переговоров, по изменению свойств товаров, определенную дань рэкетирам (если речь идет о России) и т.д. Если расходы выше предполагаемого дохода, то рынок таких товаров не будет создан.

Для эффективного функционирования рынка необходимо и четвертое условие – самостоятельность  производителя, свобода предпринимательства, свободный обмен ресурсов. Внерыночное  регулирование хозяйства неизбежно  в любой системе, однако чем меньше скован товаропроизводитель, тем больше простора для развития рыночных отношений. Свободный обмен позволяет сформироваться свободным ценам, которые укажут производителям ориентиры наиболее эффективных направлений их деятельности.

Цели, которые  преследует рынок:

  • Получение максимальной прибыли при минимальных затратах;
  • Удовлетворение потребностей покупателей;
  • Достижение оптимального уровня цен;
  • Экономическая свобода субъектов.

 

1.2.  Структура рыночных механизмов.

Рынок в целом  характеризуется весьма богатой  и сложной структурой. Описание его  структуры зависит от выбранных  критериев. Можно выделить следующие  критерии для характеристики структуры  и системы рынка.

По экономическому назначению объектов рыночных отношений:

l.          Потребительский рынок. Рынок потребительских товаров и услуг. Здесь в наибольшей степени проявляются колебания спроса и предложения, инфляции, денежного обращения. Данный рынок оказывает непосредственное воздействие на благосостояние нации. Здесь происходит купля-продажа предметов потребления. В качестве продавцов на этом рынке выступает производитель, поставляющий на рынок товары, в качестве потребителя - домашние хозяйства. В свою очередь этот рынок подразделяется на:

  • рынок продовольственных товаров (продукты питания, продовольствие);
  • рынок непродовольственных товаров, предназначен для продажи обширной группы товаров народного потребления, включая одежду, обувь, предметы галантереи и парфюмерии, бытовые товары, лекарства, отдельные виды строительных материалов и многое другое;
  • рынок услуг охватывает платные услуги по бытовому обслуживанию населения, коммунальные услуги и на информационные услуги (справки, реклама, нотариат) и другие.

Рынок недвижимости представлен, прежде всего, в виде двух основных товаров:

  • рынок жилья распространяет свои действия на жилые помещения;
  • особой категорией рынка недвижимости выступает земля; под землей в данном случае понимаются не только земельные участки для сельскохозяйственного производства, строительства или других нужд, но и недра земли, полезные ископаемые. Большинство сделок на данном рынке связано не с куплей – продажей земли, а лишь с передачей земли на определенный срок в аренду.

ll.     Рынок факторов производства предполагает куплю-продажу экономических ресурсов или факторов производства, которые делятся на первичные производственные факторы, представляемые домашними хозяйствами, такие как земля, капитал, труд, и промежуточные, предоставляемые предприятиями другим предприятиям. Субъектами рынка факторов производства выступают производители, являющиеся покупателями факторов производства, и домохозяйства, выступающие продавцами.

 lll.       Рынок труда, или рабочей силы – это свободная продажа каждым трудоспособным человекам своих трудовых возможностей и свободный наем работников. Важнейшим механизмом этого рынка является биржа труда, где формируется спрос и предложение рабочей силы.

lV.       Рынок реального капитала представляет собой товары и услуги производственного назначения или те товары и услуги, которые непосредственно не предназначены для удовлетворения потребностей населения, но косвенным образом (через поставляемое оборудование, машины, технологии, сырье, материалы) направленные на решение задач по удовлетворению потребностей общества в необходимых благах. Для данного рынка характерна устойчивость производственных связей, крупномасштабность коммерческих операций и долгосрочный характер отношений между партнерами. К разновидности данного типа рынка можно отнести продукцию научного производства, которая определяет совершенствование технологий, техники, систем организации и управления хозяйственными и социально – экономическими процессами. Это тот рынок, для которого характерны самый высокоинтеллектуальный и творческий труд, сверхсовременные инвестиционные товары и материалы, а также с которым связана высокая степень риска, особенно в области фундаментальных и прикладных исследований. Объекты купли – продажи – патенты, лицензии.

V.      Денежный рынок -  это рынок купли-продажи краткосрочных взаимных ссуд финансовых учреждений. На этом рынке деньги становятся полноправным товаром, цена за их использование согласно законам рынка устанавливается на основе спроса и предложения. Она принимает форму процента, т.е. дохода, получаемого за предоставленные в ссуду деньги.

Vl.       Рынок ценных бумаг тесно взаимосвязан с рынком капитала, ибо он представляет реально существующий капитал в титулах собственности – акциях, облигациях, векселях. На рынке ценных бумаг существует две организационные формы торговли ценными бумагами: фондовые биржи, где обращаются ценные бумаги (в основном акции) прежних выпусков, и внебиржевой оборот, в процессе которого происходит первичное размещение новых эмиссий (выпусков) акций и облигаций, а также продаются и покупаются акции и облигации прошлых выпусков не самых крупных корпораций. Движение ценных бумаг вызывает перелив капиталов из одних производств и отраслей в другие на основе более выгодного их вложения и, следовательно, структурные сдвиги в экономике.

 Vll.     Рынок информации. Товаром на подобном рынке выступает специфический продукт - информация, значение которой в производстве и общественной жизни чрезвычайно возросло за последние десятилетия. Информационный продукт, понимаемый в широком смысле слова, включает в себя массивы деловой, коммерческой, научной, культурной и иной информации.

Vlll.    Рынок инноваций -  это специфическая область купли -  продажи, в которой объектом торговли являются технические и социально-экономические новшества, рационализаторские предложения, изобретения, патенты (рынок лицензий – здесь объектом купли – продажи служат патентные и беспатентные лицензии на передачу изобретений, технологического опыта, промышленных секретов, использование товарных знаков).

Информация о работе Сущность рыночной экономики