Сущность рыночной экономики

Автор: Пользователь скрыл имя, 09 Марта 2013 в 12:50, курсовая работа

Краткое описание

Цель курсовой работы: Всестороннее рассмотрение сущности и механизмов рыночной экономической системы, разобраться в деталях функционирования рыночной экономики, понять главную особенность этой системы, выяснить условия возникновения и развития. Выяснить фундаментальные проблемы общества – «что?», «как?» и «для кого?» производить. Выяснить плюсы и минусы.

Оглавление

Введение………………………………………………………………………………………………………..…..3
Глава 1. Сущность рыночной экономики………………………………………………………….5
1.1. Определение. Условия возникновения рынка………………………………..5
1.2. Структура рыночных механизмов………..………………………………………….7
1.3 . Функции рыночной экономики………………………………………………………11
Глава 2. Механизм рыночной экономики………………………………………………………13
2.1. Закон спроса, факторы, влияющие на спрос…………………………………..14
2.2. Ценообразование на рынке…..………………………………………………………..16
2.3. Закон предложения, факторы, влияющие на предложение………….17
Глава 3. Достоинства и недостатки рыночной экономики……………………………..19
3.1. Достоинства рыночной экономики…………………………………………………19
3.2. Недостатки рыночной экономики…………………………………………………..20
Заключение………………………………………………………………………………………………………21
Список литературы………………………………………………………………………………………….22

Файлы: 1 файл

Курсач.docx

— 83.28 Кб (Скачать)

Закон предложения —с повышением цен соответственно возрастает и величина предложения, со снижением цены она сокращается.

Зависимость между ценами и количеством  блага, которое производители готовы выпустить и продать, называется кривой предложения.


 

 

 

 

Кривая предложения.

Кривая предложения отражает взаимосвязь между количеством  предложенного блага и его  ценой. Она иллюстрирует, какую цену надо заплатить за единицу предложенного блага для каждого количества блага, чтобы это количество блага было выпущено, т.е. предложено на рынок. Восходящая кривая предложения выражает сущность закона предложения, который заключается в том, что для значительного объема благ чем выше цена на них, тем больший объем этих благ предлагается производителями на рынок. С повышением цены блага в его выпуске начинает участвовать все большее количество фирм, вызывая тем самым прирост объема предлагаемого блага.

Факторы, влияющие на предложение:

    1. Наличие товаров заменителей;
    2. Наличие товаров-комплементов (дополняющих);
    3. Уровень технологий;
    4. Объём и доступность ресурсов;
    5. Налоги и дотации;
    6. Природные условия;
    7. Ожидания (инфляционные, социально-политические);
    8. Размеры рынка.

 

Все элементы рыночного механизма  существуют не изолированно, а взаимодействуют. Их взаимодействие и представляет собой  механизм рыночный экономики.

Понятно, что спрос неразрывно связан с предложением, и оба они  зависят от уровня цен. Конкуренция  оказывает влияние на спрос, предложение  и уровень цен.

Конкуренция – соперничество, состязательность, борьба между производителями, поставщиками товаров и услуг  за наиболее выгодные условия производства и сбыта. Она выступает в качестве формы взаимодействия рыночных субъектов  и механизма регулирования пропорций, способствует максимизации прибыли  и на этой основе расширению масштабов  производства.

Таким образом, все элементы рыночного механизма находятся  в единой системе.

 

 

 

 

Глава 3. Достоинства и недостатки рыночной экономики.

    1. Достоинства рыночной экономики.

 

  1. эффективное распределение ресурсов - рынок направляет ресурсы на производство необходимых обществу товаров;

 

  1. возможность его успешного функционирования при наличии весьма ограниченной информации - достаточно иметь данные о цене и издержках производства. Например, фермеру, занимающемуся производством молока, не нужно знать, сколько потребляют молока малыши, сколько других фермеров выращивают коров молочной породы, сколько денег тратят на молоко, а не на сахар. Ему достаточно информации о ценах на молоко и на корма,    о затратах на различные породы скота, электроэнергию, рабочую силу. Имея такую информацию, фермер сможет производить приблизительно то количество молока, которое необходимо для потребителей;

 

  1. гибкость, высокую адаптивность к изменяющимся условиям. Так, когда в 70-е годы резко повысились цены на энергоносители, рынок ответил на это разработкой альтернативных источников энергии, внедрением ресурсосберегающих технологий, введением режима жесткой экономии энергоресурсов;

 

  1. оптимальное  использование  результатов  НТР (Научно-техническая революция)  .  Стремясь, получить максимально высокую прибыль, товаропроизводители идут на  риск, разрабатывают новые товары, вводят новейшие технологии,  что  позволяет им   иметь  временные  преимущества перед конкурентами;

 

  1. свободу выбора и действий потребителей и предпринимателей. Они независимы в принятии своих решений, заключении различных сделок, найме рабочей силы и т. п.;

 

  1. способность к удовлетворению разнообразных потребностей, повышению качества товаров и услуг, более быстрой корректировке неравновесия.

 

    1. Недостатки рыночной экономики.
  1. Экономическая деятельность в условиях рыночной системы приводит к концентрации производства, монополизации сфер экономической деятельности, угасанию конкуренции и ее регулирующей роли;

 

  1. Предприниматели идут на сговор в целях обеспечения высоких цен на продукцию и получения экономической прибыли и сверхприбыли;

 

  1. По мере ослабления конкуренции подрывается суверенитет потребителя, утверждается суверенитет монополиста;

 

  1. Научно-технический прогресс, требующий крупных затрат, на которые способно небольшое количество крупных фирм, становится привилегией монополистов;

 

  1. Создается неравенство в распределении доходов и полученного общественного продукта. Развивается дифференциация общества, расслоение его на бедных и богатых;

 

  1. Потребительский спрос, учитываемый рынком, выражает лишь индивидуальные потребности потребителя. Производитель, удовлетворяя этим потребностям и ориентируясь на личную выгоду, не заинтересован в удовлетворении общественных нужд, устранении внешних издержек производства и развития экономики страны в целом;

 

  1. Отсутствуют полная занятость и полный объем производства, выражающийся в постоянном наличии безработицы, недогрузке предприятий и неполном использовании производственных возможностей;

 

  1. Отсутствие стимулов к защите окружающей среды.

 

 

 

Заключение.

Подведём  итоги:

Рынок представляет собой способ координации действий экономических субъектов, обеспечивающий согласование их экономических интересов  на основе ценовой системы и конкуренции. Для рыночной связи свойственны равноправное положение участников, применение принципа экономической выгоды, полная экономическая ответственность участников за свои действия.

Рынок обеспечивает доведение готового товара до потребителя, снабжение производства ресурсами, установление соответствия произведенного продукта и затрат на него общественным потребностям, распределение ресурсов и конечных товаров5.

 Осуществляя координацию спроса и предложения, рыночный механизм обеспечивает согласование интересов продавца и покупателя путем достижения равновесной цены и равновесного количества. Равновесная цена может изменяться вследствие изменения спроса и предложения, сдвигающего кривые на графике и перемещающие точку их пересечения.

 Главными  условиями формирования рыночной  связи выступают наличие на  рынке свободных предпринимателей  и конкуренция. 

 Рынки  можно классифицировать по географическому  фактору, объектам купли-продажи,  соотношению спроса и предложения,  уровню конкуренции. 

 Рынок  выдвигает определенные требования  к личным качествам и поведению  экономических субъектов: инициативность, самоответственность, умение распорядиться свободой, готовность к риску и др.

 

 

 

 

Список литературы.

  1. «Экономика»; под редакцией А.  И.  Архипова,  А.  Н.  Нестеренко,  А.  К.   Большакова. Москва, 1998 год.
  2. «Экономический словарь»./Под. Ред.  Доктора экономических наук, профессора, академика РУЭН А.И. Архипова. 2000 г.
  3. Экономическая теория под ред. Н.И.Базылева, С.П.Гурко Минск, БГЭУ 1999.
  4. Борисов Е. Ф. Экономическая теория : вопросы — ответы. Ключевые понятия. Логика курса : учеб. пособ. для вузов / Е. Ф. Борисов. — М.: ИНФРА. — М. : Контракт, 2001. — 192 с. — (Высшее образование).
  5. Экономика. А. Булатов 1997 г. БЕК г. Москва.
  6. Галкин И. Г. Основы экономики, организации и планирования строительства: Учебное пособие. М.: Стройиздат, 1986.
  7. Экономическая теория . Задачи. Логические схемы. Методические материалы : учеб. для вузов / под ред. А. И. Добрынина, Л. С. Тарасевича. — СПб. : Питер, 2001. — 448 с. — (Учебник для вузов).
  8. Иохин В. Я. Экономическая теория : учеб. / В. Я. Иохин. — М. : Юристъ, 2000. — 861 с.
  9. Информационные системы в экономике: Учебник. 3-е изд., стер. Исаев Г.Н.: Исаев Г.Н. — Москва, 2010 г.- 462 с.
  10. Корнейчук Б. В. Экономика : учеб. для вузов / Б. В. Корнейчук. — М. : Экономистъ, 2004. — 458 с.
  11. Экономическая теория: Под редакцией И. П. Николаевой — Санкт-Петербург, Проспект, ТК Велби, 2008 г.- 576 с.
  12. Введение в экономику. Пособие по рабочему образованию. М.: Профиздат, 1997 №4.– 96 с.
  13. Курс экономики: Учебник. – 2-е изд., доп./ Под ред. Б.А. Райзберга- М.: ИНФРА-М. 1999.
  14. «Современный экономический словарь»; Б. А. Райзберг, Л. Ш. Лозовский,  Е.   Б. Стародубцева. Москва, 2000 год.
  15. Сидоров В.А. Общая экономическая теория: Учебник для вузов. Краснодар: Краснодарский гос. ун-т, 2004.-672 с.
  16. Курс экономической теории. Под общ. ред. М.Н.Чепурина, Е.А.Киселевой. Киров, 1994.
  17. Шерер Ф.М., Росс Д. «Структура отраслевых рынков». М., 1997г.
  18. «Экономическая теория»: Учеб. Пособие – 2-е изд., перераб. и доп. – М.: Юрайт, 2000г.
  19. http://ru.wikipedia.org/wiki.
  20. http://www.grandars.ru/student/nac-ekonomika/rynochnaya-ekonomika.

 

 

 

1 Смит А. Исследование о природе и причинах богатства народов. М.,1962.

2 О. Шик.

3 Антология экономической классики. Т.1. М.,1993.

4 определение В. Видяпина и Г. Журавлевой.

5 Курс экономики: Учебник. – 2-е изд., доп./ Под ред. Б.А. Райзберга- М.: ИНФРА-М. 1999.

 


Информация о работе Сущность рыночной экономики