Сущность рыночной экономики

Автор: Пользователь скрыл имя, 09 Марта 2013 в 12:50, курсовая работа

Краткое описание

Цель курсовой работы: Всестороннее рассмотрение сущности и механизмов рыночной экономической системы, разобраться в деталях функционирования рыночной экономики, понять главную особенность этой системы, выяснить условия возникновения и развития. Выяснить фундаментальные проблемы общества – «что?», «как?» и «для кого?» производить. Выяснить плюсы и минусы.

Оглавление

Введение………………………………………………………………………………………………………..…..3
Глава 1. Сущность рыночной экономики………………………………………………………….5
1.1. Определение. Условия возникновения рынка………………………………..5
1.2. Структура рыночных механизмов………..………………………………………….7
1.3 . Функции рыночной экономики………………………………………………………11
Глава 2. Механизм рыночной экономики………………………………………………………13
2.1. Закон спроса, факторы, влияющие на спрос…………………………………..14
2.2. Ценообразование на рынке…..………………………………………………………..16
2.3. Закон предложения, факторы, влияющие на предложение………….17
Глава 3. Достоинства и недостатки рыночной экономики……………………………..19
3.1. Достоинства рыночной экономики…………………………………………………19
3.2. Недостатки рыночной экономики…………………………………………………..20
Заключение………………………………………………………………………………………………………21
Список литературы………………………………………………………………………………………….22

Файлы: 1 файл

Курсач.docx

— 83.28 Кб (Скачать)

По экономическому назначению субъектов  рыночных отношений:

  1. Рынок покупателей – предложение должно превышать спрос, тогда покупатель сравнивает между собой разные сорта товаров, их цены и отдает предпочтение тому или иному товару.
  2. Рынок продавцов – значительное превышение спроса над предложением. Главную роль играет количество товаров и услуг, качеству уделяется минимальное внимание
  3. Рынок государственных учреждений – совокупность актов купли – продажи государственных организаций, федерального правительства, штатов, местных органов власти, закупающих или арендующих товары, необходимые им для выполнения своих основных функций по отправлению власти.

По общественному разделению труда:

  1. Местный (локальный) рынок, который ограничивается одним или несколькими районами страны;
  2. Региональный рынок;
  3. Национальный рынок, который охватывает всю национальную территорию;
  4. Мировой рынок, охватывающий все страны мира.

По характеру продаж:

  1. Оптовый
  2. Розничный
  3. Фьючерсный (совокупность рынков отдельных товаров, где заключаются контракты на их поставки по ценам, ожидаемым на некоторую дату в будущем)

По уровню насыщения:

  1. Равновесный рынок - спрос и предложение примерно совпадают;
  2. Дефицитный рынок - спрос превышает предложение;
  3. Избыточный рынок - предложение превышает спрос;

По степени зрелости:

  1. Неразвитый рынок;
  2. Развитый рынок;
  3. Формирующийся рынок;

По степени ограниченности конкуренции:

  1. Свободный рынок - регулируется на основе свободной конкуренции независимых товаропроизводителей;
  2. Монополистический рынок - условия производства и обращений определяет группа монополий, между которыми сохраняется монополистическая конкуренция;
  3. Олигополистический рынок - это такой рынок, на котором большая часть выпускаемой продукции производится горсткой крупных фирм, каждая из которых достаточно велика для того, чтобы оказывать влияние на весь рынок своими собственными действиями;

 

По соответствию действующему законодательству:

  1. Легальный рынок (открытый, узаконенный);
  2. Нелегальный рынок («черный» и теневой)

 

1.3.  Функции рыночной экономики.

Интегрирующая функция состоит в соединении сферы производства (производителей), сферы потребления (потребителей), а также торговцев – посредников, во включении их в общий процесс активного обмена продуктами труда и услугами. Без рынка производство не может служить потреблению, а потребитель не сможет удовлетворить свои потребности.

Регулирующая функция. Она связана с рыночными способами достижения хозяйственного равновесия и установления нужных экономике пропорций. Рынок всякий раз даёт ответна вопросы: 

    1. что производить?(какие товары, какое количество)
    2. для кого производить?(как распределять материальные блага между членами общества)
    3. как производить? ( какими технологиями)

Важную роль в рыночном регулировании имеет  соотношение спроса и предложения, существенно влияющие на цены. Растет цена- это сигнал к сокращению производства, падает - сигнал к сокращению. В результате стихийные действия предпринимателей приводят к установлению более или  менее оптимальных экономических  пропорций.

На рынке  действует регулирующая «невидимая рука», о которой писал Адам Смит: «Предприниматель имеет в виду лишь свой собственный интерес, преследует собственную выгоду, причем в этом случае он невидимой рукой направляется к цели, которая совсем не входила в его намерения. Преследуя свои собственные интересы, он часто более действенным способом служит интересам общества, чем тогда, когда сознательно стремится служить им» 1.

Стимулирующая функция. В этой функции рынок побуждает к активной хозяйственной деятельности. Он нацеливает на эффективное использование ресурсов, экономию затрат, соразмерность доходов и расходов, постоянное регулирование на спрос. Выполнение рынком стимулирующей функции очень важно для развития экономики. «Без давления рынка работники предприятия будут избирать директорами не лучших специалистов, а наиболее популярных и менее требовательных людей» 2, а в результате произойдет падение объемов производства и уровня индивидуального материального благосостояния.

Ценообразующая (или эквивалентная) функция – это установление ценностных эквивалентов для обменов продуктов. При этом рынок сопоставляет индивидуальные затраты труда на производство товаров с общественным эталоном, т.е. соизмеряет затраты и результаты, выявляет ценность товара посредством определения не только количества затраченного труда, но и его пользы. Рынок признает лишь общественно необходимые затраты, только их согласен оплатить покупатель.

Контролирующая функция рынка выполняет роль главного контролера конечных результатов производства. На рынке выявляется, в какой мере нуждам покупателей соответствует не только количество, но и качество товаров и услуг.

Посредническая функция. Рынок помогает хозяйствующим субъектам найти друг друга, выявить однородные экономические интересы, договориться между собой, обеспечить обмен результатами деятельности. Он сводит между собой продавцов и покупателей.

Информационная функция дает участниками рынка через постоянно меняющиеся цены объективную информацию об общественно необходимом количестве, ассортименте и качестве тех товаров и услуг, которые поставляются на рынок. Это позволяет каждому предприятию постоянно сверять собственное производство с меняющимися условиями рынка.

Санирующая (оздоровительная) функция.  С помощью конкуренции рынок отчищает экономику от нежизнеспособных, устаревших предприятий и производств, даёт дорогу новым, перспективным хозяйственным формированиям. Выигрывают наиболее предприимчивые рыночные агенты. В целом происходит рост устойчивости и эффективности всего общественного производства.

Функция экономичности предполагает сокращение издержек обращения в сфере потребления (затрат покупателей на покупку товаров) и соразмерности спроса населения с заработной платой.

Функция реализации интересов рыночных субъектов обеспечивает взаимосвязь этих интересов по принципу, сформулированному А.Смитом: «Дай мне то, что мне нужно, и ты получишь то, что тебе нужно…» 3. Экономический интерес продавцов состоит в получении большого дохода, а покупателя – в удовлетворении потребности с наименьшими затратами. Соединение этих интересов предполагает обмен нужными друг другу полезностями и эквивалентность рыночной сделки.

 

Глава 2. Механизм рыночной экономики.

Основные элементы рыночного  механизма: цена, спрос, предложение:


 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Основные элементы рыночного  механизма.

 

2.1. Закон спроса, факторы, влияющие на спрос.

 

Спрос – это обобщающий термин, описывающий фактических  и потенциальных покупателей  товаров. Спрос можно рассматривать  как форму проявления потребностей людей, обеспеченных денежным эквивалентом. Как видно из рисунка ( стр.11), спрос включает в себя два элемента.

Спрос выражает собой не всю совокупность потребностей, а  лишь ту ее часть, которая подкреплена  покупательной способностью людей, т.е. денежным эквивалентом.

Закон спроса – закон, в соответствии с которым при увеличении цены на товар спрос на этот товар снижается при прочих неизменных факторах. Закон спроса может иметь отдельные исключения. Например, для некоторых престижных товаров небольшое увеличение цены иногда может приводить к повышению спроса, так как более высокая, по сравнению с аналогами, цена, создает у покупателя иллюзию того, что этот товар более качественный или модный. Закон спроса имеет общепринятое в экономической науке графическое отображение в виде графика спроса.

 

Данная зависимость называется кривой спроса. Кривая спроса отражает обратно  пропорциональную зависимость между  ценой и количеством блага, которое  покупатели хотят и могут приобрести за единицу времени.


 

 

Линия спроса

 

 На рисунке показана кривая спроса, в которой по горизонтальной оси отложены величина спроса, а по вертикальной – цена на них. Чем выше цена, тем меньше количество покупатели готовы приобрести какой-либо товар. Эта зависимость называется законом отрицательного наклона кривой спроса. С повышением цены объем спроса снижается по двум причинам. Первая причина – эффект замещения. Когда цена блага растет, то покупатель старается заменить его более дешевым. Вторая причина – эффект дохода. Когда цена на благо увеличивается, потребитель начинает чувствовать, что стал несколько беднее, чем прежде и снижаются возможности его ограниченного бюджета.

 

Спрос, являясь платежеспособной потребностью, на практике может принимать  различные виды:

    • Нерегулярный – спрос, основанный на сезонной, почасовой потребности (например, незагруженность транспорта днем, перегруженность в часы «пик»);
    • Нерациональный – спрос на товары, которые вредны для здоровья или антисоциальны (сигареты, наркотики, огнестрельное оружие);
    • Отрицательный – спрос, когда большая часть рынка недолюбливает товар или услугу (прививки, медицинские операции);
    • Скрытый – спрос, возникающий тогда, когда многие потребители испытывают желание в чем-либо, но не могут его удовлетворить, так как товаров и услуг на рынке недостаточно (безвредные сигареты, безопасные жилые районы, экологически чистый автомобиль);
    • Падающий спрос – явление постоянное (снижается посещаемость музеев, театров и т.п.).

Различают также реализованный, неудовлетворенный, формирующийся, ажиотажный, престижный, импульсивный и другие виды спроса.

На величину спроса влияет огромное количество факторов (детерминантов). Спрос зависит от:

    1. использования рекламы;
    2. моды и вкусов;
    3. ожидания потребителей;
    4. изменений предпочтений окружающей среды;
    5. доступности товаров;
    6. величины доходов;
    7. полезности вещи;
    8. цены установленной на взаимозаменяемые товары;
    9. а также зависит от количества населения.

 

2.2. Ценообразование на рынке.

 

Цена – денежное выражение  стоимости (ценности) товара. Величина цены товара зависит от стоимости (ценности) самого товара, а также от соотношения  спроса и предложения.

Цены устанавливаются  под воздействием ряда экономических  законов, прежде всего, закона стоимости, в соответствии с которым, в основе цены лежат общественно необходимые  затраты труда. 

Закон стоимости- экономический закон, согласно которому производство и обмен товаров происходят на основе их стоимости, величина которой определяется общественно необходимыми затратами труда.

 

На величину цены влияет закон спроса и предложения. Механизм его действия на цену проявляется  при несоответствии спроса и предложения  товаров в сфере обмена.

Ценообразование – процесс формирования цен на товары и услуги. Выделяют 2 основные модели:

  1. рыночная – функционирует на основе взаимодействия между спросом и предложением того или иного товара на рынке;
  2. централизованное государственное ценообразование – цена определяется государственным органом (затратное ценообразование).

 

Особенность рыночного механизма  состоит в том, что каждый его  элемент теснейшим образом связан с ценой. Она является основным его  инструментом, инструментом координации  и приспособления друг к другу  спроса и предложения.

Цена товара является ориентиром, на основе которого предприниматели  и потребители делают свой выбор, какой товар производить, какой  товар приобрести. Цены несут информацию о состоянии рынка для потребителей и для производителей.

 

 

 

 

 

2.3. Закон предложения, факторы, влияющие на предложение.

 

Предложение –совокупность товаров и услуг, представляемых на рынок в каждый данный момент времени. Оно объединяет всех производителей (продавцов), увязывая их в сферу бизнеса. Иногда предложение определяют как: «Совокупность товаров с определенными ценами, которые находятся на рынке (или в пути) и которые могут или намерены продать производители». 4(определение В. Видяпина и Г. Журавлевой). Таким образом, здесь предложение выступает как продукт, который находится на рынке или может быть доставлен на рынок.

Можно привести другое определение: предложение – это сумма товаров, которые производители готовы реализовать (продать) по альтернативным ценам. Предложение включает в себя, как видно из рисунка ( стр.11) , также как и спрос, два элемента.

 

Связь между ценой блага  и объемом его предложения  находит отражение в законе предложения. Закон предложение выражает прямую зависимость между ценой и  величиной предложения блага  в течение определенного периода.

Информация о работе Сущность рыночной экономики