Экономическая сущность цены как основная категория рыночной экономики

Автор: Пользователь скрыл имя, 15 Марта 2015 в 20:19, курсовая работа

Краткое описание

Целью работы является изучение формирования цены на вентиляционное оборудование и выработка предложения по повышению эффективности работы исследуемого предприятия.
Предметом исследования является формирование цены на вентиляционное оборудование. Объектом исследования является деятельность ООО «ВентМонтаж».
В работе использовались монографический, статистический и расчетно-конструктивный методы исследования.

Оглавление

Введение

3
ГЛАВА 1. Теоретические аспекты темы «Экономической сущность цены как основная категория рыночной экономики предприятия»

4
1.1 Понятие экономической сущности цены. Ее состав и роль в экономике предприятия

4
1.2 Виды цен

6
1.3 Методика анализа доходов

9
ГЛАВА 2. Организационно-экономическая характеристика ООО «ВентМонтаж»

2.1 Организационная характеристика ООО «ВентМонтаж»

2.2 Анализ результатов деятельности ООО «ВентМонтаж»

ГЛАВА 3. Пути повышения эффективности деятельности ООО «ВентМонтаж»

3.1 Анализ цен на рынке вентиляционного оборудования

3.2 Предложения по повышению эффективности деятельности ООО «ВентМонтаж»

Заключение

Список использованных источников

Файлы: 1 файл

Курсовик3.doc

— 301.50 Кб (Скачать)

Министерство образования и науки Российской Федерации

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

«Российский экономический университет имени Г.В. Плеханова»

Курский филиал

 

 

 

 

 

 

КУРСОВАЯ РАБОТА

 

по учебной дисциплине «Экономика организации»

на тему «Экономическая сущность цены как основная категория рыночной экономики»

 

 

 

Выполнила:

студентка группы 1 бух «А»

очной формы обучения

специальности бухгалтер

Шинкарева Анна Андреевна

 

Руководитель:

 

(ученая степень, ученое звание/должность, Ф.И.О.)

 

 

Отметка о допуске к защите _________________

 

«____»_______________2014 г.         ___________________________

(Подпись руководителя)

 

 

Курсовая работа защищена с оценкой  _________________

 

«____»_______________2014 г.         ___________________________

(Подпись руководителя)

 

 

 

 

 

 

 

 

Курск-2014

 

СОДЕРЖАНИЕ

 

Введение

 

3

ГЛАВА 1. Теоретические аспекты темы «Экономической сущность цены как основная категория рыночной экономики предприятия»

 

4

1.1 Понятие экономической сущности цены. Ее состав и роль в экономике предприятия

 

4

1.2 Виды цен

 

6

1.3 Методика анализа доходов

 

9

ГЛАВА 2. Организационно-экономическая характеристика ООО «ВентМонтаж»

   

2.1 Организационная характеристика  ООО «ВентМонтаж»

   

2.2 Анализ результатов деятельности ООО «ВентМонтаж»

   

ГЛАВА 3. Пути повышения эффективности деятельности ООО «ВентМонтаж»

   

3.1 Анализ цен на рынке  вентиляционного оборудования

   

3.2 Предложения по повышению  эффективности деятельности ООО  «ВентМонтаж»

   

Заключение

   

Список использованных источников

   

 

 

 

ВВЕДЕНИЕ

 

Актуальность темы заключается в том, что в условиях рыночной экономики цена имеет ключевое значение для любых хозяйствующих субъектов. Она является главным ограничителем издержек предприятия и индикатором целесообразности деятельности при фактическом уровне затрат. На основе цены, ее изменения, принимают решения, касающиеся текущей деятельности предприятия и стратегии на будущее. В силу этого, проблемы рыночного механизма формирования цен, сущность цен представляют большой практический интерес для всех участников рынка.

Цены определяют структуру производства, оказывают воздействие на движение материальных потоков, влияют на распределение товарной массы, создают объемы производства, прибыли и рентабельности и т. п. Грамотная ценовая политика, ценовая стратегия и тактика – основа успешной деятельности любого предприятия, особенно если предприятие выходит на внешний рынок.

Цена представляет собой экономическую категорию, означающую сумму денег, за которой продавец хочет продать, а покупатель готов купить товар. Цена определенного количества товара составляет его стоимость, отсюда цена – денежная стоимость товара. Когда единица конкретного товара обменивается на определенное количество другого товара, это последнее становится товарной ценой данного товара.

Целью работы является изучение формирования цены на вентиляционное оборудование и выработка предложения по повышению эффективности работы исследуемого предприятия.

Предметом исследования является формирование цены на вентиляционное оборудование. Объектом исследования является деятельность ООО «ВентМонтаж».

В работе использовались монографический, статистический и расчетно-конструктивный методы исследования.

В первой главе рассматриваются теоретические аспекты категории «цена», методика анализа доходов. Во второй главе делается анализ деятельности предприятия. В третьей главе исследуется состояние рынка вентиляционного оборудования и делаются предложения по повышению эффективности деятельности ООО «ВентМонтаж».

 

 

ГЛАВА 1. Теоретические аспекты экономической сущности цены, как основной категории рыночной экономики

 

1.1 Понятие экономической сущности цены. Ее роль в экономике предприятия

 

Цена как экономическая категория отражает экономические отношения между производителем и потребителем, между продавцом и покупателем товара по поводу его производства и реализации. Существует несколько теоретических подходов к объяснению экономической сущности (природы) цены. Наиболее разработанными являются два подхода. Первый подход можно определить как производственный (затратный), а второй как непосредственно рыночный (полезностный).

В соответствии с первым (затратным) подходом цена представляет собой результат действия закона стоимости. Стоимость, являясь категорией товарного производства, находит свое выражение в форме цены. Исходя из этого, «цена есть денежное выражение стоимости товара». Цена формируется под влиянием производственных затрат, связанных с производством и реализацией конкретных товаров. Иными словами, стоимостная теория рассматривает сущность цены в первую очередь с позиций производителя товара.

В соответствии со вторым подходом оценка товара (блага) осуществляется в рыночных условиях каждым конкретным потребителем на основе субъективной ценности (полезности) данного товара. В науке данная теория цены представлена в виде «теории предельной полезности» либо «субъективной теории ценности». Субъективная теория ценности раскрывает экономическую сущность цены с позиции потребителя. То есть потребитель предъявляет спрос только на тот товар, который, по его субъективному мнению, имеет необходимую полезность. В соответствии с этой теорией сущностную основу цены составляет ценность (полезность) товара. Определение же цены в этой теории следующее: «цена это форма выражения ценности благ (товаров), проявляющаяся в обмене».

В последнее время рассмотрение сущности цены опускается в практическую плоскость, на микроуровень. А цена определяется как «количество денег (благ, ценностей), за которое конкретный продавец согласен продать, а конкретный покупатель готов купить данный товар». Однако данная формулировка цены не противоречит рассмотренным выше определениям цены. Здесь акцент смещен лишь на конкретные рыночные условия.

Цены представляют собой не только индивидуальную, личную, но и общественную, социальную категорию. Они регулируют как отдельные покупки и продажи товаров потребителям, так и экономические процессы, в целом, включая производство, распределение товаров, обмен или потребление благ, оказание услуг. Государство, даже в рыночной экономике, вмешивается в отдельных случаях в процесс формирования цен на разных уровнях. Это происходит в условиях монополизации рынка, наличия на рынке нескольких крупных производителей продавцов (если доля одного на соответствующем рынке составляет более 35 процентов). Комитеты по тарифам и ценам в регионах ограничивают рост цен и тарифов на отдельные услуги. Государство вмешивается в цены при их значительном росте, что является источником социальной напряженности (если стоимость продукции увеличивается больше, чем на 30 процентов, то цены ограничиваются на период до трех месяцев). Государство может ограничивать уровень рентабельности для предприятий, находящихся в государственной собственности и тем самым, влиять на конкурентный рынок предложения конкретных товаров. Государство может вмешиваться в конъюнктуру отдельных рынков, выступая в качестве участника рынка в процессе интервенций (валютный рынок, зерновой рынок).

Косвенным образом государство влияет на цены через формирующиеся у предприятий затратные компоненты. Здесь государство может изменить ставку рефинансирования ЦБ РФ, в результате чего стоимость кредитов в экономике изменится, что повлияет на затраты предприятий, себестоимость продукции и формируемую цену в условиях конкуренции. Государство также может выдавать льготные кредиты и субсидии на определенные цели, которые также ведут к снижению затрат предприятия.

Но большинство рынков, особенно рынков промышленных товаров, не регулируются государством.

Цены зависят от типа рынка (чистая конкуренция, монополистическая конкуренция, монополия, олигополия), от уровня конкуренции (количества и местонахождения конкурентов), от объема спроса, эластичности спроса и предложения и других факторов.

Во многих отраслях и на многих рынках существует сезонность предложения или сезонность спроса.

Формирование цен является сложным процессом, в основе которого лежат психологические факторы (готовности продать или купить товар), различающиеся в той же мере, в которой люди отличаются друг от друга. Вместе с тем, выделены определенные закономерности и рычаги воздействия на уровень цены, которые имеют свои особенности и черты на каждом конкретном рынке.

 

1.2 Система цен и их классификация

 

Цены классифицируют по различным направлениям.

По сферам товарного обслуживания:

- оптовые цены, по которым предприятия реализуют в больших объемах продукцию промышленно-технического и потребительского назначения (между отраслями внутри оптовой сферы и из оптовой в розничную). При наличии разветвленной сети потребления товара оптимизировать продажу позволяют посреднические оптовые фирмы или организации (снабженческо-сбытовые организации, товарные биржи). При отсутствии потребности в посредниках поставщики и потребители устанавливают прямые хозяйственные связи;

- розничные цены, по которым товары реализуются конечному потребителю (в основном населению) в ограниченном количестве;

- закупочные цены, по которым государство покупает продукцию у сельскохозяйственных предприятий (фермеров);

- цены и тарифы на услуги. Тарифы могут относиться к сфере оптовой торговли (например, грузовые транспортные тарифы, фрахт) и розничной (пассажирские тарифы).

По способу отражения транспортных расходов:

- цены франко-отправления (на товары ограниченного производства и разветвленной сети потребления), включающие транспортные издержки до пункта магистрального транспорта (порта, железнодорожной станции), расходы на остальной путь покрывает покупатель;

- цены франко-назначения, включающие транспортные расходы до пункта назначения.

По формам продаж:

- контрактные (договорные) цены - цены фактической договоренности между продавцом и покупателем;

- биржевые котировки - это уровень цены товара, реализуемого через биржу. Цена биржевого товара складывается из биржевой котировки и надбавки (скидки) за качество, удаленность от места поставки;

- цены ярмарок и выставок (часто льготные);

- аукционные цены, отражающие ход продаж на аукционах (различают стартовые цены и продажные).

По стадиям продажи:

- цены предложения (цены продавца, или стартовые), по которым продавец желает продать товар. Как правило, это верхний предел диапазона возможных цен этого товара (за исключением аукционных и цен подряда), который корректируется в ходе переговоров с покупателем. Для некоторых товаров (машин, оборудования) цены предложения - единственный источник информации об уровне цен на рынке;

- цены спроса, по которым покупатель заинтересован приобрести товар;

- цены реализации (сделки, продажи, покупки) - фактические, или номинальные, цены. Их следует отличать от реальных, соотнесенных с уровнем дохода общества или общим уровнем цен.

По степени регулирования:

- жестко фиксированные (основной тип цен в условиях административно-командной экономики);

- регулируемые (допускаются изменения в определенных пределах, устанавливаются государством, как правило, на продукты повышенного социального назначения);

- свободные (не подвержены прямому вмешательству, формируются в соответствии с конъюнктурой рынка).

По степени устойчивости во времени:

- твердые: устанавливаются при заключении договора на весь срок действия;

- подвижные: зафиксированная в договоре цена меняется в момент поставки, если изменилась рыночная цена товара, установленная по оговоренному в контракте источнику;

- скользящие: в договоре устанавливается исходная цена и оговаривается порядок (формула) внесения поправок в случае изменения стоимости ценообразующих факторов. Скользящие цены применяются к товарам, требующим длительного срока изготовления;

- с последующей фиксацией: в договоре определяются условия фиксации и принцип определения уровня цены: периодичность фиксации, база фиксации, сроки согласования и осуществления фиксации.

В качестве базовой цены, ориентира для внесения поправок или фиксации уровня цены при заключении сделки используются:

Информация о работе Экономическая сущность цены как основная категория рыночной экономики